Сделай Сам Свою Работу на 5

Управление транзакционными издержками в цепях поставок





Под транзакционными издержками понимаются издержки экономического взаимодействия между хозяйствующими субъ­ектами. Чтобы сделка могла состояться, необходимо собрать ин­формацию о ценах и качестве товаров и услуг, договориться об ее условиях, проконтролировать добросовестность ее выполнения партнером, добиться компенсаций в случае расторжения сделки. Поэтому совершение сделок сопряжено с различными потерями и затратами, которые нужно учитывать как отдельную катего­рию.

Транзакционные издержки - это издержки сбора и об­работки информации, проведения переговоров и принятия реше­ний, контроля и юридической защиты выполнения контракта.

Для определения издержек транзакции пользуются следующими критериями:

· это все затраты потребителя, стоимость которых не входит в цену,
уплачиваемую продавцу;

· это все затраты продавца, которые он бы не понес, если бы «продавал» товар самому себе.

Общий объем транзакционных издержек складывается из двух частей. Во-первых, это услуги «транзакционного сектора» (отрасли, «продукция» которой рассматривается как целиком имеющая транзакционное назначение - оптовая и розничная торговля, страхование, банковское дело и т.д.). В случае, если оптовые и розничные предприятия имеют свою логистическую инфраструктуру (склады, автотранспорт и т.д.), затраты на ее эксплуатацию входят в цену перепродажи закупаемого товара.



Во-вторых, это транзакционные услуги, оказываемые внутри «трансформационного» сектора. При их оценке исходят из размера фонда вознаграждения труда непроизводственных работников в отраслях этого сектора (условно говоря, это затраты на «аппарат правления», организацию продаж и снабжения в промышлен­ности, сельском хозяйстве и других подразделениях «трансформа­ционного» комплекса).

Теория транзакционных издержек тесно связана с теорией прав собственности. Из понимания прав собственности (как набора допустимых экономических ре­шений) следует, что любой акт обмена есть не что иное, как обмен правомочиями (что и имеет место в системе поставок).

Транзакционные издержки в цепи поставок включают издержки на при­нятие решений, выработку планов и организации предстоящей деятельности, ведение переговоров о ее содержании и условиях, когда в деловые отношения вступают два или более участника; издержки, связанные с изменением планов, пересмотром условий сделки и разрешением спорных вопросов, когда это диктуется новыми обстоятельствами; издержки, вызванные соблюдением договоренностей всеми участниками.



Транзакционные издержки (ТАИ) включают также любые потери, возникающие вследствие:

· неэффективности совместных решений, планов, договоров и
созданных структур;

· неэффективных реакций на изменившиеся условия;

· неэффективной защиты соглашений.

Уровень транзакционных издержек определяется особеннос­тями сделок.

Транзакционные издержки имеют большое число характерис­тик, что предопределяет необходимость классификации по признакам их функциональной направленности и последователь­ности, в которой они возникают в процессе совершения сделок: до совершения сделки (издержки поиска информации, издержки ведения переговоров), в момент совершения сделки (издержки измерения, издержки на защиту прав собственности) и после совершения сделки (издержки оппортунистического поведения, издержки политизации).

На рис. 7.3 и в табл. 7.2 представлены виды и разновидности ТАИ. Ниже рассматриваются особенности видов ТАИ и их связь с рассматриваемыми традиционно логистическими издерж­ками.

Издержки поиска информации возникают из-за того, что перед совершением сделки необходима информация о потенциальных по­купателях или продавцах потребительских благ или производ­ственных факторов и сложившихся на данный момент цен.



Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связан­ных с неполнотой и несовершенством информации. Поиск может вестись как продавцами, так и покупателями.

Таблица 7.2

Переменные издержки Условно-постоянные издержки
Издержки поиска информации Издержки спецификации и защиты прав собственника
Издержки ведения переговоров Издержки «политизации»
Издержки измерения и контроля
Издержки «оппортунистического поведения»

 

 

 

Рис.7.3. Деление ТАИ по функциональным направлениям

 

 

Издержки ведения переговоров возникают в связи с тем, что ры­нок требует отвлечения значительных средств на проведение пе­реговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Чем больше участников сделки и чем сложнее ее пред­мет, тем выше эти издержки. Дополнительным их источником являются потери из-за неудачно заключенных, плохо оформлен­иях и ненадежно защищенных соглашений.

Издержки измерения вызваны тем, что любой продукт или услуги, в том числе логистические, представляют собой комплекс характеристик. В акте обмена неизбежно учитываются некоторые из них, причем точность их оценки (измерения, т.е. квантификации информации) бывает чрезвычайно низкой. Издержки изме­рения растут с повышением требований к точности. От их вели­чины зависит, кто (продавец или покупатель), когда (при пос­тавке, изготовлении, продаже или использовании товара) и с какой степенью интенсивности будет производить измерение (например, ощутимая экономия издержек измерения была до­стигнута в результате введения стандартов мер и весов).

