Сделай Сам Свою Работу на 5

Блок (а), блок карабин (б), блок тормоз (в) и альпинистский карабин, применяемый в качестве блока (г).





 

Такой Б. навешивается в точке закрепления с помощью альп. карабина. В качестве простейшего Б. (при разовом использовании) обычно служит непосредственно альп. карабин(рис., г). Недостаток его – значит. трение при скольжении веревки и ее повышенный износ. При многократных действиях наиболее удобен блок-карабин (рис., б), конструкция к-рого позволяет навешивать его без дополнит. карабина. Для получения большего выигрыша в силе при транспортировке грузов и людей (напр., на переправах) часто применяют систему из неск. Б. (см. Полиспаст).В спелео туризме, а также во время спасат. работ с использованием тросового снаряжения, как правило, применяется блок-тормоз (рис., в), позволяющий спускать грузы с регулированием скорости вплоть до полной остановки.

БОТЕЛЬ

(от англ. bоаt-mоtеl), предприятие гостиничного типа для обслуживания водных туристов. Обычно располагается на берегу незамерзающего водоема. Имеет сооружения и устройства для техн. обслуживания личных тур. судов, помещение для их хранения (гл. обр. маломерных – лодок и катеров). Функционирует круглогодично. Наряду с ботелями для обслуживания водных туристов имеются ботокемпинги (устроены по типу кемпингов), также оснащенные необходимыми для техн. осмотра и ремонта судов устройствами, но функционирующие сезонно.



БРОД,

1)мелков место реки, озера или пруда, по к-рому при необходимости можно перейти или переехать на лошади, автомобиле с одного берега на другой. Б" к-рым часто пользуются, легко обнаружить по тропинкам и колеям от колес на берегах. Если их нет, проводят разведку: при помощи шеста дл. не менее 1,5 – 2 м промеряют глубину реки в местах наиб. вероятного мелководья. Чаще всего Б. встречается в наиб. широких местах реки или там, где она разделяется на рукава, протоки. Поверхность воды на мелководье слегка рябит и вода в таких местах кажется светлее. У крутых берегов глубина реки обычно больше, чем у пологих. На равнинных реках снебольшой скоростью течения выбирают Б. такой глубины, чтобы уровень воды при переходе реки был не выше, чем по пояс самому низкорослому туристу группы или по брюхо вьючному животному. Горные реки допустимо переходить при глубине только до колена; если воды больше, переход откладывают до времени, когда уровень ее снижается (обычно утром), или организуют страховку. 2) Переход через реку или залив в мелком месте (см. Переправа).



БРОСАТЕЛЬНЫЙ КОНЕЦ,

в водном Т. одно из осн. средств пассивной страховки с берега. Представляет собой капроновый репшнур дл. 25 – 3О м, диам. 6 –8 мм. Хранится в спец. мешке из ярко окрашенного капрона дл. 40 – 45 см и диам. 10 – 12см. На дне мешка укрепляется шайба из пенопласта диам. 10 – 12 см и толщиной 5 см. Конец репшнура пропускается через отверстие в шайбе и дне мешка и фиксируется относительно шайбы наружным и внутренним узлами; к наружному узлу крепится альп. карабин. Свободная часть репшнура произвольно закладывается в мешок. В походном положении из мешка выпускается короткий свободный конец репшнура, а горловина мешка связывается. Перед тем как воспользоваться Б. к., горловину мешка развязывают и, не вытаскивая репшнур, бросают мешок за горловину на аварийное судно, держа репшнур за свободный конец, Карабин используется для крепления репшнура на судне. Масса Б. к. с мешком и карабином 0,5 – 0,8 кг.

БЫСТРИНА,

стремнина, участок реки, характеризующийся большой глубиной и быстрым течением. Из-за сужения русла реки, наличия на его дне уступов или больших камней, крутого уклона, а также высокой скорости течения в Б. возникают поперечные восходящие и нисходящие потоки, что приводит к образованию в центр. части русла прямых и косых волн стоячих, водоворотов и выбросов водных масс со дна к поверхности. Особую опасность для плавания по Б. представляют водовороты и глубинные выбросы воды. Они возникают неожиданно, кратковременны (2 – 30 с) и кончаются внезапно; их появление в том или ином месте трудно предсказать. Эти струи и водовороты могут изменить направление движения легкого тур. судна (напр., байдарки, надувной лодки), накренить его и даже перевернуть. Известны случаи переворота небольших плотов на Б. рек с мощным течением и большим расходом воды (р. Катунь в нижнем течении, р. Малый Енисей). Переворот байдарки или лодки может произойти также, если члены экипажа, откренивая судно, чтобы противостоять опрокидывающей силе восходящего потока или водоворота, не успевают вовремя прекратить свои действия. При плавании по Б. следует избегать больших глубин, следить за направлением струй в потоке, действия членов экипажа должны быть быстрыми и слаженными.



