Сделай Сам Свою Работу на 5

Самопожертвование Ототатибана





 

Во всех приключениях принца его сопровождала преданная жена, принцесса Ототатибана. К слову сказать, наш герой, такой достойный в сражениях, в любви был совсем другим. Он смотрел на жену свысока и мучил ее своим равнодушием. Она, бедная послушная душа, утратила красоту, служа своему господину. Кожа ее была обожжена солнцем, а одежды испачканы и заплатаны. Но она никогда не жаловалась и, хотя лицо ее стало печальным, терпеливо старалась сохранить свои мягкие и добрые манеры.

Однажды принцу Ямато случилось встретить обворожительную принцессу Миядзу. Ее одежды были очаровательны, кожа нежна, как цветок вишни. Прошло совсем немного времени, как он влюбился в нее. Когда пришло время расставаться, он пообещал вернуться и взять прекрасную принцессу Миядзу в жены. Только он произнес эти слова, как тут же заметил Ототатибана, стоящую рядом с глубоко опечаленным лицом. Принц Ямато заставил замолчать свое сердце и отправился в путь, втайне рассчитывая сдержать слово. Когда принц Ямато, его жена и люди достигли побережья Идзу, его спутники решили достать несколько лодок, чтобы на них пересечь пролив Кадзуса.



Принц же воскликнул надменно:

— Ба! Это всего лишь ручеек! Зачем нам столько лодок? Я могу его перепрыгнуть!

Когда же они все погрузились в лодки и отправились в путь, поднялся большой шторм. Волны превратились в водяные горы, ветер пронзительно выл, молнии вспыхивали среди темных облаков, и гремел гром. Вскоре лодка, на которой плыли принц и его жена, начала тонуть. Это был не просто шторм, а работа Рюдзин, морского владыки, которого разозлили гордые и глупые слова принца Ямато.

Когда команда спустила паруса, чтобы выровнять лодку, шторм разыгрался еще сильней. В конце концов, Ототатибана поднялась и, простив мужу все то зло, что он ей причинил, решила пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти горячо любимого мужа.

Так сказала послушная Ототатибана:

— О, Рюдзин! Принц, муж мой, разозлил тебя своей похвальбой. Я, Ототатибана, отдаю тебе свою бедную жизнь вместо жизни Ямато Такэру. Я бросаюсь в пучину твоего великого царства, а ты взамен позволь добраться моему господину невредимым до берега.



Произнеся эти слова, Ототатибана кинулась в бурлящие волны, и те моментально унесли тело бедной женщины. Вскоре после самопожертвования храброй жены Ямато шторм утих, и солнце вновь пробилось сквозь тучи на небе.

Ямато Такэру невредимым добрался до берега и успешно подавил восстание айну.

Наш герой сильно раскаивался в том, как он обращался со своей верной женой. Слишком поздно он научился восхищаться ее добродетелью, но к чести его следует заметить, что он сохранил память о своей жене и был верен ей до самой смерти, забыв о принцессе Миядзу.

 

Победа над Змеем

 

Выполнив приказы отца, Ямато Такэру пересек провинцию Овари и оказался в провинции Оми.

Провинция Оми была встревожена великой бедой. Множество людей находилось в трауре, а многие плакали и громко кричали от горя. Принц, расспросив людей, узнал, что огромный Змей повадился каждый день спускаться с горы и нападать на деревню, поедая несчастных жителей.

 

Кацукава Сюнтэй. Битва воина с гигантской змеей. Ксилография (ок. 1820-х. гг.).

 

Принц Ямато сразу же поднялся на гору Ибаки, где, по слухам, и обитал огромный Змей. На полпути к вершине он встретил это жуткое чудовище. Принц был так силен, что убил его голыми руками. Как только он это сделал, темнота внезапно покрыла землю и пошел проливной дождь. Вскоре, однако, небо прояснилось, и наш герой смог спуститься с горы.

Когда он добрался домой, то обнаружил в ногах странную боль, и вообще почувствовал, что серьезно заболел. Принц понял — Змей ужалил его, и, так как он был слишком слаб, чтобы двигаться, его отнесли к известному минеральному источнику. Здесь к нему вернулись прежнее здоровье и сила, и он возблагодарил за помощь Аматэрасу, Богиню Солнца.