Оценка качества товара и логистических услуг может осуще­ствляться на стороне как продавцов, так и покупателей. Во избе­жание нерационального дублирования действий желательно, чтобы измерение производилось однажды, и его брал на себя тот, кто способен делать это с наименьшими затратами. Их снижению способствуют такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки, приобретение партий товаров по образцам и т.д. (например, гарантии предоставляются в тех слу­чаях, когда всесторонняя оценка качества и обнаружение дефек­тов происходят в ходе использования блага, тогда ответственность за измерение падает на покупателя).

Издержки спецификации и защиты прав собственности вклю­чают расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов; затраты времени и ресурсов, необходимых для восста­новления нарушенных прав, а также потери от плохой спецификации и ненадежной защиты. Любое нарушение в работе звеньев ЛЦ требует сначала его фиксации, затем оценки тяжести, выявле­ния нарушителя, наложения взыскания.

Издержки «оппортунистического» поведения (термин введен О. Уильямсоном) связаны с недобросовестным поведением, на­рушающим условия сделки или нацеленным на получение одно­сторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику подпадают различные случаи лжи, обмана, фальсификации, пренебрежения взятыми на себя обязательствами и т.д.

Существуют две основные формы «оппортунистического» поведения — «отлынивание» и «вымога­тельство».

«Отлынивание» — проблема отношений типа «принципал — агент» (примером могут служить отношения между менеджером и работником, между акционером и менеджером, между кредито­ром и получателем кредита).

Существуют два пути решения — либо пытаться ужесточать надзор за деятельностью агента, либо пытаться вводить такую схему стимулирования, которая минимизировала бы отклонения интересов агента от интересов принципала (например, выплата бонусов или опционов для более тесной привязки ин­тересов управляющих к интересам собственников, но это требует немалых затрат).

Другая форма «оппортунистического» поведения — «вымога­тельство» (hold-up). Такое поведение провоцируют сделки, каса­ющиеся инвестиций в специфические ресурсы. Цель такого вымогательства - присвоение всей квази-ренты или, по крайней мере, резкое увеличение своей доли.

Издержки «политизации» можно обозначить как издержки, со­провождающие принятие решений внутри организаций, в част­ности действующих в составе ЛЦ. К этим издержкам относятся издержки коллективного принятия решений и издержки влия­ния.

Принятие решений на рынке и в организации имеет различ­ный характер. Рыночная сделка будет заключена только в том случае, если от нее выигрывают обе стороны. Трудности и по­тери, возникающие при попытках достижения взаимного согла­сия, служат источником издержек поиска, ведения переговоров и др.

Классификация транзакционных издержек, осознание причин их возникновения, факторов, влияющих на их размер в системе поставок, позволяет обоснованно подойти к поиску способов их снижения.

Управление транзакционными издержками в ЛЦ пред­полагает идентификацию и снижение (с высокой степенью веро­ятности) издержек экономического взаимодействия между хо­зяйствующими субъектами. При этом должны рассматривается транзакционные издержки на уровне бизнес-процессов, функци­ональных областей логистики и ЛЦ. Имеется ряд возможностей снижения транзакционных издержек:

· экономия на масштабах деятельности;

· децентрализация управленческих функций;

· франчайзинг;

· вертикальная интеграция и т.д.

Механизм интеграции способствует построению законченной технологической цепочки, обеспечению координации всех про­цессов, облегчению проникновения технологических нововведений, увеличению объема продаж, росту производительности труда и в результате существенному снижению транзакционных издержек. Сюда включаются эффекты от совместной инвестиционной деятельности партнеров по ЛЦ; эффекты использования общих ос­новных средств; совместной финансовой деятельности; сокраще­ния персонала в результате объединения операций и управленче­ских структур; передовых технологий. Эффекты могут быть прямыми и косвенными.

К прямым эффектам относятся:

· снижение издержек функционирования рыночного механизма, снижение «цены легальности» - затрат на выполнение бюрократических процедур, связанных с регистрацией, продолжением деятельности в рамках закона, внедрением контрактных процедур, поиском партнеров, установлением связей с партнерами и проч.;

· снижение трансформационных издержек в экономиче­ской деятельности (например, в связи с повышением производи­тельности труда);

· элиминирование прежних искажений экономических стимулов работы.

Косвенные эффекты включают:

· снижение организационных издержек субъектов ЛЦ вследствие внедрения информационного обеспечения принятия решений (система информационного обеспечения логистической деятельности);

· новая выгода, получаемая экономическими субъектами от внедрения нововведений (не существовавшая при наличии «старых» связей) - формализация отношений между элементами ЛЦ, обратные связи;

· синергия, получаемая в результате взаимодействия и переплетающихся связей субъектов рынка в рамках ЛЦ;

· улучшение инвестиционного и предпринимательского климата системы поставок.

