Сделай Сам Свою Работу на 5

Диспансерное наблюдение за недоношенными детьми





  1. Перевод недоношенных детей на II этап выхаживанияопределяется возрастом в днях, массой тела, клиническим состоянием.


Недоношенные дети с массой тела до 1500 гр подлежат переводу отделения II этапа на 7 – 8-й день после рождения, дети с массой тела выше 1500 гр и новорожденные с заболеваниями неинфекционной этиологии, родившиеся с массой тело до 2500 гр, подлежат переводу на 5 – 6-й день после рождения.

Перевод новорожденных из родовспомогательных учреждений производится после согласования с заведующим специализированным отделением или главным врачом больницы, куда переводится ребенок.

  1. Выписка недоношенных детей из специализированных отделений II этапа


на педиатрический участок осуществляется при отсутствии противопоказаний, наличии стойкой адаптации к внешней среде (самостоятельное сосание, регулярная прибавка массы тела (при выписке 2200—2300 г и более), достаточная терморегуляция) и, как правило, после вакцинации БЦЖ. Выписку детей, которым прививки БЦЖ не делали, осуществляют только с разрешения противотуберкулезного диспансера.


Физическое развитие характеризуется более высокими темпами нарастания массы и длины тела в течение первого года жизни. Чем меньше масса тела и длина недоношенного при рождении, тем интенсивнее увеличение этих показателей в течение года. К концу первого года жизни масса тела увеличивается следующим образом:




при массе тела новорожденного 800 – 1000 г – в 8 – 10 раз;
при массе тела новорожденного 1001 – 1500 г – в 6 – 7 раз;
при массе тела новорожденного 1501 – 2000 г – в 5 – 7 раз;
при массе тела новорожденного 2001 – 2500 г – в 4 – 5 раз.

 

В этот же возрастной период рост недоношенного 65 – 75 см, т.е. увеличивается на 30 – 35 см.

Масса тела нарастает неравномерно. Первый месяц жизни оказывается наиболее сложным периодом адаптации, особенно для глубоко недоношенного ребенка. Первоначальная масса тела у него уменьшается на 10 – 12 % (у доношенного на 5 – 7%); восстановление происходит медленно: у недоношенных III – IV степени нередко масса тела достигает первоначальных цифр лишь к концу 1-го месяца жизни и более интенсивно начинает увеличиваться со 2-го месяца.

Несмотря на высокие темпы развития, первые 2 – 3 года жизни недоношенные дети по показателям массы тела и роста отстают от сверстников, родившихся доношенными. В дальнейшем у детей, рожденных преждевременно, чаще наблюдаются астения и инфантильность. Но ряд детей имеет показатели физического развития, соответствующие доношенным сверстникам.



Дети со II –III степенью недоношенности начинают фиксировать взор, удерживать голову, переворачиваться, самостоятельно вставать и ходить, произносить первые слова на 1 – 3 мес позже своих доношенных сверстников и догоняют их в течение 2-го года жизни (дети с I степенью недоношенности – к концу 1-го года).

 

Диспансерное наблюдение за недоношенными детьми в условиях поликлиники предполагает:

1. дифференцированный контроль за:
физическим и нервно-психическим развитием,

показателями периферической крови,

  1. систематические осмотры специалистами:
    невропатолог,
    ортопед,
    окулист,
    по показаниям — хирург, аллерголог и т. п.
  1. индивидуальные оздоровительные и закаливающие процедуры в зависимости от наличия нарушений развития,
  2. подбор адекватной профилактики рахита и анемии,
  3. индивидуального прививочного календаря.

 

Первичный патронаж к недоношенному ребенку должен быть осуществлен в 1-е сутки после выписки из роддома. Кратность наблюдения врачом на дому – не менее 4 раз за 1-й месяц, патронажной сестрой – в 1-ю половину месяца ежедневно, во 2-ю – через день; 2 раза в месяц в I полугодии; 1 раз в месяц во II полугодии; 2 – й и последующие годы – 1 раз в 2 – 3 меся на втором году, затем 2 раза в год.

Врач и сестра следят за динамикой массы тела, проводят коррекцию питания, осуществляют мероприятия по профилактике рахита, гипотрофии, анемии и других заболеваний.





Вакцинация
при I степени недоношенности проводится согласно календарю прививок, при II – III – IV степени – по индивидуальному плану.

