Сделай Сам Свою Работу на 5

По эффективности производственной деятельности





К основным методам оценки конкурентоспособности компании по эффективности производственной деятельности относятся:

· метод ключевого показателя;

· функциональный подход;

· структурный подход;

· метод векторов компетенций;

· метод косвенных показателей;

· метод оценки финансового положения.

Метод ключевого показателя предполагает сравнение с конкурентом по одному, наиболее важному показателю эффективности. Чаще всего в качестве такого ключевого показателя эффективности выступает показатель рентабельности продукции или услуги Ri. В этом случае индекс конкурентоспособности компании по относительной эффективностиIЭ вычисляется как отношение ее показателя рентабельности к показателям рентабельности конкурентов.

Возможно также сравнение с конкурентами по уровню издержек, или себестоимости продукции. Чем ниже себестоимость Сi, тем большими преимуществами обладает компания по сравнению с конкурентами.

Важным ключевым показателем, отражающим конкурентные позиции фирмы, является объем продаж QГОД. Он свидетельствует о масштабах деятельности фирмы и занимаемой ею доле рынка.



При функциональном подходе для вычисления индекса конкурентоспособности компании по относительной эффективностиIЭ используется аддитивная весовая свертка показателей материалоотдачи, фондоотдачи и капиталоотдачи, рассмотренных ранее. Возможно вычисление индексов конкурентоспособности по названным группам показателей, а также вычисление интегрального индекса конкурентоспособности.

Возможность завоевания фирмой любого рынка зависит не только от внутренних факторов, определяющих эффективность производства, но и от складывающихся на рынке обстоятельств. Согласно структурному подходу, на интенсивность конкуренции на рынке влияют:

· потенциал рынка (возможная емкость рынка);

· легкость доступа;

· вид товара;

· возможные барьеры (необходимое инвестирование, государственное регулирование и др.);

· однородность рынка;

· структура отрасли (количество и позиции конкурентов);

· степень вовлечения фирм в данную отрасль;

· возможность технологических нововведений;

· экономия на масштабе;



· возможности диверсификации фирм.

В случае диверсифицированного производства обобщенная картина положения фирмы относительно конкурента может быть представлена с помощью построения многоугольника конкурентоспособности по векторам компетенций (видам или группам товаров и услуг). Вектора компетенций имеют общее начало. По каждому из них откладывается нормированное к показателю конкурента значение показателя фирмы по данному товару или услуге.

В качестве отдельных векторов компетенций могут быть выделены логистические компетенции.

Метод косвенных показателей предполагает изучение в первую очередь динамики изменения ключевых показателей и сравнения ее с аналогичной динамикой конкурентов.

Наиболее распространенным подходом является сравнение динамики продаж в стоимостном и в количественном выражениях. Если стоимость реализованной продукции растет быстрее, чем ее физический объем, это значит, что спрос на нее растет. Если картина обратная, это означает, что продукция перестает пользоваться спросом и фирма вынуждена снижать цены на нее. При таком исследовании необходимо учитывать фактор инфляционного роста цен.

Снижение отношения объема продаж к стоимости материально-производственных запасов свидетельствует о замедлении оборачиваемости запасов – либо в результате снижения спроса на готовую продукцию, либо увеличения запасов сырья. Для уточнения рассчитывают долю стоимости нереализованной продукции в материально-производственных запасах. Если она растет, то происходит затоваривание готовой продукцией в связи со снижением спроса.



Динамика отношения объема продаж и стоимости нереализованной продукции дополняет предыдущие показатели и в случае уменьшения означает снижение спроса или перепроизводство продукции. Следует также иметь ввиду, что как только фирма начинает испытывать трудности в реализации готовой продукции, сразу же снижается загрузка производственных мощностей.

Финансовое положение является важным параметром конкурентоспособности фирмы и определяется:

· степенью финансовой независимости от внешних источников финансирования;

· способностью в необходимые сроки погашать финансовые обязательства (т.е. платежеспособностью);

· возможностью предоставления кредитов клиентам (кредитоспособностью).

Степень финансовой независимости определяется соотношениями между собственными и долгосрочными заемными средствами.