В то же время создание элементов ЛЦ и их взаимосвязей тре­бует определенных дополнительных затрат. Ниже рассматрива­ется сущность каждого из этих видов издержек.

Издержки формализации отношений (И1). В этот элемент вклю­чается стоимость всех мероприятий по отладке механизма взаимо­действий между элементами ЛС. Эти издержки можно назвать «из­держками проб и ошибок», когда хозяйствующие субъекты всту­пают в контакт, ведут переговоры о начале работ, согласуют условия, методологию, несут расходы на выполнение desk-research и проч. - вплоть до установления более неформальных, партнерс­ких отношений.

Издержки адаптации экономических агентов к новым условиям хозяйственной деятельности (И2). К этой категории следует отнести компромиссные издержки экономических субъектов, по­несенные ими в рамках различного рода взаимных уступок, и издержки подчинения закону. Существует возможность учесть эти и издержки в виде некоего коэффициента, влияющего на скорость снижения транзакционных издержек, который может быть най­ден экономическим путем на основе вычислений aposteriori.

Издержки «политизации» (временно растущие транзакционные издержки) (ИЗ). Данные издержки также играют важную роль при принятии решения об изменениях, их можно определить только экспертным путем. Природа кратковременного роста транзакционных издержек лежит в сосуществовании в течение оп­ределенного периода времени старых и новых формальных правил, повышающих общие издержки экономической деятельности, что вызывает значительные информационные затраты субъектов.

Издержки рассогласования (И4) элементов системы в момент внедрения нововведения (в ЛЦ) могут стать критическим факто­ром, определяющим успех или неудачу нововведения.

Издержки трансформации неформальных системных связей (И5). К этой категории можно отнести расходы на пропаганду в сред­ствах массовой информации, инвестиции необходимого типа и т.д.

Издержки на юридическое обеспечение новых норм хозяйство­вания (И6). Сюда относятся издержки на работу, связанную с принятием законов (издержки лоббирования), введения новых норм (издержки переобучения, установки информационных систем, смены нормативной документации и проч.), информацион­ной поддержки новых норм. Все эти издержки (за исключением издержек лоббирования соответствующих законов) достаточно точно подсчитываются количественно

Издержки применения законов (норм) (И7). Рост издержек применения норм (enforcement) имеет две составляющие — краткос­рочную и долгосрочную. Краткосрочная составляющая выража­ется в резком увеличении расходов на организационные вопросы из-за возникающего на некоторое время хаоса, вызванного введе­нием новых принципов хозяйствования.

Это обусловлено необ­ходимостью преодолеть краткосрочные негативные тенденции (краткосрочный рост транзакционных издержек) в возможно бо­лее короткие сроки для снижения социальной стоимости реформ. Этот компонент также поддается прямому вычислению на основе анализа (как опыт других систем, так и предшествующий опыт в самой бизнес-среде). Долгосрочная составляющая связана с не­обходимостью увеличения средств на содержание судебной сис­темы в связи с ростом числа норм и необходимостью более быст­рого и адекватного разрешения возникающих конфликтных си­туаций.

Цена «нелегальности» (сговоры, теневая деятельность и т.д.) (И8) в разных ситуациях может играть как положительную, так и отрицательную роль и означает повышение издержек для части экономических агентов, занимающихся нелегальной экономиче­ской деятельностью. Для благосостояния всех экономических агентов в долгосрочном периоде это, несомненно, положитель­ное явление, поскольку оно увеличивает долю легального сек­тора, снижая соответственно удельные издержки каждого кон­кретного легального предпринимателя.

Для управления транзакционными издержками в ЛЦ необхо­димо осуществлять:

· анализ внешней и внутренней среды, идентификация биз­нес-процессов и составляющих их действий и центров ответ­ственности;

· определение фактической стоимости конечных объ­ектов затрат;

· оптимизацию структуры в разрезе конечных объектов затрат;

· оптимизацию бизнес-процессов;

· формирование банка альтернативных вариантов;

· оценку эффективности вариантов и выбор предпочтительного варианта;

· расчет издержек, в том числе транзакционных, на плановый период;

· сравнение фактических и плановых издержек; выявление и реализация резервов снижения затрат.

На этой основе осуществляется бюджетирование затрат на ло­гистику на предстоящий плановый период. Сокращение расходов осуществляется путем оптимизации процессов, сокращения вре­мени их выполнения. При наступлении отчетного периода про­водится анализ плановых и фактических затрат. Благодаря непрерывному измерению экономических параметров процессов, анализу стоимости каждого действия, результатам сравнения плана и факта, появляется объективная основа для управления затратами и ЛЦ в целом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.