Сделай Сам Свою Работу на 5

Возраст от третьего до пятого года жизни





Возраст до 3 лет

В течение первой ступени игры ребенок должен, прежде всего, научиться владеть своим собственным телом. При этом большую роль играют подражание, привычка и неосознанное постоянное повторение. С удивительной неутоми­мостью ребенок стремится к вертикальному положению, и его не смущают никакие неудачи. Без очевидного внешнего принуждения, только лишь подражая окружающим его взрослым, он преследует цель: выпрямиться и двигаться вперед и, таким образом, вступает в совершенно новые отношения с пространственными измерениями. Подобным образом он овладевает языком, а с языком - и задатками мышления; После этого овладения своим собственным телом и всеми теми предметами, ДО которых только можно дотронуться, дотянуться, ребенок начинает сопровождать мать во время ее домашних дел. Так ребенок достигает второй фазы подражательного обучения, в которой он в большей степени начинает выбирать сам, все меньше сообразуясь с примером, причем личные отношения к конкретным взрослым приобретают судьбоносное значение. Действия взрослого воспринимаются не осознанно, а "любовно".



Сначала ребенок ограничивается подражательной деятельностью, которая, казалось бы не имеет смысла. Он идет по комнате, как мама, берет в руки только что положенные ею предметы и тут же оставляет их в другом месте. Он наполняет свою корзинку или тележку строительным материалом, как мама наполняет корзинку картофелем. Но ему явно недостаточно однократного наполнения, иначе он не опустошал бы корзину с возрастающим усердием. То, что он еще не понимает смысла действия, видно по тому, что орудуя - ему позволили - веником и тряпкой, забираясь, точно так же как мать, в углы и под шкаф, он не убирает и чуточки грязи.

В то время, когда ребенок играет один или со своими братьями и сестрами, он с увлечением снова и снова строит башню из чурок такой высоты, пока она не опрокидывается, или наполняет и песочнице ведерко и снова опустошает его, причем с заметной радостью позволяет песку струиться по его ногам или сквозь пальцы, точно так же он ведет себя около бассейна. Если ребенок 2-3 лет принимает участие в игре в "дочки-матери" со старшими братьями и сестрами, то здесь тоже видно, что он пока не понимает сути игры детей более старшей ступени, а именно - перенос действий взрослых в "как будто игру . Так, он на самом деле ест траву, имитирующую салат, или "пудинг" из песка.



Уже эти немногочисленные примеры ясно показывают, в какой степени ребенок связывает свою деятельность с напряжением, серьезностью и усердием, что включает, разумеется, и восторг, и желание, и радость. И можно понять, как ребенок, обучаясь чему-то, совершает это с помощью подражания. У детей, которые в этом раннем возрасте не могут учиться через подражание, а приводятся к определенным моделям поведения долговременным апеллированием к их разуму и натаскиванием, можно наблюдать, что уже на четвергом году жизни они почти не проявляют никакой инициативы к игре, с трудом вступают в контакт с товарищами по игре и имеют бледный цвет лица.

Возраст от третьего до пятого года жизни

Во время второй ступени (можно назвать ее также возрастом фантазии), от третьего до пятого года жизни, в ребенке снова появляются совершенно новые способности. Вся та интенсивность, которая до сих пор использовалась для выпрямления, для того, чтобы принять вертикальное положение, ходить, говорить, начать мыслить - находит теперь новое поле применения. Сначала некоторые примеры:

Четырехлетний ребенок видит, как мать стирает. Он приносит пустую корзину, насыпает на дно желуди я каштаны (вместо стирального порошка), достает несколько кусков ткани и тоже "стирает''. Через некоторое время он собирает желуди и каштаны в одно из полотнищ и закидывает на плечи, как мешок. Тяжелыми шагами, сгорбившись, он подходит к маме и предлагает ей уголь. Его выгружают, а поверх корзины свободно набрасывают полотнище. Получилась "ванна". Теперь можно купать куклу, используя каштан вместо мыла. Потом эта же материя служит полотенцем, а желудь - бутылочкой с молоком.



Другой ребенок 4-х лет находит среди дров для камина сук, расколотый по­полам. Ему кажется, что он похож на утюг. Маленький круглый сучок - увлажнитель для белья. С помощью другого круглого сучка утюг и увлажнитель превращаются в паровой каток. Еще через какое-то время перевернутый каток превращается в лодку со штурманом и капитаном. Теперь это центр, вокруг которого устраивают порт.

