Сделай Сам Свою Работу на 5

Учет и анализ логистических издержек





Учет и анализ логистических издержек составляют необходи­мую основу для поиска путей их снижения. В условиях конкурен­ции это один из путей обеспечения конкурентных преимуществ фирмы.

Существуют два подхода к самому понятию «управленческий учет»:

· согласно первому, традиционному, управленческий учет представляет собой все, что «сверх» бухгалтерского и налогового, которые считаются базовыми;

· второй, новаторский, предлагает обратную формулу: управ­ленческий учет - это весь учет, в том числе бухгалтерский и налоговый.

Во всем мире бухгалтерский и налоговый учеты не считают «учетами», но видами отчетности, составленной на основе дан­ных учета. Учет существует только один - управленческий.

Бухгалтерский и налоговый учеты в России не полностью от­вечают новым задачам учета. Чтобы планировать рост экономики, необходимо от учета показателей «работы», обращенных в прошлое, переходить к учету показателей «качества и эффектив­ности», которые обращены в будущее, когда большая доля пара­метров приходится на нефинансовые и субъективные: цели, стратегии, доли рынка, уровень подготовки персонала и т.д.



Целью создания новых систем учета затрат является получение точной, оперативной и достоверной информации для оператив­ного контроля и анализа рентабельности отдельных видов продукции и процессов. Одной из таких систем является «ТСМ» - система управления всеми ресурсами и видами деятельности предприятия. Она основана на учете затрат по видам деятель­ности Activity-Based-Costing, ABC. Суть данного подхода в следующем: эффективным направлением снижения затрат является управление ресурсосберегающей деятельностью. Управление затратами должно обеспечить их реальное снижение за счет со­кращения деятельности, не создающей добавленной ценности, и со­вершенствования деятельности, ее создающей, т.е. повышающей ценность изделия.

Коротко методологию системы ABC можно описать следующим образом:

· в отличие от традиционных методов учета, основным принци­пом которых является положение - «выпускаемая продукция потребляет ресурсы», система ABC основана на принципе «продукция потребляет виды деятельности, а производственная деятельность потребляет ресурсы»;



· для определения стоимости выявляются факторы, формиру­ющие затраты. Факторы, определяющие величину затрат (cost drivers), связывают конкретные виды деятельности с соответствующими затратами (они является своего рода мерой деятельности, поскольку затраты изменяются пропорционально масштабу деятельности);

· на основе факторов, формирующих затраты, ресурсы распределяются между центрами производственной деятельности, и затем относятся на конкретные изделия.

Для создания системы учета затрат методом ABC проводится разграничение хозяйственных операций на: 1) необходимые на уровне единицы изделия (операции по обработке), 2) осуществляемые на уровне партии изделий (транспортировка, наладка оборудования и др.) и 3) определенного вида продукции (поддер жание технических условий производства, изменение проектной документации и др.). Далее выделяются переменные затраты(краткосрочные и долгосрочные) и определяются издержки, за­висящие и не зависящие от объемов производства.

Краткосрочные переменные затраты относятся на изделие пропорционально объему производства (материалы, заработная плата) и времени работы оборудования.

Некоторые затраты, которые в традиционных системных учетах считались постоянными, с точки зрения системы ABC рассматриваются как долгосрочные переменные затраты.Например, затраты, связан­ные с обслуживанием и созданием условий производства, изме­няются пропорционально числу партий изделий, заказов и др.

Система учета затрат АВС обеспечивает учет затрат по каждому виду продукции на каждом этапе производственного процесса. В результате создания системы ABC на предприятии обеспечива­ется управление затратами по производственным центрами созда­ется возможность итогового анализа себестоимости конкретных изделий. Как показали результаты внедрения системы ABC, такой анализ значительно повышает объективность оценки рентабельности продукции. Продукция, которая получалась более рента­бельной при традиционных методах распределения накладных расходов, может таковой и не оказаться согласно методу ABC, Традиционные системы управления затратами не отражают ростазатрат по продукции, производимой мелкими партиями, поскольку на них списывается меньшая доля накладных расходов. И наоборот, изделия, производимые в больших объемах, принимают на себя большую долю накладных расходов и получаются менее рентабельными.



Методика ABC применяется на производственных предприятиях. На первом этапе ABC соотносит расходы с детально расписанными процессами (обычно от 25 до 100), а затем эти процессы - с продуктом. Продукты отличаются друг от друга объемом процессов или набором стандартных операций, которые необходимо выполнить, чтобы создать конечный продукт. Каждый процесс имеет собственную единицу измерения расходов(например, для контроля качества такой единицей может быть число часов (или точек) контроля, для затрат на производство- машино-часы, а для потребляемой электрической энергии - киловатт-часы и т.д.). Принципиальное отличие между методиками заключается в числе единиц измерения. В методике АВС для каждого вида расходов, т.е. для каждой из множества единиц измерения, рассчитывается соответствующий, заранее установленный,весовой коэффициент в массе общих расходов. Такимобразом достигается значительно большая точность расчетов. Достоинством расчета себестоимости процессов является также тот факт, что он базируется на данных бухгалтерского учета. Этооблегчает внедрение методики на предприятиях с компьюте­ризованной финансово-бухгалтерской системой.