Соотношение между собственными средствами и привлеченным (заемным) капиталом устанавливается с помощью показателя «процент собственного капиталаКСОБСТВ в общем капитале КСУМ.БАЛАНС (имуществе) фирмы», или коэффициент концентрации собственного капитала qСОБ в %:

 

qСОБ = (КСОБ / КСУМ.БАЛАНС) ×100%. (4.2)

Чем выше доля собственного капитала в балансе предприятия, тем больше финансовая независимость фирмы от заемного капитала, а следовательно, большая свобода решений и конкурентоспособность. Считается, что общая сумма задолженностей не должна превышать сумму собственного капитала. Следовательно, если qСОБ составляет не менее 50%, то можно полагать, что финансирование деятельности фирмы за счет заемного капитала осуществляется в пределах нормы.

Отношение всей задолженности к собственному капиталу, как и предыдущий показатель, отражает соотношение внешних и собственных источников финансирования. Задолженность не должна превышать собственный капитал, но поскольку некоторые виды краткосрочной задолженности представляют собой своего рода бесплатный кредит (задолженности по заработной плате, по налогам и некоторые другие), то для уточнения положения необходимо проанализировать ее структуру.

Отношение собственного капитала к реальному основному капиталу показывает, в какой степени инвестирование капитала в основные фонды осуществлялось за счет внутренних источников финансирования. Если это отношение меньше единицы, то часть основных фондов финансируется за счет заемного капитала, что влечет за собой увеличение расходов в форме уплаты процентов. Если размер выплачиваемого процента выше средней нормы прибыли, получаемой фирмой на вложенный капитал, значит, она работает в убыток.

Отношение долгосрочной задолженности к собственному капиталу – еще один важный показатель финансовой независимости фирмы. финансирование деятельности компании за счет долгосрочных кредитов, особенно в форме облигационных займов, выгодно, если норма прибыли выше размера выплачиваемых процентов. Долгосрочный кредит позволяет значительно расширить масштабы операций и получать большую массу прибыли. Однако положение считается ненормальным, если долгосрочная задолженность превышает собственный капитал.

Кроме того, считается, что размер долгосрочной задолженности не должен быть больше величины собственного оборотного капитала (разницы между оборотными активами и краткосрочной задолженностью). Если наблюдается обратная картина, это означает, что фирма использует в обороте долгосрочные заемные средства, ее расходы растут, поскольку процент, выплачиваемый по долгосрочным кредитам, как правило, выше, чем по краткосрочным.

Поступление собственных средств от операций (амортизационных отчислений и чистой прибыли) в отчетном периоде характеризует динамику изменения объема самофинансирования текущей деятельности фирмы.

Коэффициент самофинансирования текущих капиталовложений показывает, в какой степени вложения в основной капитал в отчетном году осуществлялись за счет средств, поступающих от операций.

Платежеспособность фирмы характеризует ее возможность в короткий срок погасить свои текущие обязательства (долги). Погашение текущих обязательств (краткосрочной кредиторской задолженности, обязательных платежей и т.д.) осуществляется из оборотных средств предприятия (наличных денежных средств, остатков товарной продукции, запасов материалов и т.л.). Способность фирмы платить по своим текущим долгам характеризуется ликвидностью. Предприятие считается ликвидным, если оно в состоянии выполнять свои текущие обязательства, реализуя текущие активы (оборотные средства).

К показателям ликвидности относятся:

· коэффициент общей ликвидности (коэффициент покрытия) kОБЩ.Л;

· коэффициент быстрой ликвидности;

· коэффициент абсолютной ликвидности.

Коэффициент общей ликвидности (коэффициент покрытия) kОБЩ.Л равен соотношению между оборотными (текущими) активами фирмы WОБ и краткосрочными обязательствами КОБЯЗ:

 

kОБЩ.Л = WОБ / КОБЯЗ. (4.3)

 

В мировой практике нормативный коэффициент покрытия составляет 2-2,5, однако отраслевые особенности бизнеса могут влиять на эту величину. Так, если объем незавершенного производства незначителен или отсутствует, то коэффициент общей ликвидности может быть и менее 2. в то же время минимально необходимый коэффициент покрытия должен составлять не менее 1, иначе фирма будет признана неплатежеспособной.

