Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЛАВА 8. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ И МЕДИЦИНЫ





 

Самые ранние письменные памятники, содержавшие философские представления и идеи китайцев, датируются VIII—VII вв. до Р. X. Это рукописи «И цзин» («Трактат об изменениях», или «Книга пе­ремен») и «Шу цзин» («Книга истории»). Натурфилософские концепции не занимают там главного места, так как китайские мыслители в связи со спецификой исторического пути этого народа больше были заняты раз­работкой философско-политических и этических идей и положений. Ос­мысление богатого исторического опыта, поиски «идеального закона» уп­равления народом, выработка правил взаимоотношений между разными общественными группами населения, определение места отдельного че­ловека в обществе и мире, его отношения с природой, государством и людьми, разработка вопросов ритуала считались благородным и возвы­шенным занятием, достойным философа. Сугубо практический и утили­тарный характер китайской философии был неотделим от политической жизни страны.

Естественно-научные наблюдения почти не отражались на развитии философской мысли, за исключением первоначального периода. Соста­вив космогоническую концепцию мира на основе наблюдений над приро­дой, философы, как правило, не использовали материалы естествозна­ния в осмыслении окружающего мира, в общефилософских выводах. Ес­тественнонаучные и прикладные знания считались ремесленными, низменными в сравнении с политическими и этическими. Однако в мень­шей степени это относилось к такой прикладной части естествознания, как китайская медицина, в которой слились как естественнонаучные эмпирические наблюдения, так и философские этические начала. Нрав­ственное самосовершенствование человека считалось необходимым компонентом сохранения здоровья как духовного, так и телесного, кото­рые, кстати, в представлениях китайцев не имели такого резкого про­тивопоставления, как у европейцев.



Существенным признаком китайского мышления является исключи­тельное значение символов и символических действий не только в фи­лософии, науке, культуре, но и в обыденной жизни. Поэтому, познавая эти представления и понятия, надо учитывать их более отвлеченный и всеобъемлющий характер по сравнению с представлениями и понятия­ми европейской цивилизации.



В вышеупомянутых первых философских трактатах были уже сфор­мулированы все основные космогонические положения: о противобор-

ствующих в единстве силах иньян, об энергии ци, о «великом пределе» тайцзи, учение о пяти первостихиях и пяти движениях у син. Сформи­ровавшиеся в середине первого тысячелетия до Р. X., они стали основой, альфой и омегой китайской медицины. Эти идеи ведут начало от эмпири­ческих наблюдений, прагматических концепций и мифологических по­строений древних китайцев. По всей вероятности, натурфилософские положения китайских мыслителей сложились в результате наблюдений не только над окружающей природой, но и над функциями человеческо­го организма, его строением, что в результате привело к возникновению весьма цельной и стройной философской концепции, соединяющей мак­ро- и микрокосм. Успешность применения методов лечения, основанных на этих идеях, подтверждает ее обоснованность.

Созерцание непрерывно меняющихся природных явлений привело древнейших китайских мыслителей к установлению основного принци­па бытия и движения в мире — постоянного действия двух противобор­ствующих (противонаправленных) и в то же время неразрывно связан­ных свойств, или начал, — инь и ян. Исходное значение иероглифов, ко­торыми обозначались эти понятия, — темная и светлая стороны горы. Мрак, холод, влага, смерть, женское — это свойства инь; свет, тепло, огонь, рождение — ян. Они возникли как качества первоначально еди­ной энергии1 ци (в другой транслитерации — чи). Это произошло под дей­ствием первоматерии тайцзи (букв, значение — «великий предел»). В результате сгущения ци произошло разделение на светлые, легкие и чистые ян-ци, поднявшиеся вверх и образовавшие небо, и мутные, тяже­лые, грязные инъ-ци, опустившиеся вниз и образовавшие землю. Равно­весное взаимодействие инь и ян определяет порядок мироздания, приро­ды, государства, семьи, человека и так далее.



