Лексические и синтаксические средства выразительности
Литературоведческие термины
Лирические жанры:
- Былина -устная народная песня-сказание о подвигах богатырей.
- Дифирамб - торжественная песнь в честь кого-то(у древних греков в честь бога Дионисия), преувеличенная, восторженная похвала.
- Дума - стих. философско-исторического содержания.
- Мадригал - небольшое стих. обычно любовного содержания, посвященное даме, восхваляющий её.
- Ода - жанр высокой лирики в классицизме - торжественное прославляющее произведение.
- Песня - стих. произведение для пения
- Послание - стихотворное письмо, как правило, адресованы конкретным лицам. Бывают панегирические(хвалебные), сатирические, любовные.
- Стансы- жанр средневековой лирики, характеризующийся песенностью и небольшим объемом. В русской поэзии - это емкие стихи с замкнутыми строфами по четыре ямбических стиха в каждой, насыщенные размышлениями о жизни.
- Стопа- повторяющаяся в силлабо-тоническом стихе группа слогов, включающая один ударный и несколько безударных.
- Строфа- часть стихотворния, объединённая в единое целое ритмом, рифмой, содержанием.
- Сонет - стих. из 14 строк, «Онегинская» строфа(четырнадцатистишие).
- Стихотворение - это небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме.// Двустишие, трёхстишие(терцет), четверостишие(катрен), пятистишие, шестистишие(секстина), семистишие(септима),восьмистишие(октава), девятистишие(спенсерова строфа, триолет), десятистишие(одическая строфа),одиннадцатистишие(«лермонтовская строфа»).
- Элегия - это стихотворение интимного характера, встречается в сентиментализме, романтизме. Для неё характерны мотивы любви, разочарования, одиночества, бренности земного бытия.
- Эпиграмма - короткое лирическое произведение произвольного характера, короткое стихотворение на злободневное общественное событие или адресованное конкретному лицу.
- Эпитафия - надгробная надпись, со скорбно-восхваляющим содержанием, встречаются и пародийные, сатирические эпитафии.
Стихотворные размеры:
1. Хорей - двусложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.
2. Ямб - двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.
3. Дактиль - трёхсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.
4. Амфибрахий - трёхсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.
5. Анапест - трёхсложный стихотворный размер с ударением на третьем слоге.
6.Цезура - пауза в середине строки.
7. Пиррихий - стопа, состоящая из двух ударных слогов.
8. Спондей - стопа, состоящая из двух безударных слогов.
9. Рифма - звуковой повтор в конце стихов. Рефрен аналогичен припеву.
10. Мужская рифма состоит из одного ударного слога, последний слог в стихе является ударным.
11. Женская рифма - ударение падает на предпоследнем слоге.
12.В дактилических рифмах ударение падает на третий слог от конца строки.
13. Точная рифма - все согласные и гласные звуки окончания стихов совпадают.
14. Неточная рифма - это совпадение отдельных звуков(ныне - пустыни, мрамор - замер).
15. Парная(смежная) рифма - рифмуются соседние строки(аабб).
16. Перекрёстная рифма - рифмуются(созвучны) первая и третья, вторая и четвёртая строки(абаб).
17. Кольцевая(опоясывающая) рифма - рифмуются первая и четвёртая, вторая и третья(абба).
18.Верлибр - свободный стих, не имеющий метра и рифмы.
19. Белый стих - нерифмованный стих.
Система стихосложения:
1. Силлабо-тоническая система стихосложения основана на правильном чередовании ударных и безударных слогов в стопе.
2. Тоническое стихосложение основано на чередовании приблизительно одинакового количества ударений в строках. Число и место безударных слогов в тоническом стихе не регламентируется. Стихотворная строка в тонической системе делится не на слоги или стопы, а на ритмические строчечные доли.
Эпические жанры:
Жанр - литературные формы, на которые делятся ведущие художественные роды и их виды.
Лейтмотив(ведущий мотив) - господствующие мысль, образ, настроение, деталь, неоднократно повторяемые и подчеркиваемые в произведении.
Сюжет - событийная основа произведения.
1. Сказка- произведение фантастического, приключенческого или бытового характера. Бывают народные и литературные сказки.
2.Басня - небольшое произведение в стихах, реже в прозе, нравоучительного или сатирического содержания. Часто события и герои басни изображаются иносказательно.
3. Новелла - небольшой прозаический рассказ, отличающийся строгостью сюжета и композиции, отсутствием описательности, необыденностью события, элементами символики.
4. Очерк - небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных фактов, общее изложение какого-то вопроса.
5. Эссе - жанр литературно-критической, художественной , публицистической лит-ры, сочетающий индивидуальную позицию автора с непринуждённым изложением мысли, ориентированным на разговорную речь.
6. Предание - переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, легенда.
7.Притча - небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме, по своему характеру притча близка к басне, но по смыслу всегда глубже.
8. Памфлет - злободневное сатирическое произведение, преимущественно социально-политическое обличение.
9.Пародия - жанр в лит-ре, сознательная имитация в сатирических, иронических и юмористических целях.
10. Повесть - жанр эпоса, повесть ближе к рассказу, чем к роману. в ней изображается ряд событий, освещающих целый период жизни персонажей или одного лица- главного героя.
