Сделай Сам Свою Работу на 5

Закономерности формирования цен в зависимости от конкурентной структуры рынка





Закономерности формирования цен (в том числе на логисти­ческие услуги) определяются не только соотношением спроса и предложения, издержками производства и полезностью товара или услуги, но и конкурентной структурой рынка. Обычно выде­ляют четыре подобные структуры: свободную конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию, т.е. ограниченную конкуренцию, и монополию.

Тремя основными условиями свободной конкуренции высту­пают: наличие значительного количества фирм на рынке (т.е. та­кого количества, при котором каждой фирме принадлежит не­большая доля рынка, и она не может оказывать влияния на форми­рование цен), однородность, взаимозаменяемость конкурирующих товаров и услуг, отсутствие ограничений на вход и выход с рынка. В современных условиях рынков свободной конкуренции не­много. Это, как правило, международные рынки некоторых видов сырья, например, леса, руд цветных металлов, а также некоторых видов услуг (например, экспедиторских).

Монополистическая конкуренция возникает в том случае, если на рынке имеется большое число фирм, однако производи­мая ими продукция (или услуги) не вполне взаимозаменяема в силу ее характеристик или ярко выраженных потребительских предпочтений (примером подобного рынка может служить рынок транспортных услуг с различной дифференциацией и т.д.).



Олигополия характеризуется наличием небольшого числа про­давцов, товары которых могут быть как однородными и взаимо­заменяемыми, так и отличными друг от друга. Олигопольными являются международные рынки электронной и электротехни­ческой продукции, оборудования, автомобилей, авиаперевозок и т.д. Монополия — рынок одного продавца. В большинстве стран монополизация производства и сбыта товаров запрещена. Однако на некоторых рынках она неизбежна. Например, монопольными могут быть региональные рынки электроэнергии, водоснабже­ния, железных дорог и т.п.

В условиях рынка, в том числе рынка логистических услуг, не­зависимо от его структуры действуют две противоположные силы — спрос и предложение. Спрос характеризуется готовностью покупателей в данный отрезок времени приобретать продукт (ус­лугу) по каждой из предложенных на рынке цен. Объем спроса определяется количеством продукта, которое могут и хотят ку­пить потребители по данной цене в данное время. Графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого на этот товар, представляет кривая спроса.



Закон спроса отражает обратную зависимость между ценой то­вара и размером покупательского спроса (при прочих равных условиях). Понятие рыночного спроса определяет сумму индиви­дуального спроса, предъявляемого каждым потребителем на кон­кретный товар (или услугу) при разных ценах из общего ряда предлагаемых.

Упрощенное математическое описание функции спроса (в том числе и для логистических услуг) имеет следующий вид:

 

QD=a0-a1P, (6.6)

где а0начальное значение QD при значении цены Р = 0,

 

. (6.7)

 

На величину спроса влияют ценовые и неценовые факторы: предпочтения и вкусы потребителей, доходы, цены на данный то­вар и товары-заменители, число покупателей, инфляционные ожидания.

Предложение характеризует количество продукта, которое производитель желает произвести и продать по каждой цене из данного ряда цен в конкретный период времени. При этом объем предложения характеризуется количеством конкретного про­дукта, которое производитель может и хочет произвести и продать в данное время по данной цене. Графическое изображение зави­симости между ценой товара (или услуги) и тем его количеством, которое продавцы могут и хотят предложить на рынке, как из­вестно, получило название кривой предложения.

Закон предложенияотражает прямую зависимость между ценой товара/услуги и размером его предложения (при прочих равных условиях). Рыночное предложение характеризует количество продуктов, которые фирмы желают и способны произвести и предложить на продажу по конкретной цене из ряда возможных в течение данного периода времени.



Традиционная функция предложения имеет следующее мате­матическое описание:

QS=b0-b1P, (6.8)

где b0 – начальное значение QS при P=0,

 

. (6.9)

 

На размер предложения оказывают влияние различные ценовые и неценовые факторы, в том числе:

· цены на данный товар (или услугу) и производственные ре­сурсы;

· число производителей и природные условия, в которых они
находятся;

· изменения в технологии производства товаров и услуг;

· государственная политика в области налогообложения и субсидирования (т.е. налоги и дотации);

· структура рынка.

Под равновесной ценой понимается цена, при которой спрос и предложение совпадают. Она имеет особое значение при фор­мировании стратегических решений в ЛС и тактике продаж. Несовпадение спроса и предложения приводит к излишкам или дефициту продукции (услуг) в рыночной экономике.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.