Противоборство инь и ян рождает все движение в мире и пять первона­чал (или первостихий, или первоэлементов): воду, огонь, дерево, землю и металл. «Небо создало пять первоначал, и народ пользуется ими всеми. Стоит упразднить одно, и жизнь станет невозможна» («Цзочжуань», 27-й год правления Сян-гуна, цит. по кн.: Древнекитайская философия: Собр. текстов. — М., 1972. — Т. 1). Эти пять первостихий являются ос­новой всех вещей и последовательными состояниями природы. При этом вода, земля, металл относятся к элементам, из которых слагаются тела, дерево овеществляет принцип рождения и роста, а огонь является симво­лом движения и развития. Воздух, поступающий при дыхании, хотя и не является первоначалом, но оказывает «одушевляющее» действие, неся в себе энергию ци. Между всеми первоначалами существуют связи, взаи­мозависимости и все соотносится с окружающей средой, течением вре­мени и космическими влияниями.

Первоэлементы одновременно и взаимопорождают, и взаимопреодо­левают (контролируют) друг друга. Взаимное созидание основано на при­родных свойствах первоначал: вода порождает и питает дерево (для роста дерева необходима вода); дерево, сгорая, порождает и питает огонь; огонь

'Понятие китайской философии ци не совсем соответствует общепринятому смыслу слова «энергия»; более подробно оно будет рассмотрено в соответствующем разделе.

порождает и питает землю (пепел); земля порождает металл (так как металл получают из недр земных); металл порождает воду (при расплав­лении превращается в жидкость) и так далее, — все взаимные порожде­ния замкнуты в бесконечность, в кольцо (рис. 6). Каждый первоэлемент одновременно является и «матерью», и «сыном», он и рождается и под-питывается, и сам рождает и питает. Так раскрываются прямые и кос­венные связи мироздания. Однако для равновесия сущего мира должны быть и обратные связи, — таковыми являются взаимное угнетение, вза­имный контроль, или управление первоначал: вода управляет (тушит) огнем; огонь управляет (расплавляет) металлом; металл управляет (раз­рушает) деревом; дерево управляет (разрушает корнями) землей; земля управляет (впитывает) водой (рис. 7). Такие отношения называются в ки­тайских трактатах «дед» — «внук».

Итак, каждый первоэлемент в одно и то же время есть рождающий и рождаемый, угнетающий и угнетаемый. Дерево управляется металлом, но само на металл непосредственно влиять не может. Однако дерево по­давляет землю, и земля уменьшает питание металла, который ослабля­ется и в меньшей степени угнетает дерево. В тоже время металл рождает воду, которая питает дерево. Усиление металла не только подавляет де­рево, но и порождает воду, а та, в свою очередь, усиливает дерево — рав­новесие восстанавливается.

Внутренний смысл этих связей и зависимостей раскрывается в выше­упомянутом трактате «И цзин» («Книга перемен»). «И цзин» состоит из графических символов в виде разных сочетаний прямых и волнистых линий, отражающих разные состояния окружающего мира, и пояснений к ним. Основные символические объекты обозначены восемью триграм­мами (то есть состоящими из трех прямых и волнистых линий в разных сочетаниях): цянъ (небо), гэнъ (гора), ли (огонь), сюнь (ветер, дерево), дуй (водоем), кунь (земля), чжэнь (гром), кань (вода). Эти триграммы суть те предметы и явления, с которыми древние китайцы сталкивались в по­вседневной жизни и вычленяли их из множества окружающих предме­тов и явлений. Всего в трактате 64 сочетания триграмм и каждое из них

выражало определенное состояние действительности, конкретную жиз­ненную ситуацию, смысл которых раскрывается в пояснениях к этим сочетаниям в виде гексаграмм. Основная мысль «Книги перемен» сво­дится к следующему: весь мировой процесс представляет собой постоян­ные изменения бытия, чередование ситуаций, происходящее от взаимо­действия сил света и тьмы, напряжения и податливости. Другими слова­ми, переход от одной ситуации к другой должен раскрывать динамику существования мира.

Позднее, в IV—III вв. до Р. X., к «Книге перемен» «И цзин» был со­ставлен трактат с комментариями и пояснениями «Си цы чжуань», в ко­тором понятие тайцзи («великий предел») было раскрыто как имеющее значение «первоэнергии», давшей творческий толчок порождению двух взаимосвязанных противоборствующих и дополняющих друг друга на­чал ян и инь. Поэтому окружающий мир существует как постоянное ста­новление вещей в противоборстве этих начал. Движение является неотъемлемым свойством реальности. Уточняется, что источник этого движения находится в пределах этого мира в виде постоянного взаимо­действия природных сил ян и инь. Бесконечная смена многообразных явлений окружающего мира имеет в качестве причины то же взаимодей­ствие ян и инь.