ВАРОЧНАЯ ПОСУДА,

включает ведра, котелки, кастрюли, скороварки и др. емкости, используемые для приготовления пищи в походных условиях, входит в состав группового снаряжения туристов (см. Снаряжение туристское). В однодневный поход берут одну кастрюлю или ведро – для чая. Для многодневных походов наиболее удобен набор из 3-4 емкостей, подобранных по форме и размерам так, чтобы их можно было вложить друг в друга и тем самым сэкономить место в рюкзаке. Общая вместимость всех емкостей выбирается из расчета 1,5 – 2л на человека. Желательно иметь В. п. небольшой высоты с плоским дном; такая посуда более устойчива, чем, напр., котелки с полусферич. дном. Не рекомендуется пользоваться слишком узкой и высокой посудой – еда в ней варится медленно, а топлива расходуется много. Для подвешивания над костром к кастрюлям и скороваркам приделывают проволочные дужки или цепочки. В широких низких кастрюлях пищу лучше готовить на примусе, т. к. подвешенная над костром такая кастрюля может перевернуться. Желательно, чтобы 8. п. имела крышки; крышку с бортиком можно использовать как сковороду. Дляприготовления пищи на костре или примусе пригодна В. п. из нержавеющей стали (толщ. 0,5 – 0,7мм), сплавов алюминия (0,8 – 1,2мм), белой жести и титана. Нельзя варить еду в оцинкованной или медной нелуженой посуде (при варке в ней образуются токсичные вещества), а так же в эмалированных кастрюлях и ведрах (на костре эмаль трескается, и отскочившие кусочки попадают в пищу).

Очень удобны в походных условиях скороварки, пользование к-рыми сокращает время приготовления пищи и уменьшает расход топлива. Особенно удобны скороварки в горных походах, при пониженном атм. давлении, когда в обычной В. п. вода закипает при темп-ре ниже 1000 С. Выпускаемые промышленностью скороварки тяжелы и недостаточно вместительны. Поэтому туристы предпочитают пользоваться самодельными скороварками из дюралюминиевого бидона с герметичной крышкой, имеющей резиновое уплотнение, жесткие запоры (напр., накидные винты – «барашки»), манометр и предохранит. клапан для стравливания пара. Если В. п.в походе переносят в рюкзаке, тообязательно помещают в матерчатый чехол, чтобы не пачкать другие вещи и сам рюкзак.

ВЕДУЩИЙ,

направляющий, участник группы, первый в походной колонне. Как правило, В. является руководитель группы или назначенный им наиб. опытный турист. Во время похода В. задает темп движению группы, выбирает наиб. безопасный и удобный путь и при необходимости подготавливает его (обычно с помощью напарника) для прохождения остальными туристами (напр., прокладывает лыжню, навешивает страховочные веревки, вырубает ступени во льду), предупреждает идущих следом об опасности и препятствиях на пути, а также сладит за продолжительностью переходов и привалов, подыскивает места для отдыха.

В уч. группах и группах школьников часто бывает несколько В., заранее распределенных по отд. участкам пути. При этом более опытным выделяют сложные отрезки маршрута, с препятствиями или затрудненной ориентировкой. Предварительно В. знакомятся со своими участками по картам, отчетам и путеводителям, обращая внимание не только на техн. особенности маршрута (условия ориентации, естеств. препятствия и способы их преодоления), но и на достопримечательности. Желательно, чтобы каждый участник похода хотя бы раз на маршруте был группу самостоятельно (под контролем руководителя группы).

Обычно В. выдерживает ровный, посильный для всех туристов темп движения. Однако после прохождения препятствия (напр., бревно через ручей, лесной завал), на к-ром обычно группа растягивается, В. снижает скорость, пока все не соберутся. Во время движения он постоянно держит связь с замыкающим, чтобы вовремя остановить группу, если кто-либо отстал. При потере ориентировки В. лучше всего обратиться за советом к товарищам или местным жителям, подняться на ближайшую возвышенность или забраться на дерево и попробовать отыскать знакомые ориентиры, или же отправить на разведку в разные стороны по 2-3чел. на оговоренный (контрольный) срок, аостальным в это время расположиться узаметного издали ориентира чтобы облегчить разведчикам возвращение к группе. Если в группе нет «хронометриста», то В. сам ведет «протокол движения» – фиксирует время выхода на маршрут, прохождения к-л. ориентира или препятствия, когда остановились на привал н когда двинулись дальше.

ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ТУРИЗМ

вид самодеят. Т. – путешествия и спорт. походы на велосипедах. Походы в Вело т. подразделяются на 5 КС в зависимости от протяженности маршрута, продолжительности похода, сложности рельефа, высоты над уровнем моря, характера препятствий и т. д. Напр., маршрут похода 1 КС может проходить по любым дорогам, его протяженность не менее 250 км, продолжительность 6 дней. Маршруты походов 3 КС (протяженность не менее 600 км, продолжительность похода 10 – 12 дней) включает несложные горные перевалы выс. до 1000 м либо песчано-гравийные и грунтовые дороги, полевые и лесные тропы – не менее 40% маршрута. Маршруты походов 5 КС (протяженность св. 1100 км, продолжительность более 16 дней) прокладывают обычно по горным р-нам с преодолением неск. перевалов, по горным тропам и автодорогам на выс. 3000-4000 м. При путешествии по пустыне или тайге маршрут похода 5 КСпрокрадывается через малонаселенную местность,причем не менее 60%протяженности маршрута должны приходиться на естеств.грунтовые дороги и тропы струднопроходимыми участками, бродами завалами, осыпями и др. препятствиями.

Спорт. разряды и звания по В. т. присваиваются велотуристам при выполнении ими соответств. требований и норм Единой Всес. спорт. классификации. Так 3-й разряд по Т. присуждается тем, кто участвовал в велопоходе 1 КС. Для получения 2-го разряда требуется принять участие в походе 2КС и руководить походом 1 КС. Норматив 1-м разрядавключает руководство походами 1 – 3КС и участиев походе 4 КС. Для присвоения звания «Кандидат в мастера спорта» необходимо участвовать в походе 5 КС и провести в качестве руководителя поход 4 КС. Звание «Мастер спорта» присваивается велотуристам, участвовавшим в неск. походах 4 и 5КС и имеющим опыт руководства не менее чемдвумя походами 5 КС (дляженщин – походами 4 КС).

«ВЕРЕВКА»

условная единица длины, равная наиб. распространенной длине осн. веревок (30 или 40 м). Используется в альпинизме и горном Т. для измерения расстояний на участках маршрута с подъемом, спуском или траверсом, где требуется навеска перил или попеременное движение. На таких участках обычно приходится выполнять весь комплекс страховочных действий – от подготовки личных средств страховки (страховочных поясов, жумаров, восьмерок и т. д.) до создания точек закрепления веревки, оборудования позиций для страховки, мест накопления участников и т. д. Применение термина «В.» позволяет лаконично характеризовать трудоемкость прохождения маршрута (напр., «Вертикальные перила на ледовом склоне на 3В.», «Подъем по крутым скалам с попеременной крючьевой страховкой протяженностью 5 В.»).

ВЕРЕВКИ

туристские, являются осн. техн. средством для страховки в тур. походе и передвижения туристов на сложных участках рельефа. Изготовляются из синтетич. (капроновых, перлоновых, нейлоновых) прядей, образующих сердцевину сложной конструкции, к-рая окружена защитной оплеткой, – т. н. плетеные В. (рис. 1).

Для страховки и передвижения туристов на маршруте служат В., называемые основными, имеющие диам, 9 – 12мм и погонную массу 50 – 90 г/м. Испытание прочности и качеств новой В. производится на образцах, отрезанных от бухты (150 – 500 м). В. диам. 11 – 12 мм подвергается 4 рывкам выбрасываемого груза массой 80 кг, В. диам. 9 – 10 мм – 10 рывкам при массе груза 40 кг. Кроме того. образцы доводятся до разрыва при статич. нагрузке (рис. 2).

 

Рис. 1. Конструкция плетеной веревки.

Рис. 2. Схема испытания веревки по методике Международного союза альпинистских ассоциаций

 

