Сделай Сам Свою Работу на 5

МОНТЕССОРИ – ГИМНАЗИЯ (12 – 18 ЛЕТ)





Необходимость специализации очень пагубна,

и ее можно рассматривать лишь как практическое

средство, чтобы войти в общество, а не как цель,

ради которой нужно было бы пожертвовать

ценностью индивида.

М.Монтессори «Космическое воспитание»

Монтессори на протяжении всей своей педагогической деятельности подвергает критике состояние школьного образования. Современная школа не отвечает ни потребностям юношества, ни требованиям эпохи. Основную причину кризисов, переживаемых человечеством, Монтессори видит в несоответствии между уровнем развития человека и уровнем и скоростью развития науки и техники. Школа должна воспитывать нового человека, понимающего взаимосвязь всего существующего в мире и способного адаптироваться в быстро меняющемся мире.

Вот какие п р о б л е м ы с о в р е м е н н о г о о б щ е с т в а выделяет М.Монтессори:

­ мир неустойчив, полон внутренних противоречий, приводящих к глобальным социальным кризисам и войнам;

­ быстрый прогресс естественных наук и техники, к которому общество не успевает приспособиться. Опасность глобальных экологических катастроф;



­ трудности адаптации человека в быстро меняющемся мире. Быстрое моральное старение профессий. Отсутствие гарантий получения работы и сохранения высокого социального статуса для людей, получивших хорошее образование и профессию. Неуверенность в завтрашнем дне.

«Общество, трудности и противоречия которого достигли высшей точки, должно взглянуть в лицо кризису, который ставит под угрозу мир во всем мире и даже саму цивилизацию. Прогресс, реализованный наукой и ее практическими приложениями, хоть и связан с этим кризисом, но не является его причиной. Более, чем в других вещах, она кроется в несоответствии между развитием человека и внешнего мира…»

П р о б л е м ы с о в р е м е н н ой ш к о л ы, отмеченные М.Монтесори:

­ школа не отвечает потребностям современного общества, не заботится о развитии личности детей, не помогает им войти в общество;

­ практикуются авторитарные методы обучения, принуждение к учебе и оценки;

­ ранняя специализация ограничивает возможности образования человека;



­ школа наносит вред здоровью молодежи.

Как же видит Монтессори процесс обновленного воспитания в возрасте 12 – 18 лет? Целью воспитания должно быть развитие способности к эффективному взаимодействию с социумом, к адаптации в быстро меняющемся мире.

З а д а ч и школы:

1. Содействовать личностному развитию подростков. Монтессори считает, что «…единственно верный руководитель воспитания состоит в том, чтобы содействовать личности ребенка. Нужно, следовательно, подготовить человеческую личность для всех непредвиденных возможностей…». Необходимо «…защитить и благоприятствовать развитию личности юношества…».

2. Обеспечить полноценное образование, соответствующее уровню развития современной науки. «Воспитание должно быть … очень широким и полноценным не только для тех, кто выбирает интеллектуальные профессии, но гораздо более для всех людей… Крестьянину сегодня нужно образование: он должен понять сложные проблемы нашего времени» .

3. Дать возможность овладеть основами профессий и начать реально участвовать в социально – экономических отношениях. «Существенная реформа состоит, следовательно, в том, чтобы поставить людей в состояние получить экономическую независимость. Речь идет о том, чтобы создать “экспериментальную школу социальной жизни”». Монтессори восклицает: «Давайте настаивать на практической работе (с землей, с машинами и т.д)! Допустим ребенка участвовать в некоторой социальной работе!»

Как должна выглядеть школа? Школу лучше расположить в маленьком городке или сельской местности на лоне природы. Она должна стать учебным и трудовым центром со своими жилыми и учебными зданиями, скотным двором, сельскохозяйственными угодьями, гостиницей, магазином, мастерскими.



Виды деятельности подростков:

­ самообслуживание. Учащиеся живут в школе без родителей, они сами себя обслуживают и поддерживают в жилых комнатах и в школе чистоту и порядок, создают уют и комфорт;

­ крестьянский труд. Дети участвуют во всех видах крестьянского труда, они учатся работать на земле. «”Под работой с землей “ не подразумевается превратить учащихся в крестьян: интенсивные методы современного сельского хозяйства зависят не только лишь от ручной работы человека, но также от его изобретательности. …Работа с землей означает …одновременное введение в природу и культуру»;

­ работа в магазине. Подростки продают выращенные ими овощи и фрукты, а также изделия, изготовленные своими руками. Одна из важнейших функций магазина – предоставление возможности вступать в новые социальные контакты с местными жителями. По мысли Монтессори, магазин должен был выполнять функции средневековой лавки и помогать устанавливать дружелюбные отношения с социальным окружением. «Современное крестьянское хозяйство, которое делает необходимым множество научного и ручного труда, дает возможность производить, обменивать и вступать с обществом в прямой контакт с помощью магазина…»

­ работа в сфере гостиничного сервиса. Подростки сами обслуживают и ведут дела гостиницы, куда могут приезжать члены семей учащихся и другие постояльцы. Участвуя в оформлении помещений, подростки знакомятся с современным дизайном, культурой быта, развивают чувство прекрасного;

­ учебная деятельность в соответствии с интересами учащихся и их интеллектуальными потребностями. « Впрочем, речь идет о том, чтобы расширить область, а не о том, чтобы ее сузить».