 

Сицунэ и Бэнкэй

 

Ёсицунэ (Минамото Ёсицунэ), наверное, был бы самым выдающимся героем легенд, если бы у него не было преданного оруженосца по имени Бэнкэй, который также является героем многих историй и легенд. А раз так, то мы должны признать, что он был весьма и весьма примечательной личностью. Он превышал своих спутников не только ростом, но и безрассудной храбростью, умом, выносливостью и бесконечной добротой. Это был человек, способный сразить без труда сотню врагов, и в то же время мог уверенно толковать буддийские писания. Бэнкэй осуждал Ёсицунэ, когда тот по каким-то причинам решал побить его, но в то же время с бесконечной добротой и терпением помогал принимать роды у жены своего господина, когда та рожала сына. Была и еще одна удивительная черта в многогранном характере Бэнкэя — его любовь к шуткам. Широко известен, например, случай с колоколом, или безумный пир, устроенный за счет священников, — всегда, когда было место для шутки, он не отказывал себе в удовольствии посмеяться от души.

Бэнкэй заметил однажды:

— Если что-то сильно угрожает моему господину, всегда есть я, чтобы справиться с этим.

И это совершенная правда. Бэнкэю всегда доставалась самая грязная работа. И когда господин просил его сделать что-либо, Бэнкэй лишь жаловался, что задание обычно бывало не очень трудным, хотя на деле оказывалось опасным и могло бы напугать дюжину менее одаренных героев.

 

Минамото-но Ёсицунэ.

 

Бэнкэй родился длинноволосым, со всеми зубами, и, самое главное, он с рождения умел бегать быстро, как ветер. Бэнкэй был слишком велик для обычного скромного японского дома. Когда он ударял по наковальне, то та всегда уходила глубоко в землю, а вместо вязанки дров он обычно приносил огромную сосну. Когда Бэнкэю исполнилось семнадцать, он стал священником в буддийском храме, но это не помешало ему завязать увлекательный роман с красивой девушкой по имени Тамамуси. Вскоре наш герой, отказавшись и от любви, и от ранга священника, обратился к волнующим приключениям воина вне закона. Здесь мы вынуждены ненадолго оставить его и рассказать историю о Ёсицунэ и о том, как ему посчастливилось встретить Бэнкэя и заслужить его дружбу.

 

Сицунэ и Тайра

 

Отец Ёсицунэ, Минамото Ёситомо, погиб в великом сражении с кланом Тайра. В то время клан Тайра был всесилен, и его жестокий предводитель, Киёмори, делал все возможное, чтобы уничтожить детей Ёситомо. Но их мать, Токива, сумела сбежать, взяв своих малышей с собой. Однако в конце концов она, с характерной японской стойкостью, согласилась стать женой ненавистного Киёмори. Она поступила так потому, что это был единственный способ спасти жизнь ее детей. Ей было позволено быть постоянно с Ёсицунэ, и она изо дня в день шептала ему:

— Помни своего отца, Минамото Ёситомо! Расти сильным и отомсти за его смерть, ибо пал он от руки клана Тайра!

 

Тори Киохиро. Воин Минамото-но Ёсицунэ. Гравюра на дереве (конец 1750-х гг.).

 

Когда Ёсицунэ было семь лет от роду, его отдали в монастырь, дабы он, когда вырастет, стал монахом. Хоть и прилеж-ный в науках, маленький мальчик навсегда сохранил в сердце бесстрашные слова своей храброй матери, пожертвовавшей собой ради него. Они волновали его и побуждали к действию. Он часто ходил в долину, где размахивал своим деревянным мечом и, распевая отрывки боевых песен, бил по камням и скалам, мечтая о том, что когда-нибудь он станет великим воином, восстановит справедливость и отомстит клану Тайра за все, что тот сделал с его семьей.

Однажды ночью, увлеченный своими упражнениями, он был напуган грозой и увидел перед собой громадного великана с длинным красным носом, огромными яркими глазами, с когтями и оперением птицы. Ёсицунэ отважился поинтересоваться, кто был этот великан, и услышал в ответ, что это король тэнгу, предводитель существ, которые знали и частенько применяли множество невероятных трюков, приемов и хитростей.

Король тэнгу был очень расположен к Ёсицунэ. Он сказал о своем восхищении упорством Ёсицунэ и поведал, что явился с намерением научить его искусству владения мечом. Уроки быстро принесли добрые плоды, и уже довольно скоро Ёсицунэ мог сражаться и побеждать не меньше чем две дюжины тэнгу, и это нечеловеческое проворство сослужило вскоре Ёсицунэ хорошую службу. Но об этом речь впереди.