Этих примеров наверняка достаточно для того, чтобы покачать, что харак­терно для этой возрастной ступени. Пожалуй, больше всего здесь бросается в глаза та способность ребенка, которая позволяет ему превратить простые незамысловатые вещи в предметы из его житейской сферы: чурка/утюг, каштан/мыло. Его действия или игра есть подражание ежедневным наблюдениям, причем постоянно меняющимся, открывающим что-то новое. Это подражание, не обусловленное какой-либо целью. Речь здесь ни в коем случае не идет о несконцентрированной игре, но о чрезвычайно сокровенном привлечений детской производительности, т.е. творческой фантазии.

Пять-семь лет

Третья ступень примечательна тем, что побуждение к действию исходит те­перь не извне, например, из мира предметов, как это происходит в описанной перед этим фазе, а во все возрастающей степени от самого ребенка. Правда, игра его еще ориентируется на мир деятельности взрослых, но прежде чем ребенок принимается за игровую деятельность, в нем возникает образ, представление о том, что ему хотелось бы делать.

Например, четверо детей пяти с половиной и шести лет собрались поиграть в дочки-матери. Они договариваются, кто будет исполнять ту или иную роль. Когда "мама" хочет накрыть на стол, ей нужны настоящие чашки, блюдца, кофейник и молочник в придачу к уже имеющимся деревянным тарелкам. В корзинке с тонкими деревянными кружочками и маленькими сучками она находит то, что искала. Во время трапезы вдруг возникает новая идея: квартиру нужно переделать в больницу. Об этом у детей явно существует отчетливое воспоминание. После того, как сдвинута мебель, вследствие чего возникает кабинет и комната для ожидающих, переходят к мелочам. Например, шприцы, фонендоскопы, перевязочный материал, пузырьки с лекарствами изготавливаются простейшим способом из палок, лоскутов ткани и тесемок. Одних "больных" осторожно укладывают, а от оставшихся и ожидающих своей очереди отделываются с помощью "иллюстрированных журналов", свернутых ИЗ кусков ткани.

Другая группа детей пяти с половиной - шести лет из сучьев, кусков коры, еловых шишек, гальки и незамысловатых фигурок людей и животных, вырезанных из дерева - строит на полу крестьянский дом с коровниками. колодцами, пастбищами и нолями. Дети уютно обставляют комнаты, ведут пастуха с его овцами на пастбище. Ребята могут продолжать строительство в течение многих дней. Они дополняют здесь, изменяют там, потому что образы, живущие у них в глубине души, постоянно изменяются и уже не соответствуют сделанному вначале.

Фантазия второй ступени, которая била через край и постоянно побуждала ребенка к новой деятельности, теперь, будучи пронизанной представлениями, все больше проявляется в целенаправленных действиях. Например, теперь дети любят выдумывать маленькие сюжетные истории, которые они разыгрывают для других детей с куклами или сами, переодевшись с помощью кусков ткани. Особенно ярко фантазия детей проявляется при работе с пчелиным воском или глиной, при выполнении простейших работ по рукоделию, при рисовании как жидкими акварельными красками, так и восковыми мелками.

В качестве резюме по трем ступеням можно сказать, что ребенок приблизи­тельно до шестого года жизни покоряет мир посредством деятельной игры. делая это каждый раз по-новому. Эта бурная деятельность открывает ребенку изобилие восприятии, чувственных впечатлений, разумных взаимосвязей и, наконец, представлений, опыта, сведений - Это обучение отмечено универсальностью, которая становится доступной пониманию взрослого с помощью тщательного наблюдения, осуществляемого шаг за шагом. При этом важно, чтобы ребенок йог пройти по каждой из этих ступеней описанным образом, а не тормозился в своем многостороннем развитии слишком ранним обращением к его памяти и абстракциями.

КАК ПОБУДИТЬ ДЕТЕЙ К ИГРЕ?

Для того чтобы начать играть, все больше детей нуждается теперь в соответствующей инструкции. Тот, кто пытается, с одной стороны, познакомиться с той или иной возрастной ступенью, а с другой - стать в душе мобильным и развить свою фантазию, довольно быстро найдет пути, по которым он сможет ввести ребенка в игру.