В качестве опоры при передвижении, а также длянавески перил лучше применять относительно жесткие В., слабо удлиняющиеся вод нагрузкой; для страховки – более упругие, способные поглощать за счет значит. удлинения (до 3О%) часть энергии рывка в случав падения туриста. В. должна хорошо скользить и завязываться в узлы, быть легкой и удобной в работе, сохранять свои качества в течение длит. эксплуатации. При организации страховки обычно применяют одну (т. н. одинарную) В. диам. не менее 11 мм; на сложных участках маршрута, где возможен срыв со свободным падением, используют двойную В. – две В. одинакового (как правило, 9 – 10 мм) либо разного (напр., 11 и 9 мм) диаметра. При работе с двойной В. обычно подбирают концы разного цвета. Для навески перил могут служить осн. В. любого диаметра. Работая с В., необходимо учитывать, что в узле происходит значит, снижение прочности В. (напр., в узле «стремя» на 40%, вузлах «булинь» и «восьмерка» на 25%).Прочность В. на перегибе в карабине снижается на 30%.Обычная длина одной В. (или, как принято говорить, конца В.) 40 м – условная единица длины, наз. «веревка». Для лыжных, горнолыжных, пешеходных и несложных горных походов достаточно иметь концы В. дл. 25 – 30 м. В сложных горных и спелеомаршрутах применяют В. дл. 45 – 60 м и более. Срок службы страховочной В. в зависимости от интенсивности и условий эксплуатации от 2 до 6 лет. Сохранность В. необходимо проверять перед походом, а также после прохождения каждого участка маршрута, где она могла быть повреждена. В. со значит. повреждениями оплетки или выдержавшую большую динамич. нагрузку нельзя использовать для страховки, а также в качестве опоры при передвижении без дополнит. (страховочной) В. В случае намокания В. просушивают в тени, при сильном загрязнении стирают в теплой мыльной воде с тщательным выполаскиванием, хранят в прохладном, сухом закрытом от прямого солнечного света месте. Чтобы уменьшить намокание, В пропитывают спец. составами. Основные В. переносят смотанными в одинарные или двойные кольца (рис. 3).

 

Рис. 3. Веревки, смотанные водинарные кольца для переноски через плечо или в рюкзаке (а) в двойные кольца для переноски арюкзаке или за спиной (б).

Для грудных обвязок и «беседок» (см Обвязки страховочные) в несложных походах, для закрепляемых на выступах и крючьях петель самостраховки и петель при навешивании перил, а также вместе с осн. 8. при переправах и спусках, как правило, используется плетеная капроновая В. диам. 6 – 8 мм, наз. вспомогательной или репшнуром, Репшнур выдерживает до разрыва не менее 500 кг статич. нагрузки. Для этой же цели служит плетеная капроновая лента диам. 20 – 3О мм такой же прочности.

В ситуациях, когда применение В. несвязно непосредственно с безопасностью людей (подстраховка рюкзаков и др. предметов снаряжения, увязка грузов и вьюков, сооружение носилок и т. п.), можно использовать любые В. (в т. ч. крученые), а такжеВ. и ленты из сизаля, пеньки, хлопчатобумажные с прочностью на разрыв 100 – 150 кг.

Торможение В. (троса) применяется для регулирования (вплоть до остановки) движения при спуске людей или груза, а также при динамич. страховке. Для торможения В. используют выступы рельефа (рис. 4); карабин, навешиваемый на выступы или искусств. точки опоры Ш (крючья, закладки, ледовый столбик, проушина, снежный якорь, ледоруб и т. п.) непосредственно или с помощью петли (рис. 5и 6); тормозные приспособления без возможности блокировки В. – «шайба Штихта», «лягушка», «восьмерка» (рис. 7); тормозные приспособления, блокирующие В., – «лепесток», бугель Мунтера, «букашки» Кашевника, «рогатка», «решетка», «каталка» (рис. 8); автоматически блокирующиеся фрикционные устройства Петцла и Серафимова (рис. 9); карабинные тормоза (рис. 10), карабины в сочетании с тормозными узлами (рис. 11), а также корпус и руки туриста. Торможение 8., в к-ром принимают участив только корпус и руки, применяется при страховке через плечо и поясницу (см. рис. 4,б и в к ст. Страховка), иногда в качестве дополнит. страховки при спуске спортивным («сванским») способом и классич. «дюльфером». Торможение В. через корпус и руки в сочетании с тормозными приспособлениями используется при динамич. страховке и разл. способах спуска по В.(рис. 12и рис. 13). Для торможения троса, как правило, применяют блок-тормоз (см.

Блок) и фрикционные устройства: «трубку», «лесенку», «кассету» Рогожникова (рис. 14).

Степень торможения зависит от трения, развиваемого в местах опоры В. (троса) и в тормозных приспособлениях, а также от усилия туриста, удерживающего {«протравливающего») ненагруженный свободный конец В. Под блокировкой подразумевается обеспечение неподвижности В. или троса относительно тормозного устройства либо тормозного устройства относительно В. (троса) без приложения удерживающего усилия человека.

Иногда торможение В. осуществляется с помощью амортизаторов.

 

 

Рис.4. Торможение веревки через скальный выступ при малом угле охватас петлей (а) и карабином(б).

Рис. 5. Торможение веревки через карабин, навешенный на одиночный крюк (а) и крюк с петлей (б).

Рис. 6. Торможение веревки через ледоруб.

Рис. 7. Тормозное приспособление, не блокирующее веревку, типа «восьмерка».