Когда Ёсицунэ исполнилось пятнадцать лет, он услышал, что на горе Хиэй живет совершенно нелюдимый бонза по имени Бэнкэй. Бэнкэй с недавних пор стал подстерегать воинов, которые переправлялись по мосту Годзё в Киото. Он решил завоевать в поединках тысячу мечей. И хотя он являлся разбойником, но был настолько храбр, что уже завоевал девять сотен и девяносто девять мечей своими беззаконными деяниями. Когда новости о его подвигах достигли ушей Ёсицунэ, тот решил применить науку короля тэнгу на пользу — сразить этого Бэнкэя и тем самым положить конец разбою в стране.

 

Ёситоси. Монах-воин Бэнкэй. Из серии «Сотня обликов Луны».

 

Однажды вечером Ёсицунэ отправился в путь. Для того чтобы не пасть духом и показать свое бесстрашие, он заиграл на флейте и играл до тех пор, пока не подошел к мосту Годзё. В тот же самый миг он увидел идущего к нему навстречу огромного мужчину, облаченного в черные доспехи, и это был не кто иной, как Бэнкэй. Когда Бэнкэй заметил перед собой юношу, он счел ниже своего достоинства атаковать его. Юноша выглядел довольно слабым. Мечтатель, который мог неплохо играть на флейте, без сомнения пишущий милые стихи о луне, что как раз светила в небе, но который ни в коем случае не мог бы быть настоящим воином. Такое оскорбление очень разозлило Ёсицунэ, и он, внезапно ногой выбил алебарду из рук Бэнкэя.

 

Битва Ёсицунэ и Бэнкэя

 

Бэнкэй зарычал от ярости и принялся беспорядочно размахивать своим оружием. Но выучка ловких тэнгу помогла Ёсицунэ. Он прыгал из стороны в сторону, вперед и назад, назад и вперед, дразня великана шутками и взрывами звонкого смеха. Оружие Бэнкэя описывало круги, но поражало лишь воздух и землю, так и не дотронувшись до противника.

Наконец Бэнкэй стал уставать, и Ёсицунэ вновь выбил алебарду из рук гиганта. Пока Бэнкэй пытался дотянуться до выпавшего оружия, Ёсицунэ сбил его с ног, так что тот встал на четвереньки, и наш юный герой с победным криком оседлал Бэнкэя. Гигант был очень удивлен своим поражением, но, когда он узнал, что победил его не кто иной, как сын господина Ёситомо, он не только мужественно признал свое поражение, но испросил разрешения стать преданным вассалом молодого победителя.

 

Морское сражение между Тайра и Минамото в заливе Данноура (1185 г.). Раасписная ширма.

 

С этого момента мы встречаем имена Ёсицунэ и Бэнкэя, связанными вместе; и во всех сказаниях о воинах, не важно — в Японии или за ее пределами, никогда не было более доблестного и гармоничного союза силы и дружбы. Мы не раз еще встретим этих героев, одерживающих победы над кланом Тайра. В конце концов, в финальной битве при Данноура они скинули врагов в море, где те и погибли.

Есть еще одно упоминание о битве Данноура. Ёсицунэ и его преданный оруженосец добирались из провинции Сэтцу в провинцию Сайкоку по морю, на лодке. Когда они достигли местечка под названием Данноура, внезапно разразился шторм. Таинственный, мистический звук издавали вздымающиеся волны, словно это было далекое эхо битвы — сталкивающиеся корабли, летящие стрелы, шум поступи тысячи воинов. Громче и громче становился шум, и из несущихся гребней волн внезапно появились полчища призраков воинов клана Тайра. Их доспехи были пробиты и покрыты кровью. Они протягивали свои невидимые руки, пытаясь остановить лодку, в которой плыли Ёсицунэ и Бэнкэй. То было призрачное отражение битвы при Данноура, когда клан Тайра потерпел сокрушительное и окончательное поражение. Ёсицунэ, увидев этих воинов, закричал, что будет мстить даже призракам клана Тайра, но Бэнкэй, как всегда благоразумный и осмотрительный, уговорил своего господина отложить меч, достал четки и прочитал несколько буддийских молитв. Мир снизошел на огромное войско призраков, вой стих, и постепенно они погрузились в успокоившееся море.

Легенды гласят, что рыбаки до сих пор время от времени видят призрачных воинов, выходящих из морских глубин и потрясающих своими длинными руками. Они говорят, что крабы — те, что с отметинами на спине, — это и есть призраки воинов клана Тайра. Позже мы расскажем другую легенду, повествующую об этих несчастных воинах, которым никогда не суждено успокоиться от постигшего их поражения.

 

Бэнкэй и колокол

 

Бэнкэй, верный слуга Ёсицунэ, был одним из самых сильных людей в древней Японии. Он имел огромную силу, как мы увидим из приведенной ниже легенды.