На первой ступени, примерно до двух с половиной или трех лет при условии здорового развития существуют, собственно говора, лишь такие проблемы, когда взрослые окружают ребенка запретами: нет, оставь это; отойди отсюда и т.п.. Ребенок, в это время делающий первые шаги, подчиняет себе свое ближайшее окружение прикосновением, постукиванием. Все, что "плохо лежит", нужно потянуть к себе. Тот факт, что каждому новому впечатлению немедленно посвящается вес внимание, можно использовать в педагогических целях, отвлекая внимание детей на то, с чем им можно играть. Это требует от взрослого постоянного мысленного и действенного опережения, но зато, при всей своей кропотливости, гарантирует здоровое развитие воли. Отлаженный суточный режим с уравновешенным временем бодрствования и сна всегда имеет большое значение.

На второй ступени, примерно между тремя и пятью годами, сами собой разумеющиеся события повседневной жизни являются хорошим подспорьем для побуждения к игре, если только взрослый умеет замечать их и интерпретировать просто и естественно. Как много и насколько образно можно рассказать о почтальоне, крестьянке с рынка, официанте из кафе, пастухе, увиденном как-то раз, докторе или медсестре, не навязчиво, а между прочим, восторгаясь внутренне и сдержанно внешне. Поэтому нужно стараться привлекать ребенка к участию в своей работе. В конце концов, искорка возгорится, и ребенок начнет играть самостоятельно. Особенно хорошо бывает, когда взрослые в течение дня проявляют равную заботу о своих собственных детях и об их куклах. Через некоторое время достаточно бывает сказать, что может понадобиться кукле, и дети сами возьмут на себя эти хлопоты. Во всяком случае, взрослый никогда не имеет права дать отдых своей мысли.

Другая точка зрения, касающаяся побуждения к игре, проявляется, когда взрослый говорит ребенку о том, что хотят разные игрушки; к примеру, поезд хочет поехать на длинное расстояние; уже ждут люди, которым нужно ехать на нем; у куклы день рождения и нужно упаковывать подарки, печь пирог в накрывать праздничный стол; кораблям нужно море, с ракушками, камнями и эллинг.

На третьей ступени, между пятью и семью годами, можно продолжать пользоваться только что описанным способом, расширив его. Например, на рабочей площадке можно построить "кафе" или "ресторан". Старший официант с удовольствием примет заказы и подаст замечательный блюда. Или с помощью столовой ложки и веревки устанавливают телефонную связь с "доктором". Он приезжает по звонку, перевязывает больную ногу и выписывает "лекарства". Правда, в такой игре взрослый является партнером, но он не оставляет своих занятий, за исключением особых моментов. Таким образом, рядом с ребенком всегда находится взрослый» который выполняет целенаправленную деятельность и которому ребенок может подражать в степени, зависящей от своей возрастной ступени.

Живущая или только еще зарождающаяся в ребенке радость, которую он испытывает, играя, окрылит фантазию взрослого при всей его сдержанности. И тогда он понимает, что быть мамой или папой - это самая трудная* но и самая прекрасная профессия.

КАК ВЛИЯЮТ НА РЕБЕНКА ЧУВСТВЕННЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ?

В первые шесть-семь лет жизни существо ребенка отдается всему происходящему в его окружении с величайшей открытостью. Все впечатления проникают глубоко в организм и оказывают влияние на формирующиеся в это время функции и структуры органов. Все происходящее ребенок принимает и "прибирает к рукам", в то время как он еще не способен различать хорошее и плохое, полезное и вредное Ребенок пока не может осознать что-либо, потому что его мозг, носитель сознания, находится еще в процессе развития. Это значит, что внутри ребенка происходит оформление органов при определяющем влиянии происходящего вокруг него.

Чтобы это могло происходить максимально спокойно и интенсивно, необходимо соблюдать большую тщательность во всем, особенно это касается красок, звуков, игрушек, ближайшего человеческого окружения. Мысль о том, что современный ребенок должен лишь своевременно привыкать ко всему, противна фактическим законам развития подрастающего ребенка.

Сдержанные, без "детского узорчика" цвета на стенах и тканях; в детской позволяют глазу спокойно задержаться на них и ощутить качество цвета. Нетрудно представить себе, какое влияние может оказать голос матери, ее речь или пение, нежное звучание струнного инструмента, например, детской арфы или лиры. Нужно только достаточно энергично почувствовать это, сравнивая с шумами технических звуковоспроизводящих приборов (радио, пластинка, магнитофон), чтобы понять, что может способствовать тонкому развитию умения слушать и петь, а что может повредить ему.

