Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности ценообразования в условиях свободной конкуренции





Для определения особенностей ценообразования на конкрет­ном рынке (например, экспедиторских услуг) рассмотрим следу­ющие понятия:

· средний доход AR (общий объем, деленный на объем проданной продукции или услуг);

· предельный доход MR (изменение общего дохода в результате продажи дополнительной единицы товара или услуги);

· средние (АС) и предельные (МС) издержки (по аналогии с вышеприведенными понятиями);

· VC и FC - переменные и условно-постоянные издержки (соответственно);

· AVC и AFC - соответственно средние переменные и средние
условно-постоянные издержки.

Равенство MR = МС является условием максимизации при­были для любой фирмы, независимо от рыночной структуры, в которой она функционирует. Однако правило MR=МС=Р — это условие максимизации прибыли, действующее для фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции.

В условиях свободной конкуренции на рынке ни одна фирма не может контролировать процесс ценообразования. Цены же складываются исключительно под влиянием спроса и предложе­ния. Рыночное равновесие в условиях свободной конкуренции необходимо рассматривать с двух сторон: с точки зрения отрасли (рис. 6.2) и фирмы (рис. 6.3).



Объем производства фирмы опре­деляется ее предельными издержками и рыночной ценой. Кривая предложения конкурентной фирмы есть часть кривой кратко­срочных предельных издержек (МС) конкурентной фирмы, рас­положенная выше точки минимума кривой средних переменных издержек (AVC).

 

Рис. 6.2. Равновесная рыночная Рис.6.3. Спрос (D) на продукцию
цена в условиях отраслевого рынка и предложение фирмы,

совершенной конкуренции действующей на рынке

совершенной конкуренции

 

На конкурентном рынке фирма, руководствуясь текущей це­ной, выступает как «прайстейкер» (фирма, которая не может вли­ять на цену своего продукта и «соглашается» с ценой рынка). При этом потребительский выбор характеризуется горизонтальной кривой спроса (D). Поэтому средний доход AR фирмы и ее предельныйдоход MR равны рыночной цене продукта и совпадают с кривой спроса (см. рис. 6.2 и 6.3). Общий доход TR растет по мере увеличения объема проданной продукции.

В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует свою прибыль, выбирая такой объем производства (q), при кото­ром, как уже было сказано, MR = МС = Р. Максимум прибыли в этом случае не означает положительную экономическую прибыль. Под экономической прибылью понимается разница между валовой вы­ручкой и суммой явных и неявных (вмененных) издержек фирмы; нулевая экономическая прибыль означает, что фирма получает только нормальную (бухгалтерскую) прибыль — как разницу между валовой выручкой и хозяй­ственными издержкам.



Если цена продукта на краткосрочном временном интервале пре­вышает средние издержки на его производство, то фирма полу­чает прибыль, если цена точно равна средним издержкам, то фирма обеспечивает самоокупаемость производства, т.е. получает нулевую прибыль. Если рыночная цена оказывается ниже сред­них издержек, то фирма несет убытки; производство временно прекращается, если цена товара падает ниже минимального уровня средних переменных издержек (см. рис. 6.4).

С точки зрения фирмы (см. рис. 6.3), спрос полностью эласти­чен по цене. Это объясняется тем, что в условиях свободной кон­куренции на рынке действует множество фирм, причем ни одна не контролирует сколь бы то ни было значительной доли рынка, позволяющей ей воздействовать на цену. И если увеличение про­изводства не приводит к изменению данной ситуации, т.е. если условия свободной конкуренции сохраняются, то при расшире­нии выпуска продукции фирме совершенно необязательно ме­нять цены.

Для отрасли же (см. рис. 6.2) имеет место хорошо зна­комая обратно пропорциональная зависимость спроса от цен. Если предложение товаров отраслью в целом (а не отдельными фирмами) возрастет, то рыночная цена снизится, причем для всех фирм, вне зависимости от того, как изменится объем производ­ства данной конкретной фирмы. Кривые рассматриваемых гра­фиков (рис. 6.2 и 6.3) совместимы не только логически, но и ма­тематически.



Графики на рис. 6.4 характеризуют оптимальный объем произ­водства при сложившихся ценах (МС = Р). Рыночная цена ОА покрывает все затраты, как постоянные, так и переменные, и приносит фирме определенную прибыль.

