Сделай Сам Свою Работу на 5

Оценка параметров нервно-психического развития





Яндекс.Директ

HYPERLINK "http://an.yandex.ru/count/Ha3414QQ1iO40000ZhbScZi5XPw84vK2cm5kGxS2Am68jVdzqGQ9g6Yb1fYiJxo-dQ-EVmMMgmvzuRhgAZufzj7JqwQ628g_KY0n0Rsp-sns0Qe1fQzzSWEyfYhD0f6vqtMJ2e-pEpcG29-tlyhm3fCdeXgPOaACa7oIe91Gmw-GV9AKc1ebfu6fgASYNPcam00009C8h0gk-VB7v_o1Y_q4iB2k4li2iG6oW52vhuv_1RlnBp0TEQwHFG5u5W00?test-tag=67553"Написание курсовой со скидкойНаписание курсовой на заказ преподавателями ВУЗа. 100% гарантия! Заказывай!work5.ru

Контроль за нервно-психическим развитием проводится, как и оценка физического развития, в эпикризные сроки:

1-й год жизни – 1 раз в месяц

2-й год жизни – 1 раз в квартал

3-й год жизни – 2 раза в год

старше 3 лет – 1 раз в год

Нервно-психическое развитие и степень его гармоничности определяют методом диагностики (только на основании обследования развития умения) по ведущим линиям (показателям) развития и лишь уточняют и дополняют анамнестическими данными. За норму развития ребенка на первом году жизни принимают овладение умениями в пределах ±15 дней от паспортного возраста. Ранним или ускоренным развитием считается, если ребенок овладел умениями в более ранние возрастные сроки. Замедленное развитие констатируется при овладении ребенком умениями в более поздние возрастные сроки. На втором году жизни за нормальное развитие принимается формирование умений в пределах квартала; на третьем году жизни – в пределах полугодия.



Ведущими линиями нервно-психического развития на первом году жизни являются:

- новорожденные – 2,5-3 месяца - развитие зрительных, слуховых реакций - развитие положительных эмоций - движения общие
2,5-3 месяца – 5-6 месяцев - развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций - движения общие - движения руки - подготовительные этапы активной речи (гуление)
5-6 месяцев – 12 месяцев - общие движения - движения руки - активная речь - понимаемая речь - навыки
2-й год жизни - речь активная - речь понимаемая - сенсорное развитие - игра и действие с предметами - движения общие - навыки
3-й год жизни - речь активная (грамматика и вопросы) - сенсорное развитие - игра - движения - навыки

 

Для определения уровня развития детей до 3 лет разработана количественно-качественная градация, позволяющая объективно оценить развитие каждого ребенка (таблица 27).



Количественная оценка нервно-психического развития детей 0-3лет

Группы развития Характеристика группы
I 1. Опережение:- на 1 эпикризный срок – ускоренное развитие - на 2 эпикризных срока – высокое развитие   - гармоничное (опережение на одинаковое количество эпикризных сроков) - негармоничное (опережение на разное количество эпикризных сроков)   2. Нормальное развитие
II Отставание на 1 эпикризный срок1 степень – по 1-2 показателям 2 степень – по 3-4 показателям 3 степень – по большинству или всем показателям   - гармоничное - негармоничное
III Отставание на 2 эпикризных срока1 степень – по 1-2 показателям 2 степень – по 3-4 показателям 3 степень – по большинству или всем показателям   - гармоничное - негармоничное
IV Отставание на 3 эпикризных срока1 степень – по 1-2 показателям 2 степень – по 3-4 показателям 3 степень – по большинству или всем показателям   - гармоничное - негармоничное
V Отставание на 4 эпикризных срока1 степень – по 1-2 показателям 2 степень – по 3-4 показателям 3 степень – по большинству или всем показателям   - гармоничное - негармоничное

Дети, отнесенные в IV группу, должны расцениваться как имеющие пограничное с патологией состояние; дети, отнесенные в V группу нервно-психического развития, как дети с патологией.

