Сделай Сам Свою Работу на 5

Кооперация менеджмента и управления





 

Единство природы менеджмента и управления, общие подходы, содержание и особенности постановки и применения этих понятий в организации обусловили их изначальную взаимосвязь и целенаправленную профессиональную кооперацию. Причем, приведенные в предыдущем параграфе различия в понимании и применении терминов «менеджмент» и «управление» не только не исключают такого целенаправленного и конструктивного сочетания, но, напротив, во многом его обуславливают.

 

Единство объекта, представляемого социально-экономической организацией, общность цели ее формирования, функционирования и развития, однозначность условий осуществления этих процессов обуславливают широкую базу кооперации менеджмента и управления. На ее основе эволюционно складывается и целенаправленно совершенствуется тесная взаимосвязь и конструктивное взаимное дополнение менеджмента и управления, которые используют широкую палитру единых и общих составляющих.

В этой палитре, прежде всего, необходимо выделить единство объекта, на который направлены все исследования и воздействия, осуществляемые в процессе руководства и управления организацией. Более того, подавляющая часть этих воздействий представляет собой общее и одновременное проявление в организации единого содержания менеджмента и управления. И это абсолютно закономерно, поскольку именно в организации, ее структурах и процедурах, причинно-следственная взаимосвязь между ними реализуется не только самым непосредственным, но и общим, единым образом. В этом смысле, менеджмент и управление в организации осуществляются в виде единого в своей основе и общего по содержанию процесса постановки цели и осуществлению воздействия по ее достижению.



На такой единой или общей основе в последующем формируется и развивается самый широкий спектр различных проявлений конструктивной кооперации менеджмента и управления в организации. Данный спектр четко определяет, непосредственно включает в себя или опосредовано ассоциируется с постановкой и эффективным решением таких задач, как:

· обеспечение единства стратегии руководства и тактики управления;



· формирование и развитие общих ресурсов менеджмента и управления;

· использование менеджментом и управлением единых структур и процедур;

· информационное сопровождение менеджмента и управления;

· согласование стилей руководства и управления в организации;

· проведение программ реорганизации менеджмента и управления;

· совершенствование форм и методов менеджмента и управления.

Необходимость конструктивной кооперации менеджмента и управления обуславливается не только важностью решения этих и подобных им задач, но и определяемым ею уровнем развития организации. Объединяя руководителей, специалистов и исполнителей в едином процессе функционирования, организация необходимо основывается на кооперации состава и содержания их деятельности. Постановка и решение именно этой задачи последовательно осуществляется в процессе администрирования организации, путем проведения разграничения, детерминирования, регламентирования, координации и, в конечном счете, кооперации деятельности менеджеров и персонала управления.

Вместе с тем, именно целенаправленная и конструктивная кооперация подходов, систем, процессов и других составляющих менеджмента и управления во многом определяет эффективность организации. В этом случае она представляет построение единого процесса достижения цели организации на основе интеграции потенциалов менеджмента и управления. Именно интеграция ресурсов этих составляющих и всей организации в целом и обеспечивает соответствующий ее задачам уровень развития. В конечном счете, можно утверждать, что чем выше уровень развития организации, тем такая кооперация становится не только более возможной, но и совершенно необходимой, поскольку напрямую его обуславливает.




В настоящее время сложилось достаточно обоснованное и устойчивое представление двух базовых конфигураций кооперации менеджмента и управления. В них формируются и проявляются принципиальные различия содержания руководства и управления, как в альтернативных, противоположенных крайностях общей палитры подходов. Разнообразие, представляемое этими конфигурациями и их возможным сочетанием, задает коридор формирования и трансформации способов кооперации, в котором позиционируются все реальные модели руководства и системы управления.

Первая конфигурация, в основе которой лежит стремление руководителя подобрать себе аппарат помощников, формируется им целенаправленно, централизованно, адекватно субъективным предпочтениям и складывающейся ситуации. В ней менеджмент играет решающую роль, формируя и подстраивая систему управления и осуществляемый ею процесс в соответствии с собственными приоритетами и возможностями.

В ряде случаев эти действия менеджмента приводят к формированию настолько совершенной команды специалистов и исполнителей, что именно она воспринимается окружающими в качестве основного потенциала развития. Так, в профессиональной среде все чаще подчеркивается решающий вклад в успех организации деятельности так называемых «белых воротничков», к которым как раз и относятся специалисты и исполнители аппарата управления. Это еще раз подчеркивает решающее значение централизованного административного обеспечения менеджмента организации.

