Особенности ценообразования в условиях свободной конкуренции
Для определения особенностей ценообразования на конкретном рынке (например, экспедиторских услуг) рассмотрим следующие понятия:
· средний доход AR (общий объем, деленный на объем проданной продукции или услуг);
· предельный доход MR (изменение общего дохода в результате продажи дополнительной единицы товара или услуги);
· средние (АС) и предельные (МС) издержки (по аналогии с вышеприведенными понятиями);
· VC и FC - переменные и условно-постоянные издержки (соответственно);
· AVC и AFC - соответственно средние переменные и средние условно-постоянные издержки.
Равенство MR = МС является условием максимизации прибыли для любой фирмы, независимо от рыночной структуры, в которой она функционирует. Однако правило MR=МС=Р — это условие максимизации прибыли, действующее для фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции.
В условиях свободной конкуренции на рынке ни одна фирма не может контролировать процесс ценообразования. Цены же складываются исключительно под влиянием спроса и предложения. Рыночное равновесие в условиях свободной конкуренции необходимо рассматривать с двух сторон: с точки зрения отрасли (рис. 6.2) и фирмы (рис. 6.3).
Объем производства фирмы определяется ее предельными издержками и рыночной ценой. Кривая предложения конкурентной фирмы есть часть кривой краткосрочных предельных издержек (МС) конкурентной фирмы, расположенная выше точки минимума кривой средних переменных издержек (AVC).
Рис. 6.2. Равновесная рыночная Рис.6.3. Спрос (D) на продукцию цена в условиях отраслевого рынка и предложение фирмы,
совершенной конкуренции действующей на рынке
совершенной конкуренции
На конкурентном рынке фирма, руководствуясь текущей ценой, выступает как «прайстейкер» (фирма, которая не может влиять на цену своего продукта и «соглашается» с ценой рынка). При этом потребительский выбор характеризуется горизонтальной кривой спроса (D). Поэтому средний доход AR фирмы и ее предельныйдоход MR равны рыночной цене продукта и совпадают с кривой спроса (см. рис. 6.2 и 6.3). Общий доход TR растет по мере увеличения объема проданной продукции.
В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует свою прибыль, выбирая такой объем производства (q), при котором, как уже было сказано, MR = МС = Р. Максимум прибыли в этом случае не означает положительную экономическую прибыль. Под экономической прибылью понимается разница между валовой выручкой и суммой явных и неявных (вмененных) издержек фирмы; нулевая экономическая прибыль означает, что фирма получает только нормальную (бухгалтерскую) прибыль — как разницу между валовой выручкой и хозяйственными издержкам.
Если цена продукта на краткосрочном временном интервале превышает средние издержки на его производство, то фирма получает прибыль, если цена точно равна средним издержкам, то фирма обеспечивает самоокупаемость производства, т.е. получает нулевую прибыль. Если рыночная цена оказывается ниже средних издержек, то фирма несет убытки; производство временно прекращается, если цена товара падает ниже минимального уровня средних переменных издержек (см. рис. 6.4).
С точки зрения фирмы (см. рис. 6.3), спрос полностью эластичен по цене. Это объясняется тем, что в условиях свободной конкуренции на рынке действует множество фирм, причем ни одна не контролирует сколь бы то ни было значительной доли рынка, позволяющей ей воздействовать на цену. И если увеличение производства не приводит к изменению данной ситуации, т.е. если условия свободной конкуренции сохраняются, то при расширении выпуска продукции фирме совершенно необязательно менять цены.
Для отрасли же (см. рис. 6.2) имеет место хорошо знакомая обратно пропорциональная зависимость спроса от цен. Если предложение товаров отраслью в целом (а не отдельными фирмами) возрастет, то рыночная цена снизится, причем для всех фирм, вне зависимости от того, как изменится объем производства данной конкретной фирмы. Кривые рассматриваемых графиков (рис. 6.2 и 6.3) совместимы не только логически, но и математически.
Графики на рис. 6.4 характеризуют оптимальный объем производства при сложившихся ценах (МС = Р). Рыночная цена ОА покрывает все затраты, как постоянные, так и переменные, и приносит фирме определенную прибыль.