При этом переменные затраты представлены в виде четырехугольника ОЕКН, постоян­ные — ENDK, прибыль — NABD (заштрихованная площадь). Нетрудно заметить, что если фирма увеличит количество выпус­каемой продукции, ее прибыль снизится, так как предельные из­держки будут либо больше, либо меньше цены, в точке равнове­сия.

 

 

Рис.6.4. Фирма в условиях совершенной конкуренции, максимизирующая экономическую прибыль (при Р > АС)

 

 

График на рис. 6.5 иллюстрирует положение фирмы, которая несет убытки (заштрихованная площадь), поскольку рыночная цена ниже ее средних издержек. Но, несмотря на это, фирма на­шла оптимальный объем производства. Если в первом случае оп­тимизация заключается в максимизации прибыли, то здесь она состоит в минимизации убытков.

Производство в краткосрочном периоде имеет смысл, даже если цена не покрывает полностью всех затрат. Достаточно, чтобы она была больше переменных издержек (AVC) и вносила некото­рый вклад в покрытие постоянных. Постоянные расходы (AFC) действующему предприятию придется нести в любом случае, поэтому любое превышение цены над ними будет выгодным. Таким образом, можно сказать, что поведение фирмы в условиях свободной конкуренции определяется максимизацией дохода (вы­ручки), а не максимизацией прибыли. Абсолютно неприемлемым производство становится только тогда, когда цена опускается ниже уровня средних переменных затрат (AVC).

 

 

Рис.6.5. Фирма в условиях совершенной конкуренции, минимизирующая убытки (при Р < АС), продолжающая производство

 

У каждой фирмы, желающей достичь оптимума при свободной конкуренции, предельные издержки определяют ее объем производства или, что то же самое, - ее предложение (рис. 6.6). Тогда кривая предложения отрасли может быть получена путем сумми­рования кривых предельных издержек фирм, действующих на этом рынке.

При одинаковом объеме производства (рис. 6.6, где показаны кривые предельных издержек двух фирм — 1 и 2) предельные из­держки фирмы 2 меньше, чем фирмы 1. Однако при оптимальном объеме производства, определяемом соотношением спроса и предложения отрасли, они равны, так как низкие затраты позво­ляют фирме 2 выпускать больше продукции, чем производит фирма 1. Поэтому в условиях свободной конкуренции затраты на изготовление последнего изделия (предельные издержки) одина­ковы для всех производителей вне зависимости от уровня их средних затрат. Исходя из того, что предельные издержки определяют цену продукции и одинаковы для всех фирм, можно утверждать, что они определяют цену и на отраслевом рынке совершенной конкуренции.

О

 

Рис. 6.6. Предельные издержки двух фирм, действующих на отраслевом рынке совершенной конкуренции

 

В результате предельные издержки изменяются так, что их но­вый уровень будет соответствовать новому уровню цен. Таким образом, в условиях свободной конкуренции рынок всегда нахо­дится в состоянии равновесия (правда, не статического, а дина­мического), а размер выпуска продукции фирмы — оптимальный при условии МС = MR=Р. Однако это условие оптимальности не означает, что фирмы в любом случае получают прибыль. Все за­висит от соотношения спроса и предложения. Если спрос велик, то высокими будут и равновесные цены. Следовательно, фирмы получают относительно большую прибыль. Если спрос снижа­ется, то цены падают, а фирмам приходится либо приспосабли­ваться к низким ценам (в том числе нести убытки), либо уходить с рынка. В условиях свободной конкуренции предложение от­дельных фирм не оказывает существенного воздействия на ры­ночное равновесие. На него может повлиять предложение отрасли в целом, меняющееся в результате изменения цен, ресурсов про­изводства, природно-климатических факторов и т.п.

Анализ ценообразования при свободной конкуренции позво­ляет сделать вывод, что на рынке каждого товара (в том числе ло­гистических услуг) должна быть единая цена. Такое заключение, однако, в большинстве случаев противоречит действительности. Дело в том, что единая цена возможна лишь в случае, когда у всех покупателей и продавцов на рынке (например, транспортных услуг) имеется вся полнота конъюнктурной информации. Подобная точная информация может быть доступна лишь на вы­сокоорганизованных рынках (например, при биржевой торговле сырьевыми товарами, обеспеченной необходимыми средствами связи). Если же этого нет, то на рынке одного товара возможно установление нескольких цен.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.