Единство взаимопротивоположных начал иньян, строгая закономер­ность их чередования и смены составляют универсальный закон бытия. При этом важной категорией китайской философии является взаимодо­полнение. Инь и ян не только противоборствуют, но и взаимодополняют друг друга. Именно взаимодополнение есть источник бытия. В книге «Го юй» («Речи царств», первая половина I тысячелетия до Р. X., цит. по кн.: Древнекитайская философия: Собр. текстов. — М., 1972. — Т. 1) в гл. 16 говорится: «...взаимодополняющее является источником вещей, а совпа­дающее обречено на гибель. Взаимодополнением называем выравнива­ние непохожего [одного] непохожим [другим]. Именно поэтому взаимо­дополнение помогает расти и процветать и все живое следует ему. Если же добавлять одно и то же к тому же, то в конце концов оно иссякнет... Во всех вещах существует взаимодополняющее или совпадающее».

Инь следует дополнять ян и наоборот — для поддержания существо­вания. Если же к инь добавлять инь а к ян добавлять ян, то есть к подоб­ному добавлять подобное же, нарушается их гармония, что ведет к гибе­ли. Взаимодополнение является универсальной категорией и основой принципа лечения китайской медицины — правила бусе (букв, «при­бавить—отнять», см. ниже раздел «Методы лечения»).

Иньян проявляются в любом субстрате, вещи, процессе, явлении: в мужском и женском началах, в свете и тьме, в дне и ночи, жаре и холоде, солнце и луне и так далее. Чередование инь и ян задает цикличность всех процессов в природе: ночь и день, утро и вечер, зима — лето, холод—теп­ло, бодрствование—сон, вдох—выдох и так далее. Ци, проявляющаяся в инь и ян, не должна нарушать свою последовательность, ян не должен находиться внизу и подавляться инь, инь не должна находиться сверху и подавлять ян (Бо-Янфу, «Речи царств», гл. 1, X в. до Р. X., цит. по кн.: Древнекитайская философия: Собр. текстов. — М., 1972. — Т. 1). Если

последовательность ци в природе нарушается, то происходят катастро­фы: извержения вулканов, землетрясения, наводнения или засухи. Если последовательность ци в организме человека не соблюдена, то возникают болезни.

Надо заметить, что космогония такого рода не была чем-то редкост­ным в мировой культуре. Во многих древних цивилизациях мировоззре­ние развивалось примерно такими же путями, укладываясь в представ­ление о взаимодействии первоэлементов. Например, в античные времена в Древней Греции и Риме также существовало учение о первостихиях, лежащих в основе материального мира (Эмпедокл, Сенека, V в. до Р. X.).

Из таких философских представлений складывается понятие единого целого, обнимающего всю Вселенную и человека. Человек рассматрива­ется как мир в миниатюре, отражение макрокосмоса, Вселенной и состо­ит из пяти первоэлементов, попадающих в организм с пищей. Отражени­ем этой органической целостности являются пять полых и пять плотных органов. Они взаимодействуют между собой и с окружающей средой, и каждый орган соответствует определенному первоначалу. В этой единой системе все взаимосвязано и взаимно зависимо, все части макрокосмоса (Вселенной) и микрокосмоса (человека) имеют общую функциональную структуру.

Пять первоначал стали основой для учения у син (букв, значение — «пять элементов, пять движений»). Древневосточные врачи применяли учение у син к проявлениям жизнедеятельности человеческого организ­ма и для упорядочения отношений человека и природы. В книге «Шан-шу да-цюань» говорится: «Вода и огонь относится к жизненно необходи­мому, к еде и питью, в которых нуждается народ. Металл и дерево суще­ствуют для развлечений и производства. Земля является источником всех вещей и служит на пользу человека».1 Концепция у син является осно­вой для диагностики и лечения, а также для рекомендаций по предуп­реждению болезней.

