Сделай Сам Свою Работу на 5

КЛАССИФИКАЦИЯ СИНДРОМОВ ЗАБОЛЕВАНИЙ В КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЕ





С древних времен в китайской медицине все заболевания определяют­ся по восьми категориям, объединенным в пары:

1) «наружное—внутреннее» — относится к оценке глубины и тяжес­ти заболевания; в начале недуга возмущающая энергия ци локализуется на поверхности тела — на коже, в ее порах, в волосах, в поверхностных меридианах, тогда заболевание наружное — ян; при слабости защитной ци организма нарушение проникает по меридианам к плотным и полым органам, — заболевание становится внутренним — инь;

2) «холод—жар» — обозначает природу болезни, при этом холод — инь, жар — ян;

3) «пустота—полнота» характеризует силу вредоносных факторов и за­щитной ци организма, соотношение этих сил, при этом пустота — инь, полнота — ян;

4) «инь—як» определяет характер болезни.

Согласно древним философским основам, главным из этих принципов является принцип иньян.

Синдром инь возникает при ослаблении защитных сил организма из-за хронических болезней; проникшего внутрь патогенного начала, повре­дившего пять органов чжан; синдром инь, чаще всего, возникает в пожи­лом и старческом возрасте. При этом синдроме происходит ослабление функций внутренних органов; всегда имеет место пустота ян и полнота инь. Главными симптомами инь являются: боязнь холода без повышения температуры тела, холодные руки и ноги, укороченное дыхание, чувство постоянной усталости (не связанное с работой) и тому подобное.



Синдром ян возникает в тех случаях, когда внешнее болезнетворное начало сильно, но и защитные силы организма еще не ослаблены. Синд­рому ян свойственны такие признаки: жар в теле с повышенной темпера­турой, нервозность, сухость во рту, потребность в холодном питье, охлаж­дении головы, краснота глаз и щек и так далее. При этом всегда имеет место пустота инь-начала энергии ци и полнота ян.

Синдромы инь: внутренний, холода, пустоты; синдромы ян: наружный, жара, полноты. Ниже мы перечислим признаки этих основных синдромов.

Внутренний синдром: характеризуется проникновением болезнетвор­ного начала внутрь и поражением внутренних органов; ему соответству­ет разнообразная симптоматика болезненных состояний внутренних ор­ганов, которая диагностируется по синдромам, свойственным патологи­ческим процессам в органе; пульс нежный, слабый.



Синдром холода: бледное лицо, холодные кисти и стопы, отсутствие жажды, потребность в горячей пище, обильная прозрачная моча, жид­кий кал, предпочтение теплу, боязнь холода; пульс глубокий, медленный.

Синдром пустоты: постоянная общая слабость и вялость, бледное лицо, раздражительная слабость, худоба, одышка, учащенные сокраще­ния сердца, потливость, слабый голос, короткое дыхание; пульс тонкий, слабый.

Наружный синдром: лихорадка с высокой температурой, непереноси­мость ветра и холодной погоды, головная боль, боли во всем теле; пульс поверхностный.

Синдром жара: лицо розовое, горячие кисти и стопы, жажда, сухость во рту, скудное выделение темной или красной мочи, сухой и твердый кал или содержащий кровь понос; пульс поверхностный, быстрый.

Синдром полноты: возбуждение, учащенное дыхание, громкий голос, чувство тяжести в груди, вздутие живота и боли в животе, дискомфорт при нажатии и массировании больной области, боль при мочеиспуска­нии, запор; пульс напряженный, полный, сильный.

Все восемь основных синдромов взаимосвязаны и неоднозначны, они представляют собой единое целое при диагностике болезненного состоя­ния. При необходимости установления того или иного синдрома, напри­мер различия внутреннего или поверхностного синдромов, их нужно со­относить с синдромами холода и жара, пустоты и полноты (например, синдром поверхностного холода, поверхностного жара и тому подобное); также во взаимосвязи рассматриваются и другие из этих синдромов.



Каждая пара основных синдромов может превращаться в свою проти­воположность; поверхностный синдром — во внутренний, синдром пус­тоты — в синдром полноты и так далее. Еще нужно учитывать и ложные симптомы, которые могут появиться в критическую стадию болезни.

На каждой стадии болезни внутри каждой из противоположных пар синдромов может возникать связь или смещение симптомов. Болезнен­ное состояние может быть выражено разнообразными симптомами, так как функции органов различны.

МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ

Исходя из оригинальной физиологии человеческого организма, китай­ская медицина главную цель лечения видела в нормальной и беспрепят­ственной циркуляции энергии ци. Восстановить нарушенную циркуля­цию возможно, и для этого существуют многочисленные методики. Бо­лее опасным является истощение, недостаток энергии ци, которую восстановить значительно сложнее. Поэтому надо всемерно сохранять уровень ци и начинать лечение как можно раньше, пока не истощены за-

щитная и наследственная ци организма человека и патологическое нача­ло не проникло с поверхности тела во внутренние органы.