Этот коэффициент необходим для планирования общего финансового состояния фирмы на предстоящий период, а также для определения рациональных (экономически целесообразных) абсолютных величин оборотных средств и краткосрочных обязательств.

Оборотные средства могут быть быстро реализуемые - высоколиквидные (денежные средства, ценные бумаги, дебиторская задолженность) и труднореализуемые – низколиквидные (запасы материально-товарных ценностей, незавершенное производство и т.д.), поэтому кроме показателя общей ликвидности используется коэффициент быстрой ликвидности kБЛ.

Он аналогичен коэффициенту общей ликвидности, однако характеризует способность компании компенсировать краткосрочные обязательства за счет высоколиквидных составляющих оборотных средств:

 

kБЛ=(Денежн. сред. +дебит. задолж.) / КОБЯЗ. (4.4)

 

 

Рекомендуемым уровнем коэффициента быстрой ликвидности, исходя из мировой и отечественной практики, считается величина большая или равная единице. Однако каждая фирма сама устанавливает нормативный диапазон kБЛ, исходя из особенностей и состояния своего бизнеса.

Финансовое состояние фирмы также характеризует способность немедленно оплатить краткосрочные обязательства. Такую платежеспособность отражает коэффициент абсолютной ликвидности kАБС, который представляет собой отношение величины денежных средств фирмы к краткосрочным обязательствам:

 

kАБСЛ=(Денежн. сред.) / КОБЯЗ. (4.5)

 

 

Рекомендуемый нормативный диапазон для финансовой устойчивости предприятий составляет 0,2-0,3. В отечественной практике диапазон реальных значений коэффициента абсолютной ликвидности значительно ниже.

Кредитоспособность фирмы характеризуется следующими показателями:

· доля дебиторской задолженности в оборотных средствах фирмы kДБ;

· средний период погашения дебиторской задолженности ТДБ.

Доля дебиторской задолженности kДБ определяется как отношение среднего за год значения дебиторской задолженности WДБ к объему оборотных средств предприятия WОБ:

 

kДБ=WДБ / WОБ.(4.6)

 

Средний период погашения дебиторской задолженности ТДБ определяется, как и ранее, как отношение средней дебиторской задолженности WДБ за год к величине дневных продаж QДН:

 

ТДБ = WДБ / QДН = WДБ × 360 / QГОД. (4.7)

 

Поскольку оценка финансового положения фирмы является сопутствующей при оценке ее конкурентоспособности, по результатам расчетов может быть сделан общий вывод об устойчивости или неустойчивости финансового положения компании.

 

4.3. Логистические решения в системе внутрифирменного финансового планирования

Выбор тех или иных показателей, характеризующих эффек­тивность и конкурентоспособность фирмы, зависит от целей, ко­торые ставит перед собой организация, втом числе при выборе партнера по логистической системе. В любом случае наиболее важными факторами, которыми необходимо руководствоваться, являются репутация фирмы и ее продукции, надежное финансовое положение и пла­тежеспособность, достаточный производственный и научно-тех­нический потенциал. Как правило, сопоставление показателей выполняется за несколько лет.

Появление новых форм отношений между предприятиями-участниками цепей поставок в связи с использованием новых ин­формационных технологий, систем электронной коммерции и т.д. изменило соотношение сил на внутренних и мировых рынках (на­пример, по мнению ряда исследований, Интернет становится «ве­ликим уравнителем» в сфере конкуренции). Традиционные усло­вия и способы конкурентной борьбы начинают претерпевать из­менения, которые затрагивают интересы всех организаций, имеющих отношение к системам «закупка — производство — реа­лизация».

В этих условиях, решая проблему конкурентоспособности и выживаемости логистической системы (ЛС), приходится при формировании стратегии и тактики в обязательном порядке учитывать действие центробеж­ных и центростремительных сил в системе взаимоотношений участников логистических цепей.