Точно так же необходимо сознавать величайшую важность качества материала, из которого изготавливаются игрушки. Принимая во внимание то, что у ребенка намечаются формы органов, наиболее подойдут, наверное, предметы из органического мира. Ничто не может тягаться с многообразием форм, структур поверхностей, естественной тяжести и т.д. Это - благодать для невероятно тонкой чувствительности маленького ребенка. Простые предметы предоставляют также возможность для разнообразной внутренней работы ребенка, в которой принимает участие его фантазия. Примеры из предыдущих глав могут подтвердить это.

К игрушкам, которые можно найти в природе, относятся те, что оформляет потом своей рукой человек, неважно, приходится их шить иди вырезать. Понимая важность развития детской фантазии, изготовлять их следует настолько просто п. в то же время, настолько красиво, насколько это возможно.

КАКИЕ ИГРУШКИ В КАКОМ ВОЗРАСТЕ?

Описания игр уже показали, насколько простой, с одной стороны, может быть игрушка, и какие высокие требования нужно предъявлял» к качеству мате­риала, с другой. Сейчас труднее всего достать как раз упомянутые простые вещи, потому что их нельзя приобрести в магазинах игрушек. Значит, во время прогулок, в отпуске, мы должны научиться видеть предметы, которые могут пригодиться. Приложив немного усилий, можно найти и магазины, в которых продаются однотонные ткани и шерсть для вязания без синтетических примесей.

1-3 года:

Нужно учитывать то, что дети в этом возрасте особенно много времени проводят с матерью и с величайшим наслаждением возятся с ее поварешками, кастрюлями и т.д. Так что в игровом уголке достаточно небольшого количества предметов:

· Большая узелковая кукла (полотнище 70 х. 70 см), голова диаметром 12 см

· Простая плетеная кукольная коляска

· Мягкий матерчатый мяч

· Корзина с деревянным "стройматериалом''

· Корзина с каштанами

· Деревянная лопатка

· Деревянные Человеческие фигурки

· Лошадка-качалка.

С игрушками, изображающими животных, вполне можно подождать до следующей возрастной ступени.

3 -5 лет:

В этом возрасте подойдут все предметы, перечисленные в этой книжке в главах: "Строим на полу и на столах", "Магазин".

Далее:

 

· узелковая кукла или кукла из платка, с головой, набитой шерстью

· пеленки для кукол

· колыбелька

· корзины разных размеров и деревянные чашечки •пастух и овечки

· деревянная лошадка с тележкой или каретой -

· деревянный волчок.

· так называемые "подвижные" игрушки, как, например, укрепленные на двух движущихся друг относительно друга планках пилящие или стучащие фигуры иди расположенные в круг клюющие зерно куры, которые нитками, протянутыми вниз, связаны с колеблющимся шариком.

5 - 7 лет:

К перечисленным ранее можно добавить еще некоторые вещи:

· узелковая кукла (если ребенок хочет, из двух оставшихся кончиков можно сделать ноги);

· тряпичная кукла.

 

К седьмому году:

 

· марионетка

· одежда для кукол

· простые марионетки

· вязаные зверюшки;

· для особых ситуаций - несколько хороших книжек с картинками " корзинка для рукоделия с ножницами набор иголок, наперсток, катушка ниток

· красивые кусочки ткани и фетра.

 

Нужно помнить о том, что игрушки типа предлагаемых в этой книжке растут вместе с ребенком, это означает, что на каждой ступени дети относятся к ним по-новому. На пятом году пробуждается радость открытий. В соответствии с возникающим в сознании ребенка образом маленькая круглая деревяшка становится, например, "фонендоскопом", после того, как се привязывают на середину шнура. Точные копии вещей из "взрослого" мира, напротив, препятствуют появлению радости первооткрывателя и опустошают силы фантазии (см- также гл.: "Игра означает процесс"). То же самое касается и технических игрушек - таких, как автомобили, корабли с дистанционным управлением, электрические железные дороги - если, уж давать их детям, то лишь на более поздней возрастной ступени.

Намного легче сохранять неизменным такой набор игрушек в вальдорфском детском саду. Лучшее, что могут сделать родители, чтобы избежать недоразумений с родственниками - своевременно сообщать им о своих желаниях. Если они возьмут на себя труд рассказать о ступенях развития ребенка, о радости, с которой он ждет появления игрушек из желаемого материала (например, марионеток из шелковых платков) и об игре с новыми вещами - этот труд в конечном итоге окупится.

