Сделай Сам Свою Работу на 5

Концепция развития бизнес организации





Современная концепция бизнес организации основывается на централизации собственником пяти функций, которые определяют стратегические перспективы и приоритеты развития бизнеса, как организационного комплекса. Здесь среди них выделяются уже не внутренние системы организации, а ее подразделения, структурные составляющие, самостоятельные образования, обеспечивающие достижение общих целей эффективного функционирования и развития. Такие первичные организации позиционируются на внутреннем, среднем и внешнем уровнях комплекса, отражающих ту или иную степень взаимодействия. Так, на внутреннем уровне размещаются составляющие, обеспечивающие основной потенциал развития всего комплекса. Их деятельность ориентирована на перспективу и, на данном этапе, может не только не приносить реальной прибыли, но и в течение какого- то периода быть планово убыточной. Это связано с необходимостью наработки технико-технологического задела функционирования комплекса и может компенсироваться за счет других уровней. Главное, что дает внутренний уровень, заключается в разработке и реализации конкретного предложения в ответ на прогнозируемые перемены конъюнктуры рынка.



Чаще всего этот подход применяется именно к бизнес организациям, целенаправленно формирующим и активно эксплуатирующим сложно структурированные системы многоуровневого, инвариантно коммутированного и гибко трансформируемого строения. Общим и достаточно универсальным представлением такой структуры может служить базовая модель бизнес организации, представленная на рис.2.1.4. В соответствии с предложенным подходом, она выделяет три основных уровня, на которых позиционируются:

q формирование исследовательских, конструкторских, опытных подразделений, основных и вспомогательных производств с ограниченно дифференцированной самостоятельностью;

q самостоятельные структурные единицы, обеспечивающие функционирование организации на основе коммерческого самофинансирования и эффективного использования ресурсов;

q дочерние и самостоятельные учреждения и предприятия различных форм, ориентированные на извлечение максимальной прибыли и ее реинвестиции в бизнес.



Причем, каждая бизнес организация, позиционированная на любом из уровней, проецируется как минимум еще на три структуры, определяющих ее стратегические связи: собственности, кооперации и коммерции. Эти различные виды взаимосвязи отражены на рис. 2.1.4. . Понятно, что подобных структур может быть и больше, но главное не их количество, а возможности построения различных конфигураций бизнес организации, обеспеченные данными структурами.

Локомотивом базовой модели бизнес организации становится официально или латентно действующий холдинг, контролирующий пять основных функций: стратегическую, финансовую, информационную, координирующую и маркетинговую. Используемые им отношения собственности допускают самые разнообразные формы взаимодействия, контроля, управления отдельными бизнес организациями, дополняемые возможностями прямого или косвенного участия в них реальных владельцев. Самое общее представление построения и функционирования такой структуры бизнес организации отражено на рисунке следующим образом:



 
 

 


Рис. 2.1.4. Базовая модель развития бизнес организации


Представленная на рис.2.1.4. модель отражает не только развитие общей конфигурации бизнес организации, но и во многом предопределяет каждую из объединяемых ею составляющих. Так, позиционирование на первом уровне исследовательских, конструкторских, экспериментальных, опытных подразделений организации (а также заготовительных, основных и вспомогательных производств с дифференцированно ограниченной степенью хозяйственной самостоятельности) рассматривается в качестве технико-технологической платформы длительного производственного цикла, которая, в частном случае, может планироваться и функционировать на основе целенаправленных вложений. Эта стратегия принимается сознательно и рассчитывается на эффективное использование разработанных здесь «ноу-хау» на других уровнях данной структуры или в других бизнес организациях.



Вторым уровнем рассматриваемой модели позиционируются самостоятельные структурные единицы организации, обеспечивающие функционирование организаций первого уровня на основе коммерческого самофинансирования и эффективного использования ресурсов. Здесь функционируют снабженческие, поставляющие, комплектующие, складские, транспортные, логистические, маркетинговые и другие специализированные организации. Они обеспечивают (по бизнес-плану менеджмента компании) эффективное взаимодействие принадлежащих ей предприятий первого уровня и взаимодействвие всей инфраструктуры бизнеса в целом. Причем, при условии эффективного выполнения этих задач такие организации получают право свободного участия в инициативном бизнесе, осуществляя, за счет получаемой прибыли амортизацию и модернизацию своих основных фондов.