Рис. 8. Тормозные приспособления, блокирующие веревку: а– "лепесток"(1 – положение остановки или полного торможения; 2 – положение спуска с торможением); б – бугель Мунтера.

Рис. 9.Автоблокирующиеся фрикционные устройства: а–Петцла; б – Серафимова.

Рис. 10. Карабинные тормоза: а–"карабинный крест"; б – из скального молотка и ледоруба.

Рис. 11. Карабинные узлы для спуска по веревке (на примере узла "три щелчка").

Рис. 12. Спуск на веревке(самостраховка не показана) с применением «восьмерки».

Рис. 13. Торможение веревки через корпус и руки туриста с использованием шайбы Штихта.

Рис. 14. Фрикционное устройство, применяемое для торможения троса ("трубка").

ВЕСЛО

приспособление для продвижения гребного судна по воде. В водном Т. используются преим. байдарочные, канойные и шлюпочные В. (обычно распашные, реже вальковые), а также спец. В. для управления движением плота – гребь. Байдарочное В. состоит из веретена, 2 лопастей и 2 водосбрасывателей (рис., а), канойное и шлюпочное распашное В. – ' из веретена, лопасти и рукоятки (рис., б, в). Длина байдарочных и канойных В. подбирается с учетом роста и длины рук гребцов и высоты сиденья над уровнем воды, к-рая в свою очередь зависит от ширины судна, точнее от расстояния между гребцом и наружным обводом судна (чтобы В. при гребле не задевало бортов лодки). Длина байдарочного В. обычно выбирается равной росту гребца с вытянутой рукой; лопасти В. для эффективного выполнения всех гребков управления развернуты под углом 900. Размеры лопасти байдарочного В.: шир. до 200 мм, дл. до 500 мм, длина скоса лопасти до 200 мм. Длина канойного В.

Весла:в – байдарочное; б – канойное; в – распашное шлюпочное; 1 – рукоятка; 2 – веретено; 3 – водосбрасыватель; 4 – лопасть.

выбирается по росту гребца – до его переносицы. Размеры лопасти канойного В.: шир. до 220 мм, дл. до 600 мм, длина скоса лопасти до 200 мм. Длина шлюпочных В. достигает 2,2 – 2,5 м при длине лопасти 450 – 600 мм и шир. 150 – 180 мм. Чем длиннее В., тем меньше должна быть площадь его лопасти. Большинство В. для тур. судов изготавливают из дюралюминиевых труб диам. 30 – 32мм (веретено) и дюралюминиевого листа толщ. 1 – 1,6 мм (лопасть). Лопасти дюралюминиевых В. профилируют для придания им жесткости; выпуклости обращены против прямого хода В. при гребке.

Лит.: Путешествияна гребных судах, М., 1979.

ВЕТРОЗАЩИТНАЯ МАСКА

предназначена для защиты лица в зимних и горных походах от воздействия ветра при пурге, низких темп-рах и т. д. Маска полностью закрывает лицо, имеет овальную форму, прорези для глаз и рта. Выполняется из плотной, паропроницаемой ткани (брезент, перкаль, сукно) или меха с коротким ворсом; на голове закрепляется с помощью тесемок, эластичных шнурков или резинок. В зимнем походе функции В. м. может выполнять капюшон с пушистой меховой оторочкой, к-рая при необходимости стягивается на лице в узкую полосу.

«ВИБРАМ»

вид подошвы для спорт. обуви из толстой резины с глубоким рифлением, а также ботинки на такой подошве для занятий Т. или альпинизмом. Особая форма рифления и физ.-механич. свойства резины (малый уд. вес, прочность, износоустойчивость, высокий коэф. трения) создают надежное сцепление подошвы «В.» на скалах (даже мокрых), снегу, ноздреватом или покрытом каменной крошкой льду. На гладком льду «В.» используются в сочетании с «кошками» (рис.).

Различают ботинки «В.» двух типов: облегченные, с относительно тонкой подошвой и одинарным кожаным верхом, и имеющие толстую двухслойную (с заменяемым

 

Ботинки “Вибрам” для высокогорных походов с надетыми на них "кошками".

по мере износа ниж. слоем) подошву и двойной кожаный верх либо одинарный верх из толстой кожи и внутр. вынимаемый ботик из кожи или синтетич. утепленного материала. «В.»первого типа используются в пешеходных и несложных горных походах, «В.» второго типа – преим. в летних высокогорных походах, а в зимний период – в горных, лыжных и горнолыжных походах,

Высокогорные ботинки «В.» имеют глухой 'клапан под шнуровкой, препятствующий попаданию внутрь воды при переправах, и жесткий носок, позволяющий выбивать ступени в твердом снегу, не травмируя пальцы ног. С кон. 80-х гг. назв. «В.»применяют также к аналогичным ботинкам с подошвой из рифленой пластмассы.