Опыт показывает, что большинство видов деятельности в биз­несе проявляет тенденцию постепенно отклонятся от того на­правления, которое первоначально было выбрано и заявлено. Силы, порождающие такое рассогласование, можно считать цент­робежными. Они порождают соответствующее (часто негативное) отношение потребителей и партнеров по бизнесу друг к другу.

Если все виды деятельности организации сфокусированы на достижении целей, связанных с конкретными потребителями, она функционирует эффективнее. Тем самым в ней сильнее реа­лизуются центростремительные силы. Это происходит потому, что в «центростремительном» бизнесе осуществляется координа­ция непреднамеренных и целенаправленных (преднамеренных) коммуникаций. В «центробежном» бизнесе имеющиеся логисти­ческие звенья и ресурсы не обеспечивают тесного взаимодей­ствия, а сотрудники мотивированы только на достижение базо­вых уровней обслуживания потребителей. В результате «центро­бежный» бизнес оказывается в невыгодном положении и проигрывает в сравнении с «центростремительным». Существует мнение, что рыночная позиция, занимаемая бизнесом — это ком­бинация некоторых достигнутых стратегических целей и тех, ко­торые не достигнуты из-за действия менеджеров в результате меняющихся внешних условий, а также отклонений от первона­чально выбранных стратегий. Отсутствие четкой стратегии сказывается прежде всего на бюджете и порождает избыточные затраты.

Обеспечение конкурентоспособности цепи поставок в усло­виях глобализации экономики и развития рыночных отношений в отечественном производстве и распределении (производитель-оптовик, розничная торговля, обслуживающие специалисты) не­возможно без учета двух главных источников эффективности: прочных связей (добровольного партнерства) и предотвращения непроизводительных затрат (в том числе на основе совместного планирования).

Важным фактором конкурентоспособности фирмы и цепи по­ставок в разрезе логистических решений служит пороговый уровень обслуживания, т.е. сервисные возможности с минимальным уров­нем общих издержек при заданном уровне доступности запасов. Поэтому для снижения действия центробежных сил в ЛС оценка потенциальных модификаций ЛС должна проводиться на основе анализа чувствительности эффективности ЛС к изменению зна­чимых факторов (например, числа складов; состава операций в рамках общего функционального цикла; политики страховых за­пасов и т.д.).

Для усиления центростремительных сил стратегии логистики должны быть ориентированы на максимизацию сервиса при ори­ентации на ряд экономических показателей: минимальный уро­вень общих издержек; максимальный уровень краткосрочной прибыли; максимальный уровень конкурентных преимуществ; минимальный уровень используемых активов.

Современное представление о конкурентоспособности, по су­ществу, сводится к следующей формуле: «Фирме надо делать больше с меньшими затратами, пока она не станет делать все, не затрачивая ничего».

Не претендуя в полном объеме на достижение подобной цели, логистический менеджмент в традиционных функциональных областях логистики способен направить свои действия на совершенствование ряда производственных и экономических показателей эффективности логистических систем.

В области управления поставками:

· повышение уровня взаимодействия всех участников цепи поставок, рост степени доверия и сотрудничества, вплоть до объединений в партнерства, союзы и совместные предприятия;

· внедрение норм и правил экономического взаимодействия, направленных на повышение конкурентоспособности цепи поставок в целом;

· сокращение уровня запасов в логистической цепи поставок, в том числе запасов в пути, при сохранении высокой надежности поставок;

· повышение показателей оборачиваемости запасов на всех уровнях ЛС;

· повышение производительности труда в складских и транспортных подразделениях, приведение их работы в цепи поставок к единому стандарту.

Непосредственно в производстве:

· сокращение запасов незавершенного производства;

· повышение показателей использования оборудования;

· углубление производственной специализации участников цепи поставок, направленное на снижение общих производственных и логистических издержек.

В области дистрибьюции:

· совершенствование реакции участников цепи поставок на изменяющиеся требования рынка, вплоть до самых первых звеньев цепи;

· сокращения операционного цикла обращения оборотных средств на этапе конечного распределения;

· постоянное совершенствование логистического сервиса.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.