Большинство недоношенных детей не получают в родильном доме вакцину БЦЖ. Вопрос о начале вакцинации решается строго индивидуально, по достижении массы тела не менее 2000 гр. Как правило, вследствие перинатальных поражений ЦНС и частого развития анемии недоношенные дети не получают вакцину БЦЖ в роддоме, в этом случае прививка осуществляется в детской поликлинике или в стационаре вакциной БЦЖ-М.

Возможны случаи, когда вакцинация откладывается на срок более чем 2 месяца после рождения. Тогда прививку проводят при отрицательном результате туберкулиновой пробы сразу же после взятия пробы или в течение 2-х недель после.

Последующие прививки в зависимости от состояния здоровья ребенка проводят в комплексе (противополиомиелитная + АДС-М) или раздельно; коклюшный компонент (вакцина АКДС) у недоношенных применяют крайне редко вследствие наибольшей вероятности развития постпрививочных осложнений.

Время начала прививок определяют с участием невропатолога и иммунолога. Учитывается возможный риск аллергических реакций, прививки детям часто проводят «под защитой» антигистаминных препаратов, препаратов кальция (при экссудативном диатезе).


10) Нервно-психическое развитие детей первого года жизни

Возраст Навыки 1 месяц

  • Движения глаз становятся координированными, ребенок фиксирует взгляд на ярких предметах и лице взрослого.
  • Резкий звук вызывает вздрагивание и мигание; намечается слуховое сосредоточение.
  • Малыш начинает издавать какие-то неопределенные звуки; появляется улыбка в ответ на разговор взрослого; крик приобретает некоторый эмоциональный оттенок.
  • Попытки удержать голову прямо при вертикальном положении тела удаются ребенку на несколько секунд.
  • Лежа на животе, он пытается приподнимать и удерживать голову.
  • Потягивается.
  • Упирается ножками, поддерживаемый под мышки

.

  • Феномен ползания и тонический рефлекс рук держатся.
  • Спит около 20 часов в сутки.

2 месяца

  • Отчетливо выявляется способность зрительного и слухового сосредоточения; ребенок гораздо лучше следит глазами за двигающимся предметом, поворачивает голову на человеческий голос, прекращает сосание при показывании ему яркого предмета.
  • Рассматривает висящие над ним игрушки (над грудью примерно на расстоянии 50-70 см).
  • Малыш хорошо поднимает голову и при лежании на животе приподнимает грудь; удерживает 1-1,5 минуты голову в вертикальном положении; поддерживаемый под мышки, долго стоит ,не подгибая ножек.
  • Исчезают симптом ползания и тонический рефлекс рук.
  • Эмоциональные реакции становятся более разнообразными: малыш улыбается в ответ на улыбку, разговор, тормошение и т.д.; гулит более определенно.
  • Начинает удерживать предметы всей рукой. Таким образом, двигательные реакции приобретают некоторую целесообразность.

3 месяца

  • Ребенок зрительно сосредоточивается и следит за предметом, находясь в вертикальном положении более длительное время - 5-6 минут.
  • Четко улавливает направление звука, поворачивая голову в сторону последнего.
  • Наблюдавшееся ранее "беспорядочное искание" ртом материнской груди сменяется открыванием рта при приближении к груди, при виде бутылочки или ложечки (условный рефлекс).
  • В ответ на разговор взрослого с ним проявляет радость: улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками (комплекс оживления).
  • Случайно наталкивается руками на игрушку, низко висящую над его грудью.
  • Поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, в твердую поверхность.
  • Лежа на животе, малыш приподнимает туловище, опираясь на локти и предплечья; сидит при поддержке за таз; переворачивается со спины на бок; свободно держит голову.
  • Движения рук становятся свободными и целесообразными: он тянет предметы в рот, ощупывает пеленку, тянется к игрушкам и т.д.
  • Ребенок иногда узнает мать.
  • Смеется в хорошем настроении и криком выражает неудовольствие, если его оставляют одного или укладывают в кроватку, когда он не хочет спать.
  • Гуление становится разнообразным.
  • Музыкальные звуки вызывают у малыша положительные эмоции.

4 месяца

  • Лежа на животе, ребенок хорошо следит за движущимся предметом, ощупывает материнскую грудь, реагирует своим поведением на незнакомое лицо.
  • Во время кормления придерживает руками бутылочку или грудь матери.
  • Во время бодрствования часто улыбается, издает громкие звуки, много двигается (комплекс оживления).
  • Громко смеется, когда с ним играют.
  • Исчезает физиологическая гипертония мышц ног.
  • Движения становятся более дифференцированными и более свободными: приподнимаясь на руках, малыш опирается только на ладони; поворачивается со спины на живот; делает "мост"; хватает, гладит и удерживает предметы.
  • Рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над его грудью игрушки.
  • Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки.
  • Неудовольствие выражается хныканьем.

