|
Структура готовности учителя
Теоретическая готовность
| Аналитические умения
| · расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.)
· осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами
· находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления
· правильно диагностировать педагогическое явление
· находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.
| Антиципация
| представление предмета, явления, результата действия и т.п. в сознании человека еще до того, как они будут реально восприняты или осуществлены.
| Прогностические умения
1. Прогнозирование развития коллектива
2. Прогнозирование развития личности
3. Прогнозирование педагогического процесса
| опирается на знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся.
· выдвижение педагогических целей и задач
· отбор способов достижения педагогических целей
· предвидение результата, возможных отклонений и нежелательных явлений
· определение этапов (или стадий) педагогического процесса, распределение времени, планирование совместно с учащимися жизнедеятельности.
Динамики его структуры, развития системы взаимоотношений, изменения положения актива и отдельных учащихся в системе взаимоотношений и т.п.;
Ее личностно-деловых качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии личности, трудностей в установлении взаимоотношений со сверстниками и т.п.
Образовательных, воспитательных и развивающих возможностей учебного материала, затруднений учащихся в учении и других видах деятельности.
| Экстраполяромние
| распространение каких-либо понятий (явлений), относящихся к какой-либо определенной области, на другую область.
| Проективные умения
| · перевод цели и содержания образования и воспитания в конкретные педагогические задачи;
· учет при определении педагогических задач и отборе содержания деятельности учащихся их потребностей и интересов, возможностей материальной базы, своего опыта и личностно-деловых качеств;
· определение комплекса доминирующих и подчиненных задач для каждого этапа педагогического процесса;
· отбор видов деятельности, адекватных поставленным задачам, планирование системы совместных творческих дел;
· планирование индивидуальной работы с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков в развитии их способностей, творческих сил и дарований;
· отбор содержания, форм, методов и средств педагогического процесса в их оптимальном сочетании;
· планирование системы приемов стимулирования активности школьников и сдерживания негативных проявлений в их поведении;
· планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью.
| Рефлексивные умения
| - разумно и объективно анализировать свои суждения, поступки и в конечном итоге деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям.
Они имеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя.
Умения анализировать:
· правильность постановки целей, их "перевода" в конкретные задачи и адекватность комплекса решавшихся доминирующих и подчиненных задач исходным условиям;
· соответствие содержания деятельности воспитанников поставленным задачам;
· эффективность применявшихся методов, приемов и средств педагогической деятельности;
· соответствие применявшихся организационных форм возрастным особенностям учащихся, содержанию материала и т.п.;
· причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных задач обучения и воспитания;
· опыт своей деятельности в его целостности и соответствии с выработанными наукой критериями и рекомендациями.
|
Практическая готовность
| Актуализация
| воспроизведение имеющихся у человека знаний, умений, навыков, различных форм поведения и эмоционального состояния, перевод их из потенциального состояния в актуальное действие.
| Интерпретирование
| толкование, разъяснение чего-либо
| Мобилизационные умения
| · привлечением внимания учащихся и развитием у них устойчивых интересов к учению, труду и другим видам деятельности;
· формированием потребности в знаниях и вооружением учащихся навыками учебной работы и основами научной организации учебного труда;
· стимулированием актуализации знаний и жизненного опыта воспитанников в целях формирования у них активного, самостоятельного и творческого отношения к явлениям окружающей действительности;
· созданием специальных ситуаций для проявления воспитанниками нравственных проступков;
· разумным использованием методов поощрения и наказания, созданием атмосферы совместного переживания и т.п
| Информационные умения
| · умения и навыки работы с печатными источниками и библиографирования
· умения добывать информацию из других источников и дидактически ее преобразовывать, т.е. умения интерпретировать и адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания.
| Развивающие умения
| · создание проблемных ситуаций и других условий для развития познавательных процессов, чувств и воли воспитанников;
· стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении логических (частного к общему, вида к роду, посылки к следствию, конкретного к абстрактному) и функциональных (причины — следствия, цели — средства, качества — количества, действия — результата) отношений;
· формирование и постановку вопросов, требующих применения усвоенных ранее знаний;
· создание условий для развития индивидуальных особенностей, осуществление в этих целях индивидуального подхода к учащимся.
| Ориентационные умения
| · формирование морально-ценностных установок воспитанников и научного мировоззрения, привитие устойчивого интереса к учебной деятельности и науке, к производству и профессиональной деятельности, соответствующей личным склонностям и возможностям детей;
· организация совместной творческой деятельности, имеющей своей целью развитие социально значимых качеств личности
| Перцептивные умения
| · воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах от партнера по общению, получаемых в ходе совместной деятельности;
· глубоко проникать в личностную суть других людей;
· устанавливать индивидуальное своеобразие человека;
· на основе быстрой оценки внешних характеристик человека и манер поведения определять внутренний мир, направленность и возможные будущие действия человека;
· определять, к какому типу личности и темперамента относится человек;
· по незначительным признакам улавливать характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным событиям;
· находить в действиях и других проявлениях человека признаки, отличающие его от других и самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом;
· видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, учитывать в поведении людей "поправки" на воспринимающего, противостоять стереотипам восприятия другого человека (идеализация, "эффект ореола" и др.).
| Умения педагогического общения
Педагогическая техника
| требует владения умением осуществлять коммуникативную атаку, т.е. привлекать к себе внимание.
4 способа привлечения внимания по В.А.Кан-Калик:
1. Речевой вариант (вербальное обращение к учащимся);
2. Пауза с активным внутренним общением (требованием внимания);
3. Двигательно-знаковый вариант (развешивание таблиц, наглядных пособий, запись на доске и т.п.);
4. Смешанный вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих.
Необходимо умение устанавливать психологический контакт с классом, способствующий передаче информации и ее восприятию учащимися; создавать обстановку коллективного поиска, совместной творческой деятельности; вызывать настроенность воспитанников на общение с педагогом и его предметом преподавания.
- совокупность умений и навыков, необходимых для педагогического стимулирования активности как отдельных учащихся, так и коллектива в целом.
· управлять своим телом;
· снимать мышечное напряжение в процессе выполнения педагогических действий;
· регулировать свои психические состояния;
· культура речи (владение словом, правильная дикция, правильное дыхание и правильная мимика и жестикуляция)
| Прикладные умения
| · художественные (петь, рисовать, играть на музыкальных инструментах и др.);
· организаторские, (например, массовик-затейник, тренер-общественник по одному или нескольким видам спорта, инструктор по туризму и др.).
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|