Учебный план состоит из трех разделов: « Моральное воспитание»; « Физвоспитание и гигиена»; « Изучение естественных и гуманитарных дисциплин».

1. Под моральным воспитанием понимаются «…создаваемые взаимосвязи между детьми, учителями, окружающей средой»

Учителям следует уважать подростков, так как с ними связаны надежды на будущее. Подросткам нужно предоставить достаточно свободы для проявления индивидуальной инициативы, но при этом ограничить ее обязательными для всех правилами. Правил должно быть необходимое и достаточное для сохранения порядка количество; они должны быть естественными для социальной среды. Окружающая среда обязана предоставлять возможность свободы выбора деятельности. Подросткам должны быть также созданы условия для покоя и уединения.

2. В разделе «Физвоспитание и гигиена» речь идет о медицинском контроле за состоянием здоровья подростков, о полноценном питании и занятиях некоторыми видами спорта.

3. Изучаемые естественные и гуманитарные дисциплины делятся на три группы:

А – содействующие развитию способности к самовыражению;

Б – способствующие развитию «творческих элементов психического бытия»

В – создающие связь с современной культурой, дающие полноценное образование и практический опыт.

В группу А входят: музыка, искусство устной речи и изобразительное искусство. Занятия музыкой подразумевают слушаниемузыкальных произведений, изучение творчества композиторов в контексте их эпохи; хоровое пение; обучение игре на музыкальных инструментах. Искусство устной речи включает умение делать доклады, выражать свои мысли, читать стихи и разыгрывать отрывки из драматических произведений. Необходимо также учиться логично, убедительно говорить и дискутировать. Выразительное чтение также входит в учебный план. Изобразительное искусство включает рисование карандашом, красками, лепку из пластилина, гипса и т.д. Целью этих занятий является прежде всего креативное самовыражение и изучение современных изобретательных средств и техник.

К группе Б относятся математика, родной и иностранные языки. Монтессори дает весьма высокую оценку математическому образованию: «… Без математического воспитания и развития невозможно ни понять прогресс нашей эпохи, ни принять в нем участие…». Автор подчеркивает, что «человеческий разум является математическим: он стремится к точности к измерению, к сравнению». Развитое математическое мышление должно помочь подросткам научиться видеть и понимать причины явлений. Преподавание математики должно быть ясным и наглядным. Изучение нескольких языков необходимо, так как именно слово является естественным средством обмена мнениями и достижения взаимопонимания между людьми.

Группа В наиболее обширна и охватывает ряд естественных и общественных наук. Первая группа наук имеет целью изучение земли и живой природы. К ней относятся: геология, биология, ботаника, зоология, физиология, астрономия и анатомия. Вторая группа наук направлена на изучение научно – технического прогресса и достижения цивилизаций. К ней относятся физика и химия (по существу, также основы электротехники). Изучение этих наук должно иметь широкую экспериментальную базу, законы должны иллюстрироваться с помощью опытов. Школьники должны научиться обращаться с машинами и электробытовыми приборами: с печатной машинкой, швейной и ткацкой машинами, арифмометром, типографским печатным станком, фотоаппаратом, кинопроектором, микроскопом, граммофоном, радиоприемником, а также со стиральной машиной, утюгом, кухонным комбайном и др. Наконец, третья группа наук связана с изучением истории человечества. Монтессори предлагает сделать общий обзор различных исторических эпох, среди которых учащиеся в дальнейшем могут выбирать отдельные периоды для более детального самостоятельного изучения. Здесь необходимо использовать специальную литературу, многочисленные иллюстрации, документы, музейные экспонаты. Особое внимание следует обратить на историю конструктивного и деструктивного взаимодействия между народами: на смешение рас и взаимодействие культур, войны, создание и крушение империй. При этом необходимо развивать чувство любви к отечеству. Необходимо также изучать современное состояние экономики, политики, культуры родной страны.

Учеба должна основываться на индивидуальных интересах и предпочтениях. Подросткам нужно дать возможность учиться индивидуально или совместно с товарищами, а также поощрять их самостоятельность. Учеба должна чередоваться с практической работой в поле, на скотном дворе, в гостинице, в магазине, в мастерских и т.д. Добавим, что требования к знаниям выпускников обычных школ должны служить ориентиром, однако не обязательным для всех. Желающие могут достичь и превысить этот уровень, а также сдать экзамены на аттестат зрелости.

Преподавательский состав школы должен включать постоянных учителя и учительницу (семейную пару); учителей – предметников (возможно, из других школ); «технических» учителей: садовода, гостиничного дела, торговли и т.д. Помимо преподавателей в школе должен быть обычный обслуживающий персонал.

Наконец, отметим, что школы для детей 12 – 18 лет, по мысли Монтессори, могут посещать все дети. «Речь идет, разумеется, о школе, предназначенной для всех детей, которые посещали начальную школу…, т.е. о школе для нормальных детей, где, однако, медлительные и отстающие дети или страдающие психическими недугами, а также умственно слабые и боязливые, конечно же, должны быть, чтобы найти эффективную помощь и достичь фактического улучшения».

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.