ВОДА ПИТЬЕВАЯ

Природную воду (кроме родниковой и воды из высокогорных чистых ручьев) необходимо подвергать очистке и обеззараживанию. Воды поверхностных источников (рек, озер) часто непригодны для питья, т. к. они могут содержать болезнетворные микроорганизмы, ядохимикаты и др. токсич. вещества. В связи с этим предпочтительнее использовать подземные воды. Если вода взята из непроверенного источника, то ее следует кипятить не менее 30 мин. Не рекомендуется брать воду непосредственно из озера или болота. На низком берегу в неск. м от воды надо выкопать ямку, а когда она наполнится водой, аккуратно вычерпать воду. После повторения такой операции 2 – 3 раза в ямке оказывается очищенная (отфильтрованная) вода, и после кипячения ее можно употреблять. Продезинфицировать воду можно также алюминиевыми квасцами (щепотка квасцов на ведро воды), перманганатом калия (сделать бледно-розовый раствор и выдержать его в течение 1 ч), таблетками пантоцида (растворить 1 – 2 шт. на 1 л воды и оставить на 30 мин). При сильном загрязнении дозу пантоцида следует удвоить. После отстаивания вода светлеет, ее фильтруют, пропуская через неск. слоев марли. Для обеззараживания воды пригоден 5%-ный спиртовой раствор йода (2 – 3капли на 1 л воды, хорошо перемешать и дать воде отстояться в течение 1 ч).

Для очистки и обеззараживания воды часто используют и растения, напр. бересту березы, кору ивы, вербы, дуба или бука. На ведро воды надо взять 100 – 150 г коры и кипятить 30 – 40 мин либо настаивать в теплой воде не менее 6 ч. Можно взять также молодые ветки ели, сосны, пихты, кедра или можжевельника из расчета 100 – 200 г на ведро воды и кипятить 30 – 40 мин; затем добавить неск. щепочек ольхи, дуба, ивы (ветлы) или сосны и прокипятить еще 10 – 15мин. Когда вода остынет, вынуть ветки, кору и аккуратно слить воду в чистую посуду, отделив бурый осадок, образовавшийся на дне ведра. В степной местности для обеззараживания воды используют травы: ковыль, перекати-поле, тысячелистник или фиалку полевую (200 – 300 г травы на ведро воды с последующим кипячением в течение 20 – 30 мин).

Приведенные способы не позволяют очистить воду от ядохимикатов и хим. удобрений, поэтому в сел. р-нах воду следует брать только из колодцев либо источников, к-рыми пользуются местные жители.

ВОДНО-СОЛЕВОЙ РЕЖИМ

питьевой режим, нормирование объема, периодичности, а также хим. состава выпиваемых жидкостей сучетом физич. нагрузки, состояния организма человека и климатич. условий. Рациональный питьевой режим должен обеспечивать оптимальный водно-солевой баланс (соотношение между кол-вами поступивших в организм и выведенными из него воды и минер. солей) и высокую работоспособность человека. Питьевая норма зависит от возраста, пола, массы тела, физич. активности, темп-ры окружающей среды и др. факторов. В обычных комфортных условиях в среднем в сутки взрослому человеку необходимо 3540 мл воды на 1 кг массы тела. При дефиците воды появляются жажда, сухость во рту, снижается аппетит, уменьшается потоотделение, падает работоспособность. Избыток воды в организме может наступить вследствие нарушения терморегуляции и чрезмерного потребления воды в условиях жаркого влажного климата, что сопровождается слабостью, головокружением, головной болью, тошнотой, рвотой.

В.-с. р. тесно связан с режимом питания, т. к. с пищей поступает значит. кол-во воды и минер. солей, к-рые определяют потребность организма в воде и способность удерживать ее в крови и тканях. Потребление пищи, богатой белками и минер. солями, увеличивает потребность в воде. Во время тур. похода нежелательны как и избыточное потребление воды, так и отказ от неб, подавление чувства жажды (с помощью соли и солесодержащих напитков), т.к. это в равной мере снижает работоспособность и эмоциональный настрой человека. Суточное кол-во воды, необходимое туристу, колеблется в широких пределах в зависимости от климатич. условий, физич. нагрузок и степени подготовленности участника похода. Напр., в жарких пустынных р-нах требующая компенсации потеря влаги только с потом может достигать 10 л в день.

В несложных походах туристу обычно хватает обильного (до полного утоления жажды) питья за ужином и более огранич. кол-ва жидкости за завтраком. Обычно утром и вечером требуется по 0,5 – 0,7 л жидкости на человека; примерно столько же употребляется в обед или на перекусе. В жаркие дни, если на маршруте не предвидятся источники воды, необходимо иметь ее запас для перекуса и на короткие привалы из расчета 0,7 – 1,0 л на человека.

