Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРАВИЛА ПРИГОТОВЛЕНИЯ ЛЕЧЕБНЫХ СБОРОВ





ГЛАВА 9. ДРЕВНИЕ ТРАДИЦИИ КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ ПРИГОТОВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕЧЕБНОГО ЧАЯ

ПРАВИЛА ПРИГОТОВЛЕНИЯ ЛЕЧЕБНЫХ СБОРОВ

Магия чайной церемонии для многих до сих пор является тай­ной. Чаепитие само по себе церемониально, но чайная церемо­ния — высшее искусство. Каждый сорт чая имеет свойствен­ный только ему нюанс энергии ци. И только посвященный мо­жет донести до участников чайного таинства все тонкости волшебного напитка.

У ВэйСинь

Издавна на Востоке, а теперь и на Западе чай славится как целеб­ное средство, но в Европе склонность медицины к химиотерапии и патентованным средствам сдерживает применение чаетерапии. В прошлом люди были гораздо ближе к природе, отличались боль­шой наблюдательностью. Именно это помогало им подмечать и использо­вать на практике целебные свойства растений, которые применялись для приготовления различных настоев лекарственных чаев.

Существует немало растений, листья, цветы, плоды или корни кото­рых обладают целым набором биологически активных веществ, а также приятным ароматом и колером. На Руси для приготовления целебного чая издавна использовались различные травы, ягоды, фрукты: кипрей (иван-чай), липа, мелисса, мята, черника, боярышник, клюква, брусни­ка, земляника, малина, вишня, яблоня, шиповник, чабрец, рябина, чер­ная смородина, слива, зверобой, душица, лимонник и другие.



Об этом слышали многие, но большинство заваривают просто высушен­ные листья. Между тем для приготовления лечебного чая — чайного баль­зама — нужно иметь компоненты, которые прошли специальную обра­ботку и приготовлены из сырья правильного времени сбора.

Чаетерапия — самый древний метод лечения, интерес к которому воз­рос особенно в последнее время. И это объяснимо. Человек, имея, как правило, не одно заболевание, а целый «букет» (причем хронических), принимает лекарственные препараты, действующие только на один или два симптома, причем их действие, как правило, имеет побочные эффек­ты. Это заставляет возвращаться к хорошо зарекомендовавшим себя ме­тодам лечения. Один из них — лечение настоем или отваром чайного сбо­ра — чайным бальзамом.



Листья чая содержат огромный спектр биологически активных ве­ществ, благодаря чему обладают уникальными, целебными свойствами, которые проявляются при использовании их в различных лекарственных формах. Наиболее простыми в приготовлении являются настои и отвары чайных листьев. Чаще всего их используют просто как продукт питания.

Однако со времен первого знакомства с этим удивительным растением человечество сумело оценить силу его лечебного действия. В древнем Китае, где традиции фитотерапии имеют тысячелетнюю историю, под­метили, что чай является той редкой разновидностью растений, которая способна сочетаться со многими другими видами флоры, становясь осно­вой для приготовления целебных напитков. В состав лечебного чая обыч­но включалось несколько лекарственных растений, которые усиливали или дополняли действие друг друга, что позволяло оказывать воздействие сразу на несколько недугов. Их отличительной особенностью являлось отсутствие побочных, негативных воздействий. А проблема привыкания легко снималась достаточно широким выбором лекарственных растений, что позволяло заменять одни компоненты в сборе другими с аналогич­ным действием.

Целебными составляющими лекарственного чая являются биологиче­ски активные вещества (природные химические элементы) — алкалои­ды, гликозиды, витамины, дубильные вещества, эфирные масла и др. Однако для того, чтобы они проявили в чае свои целительные свойства, существуют определенные правила его приготовления и приема. Как и другие традиционные методы лечения китайской народной медицины, они опираются на основные положения восточной медицины — правила инь-ян, у син, бу-се.



Для получения хорошего лечебного чайного напитка требуется выпол­нение ряда правил, которые относятся к качеству воды, ее температуре, дозировке сухого сырья, типу используемой посуды, процедуре приго­товления.

Лучшей для заваривания считается мягкая вода, ее температура зави­сит от типа чая: для сильно- и среднеферментированных (черный и крас­ный чай) используется вода, температура которой близка к точке кипе­ния, для слабо- и неферментированных сортов (желтый, зеленый, белый чай) необходимо, чтобы температура воды не превышала 85-90 °С.

