Закономерности формирования цен в зависимости от конкурентной структуры рынка
Закономерности формирования цен (в том числе на логистические услуги) определяются не только соотношением спроса и предложения, издержками производства и полезностью товара или услуги, но и конкурентной структурой рынка. Обычно выделяют четыре подобные структуры: свободную конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию, т.е. ограниченную конкуренцию, и монополию.
Тремя основными условиями свободной конкуренции выступают: наличие значительного количества фирм на рынке (т.е. такого количества, при котором каждой фирме принадлежит небольшая доля рынка, и она не может оказывать влияния на формирование цен), однородность, взаимозаменяемость конкурирующих товаров и услуг, отсутствие ограничений на вход и выход с рынка. В современных условиях рынков свободной конкуренции немного. Это, как правило, международные рынки некоторых видов сырья, например, леса, руд цветных металлов, а также некоторых видов услуг (например, экспедиторских).
Монополистическая конкуренция возникает в том случае, если на рынке имеется большое число фирм, однако производимая ими продукция (или услуги) не вполне взаимозаменяема в силу ее характеристик или ярко выраженных потребительских предпочтений (примером подобного рынка может служить рынок транспортных услуг с различной дифференциацией и т.д.).
Олигополия характеризуется наличием небольшого числа продавцов, товары которых могут быть как однородными и взаимозаменяемыми, так и отличными друг от друга. Олигопольными являются международные рынки электронной и электротехнической продукции, оборудования, автомобилей, авиаперевозок и т.д. Монополия — рынок одного продавца. В большинстве стран монополизация производства и сбыта товаров запрещена. Однако на некоторых рынках она неизбежна. Например, монопольными могут быть региональные рынки электроэнергии, водоснабжения, железных дорог и т.п.
В условиях рынка, в том числе рынка логистических услуг, независимо от его структуры действуют две противоположные силы — спрос и предложение. Спрос характеризуется готовностью покупателей в данный отрезок времени приобретать продукт (услугу) по каждой из предложенных на рынке цен. Объем спроса определяется количеством продукта, которое могут и хотят купить потребители по данной цене в данное время. Графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого на этот товар, представляет кривая спроса.
Закон спроса отражает обратную зависимость между ценой товара и размером покупательского спроса (при прочих равных условиях). Понятие рыночного спроса определяет сумму индивидуального спроса, предъявляемого каждым потребителем на конкретный товар (или услугу) при разных ценах из общего ряда предлагаемых.
Упрощенное математическое описание функции спроса (в том числе и для логистических услуг) имеет следующий вид:
QD=a0-a1P, (6.6)
где а0 — начальное значение QD при значении цены Р = 0,
. (6.7)
На величину спроса влияют ценовые и неценовые факторы: предпочтения и вкусы потребителей, доходы, цены на данный товар и товары-заменители, число покупателей, инфляционные ожидания.
Предложение характеризует количество продукта, которое производитель желает произвести и продать по каждой цене из данного ряда цен в конкретный период времени. При этом объем предложения характеризуется количеством конкретного продукта, которое производитель может и хочет произвести и продать в данное время по данной цене. Графическое изображение зависимости между ценой товара (или услуги) и тем его количеством, которое продавцы могут и хотят предложить на рынке, как известно, получило название кривой предложения.
Закон предложенияотражает прямую зависимость между ценой товара/услуги и размером его предложения (при прочих равных условиях). Рыночное предложение характеризует количество продуктов, которые фирмы желают и способны произвести и предложить на продажу по конкретной цене из ряда возможных в течение данного периода времени.
Традиционная функция предложения имеет следующее математическое описание:
QS=b0-b1P, (6.8)
где b0 – начальное значение QS при P=0,
. (6.9)
На размер предложения оказывают влияние различные ценовые и неценовые факторы, в том числе:
· цены на данный товар (или услугу) и производственные ресурсы;
· число производителей и природные условия, в которых они находятся;
· изменения в технологии производства товаров и услуг;
· государственная политика в области налогообложения и субсидирования (т.е. налоги и дотации);
· структура рынка.
Под равновесной ценой понимается цена, при которой спрос и предложение совпадают. Она имеет особое значение при формировании стратегических решений в ЛС и тактике продаж. Несовпадение спроса и предложения приводит к излишкам или дефициту продукции (услуг) в рыночной экономике.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|