При этом переменные затраты представлены в виде четырехугольника ОЕКН, постоянные — ENDK, прибыль — NABD (заштрихованная площадь). Нетрудно заметить, что если фирма увеличит количество выпускаемой продукции, ее прибыль снизится, так как предельные издержки будут либо больше, либо меньше цены, в точке равновесия.
Рис.6.4. Фирма в условиях совершенной конкуренции, максимизирующая экономическую прибыль (при Р > АС)
График на рис. 6.5 иллюстрирует положение фирмы, которая несет убытки (заштрихованная площадь), поскольку рыночная цена ниже ее средних издержек. Но, несмотря на это, фирма нашла оптимальный объем производства. Если в первом случае оптимизация заключается в максимизации прибыли, то здесь она состоит в минимизации убытков.
Производство в краткосрочном периоде имеет смысл, даже если цена не покрывает полностью всех затрат. Достаточно, чтобы она была больше переменных издержек (AVC) и вносила некоторый вклад в покрытие постоянных. Постоянные расходы (AFC) действующему предприятию придется нести в любом случае, поэтому любое превышение цены над ними будет выгодным. Таким образом, можно сказать, что поведение фирмы в условиях свободной конкуренции определяется максимизацией дохода (выручки), а не максимизацией прибыли. Абсолютно неприемлемым производство становится только тогда, когда цена опускается ниже уровня средних переменных затрат (AVC).
Рис.6.5. Фирма в условиях совершенной конкуренции, минимизирующая убытки (при Р < АС), продолжающая производство
У каждой фирмы, желающей достичь оптимума при свободной конкуренции, предельные издержки определяют ее объем производства или, что то же самое, - ее предложение (рис. 6.6). Тогда кривая предложения отрасли может быть получена путем суммирования кривых предельных издержек фирм, действующих на этом рынке.
При одинаковом объеме производства (рис. 6.6, где показаны кривые предельных издержек двух фирм — 1 и 2) предельные издержки фирмы 2 меньше, чем фирмы 1. Однако при оптимальном объеме производства, определяемом соотношением спроса и предложения отрасли, они равны, так как низкие затраты позволяют фирме 2 выпускать больше продукции, чем производит фирма 1. Поэтому в условиях свободной конкуренции затраты на изготовление последнего изделия (предельные издержки) одинаковы для всех производителей вне зависимости от уровня их средних затрат. Исходя из того, что предельные издержки определяют цену продукции и одинаковы для всех фирм, можно утверждать, что они определяют цену и на отраслевом рынке совершенной конкуренции.
О
Рис. 6.6. Предельные издержки двух фирм, действующих на отраслевом рынке совершенной конкуренции
В результате предельные издержки изменяются так, что их новый уровень будет соответствовать новому уровню цен. Таким образом, в условиях свободной конкуренции рынок всегда находится в состоянии равновесия (правда, не статического, а динамического), а размер выпуска продукции фирмы — оптимальный при условии МС = MR=Р. Однако это условие оптимальности не означает, что фирмы в любом случае получают прибыль. Все зависит от соотношения спроса и предложения. Если спрос велик, то высокими будут и равновесные цены. Следовательно, фирмы получают относительно большую прибыль. Если спрос снижается, то цены падают, а фирмам приходится либо приспосабливаться к низким ценам (в том числе нести убытки), либо уходить с рынка. В условиях свободной конкуренции предложение отдельных фирм не оказывает существенного воздействия на рыночное равновесие. На него может повлиять предложение отрасли в целом, меняющееся в результате изменения цен, ресурсов производства, природно-климатических факторов и т.п.
Анализ ценообразования при свободной конкуренции позволяет сделать вывод, что на рынке каждого товара (в том числе логистических услуг) должна быть единая цена. Такое заключение, однако, в большинстве случаев противоречит действительности. Дело в том, что единая цена возможна лишь в случае, когда у всех покупателей и продавцов на рынке (например, транспортных услуг) имеется вся полнота конъюнктурной информации. Подобная точная информация может быть доступна лишь на высокоорганизованных рынках (например, при биржевой торговле сырьевыми товарами, обеспеченной необходимыми средствами связи). Если же этого нет, то на рынке одного товара возможно установление нескольких цен.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|