Дозировка сухого чайного сбора зависит от способа приготовления на­питка, количества напитка, необходимого для применения, и от постав­ленных лечебных или профилактических целей.

Лучшие сосуды для заваривания — керамические чайники красной глины, величина которых должна быть пропорциональна размеру чашек. Но чайниками пользовались не всегда. Так чай, который производили в средневековом Китае, в зависимости от его качества мог иметь вид по­рошка, листовой россыпи, спрессованных лепешек. Спрессованный в лепешки чай пользовался особым спросом вплоть до XIV в. Тогда чайни­ков еще не было и чай засыпали в керамическую бутыль, где и заварива­ли. Затем, начиная с периода династии Мин (1368-1644), в быту китай­цев стал больше распространяться листовой чай. Керамическую бутыль и деревянные чаши сменили чайник и невысокие плошки (позже чашеч­ки) из красной глины.

В традиционной китайской медицине применяют два способа приго­товления лечебных чаев — жесткий и мягкий. Жестким способом при­готовления целебного чая следует считать отвар лекарственного сбора, мягким — настой.

Приготовление лечебного отвара. Готовят отвары в эмалированной или керамичаской посуде под закрытой крышкой. Используют жесткие части растений (корни, кору, стебли, ветки, шишки, семена), которые готовят отдельно. Сырье предварительно замачивают в холодной воде (до­зировка: 2 столовые ложки лечебного сухого сбора на 400 мл воды) и на­стаивают 30 минут. На большом огне доводят до кипения, затем кипятят на маленьком огне под закрытой крышкой. При инь-синдромах (холода, пустоты, недостатка) применяют метод бу: отвар кипятят в течение 60 ми­нут. При ян-синдромах (жара, полноты, избытка) применяют метод се: отвар кипятят в течение 30 минут. После кипячения отвар настаивают в течение получаса, затем соединяют с заваренным обычным способом зе­леным (белым, желтым, черным) чаем, процеживают и принимают.

Приготовление лечебного настоя. Для приготовления настоя исполь­зуют измельченные мягкие части растения (листья, цветы, лепестки, пло­ды, кожуру плодов, траву, почки) вместе с байховым чаем. Готовят настои в специальных чашках — гайванях. Они представляют собой пиалы с крышкой объемом 250 мл, которые имеют встроенную емкость, диаметр которой меньше диаметра верхнего края чашки, куда насыпают лекар­ственный сбор. Можно также использовать заварные керамические или фарфоровые чайники, имеющие встроенные емкости для заварки. В гайвань или чайник засыпают одну столовую ложку лекарственного сбо­ра, заливают 200 мл кипятка. При инь-синдромах (холода, пустоты, недо­статка) применяют метод бу: настой готовится в течение 5 минут. При ян-синдромах (жара, полноты, избытка) применяют метод се: настой готовится в течение 3 минут. Пьют лечебный чай в тепло-горячем виде без сахара.

Нельзя:

• накрывать чайник с заваркой утеплителями (настой не должен преть);

• ставить чайник с настоем на огонь;

• употреблять настой по прошествии нескольких часов или оставлять его на следующий день.

Вода. Вода является важным фактором, оказывающим непосредствен­ное влияние на здоровье человека. Человеческий организм на 55-65% состоит из воды. В организме взрослого человека с массой тела 65 кг со­держится в среднем 40 литров воды: из них 25 литров находится внутри клеток, а 15 — в составе внеклеточных жидкостей организма.

Постоянство внутренней среды организма — гомеостаз — одно из глав­ных условий нормальной жизнедеятельности и во многом зависит от оп­ределенного содержания в нем воды. Организм строго регулирует ее ко­личество в каждом органе и каждой ткани, так как вода является основ­ной средой, в которой протекают многочисленные химические реакции и физико-химические процессы (ассимиляция, диссимиляция, осмос, диффузия и другие), лежащие в основе жизни. В процессе онтогенеза ко­личество воды в теле снижается (например, в теле трехмесячного плода — 95% воды, а у новорожденного ребенка — уже 70%), а вместе с тем про­исходит понижение способности коллоидных веществ, особенно белков, связывать большое количество воды. Это является, по мнению многих ученых, одной из причин старения организма.

Каковы же биоэнергетические свойства воды?

Обычной природной воде, как и водным растворам и системам (колло­идам, гидрогелям и т. д.) организма человека, присуща способность пе­рехода в различные информационно-энергетические состояния, что свя­зано с особенностями ее строения (структуры).

