Сделай Сам Свою Работу на 5

Радиовещание в системе СМИ. Структурные и функциональные характеристики. Тенденции развития в современных условиях.-так сделать





Вопрос ГОС радио Особенности радио как средства массовой информации

Радиовещание в системе СМИ. Структурные и функциональные характеристики. Тенденции развития в современных условиях.-так сделать

Специфику каждого из СМИ целесообразно рассматривать по крайней мере по 4 позициям: по способу осуществления, выразительным средства, качествам канала, характеру потребления информации (аудиторные характеристики). Радиовещание следует прежде всего сравнивать с ТВ: оба этих средства по своей природе ближе друг к другу, чем к газете.

Способ осуществления: в звуке и только в звуке. Специфичность каждого канала СМИ связана с присущими ему возможностями осуществления: печатное слово и изобразительные средства для печати, звук (голос, музыка, рисующие шумы) для радио, звук и изображение для ТВ. Соответственно включаются и органы чувств: зрение, слух, слух и зрение.

Радио по своей природе акустическое средства, рассчитанное на аудирование, т.е. на одновременное слушание и понимание информации. Радиовещание осуществляется в звуке и только в звуке. Последнее ограничение составляет его специфику. Действительно, ведь ТВ в полной мере обладает звуком и плюс - изображением. Однако эта простая арифметика всего не объясняет. Изображение требует особого использования звука, требует порой поступиться некоторыми его возможностями, какие-то его потенциальные силы остаются невостребованными. Звук на ТВ часто играет вспомогательную роль.



Выразительные средства: устная речь, рисующие шуми, музыка, монтаж. Радиоречь должна донести до слушателя самую разнообразную информацию, оказать эмоциональное воздействие, сделать невидимое видимым (в этом смысле говорят о наглядности радиоречи, что, в общем, недопустимо на ТВ, где речь не должна подменять или дублировать изображение). Радиоречь по своей природе диалогична, она всегда предполагает собеседника - радиослушателя.

Шумы - отдельные звуковые снимки, звуковые картины бесконечно разнообразной звуками действительности. Шумы выполняют информационные, эмоциональные функции, выступают в роли исторического документа.

Музыка сочетается с текстом, усиливает те или иные эмоциональные стороны, служит монтажным элементом, создает наиболее благоприятный режим восприятия.



Оперативность радио, необратимость информации (как и на ТВ) - другие свойства.

Специфика потребления: совмещение слушания передач с другими занятиями повышает роль “ритма дня” как фактора обращения к радио, выбора программ - фоновый характер радио.

Радиовещание стало выполнять многие необычные для СМИ функции: оно будильник, который будит в приятной форме, спутник в автомашине, помощник, который в течение всего дня облегчает домашним хозяйкам их работу. Другие, основные функции радио: информирование, развлечение, эстетическая функция, коммуникация (общение), интегрирующая функция, социально-воспитательная (управленческая), образовательная.

Радио: государственное и негосударственное. Иновещание. Региональное, федеральное. В 90-е на ТВ и радиовещании РФ произошли перемены, усложнившие структуры телевизионных и радиовещательных программ. На уровне Федерации радио включало в себя программы “Радио России”, ряд новых программ по каналу “Радио-1”, круглосуточную программу радиостанции “Маяк”, программу “Радио-Орфей”, круглосуточный канал студии “Юность”. Новым как на радио, так и на ТВ стала персонификация программ, все большее преобладание получали “журналистские” ТВ и радио над “дикторским”, широкое использование в ТВ и радио форм “информационно-аналитичес>кого вещания”. На ТВ: “Итоги”, “Воскресенье”, “Подробности”, “Новости плюс” и др. Иновещание: радиокомпания “Голос России”. Она была создана в декабре 1993, на базе проработавшего свыше 60 лет в эфире Международного московского радио (МИР). В 1994 “Голос России” вещал на 46 языках. Много рекламы стало.



Радио всегда играло важнейшую, а подчас и ключевую роль в комплексе средств массовой информации страны. Его технические преимущества по-прежнему позволяют оставаться радио самым массовым СМК. Еженедельно, по данным целого ряда исследовательских компаний, «вольно или невольно, например, в общественных местах, радио слушают 82, 6% населения страны старше 12 лет».