11. Рассказ - жанр эпоса, малая форма прозы. Соотносится с повестью как более развёрнутой формой повествования
12. Роман -жанр эпоса, раскрывающий историю многих человеческих судеб на протяжении длительного времени
Жанры драматургии:
1.Драма - произведение, написанное в форме разговора действующих лиц, которое предназначено для представления в театре. Авторская речь представлена в виде ремарок.
2.Комедия - жанр драмы, изображающий такие события и характеры, которые вызывают смех.
3. Трагедия- пьеса, в которой происходит резкое столкновение личности с другими людьми и обстоятельствами, ведущие к гибели(физической или нравственной) героя.
4. Ремарка- авторское пояснение, сопровождающее диалог.
5. Реплика - высказывание персонажа драм. произведения.
Словарик средств выразительности
Фонетические средства выразительности
1.Аллитерация – усиление выразительности художественной речи повторами согласных звуков.
2. Ассонанс – созвучие, повтор ударных гласных звуков внутри стиха; усиливает образность, выразительность речи, её смысловую строну.
3. Звукоподражание – слово, передающее звуковое впечатление явления, предмета; имеет иллюстративный характер(мяуканье, хихиканье, тараторить, дребезжать).
Лексические и синтаксические средства выразительности
1. Анафора – синтаксическое средство выразительности, единоначатие, повторение слов в начале предложения, строфы.
2. Антитеза – приём контраста, сопоставление, резкое противопоставление понятий, образов, состояний.
3. Афоризм - краткое изречение(греч.),глубокая, законченная мысль; отличается от пословиц и поговорок тем, что имеет автора.
4. Бессоюзие – приём, когда в предложении отсутствуют(опущены) союзы, соединяющие во фразах слова и предложения; речь приобретает большую сжатость, динамизм.
5. Градация – приём расположения слов и выражений в порядке возрастающего значения; последовательное нагнетание или ослабление образов, ряд однородных членов предложения, близких по смыслу слов с нарастанием(или убыванием) их силы, с нагнетанием впечатления.
6. Именительный представления(именительный темы) – синтаксическое средство выразительности, изолированное существительное в им. Падеже, называют тему повествование, призван вызвать интерес к предмету высказывания, усиливает его звучание://МОСКВА! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!(А.Пушкин)
7. Инверсия – синтаксическое ср-во выразительности, перестановка, изменение установленного грамматикой порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла
8. Каламбур – приём, «игра слов», построенная на омонимичных словах или сочетаниях, порождающих юмор, комизм// Он двадцать лет был нерадив// Единой строчки не родив.(Д.Минаев)
9. Контекстные синонимы – лексическое средство выразительности, слова, близкие по значению в данном тексте; используются для перечисления, точности, градации, чтобы избежать тавтологии.
10. Контекстные антонимы – лексическое ср-во выразительности, слова, противоположные по значению в контексте, словесные пары со взаимно противоположным значением в конкретном тексте.
11. Крылатые выражения, фразеологизмы - лексическое ср-во выразительности, афоризмы, изречения, выражающие с предельной лаконичностью в отточенной форме какую-либо мысль, обычно имеют авторов// Блажен, кто верует…(А.Грибоедов)//
12. Лексический повтор – приём, повторение слова, словосочетания в предложении или в тексте, усиливающий эмоциональность, подчёркивающий ключевое слово.
13. Многосоюзие – приём, когда все или почти все однородные члены предложения связаны между собой одним и тем же союзом, т.о. подчёркивается единство перечисления.
14. Неологизм стилистический(= окказионализм) - неологизм, созданный автором данного литературного произведения с определённой стилистической целью и обычно не получающий широкого распространения.// …берёт, как гремучую в двадцати жал змею двухметроворостую… В.Маяковский//
15. Оксюморон– лексическое ср-во выразительности, сочетание контрастных по значению слов, логически несовместимых понятий, создающих новое понятие или представление(сухое вино, «Живой труп», «Оптимистическая трагедия», «Горячий снег», «Мёртвые души»)
16. Парадокс – приём, парадоксальное сочетание слов, неожиданный, расходящийся с логикой или привычным мнением вывод.//Спеши медленно(лат.)
17. Парцелляция, присоединительные конструкции – приём, разделение фразы, предложения на части, является средством интонационной экспрессии, подчёркивает важный для пишущего смысл.
18. Риторический вопрос– синтаксическое ср-во выразительности, вопросительное предложение, не требующее ответа, усиливающее эмоциональность.
19. Риторическое восклицание – синтаксическое средство выразительности, восклицательное предложение, усиливающее эмоциональное восприятие художественной речи.
20. Риторическое обращение – синтаксическое средство выразительности, слово или выражение, называющее адресата в художественной речи, где обращения являются носителями экспрессивно-оценочных значений.
21. Синтаксический параллелизм – синтаксическое ср-во выразительности, одинаковая структура предложений в тексте, сходное расположение элементов, однотипное построение предложений или отрезков теста.
22. Стилизация– воспроизведение манеры какого-либо автора или разговорного языка человека, принадлежащего к определённому социальному слою, например, в рассказах М.Зощенко, В.Шукшина…
23. Умолчание - намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель сам догадается о невысказанном.
24. Эллипсис - пропуск какого-либо элемента предложения, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации, используемый для придания высказыванию динамичности. // Мы сёла - в пепел, грады - прах, в мечи - серпы и плуги…В.А.Жуковский//
25. Эпифора – синтаксическое средство выразительности, повторение в конце строк слова или словосочетания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|