Известно, что соединения с формулой Н2О в природе вообще не суще­ствует. Вода морей и океанов, рек и озер имеет сложное, многомерное стро­ение, приближающееся к структуре пентадодекаэдра. Еще более услож­няется строение воды, принимающей вид многомерных соединений пен-тад о декаэдров, при ее фазовых переходах в лед и снег (вода, протекающая внутри узоров снежинок, напоминает кровеносную систему человека!).

Вода, содержащаяся в организме, также существенно отличается от привычного обывательского представления о ней.

Во-первых, это структурированная вода. В результате экспериментов обнаружилось, что в теснейшем контакте с биологическими молекулами вода находится как бы в замерзшем состоянии (имеет структуру льда). Эти «ледяные» структуры воды являются «матрицей жизни». Более того, без них невозможна сама жизнь. Только их наличие дает возможность протекания важнейших для жизни биофизических и биохимических ре­акций (например, проведение энергии от места ее нахождения до места потребления в организме).

Во-вторых, структурированная вода (особенно вода, содержащаяся в живых организмах) обладает дисимметрией. Любая дисимметричная структура — источник свободной энергии.

В-третьих, природная, «живая» вода обладает «памятью» (биологичес­кой информацией), имеющей видовую специфичность, которая может транслироваться благодаря наличию водно-кристалических структур. Эта память настолько хорошо «записана», что ее можно стереть, лишь разрушив эту структуру (например, несколько раз прокипятив воду).

Вода наших клеток и организма болеет вместе с нами, переходя из нор­мального физиологического состояния в различные патологические, ска­жем, «опухолевые» состояния, и отличается от физико-химических ха­рактеристик нормальной воды, как опухолевая клетка отличается от здо­ровой. Поэтому правильное использование воды при приготовлении различных напитков, предъявление разумных требований к ее качеству и количеству — это необходимые условия для достижения желаемого ле­чебного или профилактического эффекта от применения лечебного чая.

Требования к воде для приготовления чая. Приготавливают чай для питья разными способами, однако основой этого напитка является вода. Еще на заре становления чаеводства и чаепития люди заметили, что вода в чайном напитке — не просто растворитель, а важный химический реагент.

Большое значение при приготовлении чая имеют качество, темпера­тура и количество воды. Не каждый открытый и даже подземный ис­точник подходит для него. В древнем тибетском трактате «Чжуд-ши» сказано:

Вода бывает дождевой, снежной, речной, родниковой, колодезной, минеральной и древесной. Предыдущие в этом ряду лучше последующих.

Вода, падающая с неба, не имеет вкуса, но приятна, насыщает,

«прохладна», «легка», подобна эликсиру.

Вода, которая падает со снежных гор,

хороша и так «холодна», что огонь ее с трудом

нагревает,

но когда застаивается, от нее бывают черви

и болезни сердца.

Вода на чистой земле, доступная солнцу и ветру,

хороша.

Вода из болота, вода с водорослями, с корнями

и листьями,

находящаяся в тени деревьев,

солончаковая вода, в которой купаются животные,

порождают все болезни.

Автор одного из древнейших трактатов о чае (780 г.) Лу Юй советовал брать воду из горного потока, но ни в коем случае из водопада или бурля­щей реки. Талая вода с вершин гор в пути обогащается кислородом и ми­неральными добавками. Речная вода, наряду с проточной, поступающей с ледниковых озер, считается водой среднего качества. Колодезная же вода относится к воде низшего качества, хуже которой разве что водо­проводная, хлорированная.

В современном мире загрязнение источников воды стало мировой эпи­демией. Увы, таковы неизбежные итоги цивилизации, последствия эпо­хи «большой химии». Качество воды беспокоит даже богатые водой реги­оны, например такие, как Санкт-Петербург. Остается надежда на арте­зианские и прочие природные, «незаправленные» и «несдобренные» химикатами источники, а также на различные системы очистки воды (во­допроводные фильтры).

Вода разного состава по-разному влияет как на качественные призна­ки чая, так и на проявление им физиологических свойств. Для заварки чая необходимо использовать мягкую воду, которая не имеет какого-либо постороннего запаха и вкуса, иначе невозможно будет выявить дейст­вительное достоинство чая.

Практика показывает, что интенсивность окраски настоя и вкусовые свойства чая изменяются в зависимости от содержания в воде солей. На­пример, вода, которая содержит соли железа, придает настою черный цвет, что объясняется образованием соединений танина с железом; та­кой настой нехарактерен и в отношении вкуса. Вода же, содержащая соли кальция, дает слабый и менее экстрактивный настой.