Для дистрибьюторских и торговых предприятий целесообразно применять методику DPP (direct product profitability - расчет непосредственной (пря­мой) доходности продукта). DPP является инструментом поддержки управленческих решений в процессе распределения. Эта методика основана на расчете прибыли нетто для данного про­дукта, которая определяется как разница между маржей брутто на каждый продукт, увеличенной на все возможные скидки, и непосредственными расходами дистрибьюции. В этой методике прин­ципиально не применяются наценки на расходы дистрибьюции.
При построении модели DPP наибольшие усилия требуются для
выделения всех операций процесса дистрибьюции и соотнесении их (на основе эмпирического анализа) с коэффициентами производительности.

В управлении издержками в мировой практике широко ис­пользуются методики «direct-cost» и «standart-cost». Первая из них основывается на расчете себестоимости путем разделения затрат на постоянные (не зависящие от количества произведенной продукции за определенный период) и переменные (прямо зависящие от количества произведенной продукции). При расчете себестои­мости конкретной продукции учитываются только переменные (прямые) издержки, так как постоянные (косвенные) затраты распределяются на весь перечень выпускаемой продукции, и относятся к общефирменным издержкам. По методике «standard-cost» расчет затрат производится на базе нормативов, а управлениe осуществляется по отклонениям фактических затрат от нормативных.

Указанные методики расчета издержек являются действенными инструментами современного подхода к ценообразованию и управлению затратами. Однако практическое их применение требyeт согласования с учетной политикой фирмы и налоговым законодательством. В то же время данные системы могут быть ис­пользованы для внутреннего анализа издержеки при разработке программ снижения затрат.

Логистические затраты входят в состав себестоимости готовой продукции и существенно влияют на ее цену, однако учету этой группы издержек в отечественной практике уделяется мало внимания, отсутствует системный подход к их выявлению, анализу и оптимизации. Причиной этого служит организация системы отечественного бухгалтерского учета. В классификации затрат, входящих в себестоимость, используемой в российской практике, логистические издержки не сгруппированы, отдельные их составляющие учитываются на различных счетах РСБУ, что затрудняет их выделение и учет.

В современных условиях управленческая отчетность на иностранных предприятиях или предприятиях с иностранным капиталом интегрирована с бухгалтерской отчетностью, так как в стандартном плане счетов предусмотрены счета производственных затрат и результатов деятельности. Поэтому возникает задача - модернизировать существующую в России систему учета таким образом, чтобы она могла решать задачи управленческого учета, в том числе по логистическим функциям. По оценке западных бухгалтеров, именно на постановку и ведение управленческой отчетности тратится до 90% времени и ресурсов, в то время как на традиционную финансовую отчетностьуходит только оставшиеся 10%.

Коренное отличие управленческой отчетности от финансовой состоит в том, что финансовая отчетность ориентируется на внешних пользователей информации (прежде всего - на налого­вую инспекцию), а управленческая нацелена на внутренних поль­зователей (в первую очередь, на руководителей предприятия и его подразделений).

Анализ показывает, что в международной практике перечень учитываемых статей расходов намного шире (например, воз­можно выделение затрат на процедуры заказов, на потребитель­ский сервис и т.д.), но в рамках действующей системы россий­ского бухучета такое деление весьма затруднительно. В цепочке проблем, связанных с эффективным регулированием логистиче­ских издержек в системе обеспечения конкурентоспособности фирмы и ее продукции, центральное место занимают вопросы де­ления и группирования логистических затрат.Они должны ре­шаться исходя из требований эффективного регулирования из­держек через систему управленческой отчетности, опираться на обоснованную методику анализа. Действующая классификация затрат, принятая в российской практике бухгалтерского учета, не позволяет выстроить структурированную классификацию логис­тических издержек, обеспечивающую их объективный учет и ре­гулирование.

Следует принять во внимание, что все компании, участвующие в цепи поставок, должны сотрудничать, чтобы добиться замет­ного улучшения результатов совокупной работы. Однако меж­функциональные и межорганизационные взаимосвязи проще описать, чем выявить или управлять ими в повседневной прак­тике.

Тем не менее, отечественная система бухгалтерского учета позволяет частично агрегировать основную массу логистических издержек. Для проведения логистического анализа и аудита большинство статей может быть выделено на стадии первичною бухучета, причем основная их масса отражается в общепроизводственных, общехозяйственных и коммерческих расходах.

Выявление, анализ и учет логистических затрат должно быть систематическим и скоординированным. Логистическая служба должна заниматься направленным учетом логистических издержек, их калькулированием, отслеживанием динамики, анализом структуры затрат, поиском путей их оптимизации и снижения.

Анализ отечественной системы учета затрат и сопоставление порученных результатов с классификациями логистических издержек, приведенных в отечественных и зарубежных источниках, показал, что используемое за рубежом деление логистических затрат может быть адаптировано к российской практике, что даст возможность перевести ход российского учета на международные стандарты. Логистические издержки с целью их учета и регулирования по функциям ЛС целесообразно объединить в следующие группы:

· затраты на закупку материальных ресурсов (частично);

· расходы на грузопереработку и перемещение грузов (транспортировку);

· затраты на складирование;

· затраты, связанные с управлением логистической системой, в
том числе управление запасами;

· затраты, связанные с потерями.

Ряд авторов придерживается другой группировки логистичес­ких затрат:

· операционные логистические затраты (на транспортировку, складскую грузопереработку, затаривание, хранение, тамо­женное оформление);

· затраты на администрирование логистической системы (управ­
ленческие расходы);

· капитальные затраты на иммобилизацию средств в запасах;

· затраты на покрытие логистических рисков (в т.ч. затраты на
страхование груза, страхование ответственности перевозчика/
экспедитора, страхование запасов, ущерба от нерациональных
логистических решений, например, потенциальные потери
продаж от отсутствия запасов на полках и пр.).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.