Пить на маршруте рекомендуется на малых привалах небольшими порциями (по 100 – 150 мл), что способствует болев совершенной терморегуляции в организме. Неуемная жажда на маршруте, как правило, свидетельствует о слабой физич. подготовке или болезни участника похода. Пить следует медленно, небольшими глотками, добавив в воду лимонную кислоту, спорт. сухие смеси типа «Олимпия», фруктовые сиропы. Хорошо зарекомендовал себя сухой напиток типа «шипучки», к-рый легко приготовить из питьевой соды и лимонной кислоты. Хорошо утоляет жажду холодный чай, растворы концентрир. томатного сока или пасты с солью. Воду можно 'пить также с сахаром, конфетами или заедать сухофруктами. Не следует пить до полного утоления жажды; для устранения сухости во рту можно сосать сухофрукты, кислые конфеты.

В зимних походах, когда нет возможности добывать питьевую воду во время движения, а двухразовое питье воды за завтраком и ужином часто не удовлетворяет потребности в ней, желательно иметь запас жидкости (чай, бульон) в термосах из расчета 0,5 – 0,8 л на человека. В горах, особенно в р-нах с жарким климатом, происходит повышенная потеря влаги в основном через легкие из-за увеличения объема легочной вентиляции. Для компенсации этих потерь в пищевой рацион вводят до 5 л жидкости в виде разл. напитков. При отсутствии открытых источников воду собирают хлорвиниловыми трубками со скал или с краев снежников. Эффективно получение воды на солнце из снега, набросанного тонким слоем на лавинную лопату или полиэтилен.

См. также Вода питьевая.

ВОДНЫЙ ТУРИЗМ

походы по рекам, озерам, морям и водохранилищам на судах туристских, а также путешествия по водным маршрутам на теплоходах.

В Водном т. удачно сочетаются элементы познавания, активного отдыха, оздоровления и спорта. Он доступен практически каждому здоровому человеку независимо от возраста. Этому способствует также наличие в распоряжении туристов довольно большого числа разборных байдарок, надувных лодок и катамаранов, а также др. видов тур. судов, зачастую собств. конструкции.

В самом простом походе турист-водник должен уметь хорошо плавать, собрать (при необходимости построить) и отремонтировать судно, правильно упаковать, разместить и защитить от воды продовольствие и снаряжение; правильно садиться и сходить с судна, грести и управлять им, подходить, причаливать к берегу и отваливать (отходить) от него. Турист-водник обязан хорошо знать и распознавать препятствия, встречающиеся на водных маршрутах, владеть приемами их преодоления. В противном случав возможны аварии, которые могут привести к травмам, переохлаждению организма и асфиксии (утолению). Турист должен уметь применять разл, способы самостраховки и взаимной страховки, быть готовым оказать первую помощь, особенно при утолении. Страховка обязательна при прохождении не только сложных и опасных препятствий, но и потенциально опасных участков водоема. Цель страховки – как можно скорее поднять из воды на берег или на страхующее судно пострадавший экипаж и вытащить аварийное судно.

Большинство туристов-водников совершают свой первый поход на каркасно-разборной байдарке. Это судно наиболее подходит для приобретения начальных навыков плавания и управления судном, умения ориентироваться на реке, загодя, издали распознавать препятствия (как говорят, «читать воду»).

В1960 – 70-х гг. широкое распространение получило плавание на лодках и плотах по горным рекам, усовершенствовалась техника плавания на гребных тур. судах. Во мн. регионах проводятся соревнования по технике В. т., результаты к-рых позволяют судить о степени готовности тур. групп к водным путешествиям.

Лит.: Путешествия на гребных судах, М., 1979; Краткий справочник туриста, 3 изд., М, 1985, Водный туризм, М.,

ВОДОПАД

падение воды в реке с уступа (крутизной болев 45'), пересекающего речное русло. Вода может падать по неск. уступам подряд, образуя серию последовательно расположенных В. – каскад. При крутизне уступа менее 450 падающий поток воды наз. водоскатом или водосливом. Небольшие В. на севере часто наз. падунами. В. со сравнительно малым расходом воды, а также «сезонные» В. встречаются практически во всех горных р-нах.

В. с пологим падением и водоскаты можно проходить на крупных тур, судах, если высота слива меньше длины судна. В. с крутым падением, высота к-рых равна или больше длины судна, непроходимы на плаву; такие В. обходят по берегу (см. Обнос). Плавание по рекам с В. требует строжайшего соблюдения всех необходимых мер безопасности, макс. использования страховки, тщательного изучения лоции интересующего участка реки и обязательной предварит. разведки.