Такую модель кооперации руководства и управления чаще всего и называют централизованной в соответствии с теми методами, которые используются при ее формировании, функционировании, совершенствовании. В ней руководитель жестко устанавливает и контролирует:

· цели организации и пути их достижения;

· принципы и нормы функционирования;

· организационную структуру управления;

· подбор и расстановку персонала;

· состав распределяемых полномочий;

· ответственность по ключевым вопросам;

· параметры материального стимулирования;

· направления совершенствования и развития.

На этой основе профессиональное, компетентное, оперативно- тактически ориентированное руководство действенно обеспечивает успешное решение большинства конкретных задач организации. Особенно результативно применение централизованных конфигураций кооперации менеджмента и управления в организациях с превалированием типовых штатных, расчетных ситуаций, требующих обязательности достижения цели, гарантий надежности, высокого уровня исполнительской дисциплины.

Вместе с тем, централизованная конфигурация обусловливает проявление и закрепление целого ряда тенденций, ограничений и особенностей, далеко не всегда повышающих потенциал организации. К первым, относится устойчивый приоритет перераспределения полномочий в пользу руководства, а исполнения и ответственности - в сферу управления. Эти понятные по своей природе тенденции настолько значительны, что способны трансформировать разделения и распределения прав, обязанностей и ответственности. Рациональное администрирование, изначально призванное им противодействовать, далеко не всегда успешно справляется с этим, что становится одной из хронических проблем такой конфигурации.

Излишнее давление менеджмента на управление ослабляет корпоративные начала творческих взаимоотношений персонала организации. В результате этого рано или поздно снижается активность работников системы управления. Необдуманно централизуя неформальную инициативу групп специалистов и исполнителей, менеджмент коренным образом разделяет, а со временем просто растворяет их творческий потенциал в формальных распределениях обязанностей и рутинных процессах их осуществления. Наконец, необоснованная централизация менеджментом функций управления радикально ограничивает самостоятельность персонала, сдерживает творческий подход, инициативу и предприимчивость. Более того, такой подход провоцирует формирование и развитие деструктивных тенденций выполнения персоналом штатных обязанностей. Со временем он может привести к частичной или полной утрате не только фактического исполнения функций, но и самих профессиональных навыков работников, за которыми закреплены данные функции.

Необходимо также отметить, что централизованная конфигурация кооперации менеджмента и управления существенным образом интегрирует, обособляет и трансформирует потенциал организации, завязывая его мобилизацию исключительно на руководство. А ведь с позиций руководителя реальные возможности организации оцениваются далеко не всегда полностью. И крайне сложно оценить потенциал организации всесторонне (почти невозможно). На практике это не только ограничивает возможности мобилизации потенциала организации, но и приводит, в конечном счете, к их последовательному сокрытию, постепенному сокращению.

Эти ресурсы эффективно мобилизует, всесторонне раскрывает и широко использует децентрализованная модель кооперации менеджмента и управления. Она основывается на гармоничном развитии систем, процессов и персонала управления, формировании условий, раскрытии потенциала, выдвижении и становлении наиболее авторитетных, талантливых, корпоративно ориентированных руководителей. Разработка и построение децентрализованной конфигурации основываются на выдвижении корпорацией профессиональных лидеров, широко опирается на демократические процедуры, реализуется в форме представительства и делегирования.

Как уже отмечалось выше, две эти противоположные конфигурации определяют целый спектр построений моделей реальной кооперации между руководством и управлением, в котором и позиционируется большинство действующих организаций. Соотношение менеджмента и управления, формируемое и трансформируемое в них, отражает реализацию наиболее востребованных в конкретных условиях приоритетов. На практике эти приоритеты последовательно и постепенно изменяются (от регламентации, закрепления, дисциплины, ответственности и стимулирования в организации, тяготеющей к централизованной конфигурации, до инициирования, самодеятельности, творчества, инновации и мотивации в организации, склоняющейся к децентрализованной конфигурации).

В месте с тем, в процессе становления и развития одной и той же организации такие приоритеты могут целенаправленно изменяться или эволюционировать, что отражает двойственность соотношения руководства и управления. Наиболее ярко это проявляется в периодической ротации приоритетов менеджмента и управления по принципу «маятника», характеризующей не только целенаправленные процессы, но и реально складывающиеся тенденции развития организационного поведения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.