5 месяцев

  • Ребенок отлично знает мать, по-разному реагирует на знакомые и чужие лица, не берет чужую грудь, уверенно хватает предметы и тянет их в рот.
  • Различает тон, с которым к нему обращаются.
  • Во время бодрствования подолгу певуче гулит.
  • Малыш хорошо сидит, придерживаясь за что-нибудь руками, но при сидении его спина может быть сильно согнута (симптом "складного ножа").
  • Взятый под мышки, ребенок стоит прямо, не подгибая ножек; делает попытки стянуть накинутую на лицо пеленку.
  • В каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20-30 секунд.

6 месяцев

  • Ребенок переворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, пытается ползать на четвереньках, поднимается на ножки при подтягивании его за руки; поддерживаемый за грудь, делает первые попытки переступать.
  • Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук игрушку, сбрасывает пеленку с лица.
  • Эмоциональные проявления более разнообразны.
  • Первые попытки произносить слоги - "ба","ма" и т.д.
  • Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

7 месяцев

  • Ребенок тянется к своему отражению в зеркале.
  • Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении.
  • Поднимается на четвереньки; ползает; самостоятельно сидит; встает на колени, цепляясь руками за сетку манежа; поддерживаемый под мышки, хорошо переступает.
  • Движения становятся более целеустремленными.
  • Малыш перекладывает предмет из руки в руку, постукивает игрушкой об игрушку и т.д.
  • Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок: ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки матери и знакомым.
  • Появляются повторения слогов - "ба-ба-ба", "ма-ма-ма" и т.д.
  • На вопрос "где?" ищет и находит взглядом предмет (неоднократно называемый и постоянно находящийся в определенном месте).

8 месяцев

  • Ребенок интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему, ищет взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде новых предметов.
  • Он уже самостоятельно садится и из сидячего положения ложится; встает, цепляясь за барьер.
  • Стоит, придерживаемый за одну ручку; поддерживаемый за обе руки и цепляясь за спинку кроватки, делает попытки ходить.
  • По просьбе взрослого выполняет разученные с ним движения ("ладушки", "до свидания", "дай ручки" и т.д.).
  • Во время бодрствования долго занимается с игрушками.
  • Ест сухарик, который сам держит в руке; пьет из чашки, которую держит взрослый.

9 месяцев

  • Малыш ищет спрятанный под пеленку или упавший предмет; делает попытки стоять без опоры и переходить от одного предмета мебели к другому, слегка придерживаясь за них руками.
  • Хорошо ходит, поддерживаемый за обе руки; садится из вертикального положения; встает на колени.
  • Для ребенка в этом возрасте оказываются доступными некоторые элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки; следит за падением бросаемых предметов; щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого, и т.д.
  • Подражает взрослому - повторяет за ним слоги.
  • На вопрос "где?" отыскивает несколько знакомых предметов, независимо от их местоположения.
  • Знает свое имя - оборачивается на зов.
  • С предметами обращается по-разному в зависимости от их свойств: катает шар, вынимает один предмет из другого, сжимает и разжимает резиновую игрушку.
  • Хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, и сам слегка придерживает ее руками.

10 месяцев

  • Ребенок стоит и поднимается без опоры; хорошо ходит вдоль опоры и делает попытки ходить за одну ручку; подражает движениям взрослых; открывает и закрывает дверцы; берет мелкие предметы двумя пальцами; не отдает отбираемую у него игрушку и т.д.
  • Малыш называет отдельными, но всегда одними и теми же слогами различные предметы, например, собаку -"ав", корову -"му" и т.д.; произносит наиболее легкие слова - "мама","баба";выполняет простые требования; понимает запрещение.
  • Входит на лесенку (3-4 ступеньки) держась за перила.

11 месяцев

  • Употребляет первые слова-обозначения ("ав-ав", "кис-кис", "дай").
  • Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос "где киса?" приносит и дает плюшевую, меховую, резиновую игрушку-кошку).
  • По предложению взрослого выполняет разученные действия с сюжетными игрушками (покачай лялю, покажи у кисы глазки).
  • Овладевает новыми действиями с предметами: накладывает один кубик на другой, разбирает и собирает пирамидку.
  • Стоит самостоятельно.
  • Пытается снять носок; приседает без опоры; нагибается при поднимании предмета без приседания; хорошо ходит за руку.