Одним из основных принципов лечения древней восточной медицины, кроме рассмотренных выше концепций иньян, у син и др., является правило бусе, или буквально «прибавить—отнять». Термин «бу» в бо­лее полном смысле означает восполнить, возбудить, тонизировать; тер­мин «се» — выпустить, тормозить, седатировать, успокаивать, рассеять. Исходя из принципа «лечение должно идти от противного», при ян-синд­роме (полнота) следует проводить се — воздействовать успокаивающе, при инь-синдроме (пустота) необходимо бу — возбуждать. Поэтому при патологии, сопровождающейся понижением функции (недостаточностью энергии ци в меридиане), следует проводить бу, т. е. тонизировать, при­бавить энергию, оказать возбуждающее действие. При патологии с повы­шенной функцией (избытке энергии ци в меридиане) нужно проводить се, т. е. рассеять энергию, оказать тормозящее действие. В западной ли­тературе по китайской медицине эти два рода действия обозначаются тер­минами «возбуждение» и «торможение». Это основное правило приме­няется во всех методах лечения.

Большим преимуществом китайской медицины является синдромаль-ная диагностика, которая позволяет легко и быстро определить необхо­димые методы лечения. В самой формулировке синдромов как бы зало­жены и пути лечения. Главные усилия врача должны быть направлены на помощь организму, на восстановление его защитных сил, — то есть на устранение причины болезни. Там, где защитная ци в достатке, патоген­ное начало изгоняется и не может повредить функциям органов. В пер­вую очередь, это относится к синдромам пустоты.

При установлении характера синдрома ян для лечения надо привлекать инь, при характере инь — привлекать ян. Когда установлено, в каком ме­ридиане образовалась пустота (недостаток) или полнота (избыток) энергии ци, согласно концепции у син можно установить пути приведения баланса ян и инь энергии в равновесие, переведения ци из меридиана с ее избытком в меридиан с недостатком ци. При этом надо учитывать подъемы и паде­ния интенсивности энергии ци в меридианах разных органов в течение су­ток, а также месяца и года. Во всяком случае, можно воздействовать как прямо, так и косвенно. Например, можно прямо стимулировать (бу) или тормозить (се) необходимый меридиан в часы подъема или спада интен­сивности энергии ци. В случае каких-либо затруднений использования прямого пути воздействия проводят бу (возбуждают) инь-меридиан в часы максимального подъема энергии ци, что ведет к се (подавлению) противо­положного як-меридиана. Такими противостоящими по времени спадов и подъемов циркуляции ци меридианами являются следующие пары:

— инь-канал легких — як-канал мочевого пузыря;

— инь-канал почек — як-канал толстой кишки;

— инь-канал перикарда — ян-канал желудка;

— инь-канал печени — ян-канал тонкой кишки;

— инь-канал сердца — як-канал желчного пузыря;

— икь-канал селезенки—поджелудочной железы — як-канал трех обо­гревателей.

Ниже мы кратко рассмотрим основные методы лечения китайской ме­дицины.

Лечение питанием. Болезнь рассматривалась древними врачами как процесс, возникающий в результате нарушения нормальных взаимосвя­зей как в самом организме, так и между организмом человека и природой. Одна из самых существенных связей человека с окружающим миром — это пища. С незапамятных времен врачи заметили, что оттого, насколь­ко сбалансированно питание человека, зависит его здоровье. Лечение питанием, или диетотерапия, стала одним из древнейших методов исце­ления. Это справедливо относится не только к китайской или восточной медицине, но и к европейской, так как известно утверждение ее осново­положника древнегреческого врача Гиппократа: «Лекарство должно быть пищей, а пища — лекарством». Разумное отношение к выбору пищи, бла­гожелательный настрой в процессах приготовления и потребления — за­лог профилактики заболеваний и успешного излечения при помощи пищи.

Цигун-терапия — китайская лечебная гимнастика, универсальный метод лечения, который позволяет человеку избавиться от многих болез­ней и достичь гармонии духа и тела. Эта гимнастика служит не только для защиты и охраны тела, но позволяет активизировать все внутренние ресурсы человеческого организма. С помощью медленных, плавных дви­жений, концентрации внимания и определенных приемов дыхания осу­ществляется регуляция внешней и внутренней энергии ци и ее преобра­зование. В итоге происходит восстановление биоэнергетического потен­циала человека и повышение энергоресурсов его организма.