Взаимопонимание, возникающее в результате этого, поможет тем, кто делает подарок, научиться уважать строгость и последовательность родителей.

КУКЛА, ОДНА ИЗ САМЫХ ВАЖНЫХ ИГРУШЕК

Если от игрушки требуется, главным образом, чтобы она воздействовала на силы фантазии и, кроме того, она должна сообщать живые органичные впечатления (поэтому, мы рекомендуем сучья, а не геометрически оформленные кубики), это в особой мере касается куклы. Кукла - это образ человека, и поэтому для каждого развивающегося человеческого существа она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет в его фантазии представление о его собственном строении.

Это позволяет сделать два необычайно важных вывода. Во-первых, было бы неразумно по причине неправильного понимания "материнской деятельности" навязывать девочкам эту игрушку и не давать ее мальчикам. Такое разделение полов не имеет педагогического значения и не замечает того, что важно в этом возрасте. Во-вторых, самое неправильное, с этой точки зрения, что можно сделать, - это снабдить такую куклу всеми анатомическими деталями, технически усовершенствовать ее так, чтобы она могла открывать глаза, мочить пеленки, чтобы ее можно было кормить, и т.д.

В таком случае ребенку не удается выразить силы своей фантазии как раз в обращении с этой самой важной игрушкой. Но эти силы хотят трудиться и ослабевают зачастую лишь потому, что им не хватает работы, которая могла бы их подкрепить. С силами фантазии дело обстоит так же, как и с человеческими мышцами, которые укрепляются путем многократного их напряжения. Неудивительно, что дети становятся все более взыскательными по отношению к куклам, и без того напичканным всякими необычными "штучками".

Прелесть новизны нередко очень быстро улетучивается, так как однообраз­ная и поэтому такая убогая деятельность, к которой вынуждает техническое устройство (например, у "говорящей" куклы), становится скучной. А лишенная всякого художественного вкуса слащавая улыбка, маской застывшая на кукольных лицах или нелепо растопыренные пальцы "красивой" ярмарочной куклы?

По многогранности ощущений, возникающих благодаря фантазии, ничто не сможет сравниться с совершенно незамысловатой узелковой куклой, сделанной из обычного платка. Ведь, в общем-то, в куклу - живое отображение человека, его превращает только лишь фантазия. С помощью этой способности ребенок сможет представлять себе человека по-разному; это представление ни в коем случае не должно быть раз навсегда установленным, основанном на кукле. У многих нынешних детей фантазия атрофирована настолько, что они не представляют себе, как можно играть с подобной куклой из узлов, и понимающая мать должна помочь им в этом. Часто удивляет, с какой быстротой можно нагнать упущенное, если дать ребенку необходимые игрушки. После пятого года жизни вероятность удачи намного меньше. Если мать, осознавая необходимость этого, сама сумеет относиться к кукле как следует, ребенок перенимает такое отношение. Если это не удастся, что тоже возможно по вполне понятным причинам, то лучше ей сшить обыкновенную куклу-марионетку, набитую овечьей шерстью, и платьица для нее, чемдать своему ребенку готовую куклу из магазина игрушек.

 

 

 

 
 

 

 
 

 

 

ИГРУШКИ В САДУ

 

Для игр в саду важнее всего песочница. Поэтому ее нельзя делать слишком маленькой и мелкой. Песок является идеальным материалом для детской руки который все время хочется формировать и переделывать. В него можно добавить твердых ракушек и интересных камней. Маленькие ивовые корзины для просеивания песка, деревянные лопатки и чурки разной формы дают идеи для множества игр. Вместо цинковых ведерок, которые уже не продаются, южно дать детям ведерко для меда.

Желательно, чтобы кроме песочницы был еще уголок для игр, особенно если в нем будет бревно, несколько пней разной длины и толщины и несколько падко оструганных досок. С помощью всего этого дети в зависимости от их возраста могут обставлять квартиры "столами", "табуретками", "скамейками"; могут построить качели, асфальтовый каток и многое другое. Эти предметы дают возможность "поиграть" в полном смысле слова. (См. также гл.: Игра означает процесс").

Садовый домик, в котором, например, могут храниться доски, представляет собой нечто особенное, так же, как и качели. От строительства типовых игровых лошадок с готовыми "железными дорогами", приспособлениями для лазания, арками можно сознательно отказаться по той причине, что их ведь нельзя изменять, т.е. они не подходят для настоящей игры. От всего этого дети не получают радости преобразования и собственного творчества. Готовое, законченное, отрада для взрослых, может лишь пассивно обслуживаться ими.