Когда Бэнкэй был монахом, ему очень хотелось украсть колокол храма Миидэра и перенести его в свой монастырь. Поэтому однажды он отправился в Миидэра и, дождавшись удобного момента, украл огромный колокол. Вначале Бэнкэй хотел было скатить колокол с холма, на котором стоял монастырь, и не тащить на себе этот гигантский кусок металла. Но потом он подумал, что монахи могут услышать шум, а значит, ему все же придется как-то отнести колокол вниз по крутому склону холма. Тогда Бэнкэй вернулся в колокольню, взял там балку, на которой висел колокол, и подвесил колокол на один конец балки, а к другому — вот забавно — прицепил свой бумажный фонарь (отсюда пошла японская поговорка: «Что тяжелей, фонарь или колокол?») и таким образом тащил свою неподъемную ношу почти семь миль.

Когда же Бэнкэй наконец добрался до своего монастыря, он перво-наперво потребовал, чтобы его накормили. Ему принесли еды в железном суповом котле, что был пять футов в диаметре. Покончив с едой, Бэнкэй разрешил нескольким монахам позвонить в украденный колокол храма Миидэра. Так они и сделали, но как только звон стал стихать, в его угасающем звуке послышалось ворчание:

— Я хочу вернуться в Миидэра! Хочу вернуться в Миидэра!

Услыхав эти слова, монахи были поражены. Настоятель, однако, подумал и предложил окропить колокол святой водой, чтобы тот смирился со своим новым жилищем. Но даже святая вода не подействовала: колокол продолжал жалобно стонать, вызывая досаду у слушателей. И никого так не сердил этот стон, как самого Бэнкэя. Колокол как будто насмехался над ним и над его трудным путешествием. В конце концов Бэнкэй, доведенный до белого каления этими жалобами, потерял терпение. Он схватил веревку, к которой было привязано ударное бревно, отошел насколько возможно дальше от колокола и отпустил веревку в надежде, что сила удара расколет этот капризный кусок металла. Раздался оглушительный грохот дерева о металл, но колокол выдержал удар. Снова в воздухе зазвучали слова:

— Я хочу вернуться в Миидэра!

И как ни старались монахи извлечь из колокола какой-либо другой звук, он вновь и вновь повторял эту фразу.

В конце концов Бэнкэй, вне себя от гнева, взвалил колокол на спину и, взобравшись на вершину горы, опустил свою ношу на землю. А затем могучим пинком отправил колокол катиться вниз по склону в долину. Некоторое время спустя монахи монастыря Миидэра нашли драгоценный колокол и, обрадованные своей находкой, повесили на прежнее место. С тех пор колокол храма Миидэра перестал говорить и просто звенел, как обыкновенные колокола.

 

Римаса

 

Однажды, давным-давно, император Японии серьезно заболел. Он не мог спать по ночам — ему мешал ужасный непрекращающийся звук, который доносился с крыши дворца, называемого Пурпурным Залом Северной Звезды. Несколько придворных решили спрятаться и посмотреть, от чего происходит этот звук. Как только солнце скрылось, они заметили, что странное темное облако ползет с запада к дворцу. Приблизившись, облако приземлилось на крышу величественного здания. И тогда те, кто притаился в императорской спальне, услышали жуткий скребущий звук, как будто то, что вначале было облаком, внезапно превратилось в чудовище с огромными и сильными клацающими челюстями.

Каждую ночь прилетал странный гость, и императору становилось все хуже и хуже. В конце концов ему стало настолько плохо, что все, кто окружал его, поняли: если не уничтожить чудовище, император вскоре умрет.

И тогда было решено, что Ёримаса, самый храбрый и доблестный воин во всей округе, избавит его величество от этих ужасных визитов. Ёримаса, узнав о поручении, тотчас же соответствующим образом подготовился к схватке. Он взял свой лучший лук и стрелы со стальными наконечниками, облачился в доспехи, поверх которых надел охотничью одежду и церемониальный головной убор вместо шлема.

На закате он укрылся в пределах дворца. Пока он ждал врага, разыгралась буря: гремел гром, молнии вспыхивали в небе и ветер выл, как стая диких демонов. Но Ёримаса был человеком смелым, и ярость стихий нисколько его не испугала. Когда настала полночь, он увидел черное облако, приближающееся по небу прямо к крыше дворца. Оно приземлилось в северо-восточном углу. Опять сверкнула молния, и Ёримаса увидел мерцающие глаза огромного животного. Запомнив, где стоит чудовище, воин натянул свой лук, ставший таким круглым, что напоминал полную луну. В следующий момент стрела со стальным наконечником вонзилась в цель. Раздался ужасный рев — рев боли и гнева, и в тот же момент Ёримаса услышал глухой удар — чудовище скатилось с крыши на землю.