Главным практическим выводом из учения у син является признание неразрывной связи всех пяти первоэлементов, их постоянного взаимопо­рождения и взаимопреодоления. Весь круг восточных медицинских уче­ний включен в эту философскую концепцию. Связи взаимного порожде­ния и угнетения присущи всем объектам и явлениям. Динамическое рав­новесие постоянных физиологических процессов и реакций организма может быть нарушено внешним воздействием. К примеру, повреждение какого-либо органа или системы, относящейся к первоначалу земля, при­водит к ослаблению контроля за органами, относящимися к воде, те уси­ливаются и угнетают органы огня. Так происходит распространение бо­лезни.

Понятно, что, рассматривая человека и его организм как единое це­лое, восточная медицина мало занималась анатомией и физиологией (в европейском понимании), а стремилась выявить связи и взаимоотно­шения внутри организма, то есть его функции.

1 Цит. по кн.: Шнорренбергер К. Учебник китайской медицины для западных врачей. — М., 1996.

Цель, которую преследовала китайская медицина, изначально состо­яла в счастливом существовании человека, которое имело пять проявле­ний: «Первое проявление счастья — долголетие, второе — богатство, тре­тье —здоровье тела и спокойствие духа, четвертое — любовь к целомуд­рию, пятое— спокойная кончина, завершающая жизнь» («Шу цзин», глава «Великий закон», 9-й раздел, цит. по кн.: Древнекитайская фило­софия: Собр. текстов. — М., 1972. — Т. 1).

Для европейского аналитического метода изучения всякого предмета и явления путем выделения из него каких-либо частей, его расчленения, дробления, схематизирования, создания условных моделей такое миро­воззрение может стать камнем преткновения для понимания восточной медицины. Большую часть понятий и определений китайской медици­ны нельзя точно передать одним соответствующим русским словом. Мы постарались разъяснить читателю значение, смысл этих понятий, дабы он мог воспринимать их без искажений.

В китайской философии весьма слабо разработаны методы логики, логической связи между предметами и между событиями, их заменяют образы и понятия в большей степени чувственно-эмоциональные. Логи­ческий анализ классического толка в'китайской философии и медицине практически не применяется. Иероглифический характер китайской письменности, отражающий особенности мышления, также в определен­ной степени сдерживал выработку и использование абстрактных катего­рий и логической терминологии. Китайские мыслители отвечали на воп­рос «что?», а не «почему?» или «как?». Выявить связи и зависимости между явлениями природы, организмом, патогенными и целительными факторами — на это были направлены их усилия. Для них было важно, что дерево рождает и поддерживает огонь, а не то, почему оно горит, ка­ков у него химический состав, какая при этом происходит реакция.

Только осознание этих различий восприятия окружающего мира, по­нимание особенностей индуктивного метода, то есть построение общих положений на основе частных конкретных явлений без разрыва связей между ними, поможет понять и успешно использовать восточную меди­цину.

КОНЦЕПЦИЯ ИНЬ-ЯН

Мировоззренческую основу древней китайской философии составило учение о двух противоположных и нераздельных началах инь и ян, кото­рые поначалу обозначали вполне материальные, чувственно восприни­маемые противоположные явления, качества или свойства, присущие одному событию, предмету, объекту. Позднее такое понимание инь и ян расширилось и углубилось и стало обнимать силы и функциональные начала, которые порождают все вещества и объекты во вселенной, при­обрело широкий символический характер. Таким образом, инь и ян ста-

ли проявлениями единой всеобщей «энергии» ци (см. следующий раздел), которая была причиной и началом всякого движения и изменения во все­ленной. Физиологические и психологические процессы человеческого организма считались результатом действия особенной «энергии» — жиз­ненной ци, проявления которой также имели характер или инь или ян. В китайской медицине модель инь и ян была применена как к структурам, так и функциям организма человека и стала основой физиологии, диаг­ностики и лечения.

Философская категория инь и ян означает, что любое единое целое, как предмет, так и явление, в этом мире состоит из двух противоположных начал, соперничающих и дополняющих друг друга. Каждая из них име­ет свои характеристики и свойства. Изначально китайские мыслители всё, что сохраняет неподвижность, опускается вниз, является смутным, скрытым, пассивным, темным, холодным, слабым и тому подобное, от­носили к инъ, а все, что движется, устремляется вверх, что ясно, актив­но, светло, горячо, сильно и тому подобное, — к ян. Небо соответствует ян, а земля — инь; вода есть инь, а огонь — ян.