Жесткая вода с избытком минеральных солей для чайного стола не годится, поэтому предпочтение нужно отдавать мягкой воде. Химики объясняют: в воде с повышенной жесткостью ионы кальция мешают пе­реходу полезных веществ из чайного листа в настой, поэтому с увеличени­ем жесткости воды ухудшаются качественные признаки чая (цвет настоя, аромат, вкус), его свойства и физиологическая активность. Так, при жест­кости воды 20° (7 мг-экв/л^ получается непригодный для потребления чай: настой мутный, аромат неприятный, вкус горьковатый. Вода с жесткостью

15° (5,3 мг-экв/л) дает более удовлетворительный цвет настоя, аромат и вкус, а вода, имеющая жесткость 10° (3,5 мг-экв/л), дает достаточно хоро­ший настой, аромат и вкус — лучше, чем дистиллированная вода.

Вода, которая содержит углекислый магний, дает слабый настой, но не ухудшает вкусовых свойств чая. Присутствие в воде сернокислых со­лей металлов и нейтральные соли в определенных количествах обуслов­ливают также слабый настой, но очень незначительно влияют на прозрач­ность настоя и на вкусовые свойства чая.

При добавлении в воду незначительного количества углекислого на­трия (пищевой соды) окраска настоя чая усиливается почти в 4 раза по сравнению с заваркой чая дистиллированной водой, но при этом значи­тельно ухудшаются вкусовые свойства.

Не менее важно при приготовлении чая использовать воду определен­ной температуры. В уже упомянутом медицинском трактате «Чжуд-ши» находим ее терапевтические характеристики:

Холодная вода помогает при обмороках,

похмелье, головокружении, рвоте,

жажде, жаре тела, болезнях желчи и крови

и отравлениях.

Кипяток согревает, способствует пищеварению,

подавляет икоту,

удаляет слизь, вздутие живота, одышку...

Охлажденный кипяток, не возбуждая слизи, удаляет

желчь,

но через день он становится как яд и возбуждает

все пороки.

Как видно из приведенного отрывка, в лечебной практике используют холодную и горячую воду, а привычное слово «кипяток» можно тракто­вать по-разному.

При получении кипятка вода проходит известные три классические стадии кипения. Первая соответствует 80-85 С, при которой «вода похо­жа на рыбьи глаза и потихонечку подает голос»; вторая имеет оптималь­ную температуру для заваривания чая — 85-95 °С и сравнима с «клю­чом, который бьет из пучины и как бы выносит с собой жемчуг»; вода в последней стадии кипения доходит до предела возможного и достигает температуры 100 °С, напоминая «шторм, похожий на возмущение поды­мающихся вверх волн»; согласно восточной мудрости, это говорит о «по­старении» жидкости и ее непригодности для питья.

Важно также следовать еще одному практическому совету — не ис­пользовать для заваривания чая воду повторного кипячения, так как при длительном кипении из воды вытесняются пузырьки воздуха, отчего уменьшается содержание в ней кислорода. Настой чая, заваренный та­кой водой, менее экстрактивный, что ухудшает его свойства, например аромат напитка. А он не только эстетический показатель: чем ароматнее чай, тем он полезнее.

Что касается количества воды, необходимое для приготовления чая, то об этом было сказано выше — в правилах приготовления лечебного отвара и настоя.

Дозировка целебных чаев. При проведении лечебно-профилактической терапии китайская медицина пользуется основными правилами — инь-ян, у син, бу-се. Это означает, что при инь-синдромах (холода, недостат­ка, пустоты) рекомендуется тонизировать организм, используя метод бу, то есть принимать 200 мл настоя или 100мл отвара согласно биологичес­ким часам; при як-синдромах (жара, избытка, полноты) организм необ­ходимо седатировать, используя метод се, то есть принимать 100мл на­стоя или 50 мл отвара согласно биологическим часам. Курс лечения (ми­нимальный) методом бу — 14 дней, методом се — 7 дней.

Временные параметры применения целебных чаев. Лечебно-профи­лактические циклы.Древневосточными учеными в законах у син были раскрыты связь и взаимодействие пяти первоэлементов и внутренних органов человека. Связь внутренних органов с первоэлементами позво­ляет сделать вывод, что лечебное воздействие на энергетическую сеть че­ловека будет эффективным только с учетом происходящих изменений в организме человека во времени. В древнекитайских трактатах эмпири­чески выявлена связь года, месяца, дня и часа с первоэлементами и с ак­тивностью соответствующих энергетических каналов (органов). Поэто­му в целях наибольшей эффективности.воздействия методом чаетерапии рекомендуется следовать циклическому принципу лечения — применять правила дня, недели, месяца. В соответствии с лечебно-профилактиче­скими циклами можно выбрать месяц, день и час наиболее благоприят­ного лечебного воздействия с целью устранения синдрома (симптома) за­болевания.