Ёримаса и его слуга бросились вперед и прикончили ужасное создание, представшее перед ними. Отвратительное чудовище было велико, как лошадь. Оно имело голову обезьяны, туловище и когти тигра, хвост змеи, крылья птицы и чешую, как у дракона.

Неудивительно, что император приказал содрать шкуру с этого животного и вечно хранить ее как диковинку в императорской сокровищнице. Как только чудовище было повержено, здоровье императора сразу улучшилось, а Ёримаса был награжден за свою службу мечом по имени Сиси-о, что значит Король Львов. Он был также допущен ко двору и вскоре женился на Аямэ, самой красивой из невест при дворе императора.

 

Глава 2

МОНАХИ И ОТШЕЛЬНИКИ

 

Его смерть была подобна яркому свету, пропавшему внезапно во мраке ночи.

«Намудайси»

 

 

Кобо Дайси. — Предсказывающий чудо. — Гохицу-осё. — Письмена на небе и на воде. — Как Кобо Дайси писал тэн. — Кино Момоэ и Ономо Току. — Возвращение Кобо Дайси. — Смерть Кобо Дайси. — Нитирэн. — Сёдо Сёнин. — Като Саэмон. — Сэннин. — Сэннин в искусстве.

 

 

Кобо Дайси

 

Кобо Дайси, что значит Великий учитель, распространявший Закон, родился в 774 г. и был самым почитаемым и известным японским буддистом. Он основал буддийскую секту Сингон, известную своими магическими формулами и эзотерическими учениями. Говорят также, что он изобрел хирагана — слоговую азбуку в виде скорописи. Из стихотворения «Намудайси», рассказывающего о жизни этого великого учителя, также можно узнать, что Кобо Дайси привез с собой из Китая несколько семян чайного дерева, что привело к возрождению традиции чаепития, которая не соблюдалась в Японии уже долгое время. Он был знаменит как великий проповедник, но также известен как каллиграф, художник, мыслитель и путешественник.

В миру его имя было Кукай. Кобо Дайси — посмертное имя, и под этим именем он наиболее известен.

 

Предсказывающий чудо

 

С именем Кобо Дайси связаны многие чудеса, о чем рассказывают многочисленные легенды. Его появление на свет также было удивительным. Во время его рождения вдруг вспыхнул яркий свет, и он вошел в этот мир со сложенными как будто бы для молитвы ручками. Когда ему было всего пять лет, он сидел среди лотосов и разговаривал с Буддой, но сохранил в секрете всю полученную от него мудрость. Его сердце было наполнено жалостью и болью за род людской. Когда на вершине одной из гор Кобо Дайси хотел пожертвовать жизнью во искупление человеческих грехов, несколько божеств спустились к нему и не дали его пылкой душе принести себя в жертву, пока он не исполнит того, что предначертано ему судьбой. Все его занятия имели религиозный смысл. Однажды он построил глиняную пагоду и тут же был окружен четырьмя небесными правителями. Посланник императора, которому случилось проезжать в этот момент мимо, был до того поражен, что назвал молодого Кобо Дайси Предсказывающим Чудо. «Намудайси» рассказывает нам, как однажды во время проведения религиозного обряда яркая звезда упала с неба и попала прямо в рот Кобо Дайси, а затем в полночь злой дракон предстал перед ним, но он плюнул в дракона и своей слюной убил его.

В девятнадцать лет он носил черные шелковые одежды буддийского монаха и с жаром и рвением, никогда не покидавшим его, добивался просвещения.

— Есть множество путей, — говорил он, — но буддизм самый лучший из всех них.

Говорят, что однажды во время своих штудий он обнаружил книгу, в которой описывалось учение буддийской школы Сингон. Книга была столь сложной, что даже самому Кобо Дайси не удавалось постичь ее смысл. Не отчаиваясь, он получил Монастырь Киппусен-дзи на горе Кипу, префектура Нара.

 

 

разрешение императора посетить Китай, где в конечном итоге и постиг тайный и глубокий смысл книги.

 

Гохицу-осё

 

Когда Кобо Дайси был в Китае, император, услышав о его славе, послал за ним и попросил его переписать название одной из комнат в императорском дворце, имя которой было вычеркнуто беспощадным перстом времени. Кобо Дайси, держа по кисти в каждой руке, еще одну во рту и две между пальцами ног, написал на стене иероглифы, которые требовал император, и за это необыкновенное искусство император назвал его Гохицу-осё (Монах Пишущий Пятью Кистями).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.