Инь-характер имеют луна, земля, женский, слабый, холодный, мяг­кий, темный, тяжелый, низкий, малый, короткий, печальный, внутрен­ний, худой и т.д.

Я^к-характер имеют солнце, небо, мужской, сильный, горячий, твер­дый, светлый, легкий, высокий, большой, длинный, радостный, вне­шний, полный и т.д.

Действие начал инъян заключается в следующем:

— каждое из них стремится подавить другое;

— оба начала находятся в тесной взаимной связи и могут превращать­ся (переходить) одно в другое, причем каждое содержит в себе оба нача­ла — в инь есть ян, в ян есть инь;

— борьба и взаимное превращение инъ и ян являются источником лю­бого движения, развития, изменения и преобразования;

— нарушение гармонии и равновесия между инь и ян ведет к наруше­нию всякого движения и развития;

ян превращается в ци (функцию), инь образует форму (структуру). Рассмотрим эти положения подробнее.

Инь и ян находятся в состоянии противоборства и ограничивают друг друга. Если одно начало преобладает, то возникает недостаток другого, и наоборот. Инь борется внутри, а ян вызывает тревогу снаружи, поэтому возникают явления пустоты и наполнения; при этом инъ и ян сменяют друг друга. Оба начала никогда не остаются без взаимодействия, и их стремление к вытеснению друг друга является движущей силой разви­тия вещей и явлений.

Как противоположности, инъ и ян зависят друг от друга и не мыслятся один без другого. Ян является верхом, а инъ — низом (без верха не может быть низа, и наоборот); левая сторона тела — это ян, правая — инъ (без правой стороны нет левой, и наоборот); жара соответствует ян, а холод инь (без жары не может быть холода, и наоборот); переполнение (избы­ток) соответствует ян, опорожнение (недостаток) — инъ (без переполне­ния нет опорожнения, и наоборот). Оба служат друг для друга производ-

ным началом, то есть взаимно вызывают друг друга: инь не может произ­вести себя без ян, и наоборот.

При этом каждое начало содержит в себе обе противоположности—до­полнения, то есть каждое ян может быть разложено на ян ян и инь ян, а каждое инь — на инь инь и ян инъ. Все субстанции и проявления нашего мира могут быть отнесены к тому или другому началу, которое, в свою очередь, несет в себе и ян, и инь, и каждый из них составлен из инъ и ян; дробление этих распределений можно производить бесконечно. Например, вся верхняя часть тела относится к ян, при этом спина соответствует ян, а живот и передняя часть грудной клетки — инь; все внутренние части тела относятся к инь, но желудок, например,— к ян, а печень — к инь. В каж­дом из этих начал, в свою очередь, можно выявить и инь, тлянта так далее.

В отношении структур и функций организма человека инь характери­зует материальные составляющие тела, а ян — его функции. Таким об­разом, инь охраняет ян. Если что-либо имеет свойства функции, «энер­гии», то оно относится к ян, если это имеет структуру и форму, то оно относится к инь. Ци имеет характер ян, кровь — характер инь. Часть внут­ренних органов (см. ниже раздел «Учение о внутренних органах — чжанфу») относится к инь, другая часть — к ян. Всю сложную струк­туру человеческого организма и его функции китайская медицина клас­сифицирует и объясняет на основе принципа иньян. Физиологические процессы, постоянно протекающие в организме на клеточном, тканевом и органном уровне, взаимодействие его разных частей, вся жизненная активность является результатом борющихся в неразрывном взаимодей­ствии сил инъян. Разъединение этих сил ведет к прекращению актив­ности организма и жизни.

Оба начала никогда не находятся в состоянии покоя, они дополняют и изменяют друг друга. Когда ян отступает, то увеличивается инь; если же отступает инь, то увеличивается ян. Например, зима является верши­ной холода (инъ), а после зимнего солнцеворота постепенно устанавлива­ется тепло и приходит лето — ян; весна, лето — это ян, зима, осень —- инь. Состояние повышенной активности следует регулировать покоем. В этом выражается взаимный контроль покоя и движения, то есть инъ и ян.