Вакуум-терапия — древний метод лечения, доступный в применении, безопасный в эксплуатации и эффективный в лечении. Принцип ваку­ум-терапии основан на воздействии вакуумными банками различной ве­личины и объема на биологически активные точки и зоны организма. Это повышает иммунитет, нормализует капиллярный кровоток, тканевое ды­хание и способствует стимуляции выделительной системы. Широкое вне­дрение метода вакуум-терапии в лечебную практику и применение его в быту мы считаем доступным и экономически выгодным способом лече­ния, необходимым в наше время.

Один из эффективных лечебных методов, используемых в китайской медицине, — это специфический вид массажа — туйна, самый древний способ лечения руками. Он используется не только с профилактической целью предотвращения заболевания, но, главным образом, для оказания больным реанимационной помощи там, где медикаментозные средства бес­сильны. Этот метод массажа представляет собой механическое воздействие на организм человека, которое вызывает деформацию кожи и изменяет напряжение мышц. Занятия восточным массажем туйна учат перерасп­ределять жизненную энергию, приводя в сбалансированное состояние инь и ян, увеличивают физические и интеллектуальные возможности челове­ка. Этот метод прекрасно сочетается с другими видами китайской терапии.

Фитотерапия, как и другие древние методы лечения, опирается на ос­новные теоретические положения китайской медицины. Интерес к травам и другому растительному лекарственному сырью возрос особенно в послед­нее время из-за развития побочного действия и аллергических реакций при

использовании химиопрепаратов. При выборе конкретного рецепта для лечения тех или иных симптомов и синдромов болезней необходимо учи­тывать особенности и характеристику растения (теплота, холод, вкус, цвет), которые являются выражением иньского или янского характера: инь-болезни лечат ян-травами, ян-болезни — инь-растениями.

Один из древних китайских методов лечения — металлотерапия. Если иглорефлексотерапия достаточно давно известна и довольно широ­ко применяется в России и Европе, то этот метод делает у нас первые шаги. Он приводит к восстановлению общего баланса энергии организма и ис­чезновению симптомов патологического процесса. Область стопы явля­ется наиболее эффективной зоной для лечения внутренних болезней и па­тологических состояний с помощью металлов. Аппликация металлов на стопу и на другие активные зоны тела может служить как самостоятель­ным методом лечения, так и великолепно дополнить другие приемы вос­точной медицины. Важным его преимуществом является сокращение объема медикаментозной терапии, что ведет к уменьшению побочных явлений. Это достигается за счет дешевых и нетрудоемких средств физи­ческого воздействия, не требующих сложного оборудования. Автор, имея опыт лечения пациентов с европейским менталитетом, рассматривает этот метод как универсальный.

Традиционная восточная рефлексотерапия является симптоматиче­ским (синдромальным) методом, при котором лечение направлено, преж­де всего, на нормализацию нарушенных функций заболевшего органа; при этом главным является обеспечение гармонии энергии в организме и стимуляция защитных сил.

Метод лечения заболеваний с использованием активных точек на ме­ридианах называется акупунктура, или иглорефлексотерапия. Она, как немедикаментозный метод лечения, особенно показана больным с прояв­лениями аллергии и непереносимости лекарственных средств. Игло­укалывание нормализует функции нервной системы (как центральной, так и вегетативной): отмечается успокоение, нормализация тонуса и функ­ций органов, обмена веществ (в том числе нормализация веса тела), по­вышение сопротивляемости организма к инфекционным и другим забо­леваниям, а также приведение в норму функций других систем.

Иглоукалывание является методом, не имеющим прямых противо­показаний, однако древние врачи указывали на необходимость тщатель­ного изучения локализации точек и их функций, умения определять состояние больного, правильно применять лечение. Недаром искусством иглоукалывания овладевали годами, и врач, обладающий им в совершен­стве, считается великим врачом.

Возбуждение (тонизирование) как метод воздействия на точки соот­ветствует слабому раздражению, а торможение (седатирование) — силь­ному. Каждый из этих методов воздействия имеет два варианта, соответ­ствующие большей или меньшей силе раздражения. При первом вариан­те возбуждающего метода укол делают поверхностно (0,3—0,6 см), наносят его быстро, интенсивно, иглу извлекают через 0,5—2 мин. При втором варианте возбуждающего метода иглу вводят также поверхност­но и без дополнительного раздражения, оставляют на 3—6 мин.

При первом варианте седативного метода укол глубокий с медленны­ми вращательными движениями; предусмотренные ощущения должны нарастать постепенно с большой зоной иррадиации, иглу оставляют в тканях на 20—40 мин и более. При втором варианте седативного метода манипуляции иглой должны быть более мягкими, предусмотренные ощу­щения более слабыми, иглу оставляют в тканях на 10—20 мин. Однако эти рекомендации условны, поскольку одинаковое по силе раздражение может оказывать слишком сильные ощущения для одного пациента и слишком слабые для другого, — в зависимости от того, на какой харак­тер болезни и на какого больного оказывается воздействие. ; К принципам древневосточной терапии также относятся лечение од­ной и той же болезни разными методами или разных болезней одним ме­тодом; лечение с учетом индивидуальных особенностей больного. Обяза­тельным требованием был строго индивидуальный подход при назначе­нии лечения.