В возрасте 3-7 лет ведущими линиями

нервно-психического развития являются:

- моторика, развитие и зрительная координация – равновесие при ходьбе, статическое равновесие, прыжок;

- развитие речи – звуковая культура речи, грамматически правильная речь, чтение стихов;



- познавательная деятельность – количество, счет, величина, ориентировка в пространстве и времени, ощущение цвета, конструирование, формирование общения;

- социально-культурное развитие – культурно-гигиенические навыки, самостоятельность, трудолюбие, игровая деятельность, взаимоотношения с окружающими;

- психическое здоровье.

Показатели психического здоровья детей раннего

И дошкольного возраста

1. Эмоциональный статус.

1.1. Преобладающее эмоциональное состояние (для детей первого года жизни): положительное, отрицательное, неустойчивое, малоэмоциональное.

1.2. Настроение (для детей 2-6 годов жизни):

а) бодрое, жизнерадостное (положительно относится к окружающим; с интересом, активно играет; дружелюбен; реакции эмоционально окрашены; часто (и адекватно) улыбается, смеется; охотно контактирует с окружающими, нет страхов);

б) спокойное (положительно относится к окружающим, спокоен, активен, реакции менее окрашены, чем при бодром настроении, менее контактен с окружающими или контактирует по своей инициативе);

в) раздражительное, возбужденное (плаксивость, раздражительность, неадекватно относится к окружающим, может быть бездеятелен или деятельность неустойчива, может вступать в конфликты, наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик, резкое покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты);

г) подавленное (вял, бездеятелен, пассивен, неконтактен, замкнут, грустен, может тихо долго плакать);

д) неустойчивое (может быть весел, засмеяться и быстро заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, быстро переходить от одного настроения к другому);

е) страхи (боится темноты, животных и т.д.).

2. Вегетативный статус.

2.1. Сон

а) засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное);

б) характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный);

в) длительность сна (укороченный, длительный, соответствует возрасту).

2.2. Аппетит: хороший, неустойчивый, плохой, повышенный, избирательный, отказ от пищи, много нелюбимых блюд, продуктов, отказ от еды в дошкольном учреждении, не умеет жевать, ест очень медленно, сосет пищу.

2.3. Характер бодрствования: активный, пассивный.

2.4. Боли, не связанные с определенными заболеваниями (кардиалгии, боли в животе и др.).

2.5. Потливость (повышенная): общая или рук, ног; постоянная или в минуты волнения.

·Психомоторная стабильность — наличие или отсутствие энуреза и/или энкопреза. При их наличии – ночной, дневной; постоянно или в связи с ситуацией.

·4. Особенности личности и индивидуальные особенности.

4.1. Взаимоотношения со взрослыми, детьми (положительные, отрицательные, отсутствие отношений, инициативные, ответные)

а) контактен, доброжелателен, агрессивен, груб, не понимает дистанции в общении со взрослыми, жесток в обращении с другими детьми, животными;

б) ласков, навязчив, любознателен, интересуется окружающим, инициативен в деятельности, стремится к получению результатов, легко обучаем;

в) нелюбознателен, безынициативен, деятельность неустойчивая.

4.2. Моторика, эмоции

а) подвижен, уравновешен, вынослив;

б) неуравновешен, вял, легко утомляется, возбудим;

в) двигательная расторможенность (прыгает на месте без цели, если волнуется, не может усидеть на месте, много лишних движений);

г) шумный, очень много говорит, возбужденный;

д) медлителен, заторможен, долго убирает игрушки, одевается и т.д.

4.3. Отрицательные привычки: раскачивается, злостно сосет пустышку, теребит одежду, теребит или выдергивает волосы, облизывает губы, грызет ногти, сосет палец, наморщивает нос или лоб, имеет нервные тики, часто мигает, онанирует.

 

Психическое здоровье оценивают как «без отклонений», если все параметры имеют положительную характеристику.

Оценку «незначительные отклонения» дают, если один, несколько или все параметры имеют отрицательную характеристику, но при этом известны причины (острое заболевание, вакцинация, стрессовая ситуация и т.д.); длительность отклонений не более 2 месяцев и представляется возможной медико-педагогическая коррекция.