12 месяцев

  • Легко подражает новым слогам, употребляет около 10 слов.
  • Увеличивает запас понимаемых слов, понимает по слову (без жеста) названия нескольких предметов, разученных действий и знает имена нескольких взрослых и детей (где мама? где Таня? как ляля пляшет? покорми кису и т.д.).
  • Указывает части тела, выполняет большое количество требований.
  • Самостоятельно ходит (встает, идет, садится - все самостоятельно и не от предмета к предмету).
  • Пьет из чашки, сам держит ее.

 

10. Показатели нервно-психического развития ребенка первого года жизни Зрительно-ориентировочные реакции • 1 месяц—кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним. • 2 месяца — следит взором за движущимися предметами, игрушками. • 3 месяца — фиксирует взгляд на неподвижных предметах, находясь в любых положениях. • 4 месяца — узнает мать. • 5 месяцев — отличает своих от чужих. Слуховые ориентировочные реакции • 1 месяц — вздрагивает при резком звуке или сигнале мигалки. • 2 месяца — прислушивается. • 3 месяца — различает тон, с которым к нему обращаются. Эмоции • 1 месяц — первая улыбка. • 2 месяца — улыбается в ответ на речь взрослого. • 3 месяца — в ответ на разговор проявляет радость улыбкой, оживленными движениями, звуками (комплекс оживления). • 4 месяц — громко смеется. Общие движения • 1 месяц — попытки держать голову, лежа на животе. • 2 месяца — хорошо держит голову 1—2 минуты в вертикальном положении. • 3 месяца — хорошо удерживает голову, лежа на животе. Есть упор ног. • 4 месяца — поворачивается со спины на живот. • 5 месяцев — стоит, не подгибая ног, при поддержке подмышками, поворачивается со спины на живот. • 6 месяцев — поворачивается с живота на спину, подползает. • 7 месяцев — хорошо ползает. • 8 месяцев — самостоятельно садится, сидит и опускается, самостоятельно встает у опоры и ходит, держась за барьер. • 9 месяцев — ходит при поддержке за обе руки. • 10 месяцев — влезает на небольшую поверхность и слезает с нее. • 11 месяцев — стоит самостоятельно без опоры. • 12 месяцев — ходит самостоятельно. Движения руки и действия с предметами • 3 месяца — случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью. • 4 месяца — захватывает подвешенную игрушку. • 5 месяцев — четко берет игрушку, висящую над грудью. • 6 месяцев — свободно берет игрушку из разных положений. • 7 месяцев — постукивает игрушкой об игрушку, перекладывает игрушку из одной руки в другую. • 8 месяцев — долго занимается игрушками. • 9 месяцев — действует с предметами по-разному: катает, вынимает в зависимости от свойств. •10 месяцев — открывает, закрывает (коробку, матрешки), вкладывает один предмет в другой. • 11 месяцев — складывает кубики, снимает и надевает кольца пирамидки. Подготовительные этапы развития активной речи • 3 месяца — начинает гулить. • 4 месяца — длительно гулит. • 5 месяцев — продолжает долго гулить. 6 месяцев — произносит слоги «ма», «ба», начало лепета. 7 месяцев — произносит слоги «ма», «ба», много лепечет. • 8 месяцев — произносит слоги «ма», «ба», громко повторяет различные слоги. 9 месяцев — подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете. • 10 месяцев — подражает разным слогам взрослого. • 11 месяцев — произносит первые слова — обозначения «мама», «киса», «ав-ав». • 12 месяцев — произносит 8—10 слов. Понимание речи • 7 месяцев — на вопрос «где» находит знакомый предмет в постоянно расположенном месте. • 8 месяцев — по просьбе взрослого выполняет «ладушки», «до свидания». • 9 месяцев — знает свое имя. На вопрос «где» находит и достает игрушки. • 10 месяцев — знает назначение частей тела. Дает знакомый предмет по просьбе взрослого. • 11 месяцев — выполняет элементарные требования взрослого. • 12 месяцев — увеличивает запас понимаемых слов и выполнение требований взрослого. Навыки и умения в процессах • 6 месяцев — снимает губами пищу с ложки при кормлении. • 7 месяцев — пьет из чашки • 8 месяцев — сам ест и держит корочку хлеба. • 9 месяцев — умеет пить из чашки, слегка придерживая ее рукой. • 10 месяцев — пьет из чашки. • 11—12 месяцев — сам берет и пьет из чашки.      

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.