На третьем уровне модели, представленной на рисунке 2.1.4. , позиционируются дочерние предприятия собственника и самостоятельные организации инновационных, венчурных и малых форм бизнеса. Данные предприятия ориентированы на извлечение максимальной прибыли. Именно она становится основным источником запланированных реинвестиций в любые из предприятий всех уровней с той стратегической перспективой, которая соответствует миссии данного предприятия. Существенными (на этом уровне реализации концепции) являются ярко выраженные тенденции оперативности, гибкости, мобильности бизнеса, проявляющиеся в создании значительного числа новых организаций, которые результативно функционируют в течение ограниченного периода времени и в последующем оперативно ликвидируются. Такая ориентация позволяет использовать эффективные механизмы оперативного реагирования на изменения конъюнктуры рынка, обеспечения устойчивой прибыльности предприятия, комплексного использования всего спектра преференций малого бизнеса [см. ПСМ-5 на стр. 345].

Представленная концепция создает условия для централизации функций менеджмента не только в таких жестко структурированных образованьях, как холдинг, но и в комплексном использовании бизнес потенциала других, явных и скрытых связей бизнес-организации. Эти связи проявляются в перманентно формируемых, целенаправленно совершенствуемых и конъюнктурно трансформируемых конструкциях учредительных договоров, протоколов о намерениях, соглашений о стратегическом партнерстве бизнес-организаций и процессов. Они обеспечивают действенность рыночных рычагов корректировки конфигурации, обусловливаемой развитием конкурентной среды, расширением свободы предпринимательства, содействием гармоничному развитию бизнеса, формированием отношений социального партнерства.

Конструктивные ресурсы формирования, адаптации и совершенствования представленной концепции развития бизнеса в конкретной организации исключительно разнообразны. На основе реализации представленной концепции организация получает возможности последовательно продуцировать тенденции стабилизации и развития, вырабатывать принципы и механизмы обеспечения ответственности в развитии бизнеса, устанавливает определенные правила и формирует общественное мнение. Вместе с тем, рыночные механизмы, заложенные в представленную концепцию, обеспечивают всемерную поддержку и расширение конкуренции, активно содействуют быстрому избавлению от неэффективных собственников и менеджеров, раскрывают потенциал совершенствования и развития предпринимательства.

В этом плане необходимо особо остановиться на роли среднего уровня комплексной модели развития бизнес организации, позиционирующего ее структурные подразделения и самостоятельные образования. Они не только необходимо обеспечивают функционирование всех его составляющих, но и (при соблюдении этого приоритета) получают возможность самостоятельной коммерческой деятельности. Такой подход к определению места и роли бизнес организаций позволяет эффективно решать ряд таких важных задач, как:

· специализация функций стратегического менеджмента организации;

· обеспечение комплексной модернизации производственного потенциала,

· диверсификации технологической ориентации производства;

· оптимизации системы производственной кооперации;

· реструктуризации состава и содержания организации;

· совершенствование и развитие механизма самофинансирования,

· повышение материальной заинтересованности персонала организаций,

· привлечение в организации наиболее квалифицированных кадров.

Идеология формирования и использования внешнего уровня комплексной модели развития бизнес организации направлена на расширение возможностей позиционирования вновь создаваемых или систематически обновляемых малых, инновационных, франчайзинговых, венчурных, сезонных и других высоко прибыльных организаций. Эксплуатируя производственно-технические наработки, доверие рынка к производственному потенциалу составляющих внутреннего уровня (и при этом имея обеспечение технико-технологическим и организационно-методическим сопровождением подразделений среднего уровня), они интенсивно отрабатывают прибыльные сегменты рынка с целью формирования и использования ресурсов реинвестиций в перспективное развитие всего комплекса.

Направления таких вложений, как и перспективы функционирования и развития комплекса в целом, определяются собственником и нанимаемым им менеджментом в ходе выделения, централизации и реализации пяти его стратегических функций. Именно они не только определяют реальные перспективы развития социально-экономической организации, но и во многом обуславливают содержание всего спектра воздействий, оказываемых на нее менеджментом. Целенаправленная постановка и реализация менеджментом организации, прежде всего, этих пяти функций объединяет все составляющие и подразделения трех уровней модели в единый комплекс. Естественно, что успешное решение этих задач во многом определяется не только собственно организацией, но и окружающей ее деловой средой, определяющей конкретные условия ведения бизнеса.


 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.