Функции органов (ян) возникают за счет потребления продуктов пи­тания (инь), при этом происходит увеличение ян и ослабление инъ. В то же время обмен веществ, полученных с продуктами питания (инь), тре­бует расхода определенного количества энергии (як); тогда происходит усиление инь и ослабление ян. При нормальных условиях эти процессы находятся в равновесии. Если же ослабление или усиление выходит за рамки, то возникает избыток инь или ян, что ведет к возникновению па­тологии, болезни. Необходимо также учитывать, что оба начала могут быть как причиной, так и следствием.

Модель инъян служит базой не только теоретических представлений восточной медицины, но и основой диагностики и лечения. Основопола­гающим в жизнедеятельности человеческого организма лежит уравнове­шенное состояние инъ и ян, полная их гармония. Нарушение этого рав­новесия ведет к патологическому состоянию, болезни и выражается либо в преобладании, либо в ослаблении инъ или ян.

В трактате «Чжуан-цзы цзи-цзе» («Книга Чжуан-цзы со сводными толкованиями», II в. до Р.Х., цит. по кн.: Древнекитайская философия: Собр. текстов. — М., 1972. — Т. 1) в гл. 6 «Великий учитель» так описы­вается болезнь философа Цзы-юй: «Кривым горбом изогнулась его спи­на, внутренности поднялись кверху,подбородок спрятался в пупе, плечи поднимались выше макушки, изогнутые позвонки шеи шишками торча­ли в небо — жизненные силы начал инь и ян в беспорядке...»

Согласно учению иньян можно сформулировать следующие условия, при которых возникают болезни:

— нарушение равновесия и гармонии взаимодействия иньян;

— преобладание инь, которое приводит к появлению синдрома холода (см. ниже раздел «Классификация синдромов заболеваний»);

— преобладание ян, которое приводит к появлению синдрома жара;

— упадок (пустота) инь, который приводит к появлению синдрома жара;

— упадок (пустота) ян, который приводит к появлению синдрома хо­лода;

— сильный упадок инь или ян, при котором говорят, что ян (инь) при­чиняет ущерб инь (ян) и оба начала находятся в состоянии пустоты, есть недостаток энергии ци (обычно наблюдается в результате длительного или хронического заболевания).

Любое состояние, при котором наблюдается избыточность по сравне­нию с нормой, относят к ян-состояниям, а недостаточность — к инъ--состояниям. Жар — это ян-состояние, озноб — инь-состояние; полнота — ян-состояние, пустота — инь-состояние. Таким образом, все симптомы различных заболеваний можно разделить на две группы — як-синдромы и инь-синдромы. Розовая и чистая кожа, блестящие глаза, звучный го­лос, наполненный, сильный, ускоренный, поверхностный, скользящий пульс — это як-состояние; темная и вялая кожа, тусклые глаза, тихий и прерывающийся голос, слабый, медленный, неровный, слабо наполнен­ный пульс — это цкь-синдромы. Для постановки диагноза в китайской медицине необходимо, прежде всего, правильно оценить состояние инь и ян, лишь после этого можно определить причину болезни.

Исходя из принципа равновесия инь и ян, главным в лечении являет­ся восстановление нарушенного баланса иньян, то есть гармонии. В европейских понятиях это можно выразить как задачу по восстановле­нию гомеостаза организма, стимуляцию его защитных сил и реактивной способности. В книге «Хуан-ди нэй цзин» сказано: «Соответствие прин­ципу иньян есть жизнь, противоречие есть смерть. Следовать ему — значит обеспечивать покой, противоречить — значит возбуждать нару­шения. Поэтому лечение нужно проводить раньше, чем проявилось забо­левание, и обеспечивать покой раньше, чем нарушения обнаружили себя».

В терапии китайская медицина руководствуется принципом взаимо­дополнения: к инь надо добавлять ян, к ян надо добавлять инь, значит при ян-болезни следует использовать инь, и наоборот. Всякое терапевти­ческое действие должно быть направлено на регуляцию соотношений инь и ян как в функциях отдельных систем, так и всего организма, на восста-

новление равновесия между ними. Цельность характера китайской ме­дицины отражается и в том, что учение об инь и ян распространяется и на совокупность всех терапевтических средств, на свойства и действие рас­тительных препаратов и других медикаментозных средств, на пищу (ле­чебным свойствам которой придается определяющее значение), на аку­пунктуру, массаж, дыхательную и лечебную гимнастику и так далее. После диагностики и классификации характера патологии выбирается соответствующее средство воздействия, которое должно восстановить гармонию инь и ян и излечить больного.