В случаях оказания срочной медицинской помощи врач, в первую оче­редь, воздействует на внешние симптомы, а затем на причину болезни. В терапии хронических болезней сначала воздействуют на причину — орган с нарушенной функцией, а затем на внешние симптомы. Однако в период болезни, особенно хронической, внешние симптомы и причина могут переходить одна в другую (соответственно превращениям ян и инь), поэтому врач должен наблюдать за течением болезни, эффектом лечеб­ных воздействий и выявлять возникающие противоречия болезни. t-. Главным в терапии является необходимость регулирования энергий иньян. Так, при возникновении болезненного состояния (синдрома) ян следует для лечения «привлекать инь», а при синдроме инь — «привлекать як». Лечение выглядит так. При синдроме жара (ян-же), который наносит вред жидкости организма (инъ-е), необходимо «подвергнуть жар охлажде­нию» , а при синдроме холода (инъ-ханъ), который наносит вред ян-ци, нуж­но «подвергнуть холод разогреванию», т.е. применить правило бусе. -4 При оценке влияния рефлексотерапии автор пришел к выводу, что главным в выборе эффективности способа воздействия является не вы­бор метода (массаж, прижигание, иглы), а точное определение нужных активных точек, которые являются своего рода преобразователями — «кодом», запускающим и организующим целый комплекс ответных ре­акций, направленных на обезболивание и восстановление функциональ­ных систем организма. Раздражение же должно быть достаточным для воздействия на точки и зоны, но не чрезмерным, чтобы не вызвать пере­напряжения и обратной реакции.

Следует иметь в виду, что при беременности из всех вышеперечислен­ных методов лечения можно использовать только фитотерапию, диетоте­рапию, металлотерапию и акупунктуру. Восточные лечебные гимнас­тики (например, цыгг/к-терапию) следует использовать с большой осто­рожностью. В каждом конкретном случае необходима консультация специалиста.

Для полноты картины использования разных методов китайской ме­дицины надо добавить, что прямыми противопоказаниями для их при­менения являются: острые лихорадочные заболевания неясной этиоло-

гии; алкогольное или наркотическое опьянение; острые инфекционные заболевания. Относительными противопоказаниями можно считать не­принятие больным лечебной процедуры или отрицательное отношение к личности врача, а также грудной и старческий возрасты.

При любых методах лечения успех в большой степени зависит от кон­такта между врачом и больным, поскольку болезненные изменения (син­дромы) происходят в самом пациенте, а врач оказывает воздействие лишь с «поверхности». В китайской медицине считается, что пациент не дол­жен быть пассивным наблюдателем процесса своей болезни и стараний врача, но активно ему помогать, соблюдая его рекомендации и рациональ­ный режим, правильно, то есть спокойно и рассудительно, реагируя на любые, иногда и тяжкие, проявления болезни, выказывая волю и стрем­ление к выздоровлению.

Профилактика заболеваний всегда была основным направлением ки­тайской медицины. На основе тысячелетнего опыта было установлено, что каждый человек имеет склонность к некоторым заболеваниям, опре­деляемым в зависимости от времени его рождения, а в традиционных понятиях — от созвездия, под которым он родился. Это вовсе не значит, что у данного человека обязательно будут патологические процессы ука­занных в этой таблице систем или органов. Многовековыми наблюдени­ями была выявлена закономерность, позволяющая считать вышеприве­денные органы «слабым звеном» в организме, в большей степени, чем другие, подверженным болезням.

Целостность подхода китайской медицины проявляется в стремлении воздействовать на организм человека наиболее комплексным способом, учитывая как можно большее количество связей. Важное принципиаль­ное отличие в том, что современная научная медицина, исследуя и ана­лизируя, выясняет глубинные нарушения обмена веществ, воспроизвод­ства клеток, состояния тканей и органов, крови, лимфы. Обнаруженные патологические изменения врачи стараются исправить на том же уров­не, на котором они были обнаружены: молекулярном, гормональном, тка­невом, биохимических реакций, избытка или недостатка жизненно не­обходимых веществ и т. д.

В традиционной восточной медицине уровень воздействия совсем иной. Пользуясь образами и понятиями по большей части непривычными и да­же считающимися ненаучными и несерьезными для современной европей­ской медицины, диагноз и лечение в восточной медицине характеризуют­ся системным уровнем и целостным подходом. Лечение строится так, что­бы воздействие шло на многих уровнях: биохимическом, клеточном, тканевом, органном, организменном и душевном (психологическом).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.