Настоятельно рекомендуем, чтобы кроме песочницы и уголка для игр был еще луг с деревьями и кустами и, по возможности, площадка, выложенная каменными плитами. Здесь можно положить деревянные чурбаки, тоже дающие детям импульсы для творчества. Здесь можно и попрыгать со скакалкой, и поиграть в мяч, покрутить волчок. Дети школьного возраста будут рисовать тут мелом свои "классы". Под зонтом от солнца могут развернуть свои владения куклы-мамы.

Наряду со всеми этими вариантами важно, разумеется, и то, чтобы в парках и во время прогулок по лесу дети могли поиграть в подвижные игры: салки, горелки, прятки и т.п.

 

ИГРА И УБОРКА

Игра и уборка связаны друг с другом как вдох и выдох, как сон и бодрствование. Поэтому имеет смысл запланировать специальное время для уборки по окончании игр или, в семье, в конце дня, в течение которого взрослый, а со временем сами дети приводят все в порядок и относят каждую вещь на свое место. Когда это занятие приобретает такое же значение, как приготовление пищи, еда или прогулка, оно перестает быть бременем, а входит в привычку и становится само собой разумеющимся, и тогда возникнет чувство радости и удовлетворения. Детей ведут укладываться спать или заниматься какими-то другими делами только после того, как все тщательно убрано.

Если игрушки хранятся на занавешенных полках, разные корзины и другие предметы не только легко найти, их так же легко и убирать. Не рекомендуем ис­пользовать ящик для игрушек, в который просто складывают все, что разбросано кругом, а потом накрывают. Такой ящик не поможет воспитать в детях аккуратность и старательность, он лишь будет скрывать беспорядок. (См. также гл.: "Как влияют на ребенка чувственные впечатления")

Часто проблемы с уборкой возникают только потому, что от детей, которым нет еще и шести, ожидают слишком многого. Увещевания типа: "Ты ведь уже большой и можешь сам все убрать" ставят перед ребенком задачу, до решения которой он пока не дорос. Когда вместе с ребенком трудится взрослый, он может оживить понятие "уборка" с помощью образов. "Поезд должен отправляться на вокзал, корабли - в порт, носильщик мебели относит стулья к столу". Примерно до третьего года жизни дети будут усердно собирать все вместе со взрослым и складывать в корзины; не каждый раз можно ожидать, что все игрушки попадут в "свои" корзины, но ведь взрослый позаботится потом, чтобы все было так, как нужно. Наблюдая за взрослым в то время, как он собирает игрушки, ребенок начинает подражать ему.

Между 3.5 и 4,5 годами уборка часто бывает связана с процессом игры. Если нужно, например, отнести строительные чурбачки в большую корзины. Мальчик 4,5 лет может из куска коры построить приспособление типа кузова самосвала и опрокидывать их в корзину. Или, когда ребенок складывает лоскутки, в голову ему приходит мысль о гладильной машине и он, сложив лоскутки в несколько раз, протягивает их по ребру маленькой табуретки. Все это говорит нам о том, что уборка не должна осуществляться в спешке и в то же время нужно внимательно следить за ребенком, уметь увидеть, когда уборка начинает превращаться в игру и при необходимости напоминать ему о первоначальной задаче. Детям между пятью и шестью годами нужно поручать конкретные дела: привести в порядок кукольный уголок, рассортировать семена в "магазине" и поставить на место корзины и т.п. До достижении детьми школьного возраста уборка должна становиться все более самостоятельной. Но все же дети порой нуждаются в присмотре и совете взрослых.

Не следует прерывать детей во время игры, говоря им, что пора наводить порядок. Иногда детей приучают к тому, что прежде чем достать новую игрушку, они должны убрать старую, но это значит, что все каждый раз приходится начинать заново, что не позволяет сделать игру насыщенной и разнообразной.

Родители и, воспитатели, которые будут с удовольствием заниматься уборкой и очень сдержанно хвалить при этом детей, скоро заметят, что время уборки становится для детей само собой разумеющимся.