УЧЕНИЕ ОБ ЭНЕРГИИ ЦИ

Сугубо материалистически мыслящим людям необходимо смириться с тем, что в европейской философии и науке адекватного этому понятия не имеется, и такой вид «энергии» не рассматривается. Как мы уже упо­минали выше, ци — это не совсем то, что мы понимаем под «физической энергией». Это вездесущий эфир, пронизывающая все активность, функ­циональное начало, в том числе и жизненная сила. В древнеиндийской философии и медицине этому понятию соответствует прана — первона­чальная и основополагающая универсальная энергия, животворное ды­хание. Ци является причиной и началом всякого движения и изменения. На Востоке считается, что это более тонкая субстанция, чем та, которую можно зафиксировать приборами или обычными органами чувств. В ки­тайском языке иероглиф ци обозначает несколько понятий: воздух, жиз­ненная сила, дух, настроение, душевные силы, жизненная энергия, на­чало, функциональная активность организма. Однако мы будем исполь­зовать и термин «энергия» как наиболее близкий к понятию ци и достаточно устоявшийся в европейской литературе по китайской меди­цине.

Ци является необходимым составным элементом организма человека, началом и движущей силой его жизнедеятельности. Ци разделяют на вне­шнюю, природную, которая поступает при дыхании в организм челове­ка, и внутреннюю, циркулирующую внутри человека. При дыхании вне­шняя ци попадает в организм человека, частично превращается во внут­реннюю, а при выдохе выходит наружу и вновь преобразуется во внешнюю ци. Так происходит постоянная циркуляция энергии ци. От того, в каком состоянии находится дыхательная система человека, и за­висит его насыщение жизненной силой ци, а это во многом определяет общее состояние организма.

В организме человека внутренняя ци циркулирует по постоянным ка­налам — меридианам, которые являются традиционным понятием в во­сточной медицине, не имеющим анатомического представительства (см. ниже раздел «Учение о меридианах— цзин-ло»). Энергия ци, называе­мая внутриутробной, формируется на начальном этапе развития зароды­ша, программируя наследственность и запас жизненной силы будущего человека. После рождения ребенка его энергия ци обогащается так назы­ваемой питательной (послеродовой) ци, получаемой в результате дыха-

131

ния и питания, — шуй-гу чжи ци. Взаимосвязь между двумя видами ци заключается в следующем: внутриутробная является движущей силой жизни, а послеродовая является материалом, который обеспечивает под­держание жизни.

Рассмотрим разновидности и локализацию ци как энергии и жизнен­ной силы в зависимости от места ее возникновения и действия.

1. Наследственная (первичная, или истинная) энергия юань ци (в трактате «Нэй цзин» она называется тинх, в другой литературе — щи предков») — энергия, получаемая человеком при его зачатии, в самом на­чале формирования плода, до рождения. Она обусловливает развитие че­ловека в определенном направлении. Этот вид энергии накапливается в почках.

2. Духовная ци тин ци — образуется в процессе зачатия, но сразу же после рождения распределяется по пяти основным органам — печень, сердце, селезенка, легкие и почки, где развивается и пополняется за счет получения организмом питательной и дыхательной энергии (воздух, пища).

3. Дыхательная энергия цон ци — извлекается организмом из при­родного (внешнего) ци из вдыхаемого воздуха.

4. Питательная энергия инь ци — образуется до рождения в утро­бе матери, а начинает функционировать после рождения, получая воз­дух и питательные вещества пищи.

5. Защитная энергия вэй ци — это часть ян энергии ци, которая формирует защитные силы организма.

6. Возмущающая энергия хын ци — перерожденная внутренняя энергия, ставшая патогенной и вызывающая различные функциональ­ные нарушения.