Необходимо добавить, что приведенные данные относятся к эфирному радиовещанию (FM – радио). Проводное вещание постепенно становится достоянием истории. Этот вид вещания, при котором сигналы передаются по специальным радиопроводам, появилось в двадцатые годы прошлого века и быстро получило развитие. Со временем проводное вещание физически и морально устарело. Уже к началу 2000 года наблюдалось значительное сокращение числа радиоточек. Его содержание стало очень дорого и неэффективно, реконструировать его еще дороже - для того чтобы заново протянуть один километр проводов радиотрансляции на опорах, нужно затратить около полумиллиона рублей.

Преимущество эфирного вещания заключается, прежде всего, в высоком качестве передачи звука. По сравнению с проводным, эфирное вещание имеет значительно более широкийдиапазон воспроизводимых частот. Эфирное радио не подвержено воздействию стихийных явлений, не требует абонентской платы.

Благодаря переходу на эфирное радиовещание, радио может реализовывать свою основную отличительную функцию в отличие от других СМК – оперативность. Это преимущество эфирного радио учитывается и в государственном масштабе. Сообщения МЧС о чрезвычайных ситуациях сегодня распространяются через эфирное радио. Хотя функции радиовещания во многом совпадают и в эфирном, и проводном радиовещании, в силу своей распространенности и гораздо большему охвату аудитории, в данной работе речь пойдет об эфирном вещании, его особенностях, форме и содержании интерактива.

1. «В структуре современных СМИ радио всегда было и остается наиболее оперативным. Ни телевидение, ни кинематограф даже на рубеже 21 века не обладают техникой, позволяющей без предварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара с рассказом о событии и явлении любого характера уже в момент начала этого события».[1] Максимальная оперативность радио создает наилучшие условия для развития интерактивности, так как одним из важнейших свойств интерактивности является возможность синхронно отреагировать на полученную информацию.

2. Повсеместность и доступность : благодаря распространенности и доступности радиоприемных устройств есть возможность слушать радио, находясь территориально в разных местах ( дома, в транспорте, на улице) в любое время суток время. При этом, прослушивание эфирного радио бесплатно.

3. Разнообразие:«Любой слушатель в любом месте имеет доступ к большому числу радиопрограмм от 4-5 в маленьких городах до 25 в больших мегаполисах».

4. Интерактивность: «Благодаря телефону, Интернету и пейджеру оно позволяет аудитории в реальном времени, так или иначе влиять на эфир».

В системе СМИ радио, ориентированное, прежде всего, на аудиальное восприятие, воздействует более других на воображение человека. Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства и тем самым дает работу и мышлению, и неосознанным эмоциям. Иначе говоря, оно помогает человеку выйти из той эмоциональной «стабильности», в которую приводят его бесконечно повторяющиеся, постоянно дублирующие друг друга служебные, рабочие и бытовые обстоятельства, условия среды, регламентирующие развитие личности. Это еще одна причина того, почему человеку достаточно легко войти в контакт с радиостанцией, тем более, когда этому способствует развитие интерактивности.

Многочисленные функции радиовещания правомерно сгруппировать следующим образом.

 

I. Информационные: собственно информационная функция, рекламная.

 

II. Обеспечивающие социальное управление обществом: интегративная функция, функция выражения и формирования общественного мнения, общения, воспитательная, агитационно-пропагандистская, организаторская.

 

III. Культурно-просветительские: эстетическая, просветительская, функция развлечения – рекреативная.

 

Знание функций радиовещания необходимо для четкого построения сетки вещания, при выборе формата станции, при формировании структуры и содержания вещательных программ и передач.

 

К числу дисфункциональных явлений в программах радио относятся идеологизированность информации, появление рецидивов пресловутых запретных тем и зон, цензуры и самоцензуры; неудовлетворительное поступление информации из провинции; участие радио в информационной блокаде некоторых событий и явлений. Основной порок такой практики – соединение фактов и мнений, подмена фактов мнениями. Был такой термин – «агитация фактами», т.е. замена фактов агитацией, что в информационном вещании совершенно недопустимо.

 

 


[1] Шерель А.А. Радиожурналистика. –М.:МГУ,2000 – С.106

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.