ВОЛНА СТОЯЧАЯ

речная волна, неподвижная относительно берегов (в отличие от подвижных волн – ветровых или приливных). Обычно В. с. образуются на порогахи водосбросах вследствие столкновения осн. потока с поперечным и (или) обратным потоками, возникающими при встрече с препятствиями (неоднородностями) в русле реки либо при слиянии двух потоков, напр. в местах впадения в реку крупных притоков (в таких местах иногда образуется не одна, а множество мелких В. с. – «толчея»). Если гребень В. с. перпендикулярен направлению течения реки, то волна наз. прямой; В. с., гребень к-рой направлен под острым углом к течению, наз. косой. Прямые В. с. образуются, как правило, из-за искажения потока у дна реки, напр. за грядой подводных камней; косые В. с. возникают чаще всего у изломов береговой линии, напр. у скалистых выступов. Важная характеристика В. с. – длина ее ската, к-рую обычно сравнивают с длиной тур. судна: волна считается крутой, или короткой, если длина ее ската меньше половины длины судна, и пологой, или длинной, если длинна ската превышает длину судна. У очень крутых (коротких) В. с. гребень образует как бы водяной козырек, направленный встречно течению.

В. с. представляет определ. опасность для плавания – она может стать причиной аварии тур. судна (особенно легкого), привести к его перевороту. Чтобы этого не случилось, судно при переходе через В. с. направляют перпендикулярно гребню. На байдарках иногда крутые В. с. преодолевают лагом (бортом к волне) с открениванием байдарки, опираясь на весло. Такой способ прохождения В. с. требует слаженных и особенно четких действий всего экипажа.

Лит.: Путешествия на гребных судах, М,, 1979.

ВОЛОКУША

приспособление, используемое в лыжных походах для индивидуальной или групповой перевозки грузов либо пострадавшего. В качестве В. можно использовать детские пластмассовые санки (рис. 1). Они имеют обтекаемую форму и хорошо скользят по любому снегу.

Рис. 1. Индивидуальные сани-волокуши: а – сдвоенные, б – одинарные; 1 – корпус: 2 – капроновый шнур.

Рис. 2. Волокуша из лыж:1 – лыжи; 2 – репшнур; З – поперечины; 4 – рюкзак; 5 – бечева крепления рюкзака на волокуше.

 

 

Рис. 3. Волокуша из листов дюралюминия: а - изодного листа; б – из нескольких листов; 1 – лыжи; 2 –дюралевый лист; 3 – крепежные шурупы.

 

В бортах санок просверливают отверстия, через к-рые пропускают капроновый шнур для увязки уложенного в мешок груза. Грузоподъемность такой В. 15 – 20 кг. В. можно сделать из дюралюминиевого листа с загнутыми передним краем и бортиками. При движении по наледи или твердому снегу В. для рюкзаков делают из лыж; носки лыж связывают репшнуром или ремнем, у креплений привязывают две поперечины для рюкзака (рис. 2). Для перевозки заболевшего групповую 8. можно сделать из неск. (2-3) листов дюралюминия, прикрепляемых на лыжи шурупами (рис. 3).Такая В. наиболее удобна для транспортировки пострадавшего.

Лит.: Лукоянов П. И., СветВ. Л., Самодельное снаряжение для лыжного туризма, М., 1988.

ВОСХОЖДЕНИЕ

горовосхождение, подъем на горную вершину со спорт., науч. или иными целями. Маршруты В. оценивают 6 категориями трудности (каждая из к-рых дополнительно делится на полукатегории А и Б) в зависимости от абс. высоты вершины над уровнем моря, разности высот вершины и ее подножия, общей протяженности маршрута, техн. сложности и протяженности наиболее сложных участков, климатич. особенностей р-на. Подход к вершине и спуск с неб при классификации маршрута не учитываются.

Самая легкая категория 1А. В. различают также по преобладающему характеру рельефа (скальное, ледовое, снежное, смешанное В. и т. д.), крутизне подъема (напр., при ср. крутизне подъема св, 650 В. наз. стенным), по высоте вершины (напр., при выс. св. 5500 м В. наз. высотным), в зависимости от времени года (напр., в период с ноября по апрель включительно – зимним). Пример классификац. записи маршрута: Зимнее скальное стенное В. 4А КС.

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТУРИЗМА

учрежден на III сессии Ген. ассамблеи Всемирной туристской организации (ВТО), состоявшейся в 1979 вМаниле. Отмечается с 1980 ежегодно 27сентября.

ГИДРОКОСТЮМ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.