"КРУПНОМАСШТАБНОЕ" СТРОИТЕЛЬСТВО

Под этим видом строительства подразумевается то, что дети строят дома, палатки, квартиры, корабли, автомобили и т.п. и применяют для этого деревянные стойки, столы, стулья, табуретки, скамеечку для ног и многое другое. Они начинают заниматься этим примерно в возрасте между четырьмя и пятью годами. (См. также гл.: "Игра означает процесс"). Осуществляя подобную деятельность, дети следуют изначальной потребности, проявление которой можно наблюдать во многих детских играх - создать оболочку, в которую можно забраться.

Важен материал, который мы можем дать детям для строительства таких "произведений архитекторы": деревянные стойки, "строительные" лоскуты больших размеров, лоскуты для ряжений, мешочки с песком, деревянные бельевые прищепки, байковые простынки или старые шерстяные одеяла. головные повязки, шнуры, деревянные чурки.

Деревянные стойки (см. стр.рис 2)

Деревянные стойки относятся к предметам,, которые желательно иметь в комнате каждого ребенка. По причине широкой возможности применения без них почти нельзя обойтись.

Модель

Если занавесить две такие стойки, они образуют уголок для кукол или магазин (см. стр. рис. 1, 2. 3, 16). Если отодвинуть занавески в сторону, можно будет устроить кукольный театр (см. гл.: "Куклы-статуэтки"). Если на доску кладется байковая простынка и подушка для игр и занавески свисают по обеим сторонам стойки (см. "Занавески для стоек, вариант "В"), получится уютная кровать с балдахином. Или на верхней балке с помощью шнуров можно закрепить гамачок или корзинку и покачать в них куклу.

Модель В

Такую стойку детям легче всего переносить с места на место и поэтому она особенно подходит для "крупномасштабного" строительства. Все края должны быть хорошо закруглены. Верхнюю поперечную балку можно сделать выдвижной. В этом случае по обеим сторонам планок стойки можно вставить извлекаемые деревянные клинья. На верхнюю балку, как на шест для гардин, можно надеть занавески с широкой подгибкой, тогда они провисят долго. В верхней поперечной балке можно просверлить отверстия, в которые, если потребуется, можно вставить толстые гибкие трубки (диаметром ок. 1см) в качестве элемента-связки с другой стойкой (эти трубки будут входом или крышей). На концы поперечной балки, оформленные в виде крючка, можно повесить петли "дверей'1 (см.: "Занавески для стоек") или колокольчик, выполняющий функцию дверного звонка. Под доской (модель Л) можно на всякий случай укрепить вторую балку, чтобы стойка была достаточно прочной.

 
 

Занавески для стоек

Материал: больше всего подойдет однотонный батист или другая одноцветная тонкая хлопчатобумажная ткань. При ширине ткани 80 см потребуется два полотнища, при ширине ткани 120 или 140 см - только одно.

Размеры:

а) длина выкройки одного полотнища - 1.13м, т.е.: готовая длина 98 см, припуск на подгибку вверху - 10 см, внизу - 5 см.

б) длина выкройки - 2,10 м, припуск на подгибку внизу - 5-6 см; сложить выкройку пополам и прострочить на расстоянии 10 см от сгиба, чтобы занавески можно было сдвигать.

Двери: длина выкройки 1,02 м, готовая длина - 95 см, припуск на подгибку внизу - 5 см, вверху - 2 см. В верхний припуск на подгибку вшить по обеим сторонам по одной петле из той же ткани длиной примерно 10 см, шириной 2 см. Размеры полотнища для входа или крыши определяются в зависимости от высоты арок. Эти полотнища не должны свисать до пола.

Лоскуты для игр

(см. стр. рис. 3) Строительные лоскуты

Одноцветные лоскуты, которые мы можем дать детям для игр, относятся к самым важным и любимым детьми вещам. С их помощью можно сделать почти все, что угодно. Они служат для строительства "домов", когда ими занавешивают столы, стойки и придвинутые Друг к Другу стулья; используются в качестве подстилки при строительстве из деревянных чурок (они могут быть лугом, морем, полем и т.д.), из них можно сделать мешок дня переноски каштанов, еловых шишек и т.д.; подстилку для самодельного поезда (см. гл.: "Поезда из поленьев, покрытых корой"), если узко сложить их вдоль; если узко сложить их по длине и скатать, они могут быть пожарным шлангом. Они очень хорошо подойдут для всяческих переодеваний. Фантазия детей не знает границ и во время игр с лоскутами у них будут появляться все более богатые идеи. Для того, чтобы "утяжелить'' такие лоскуты, чтобы они, например, не сползали со стола, очень хорошо подходят мешочки с песком.