Правило дня (биологические часы).Циркуляция ци в двенадцати по­стоянных каналах происходит за сутки, то есть за 24 часа ци проходит полный круг в организме человека, причем каждый меридиан имеет свое максимальное и минимальное напряжение ци в течение двух определен­ных часов (см. биологические часы в табл. 9 на стр. 166).

Терапевтическое воздействие на энергетические каналы наиболее эф­фективно во время максимальной активности меридиана (органа).

Правило неделичжуо.Каждый день недели отвечает за работу оп­ределенных органов и систем организма, символизирует необходимые для него состояния. Терапевтическое воздействие на них показано в тече­ние суток, особо эффективно — в часы максимальной активности ме­ридианов.

Понедельник

Символ — «покой». Работа с эндокринной системой.

Большой палец — инь-ян. Здесь находятся проекционные точки селе­зенки, глаз и обоих полушарий головного мозга.

Тип чая — желтый; вкусовое ощущение — сладкий.

Максимальная активность энергии меридиана селезенки-поджелудоч-ной железы — 9-11 часов утра.

Вторник

Символ — «любовь» (гармония духа, души и тела). Работа с пищева­рительной системой.

Указательный палец — ян. Здесь находятся проекционные точки тол­стой и тонкой кишки.

Тип чая — белый; вкусовые ощущения — острый, горький.

Максимальная активность энергии меридиана толстой кишки — 5-7 часов утра; меридиана тонкой кишки — 13-15 часов дня.

Среда

Символ — «сила, характер». Работа с иммунной системой.

Средний палец — инь-ян. Здесь находятся проекционные точки серд­ца и трех обогревателей, спинного и костного мозга.

Тип чая — красный; вкусовое ощущение — горький.

Максимальная активность энергии меридиана сердца — 11-13 часов дня; меридиана трех обогревателей — 21-23 часа вечера.

Четверг

Символ — «знание». Работа с дыхательной системой.

Безымянный палец — инь. Здесь находятся проекционные точки лег­ких и печени.

Тип чая — зеленый; вкусовые ощущения — острый, кислый.

Максимальная активность энергии меридиана легких — 3-5 часов утра, меридиана печени — 1-3 часа ночи.

Пятница

Символ — «чистота». Работа с выделительной системой.

Мизинец — инъ-ян. Здесь находятся проекционные точки почек и мо­чевого пузыря.

Тип чая — черный; вкусовое ощущение — соленый.

Максимальная активность энергии меридиана почек — 17-19 часов вечера; меридиана мочевого пузыря — 15-17 часов дня.

Суббота

Символ — «милосердие». Работа с приобретенной энергией.

Левая ладонь. Здесь находятся зоны космической, духовной и пита­тельной энергий (трех данъ-тянь).

Тип чая — красный, желтый, зеленый.

Рекомендуется работать с меридианом желчного пузыря, сердца и желудка.

Максимальная активность энергии меридиана желчного пузыря — 23 часа-1 час ночи; меридиана желудка — 7-9 часов утра; меридиана серд­ца — 11-13 часов дня

Состояние организма — результат работы над ним в течение прошед­шей недели. .§ Воскресенье

Символ — «общение с Богом». Работа со зрелой кармой.

Правая ладонь. Здесь находятся зоны наследственной и жизненной энергий (двух дань-тянь).

Тип чая — белый, черный.

Рекомендуется работать с переднесрединным и заднесрединным ме­ридианами, а также с меридианом перикарда.

Максимальная активность энергии меридиана перикарда — 19-21 час вечера; с переднесрединным и заднесрединным меридианами можно ра­ботать в течение всего времени суток.

Состояние организма — результат работы над ним в течение всей жизни.

Правило месяцайюэ.Помесячный цикл воздействия на меридиа­ны показан для лечения хронических заболеваний, так как продолжи­тельное направленное действие на энергетические каналы позволяет хо­рошо справиться с затянувшейся болезнью. Соответствие меридианов месяцу желательного воздействия и типу рекомендуемого чая приведено в табл. 11.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.