Оценку «психическое здоровье с отклонениями» дают, если один, несколько или все показатели имеют отрицательную характеристику, неизвестны или есть постоянно действующие причины (врожденная патология, хроническое заболевание и др.); длительность отклонений более 2-3 месяцев, медико-педагогическая коррекция представляется затруднительной, необходимо дополнительное обследование и специальное длительное лечение.

Как известно, выделяют 4 этапа формирования психического здоровья:

1. Соматовегетативный этап — первые два года жизни. Зрелыми в этом периоде являются механизмы гомеостаза, сохраняющие нормальные отношения со средой. В первую очередь созревают механизмы, связанные с лимбической областью мозга и регулирующие инстинктивную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей в пище, воде, терморегуляции и др. Вскоре к ним подключаются механизмы, отвечающие за эмоциональные отношения. При предъявлении повышенных требований к действующим механизмам происходит их срыв. Например, избыточное питание может извратить пищевой инстинкт, а инфекции — нарушить терморегуляцию и вегетативные функции, что на последующих этапах может привести к аномалиям формирования более сложных систем, к задержке развития и даже к дизонтогенезу.

·Психомоторный (сенсорный) этап — 3-6 годы жизни, в течение которого на первый план выступает двигательная активность. Она является основной характеристикой ребенка от 2 до 6 лет. Мозг ребенка в данный период может форсировать огромный объем информации с первого предъявления, резко возрастает роль второй сигнальной системы. Число используемых фраз и их вариаций неуклонно растет, хотя смысловое значение их для ребенка остается недостаточно понятным. В этот период формируется мимическая выразительность, склонность к подражанию деятельности окружающих, пластичность и автоматизм в движениях, навыки первых трудовых актов, направленных на самообслуживание и помощь взрослым. Чем активней используется инициатива ребенка в данный период, тем больше оснований ожидать от него в дальнейшем целенаправленной деятельности: аккуратность, самодисциплина станут устойчивой характеристикой личности в будущем. Ограничение активности, стремление одеть, накормить могут привести к задержке развития речи, пассивности, эгоцентризму, неприспособленности при решении простейших жизненных задач.

·Этап формирования стабильного эмоционального фона, дифференциации и индивидуализирования чувственной сферы характерен для детей 7-10 лет, когда у них появляются стабильные эмоциональные привязанности, эстетические представления, развиваются те или иные наклонности. В этом возрасте дети особенно впечатлительны, легко ранимы.

·Аффективно-идеаторный этап — наступает у детей в возрасте 11-12 лет, продолжаясь на протяжении всей жизни. Наряду с завершением формирования аффективной сферы на данном этапе формируются абстрактно-логические конструкции, ценность установки, происходит половое созревание, усиливается влечение. Отмечается стремление подростков к независимости, самостоятельности в решении вопросов, касающихся собственной личности.

 

Переход одного этапа в другой, как известно, сопровождается повышенной чувствительностью и ранимостью психики ребенка, т.е. возрастными кризисами. Так как периодов 4, то между ними выделяют 3 возрастных криза.

В период первого (от 2 до 4 лет) неблагоприятное воздействие внешней среды и нарушение внутренней регуляции может привести к срыву соматических и вегетативных механизмов, к задержке развития моторных функций и речи, нарушению сна, инстинктивной деятельности, закономерности формирования последующих этапов развития психики.

В период второго возрастного криза (7-8 лет) вредные воздействия могут привести к двигательной расторможенности, задержке и дефектам развития речи, заиканию (нередкой формой реакции на новую ситуацию является избирательный мутизм). Следует отметить, что повышенная двигательная активность у ребенка после 7 лет является сигналом задержки развития, ибо она не всегда носит целенаправленный характер, обычно сопровождается недифференцированными эмоциональными реакциями, отсутствием у ребенка чувственной привязанности.

В период третьего возрастного (пубертантного) криза, который совпадает с половым созреванием, наибольшее значение имеют раздражители чувственного плана. Поэтому, в коррекции поведения ребенка решающую роль играют не рационально-логические требования, а воздействия на его чувственные механизмы восприятия и познавания мира.

В целом, при оценке нервно-психического развития детей старше 3 лет оно расценивается как соответствующее норме или с отклонениями.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.