Материал: хлопчатобумажная бязь, тонкий лен или поплин разных цветов, не очень ярких.

Размеры: примерно 80 х 150 см.

Лоскуты для ряження

Для ряжения лучше брать более легкие ткани, к примеру, хлопчатобумажный батист, потому что такие ткани легче всего использовать в подобных целях, нежели строительные лоскуты. Из них мастерят не только длинные юбки, платки, которые можно накинуть на плечи, крылья ангелов, накидки и всякие головные уборы, но и наряды, указывающие на определенную роль в игре: врач, медсестра, пожарник, мама, бабушка, король, принцесса, невеста. Для укрепления лоскутов на голове или в качестве пояса служат головные повязки или шерстяные шнуры.

Матерная: одноцветный хлопчатобумажный батист или очень тонкая бязь.

Размеры: примерно 80 х 120 см.

 
 

Головная повязка (см. стр. рис. 4)

 

С помощью таких повязок очень удобно закреплять на голове лоскуты для ряжения. Но их применяют еще и в качестве поясов, лент для перевязывания ку­кольных пеленок или туго скатывают и аккуратно прикрепляют в комнате для гукол. имитируя абажур.

 

Материал: толстая мягкая шерсть, лучше всего желтого цвета, крючок для вязания.

В начале работы (см. стр. рис. 4) провязать 20 или 25 см воздушными петлями, в обратную сторону вязать цепочечной петлей, т.е. ввести крючок, вытянуть нитку и сразу протянуть через имеющуюся петлю. Теперь начинается средняя часть: 40 см воздушными петлями, затем перевернуть, 1 воздушная петля, 1 цепочечная петля и полустолбик (т.е. накид, вытянуть нитку и сразу протянуть), обычный столбик; так продолжать до тех пор, пока не останется 2 петли; затем опять провязать полустолбик, одну цепочечную петлю.

Вторая завязка: 20-25 см воздушных петель и в обратную сторону вязать цепочечными петлями. Нитки в начале и в конце работы закрепить (зашить) при помощи иголки.

Шнуры

Сколько ни давай детям толстых шерстяных шнуров, им все будет мало. Они используют шнуры для закрепления лоскутов, в которые они наряжаются; если привязать такой шнур к палке, получится удочка; связав несколько шнуров друг с другом, можно сконструировать подвесную канатную дорогу или подготовить телефонную проводку; порой с их помощью дети строят весы, если когда-нибудь им посчастливилось видеть старинные весы; иногда дети обвязывают их вокруг "шеи" узелковых кукол и таким гениальным способом превращают их в марионеток. Эти немногочисленные примеры говорят о широких возможностях применения шерстяных шнуров.

Материал: толстая качественная шерсть, вязальный крючок №5 или №6. Провязать от 60 до 80 см воздушными петлями шерстью в 3-5 сложений. Оставшиеся в конце и начале работы нитки хорошо закрепить.

Меш очки с песком см. стр. рис. 4

С их помощью можно придавить строительные лоскуты на столах или на другой мебели, не нанося при этом мебели никаких повреждений, которые могут произойти при использовании, например, деревянных брусков. Фантазия детей превращает мешочки с песком в лыжи (если их привязать к ногам) или в рыбу на удочке; в штемпельную подушку при игре в почту; в груз для деревянного поезда и т.д.

Материал: очень плотная ткань, через которую не может просеиваться песок, например, тик, одноцветная ткань для чехла, 300 - 350 граммов песка для каждого мешочка.

Размеры: 18 х 13 см (готовое изделие).

Выкройка для наволочки-чехла: 14,5 Х 49 см.

Сшить из плотной ткани мешочки, наполнить их песком и зашить четвертую сторону. Чехол лучше сделать без застежки и надевать на мешочек, не закрепляя. Тогда его легко можно будет снять и выстирать.

Сначала подрубить узкие стороны, затем сложить ткань в соответствии с размерами мешочка изнаночной стороной наружу и выполнить боковые швы. Вывернуть и отутюжить.

Подушка для игр (см. стр. рис. 4)

Мягкая, наполненная шерстью подушка порадует любого ребенка. С ее по­мощью на скамье или на ковре, лежащем на полу, ребенок может построить себе кровать; на ней можно сидеть на полу среди игрушек; можно шнурами привязать подушку к голове (получится шлем пожарного) или на спину (тогда она будет школьным ранцем).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.