Наследственная ци. Эта энергия, как было сказано выше, формиру­ется до рождения ребенка и передается ему родителями в момент зача­тия, это наследственный энергетический потенциал, который называет­ся еще энергией предков. Она берет свое начало в почках, которые содер­жат корни инь к ян, и проникает в сердце либо в легкие, через которые попадает в систему главных меридианов и циркулирует по всему орга­низму, возвращаясь в почки. По постоянным каналам наследственная ци циркулирует вместе с питательной и защитной ци. В почках она накап­ливается, и ее пополнение зависит от систематического поступления пи­тательной ци. В книге «Лин шу» говорится: «Истинная ци существует с рождения. Она смешивается с питательной ци и питает тело». Наслед­ственная ци циркулирует и вне постоянных меридианов вместе с защит­ной ци по чудесным каналам (см. ниже), по подкожной соединительной ткани и эпидермису, внутренним тканям и внутрикостным полостям. Наследственная ци регулирует общую энергию организма человека. Про­текая по заднесрединному меридиану (думай), она регулирует ян-ци, протекая по переднесрединному (жэнь-май), инъ-ци. Следуя по другим путям, наследственная ци регулирует кровообращение, мочеполовую функцию и подвижность.

Распространение наследственной ци по организму происходит, в част­ности, через меридиан три обогревателя и регулируется им. Благодаря ее

действию происходит функционирование внутренних органов; она так­же поддерживает рост человека. Чем больше этой энергии в организме человека, тем сильнее его внутренние органы, тем меньше он подвержен заболеваниям. Когда повреждающий фактор воздействует на организм, то вначале ему противодействует защитная энергия, циркулирующая по поверхности тела. Поэтому на первой стадии болезнь имеет поверхност­ный характер.

Если защитная энергия недостаточна и патогенное начало проника­ет вглубь организма, то ему начинает противодействовать наследствен­ная ци. Если же наследственная ци слаба от рождения или ее стало мень­ше в результате долгого или сильного патологического воздействия, то внутренние органы ослабевают и не в состоянии далее противостоять вре­доносным факторам. Таким образом возникают болезни. Если пораже­ние достигает заднесрединного канала, то симптомы болезни будут ост­рыми, с признаками психического возбуждения, несвязностью речи, с болями по ходу этого меридиана, со спазмами мышц, с головными бо­лями, повышением артериального давления. Если, наоборот, повреж­дение проникает в переднесрединный канал, то обнаруживаются симп­томы астении, падение артериального давления, атония по ходу этого меридиана.

Избыток наследственной энергии аккумулируется в почках для того, чтобы с началом полового созревания организма выйти из почек и напра­виться для поддержания функций соответствующих органов. От напол­ненности наследственной энергией зависит половая функция человека и возможность иметь детей. Так, у женщин максимальный расцвет наслед­ственной энергии наблюдается в 28 лет, а ее пустота — в 49 лет; у муж­чин максимум наблюдается в 32 года, а пустота энергии — в 64 года. Эти цифры могут варьироваться в зависимости от способности человека со­хранять энергию. Известно, например, что многие долгожители на Вос­токе не утрачивают способности к деторождению и в более позднем воз­расте. Только определенный образ жизни, основанный на гармонии духа, тела и окружающей природы, способствует поддержанию достаточного количества наследственной энергии. Благодаря почкам наследственная энергия распространяется по всему организму. При поражении почек происходит нарушение как самой энергии, так и ее циркуляции, поэто­му на Востоке почки называют «корнем жизни».

Основными причинами, истощающими наследственную энергию, яв­ляются неправильное питание и, в особенности, злоупотребление алко­голем, по большей части крепким (свыше 18°). Происходит нарушение качества питательной энергии, которая становится неспособной подкреп­лять наследственную энергию. Разного рода необдуманные действия, которые разрушают интеллектуальную энергию, активно взаимодейству­ющую с наследственной ци, также способствуют ее истощению. В трак­татах «Хуан-ди нэй цзин» сказано: «Удовлетворять сердце — значит ра­нить мозг. Сердце соответствует радости: слишком большая радость по­ражает сердце». И, наконец, половые связи в состоянии опьянения, истощающие наследственную энергию, приводят к быстрому старению. Поэтому сохранение этой энергии является залогом долголетия и здоро-

вья. Из вышесказанного следует, что нравственность жизни и воздер­жанность непосредственно благоприятно влияют на объективные физио­логические процессы в организме человека.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.