|
УСЛОВИЯ РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) Совокупность требований, предъявляемых к состоянию среды со стороны субъекта рекреации (индивида, группы, населения), а также проведению конкретного вида. Деятельности рекреационной; 2) характеристики состояния среды, представленные в определенной последовательности и по стандартной (принятой) методике.
Для характеристики состояния среды и ее компонентов – климата, рельефа, почвы, растительности, животного мира, акватории -используется множество показателей. Напр., для характеристики климатических условий применяются показатели: средняя температура по месяцам года, радиационная температура, сумма температур, эквивалентно-эффективная температура, точка росы, абсолютная и относительная влажность, скорость и направление ветра и т.п.
У. р. д. делятся на группы: социальные, экономические, технологические, природные, культурно-исторические. Каждая из них, в свою очередь, также подразделяется. Напр., социальные условия – на политические, медико-биологические, демографические, социально-психологические и т.п.; природные – на климатические, орографические, фитоценологические и т. п. Каждый из параметров условий выступает в качестве объекта оценки У. р. д., а их совокупность на к.-л. территории-объекта рекреационной бонитировки района (местности). См. таблицы на с. 305-307, 309.
Оценка климатических условий организации туризма зависит от степени благоприятности типов погоды, определяемой по реакции на них жителей средней полосы страны. Выделяются 5 оценочных
категорий типов погоды: комфортные, жаркие субкомфортные, холодные субкомфортные, жаркие дискомфортные, холодные дискомфортные (таблица на с. 308). При комфортных типах погоды возможны занятия всеми видами летнего туризма, при субкомфортных – они возможны при нек-рых ограничениях. Дискомфортность погодных условий исключает возможность занятий туризмом.
Ранговая оценка экскурсионных центров России
Название местности
| Суммарный ранг
| Средний ранговый балл
| Стандартное отклонение оценки
| Московская
|
|
| 0,7
| Ленинградская
|
|
| 0,7
| Владимиро-Суздальская
|
|
| 3,2
| Южно-Карельская
|
|
| 5,0
| Псковская
|
|
| 7,1
| Волгофадская
|
|
| 3,9
| Новгородская
|
|
| 12,3
| Ярославская
|
|
| 5,7
| Вологодская
|
|
| 8,1
| Архангельская
|
|
| 8,3
| Иркутско-Байкальская
|
|
| 5,0
| Калининградская
|
|
| 14,3
| Владивостокская
|
|
| 5,3
| Красноярская
|
|
| 8,7
| Тверская
|
|
| 7,9
| Кавказские Минеральные Воды
|
|
| 8,8
| Ульяновская
|
|
| 7,9
| Якутская
|
|
| 5,7
| Калужская
|
|
| 2,7
| Камчатская
|
|
| 6,8
| Екатеринбургская
|
|
| 2,9
| Хабаровская
|
|
| 10,5
| Астраханская
|
|
| 5,0
| Смоленская
|
|
| 4,0
| Рязанская
|
|
| 3,6
| Казанская
|
|
| 7,6
| Домбайская
|
|
| 2,9
| Читинская
|
|
| 5,8
| Горно-Алтайская
|
|
| 2,0
| Мурманская
|
|
| 5,2
| Тульская
|
|
| 3,9
| Нижегородская
|
|
| 2,7
| Сахалинская
|
|
| 1,0
|
Оценка спортивно-туристских местностей России
Название местности
| Суммарный ранг
| Класс центра
| Кольская
|
| I
| Алтайская
|
| I
| Северо-Кавказская
|
| II
| Северо-Уральская
|
| II
| Кемеровская
|
| III
| Западно-Кавказская
|
| III
| Забайкальская
|
| III
| Полярно-Уральская
|
| III
| Восточно-Кавказская
|
| III
| Карельская
|
| III
| Южно-Уральская
|
| III
| Центрально-Кавказская
|
| III
| Камчатская
|
| IV
| Хабаровская
|
| V
| Прибайкальская
|
| V
| Якутская
|
| V
| Приморская
|
| V
| Саянская
|
| V
| Вологодская
|
| V
| Средне-Уральская
|
| V
| Архангельская
|
| V
| Читинская
|
| V
| Енисейская
|
| V
| Средне-Волжская
|
| V
| Таймырская
|
| V
| Подмосковная
|
| V
| Ленская
|
| V
| Селигер-Валдайская
|
| V
| Костромская
|
| V
| Сахалинская
|
| V
| Кировская
|
| V
| Ярославская
|
| V
| Нижегородская
|
| V
| Дагестанская
|
| V
| Чукотская
|
| V
| Калмыцкая
|
| V
| Обская
|
| V
|
Оценка рыболовно-охотничьих местностей России
Название местности
| Суммарный ранг
| Класс местности
| Архангельская
|
| I
| Карельская
|
| I
| Приморская
|
| II
| Селигер-Валдайская
|
| III
| Ленская
|
| III
| Обская
|
| III
| Байкальская
|
| III
| Северо-Уральская
|
| IV
| Енисейская
|
| IV
| Алтайская
|
| IV
| Пермская
|
| V
| Красноярская
|
| V
| Хабаровская
|
| V
| Камчатская
|
| V
| Башкирская
|
| V
| Амурская
|
| V
| Средне-Волжская
|
| V
| Подмосковная
|
| V
| Средне-Уральская
|
| V
| Бурятская
|
| V
| Северо-Читинская
|
| V
| Нижне-Волжская
|
| V
| Камская
|
| V
| Сахалинская
|
| V
| Магаданская
|
| V
| Екатеринбургская
|
| V
| Кольская
|
| V
| Вологодская
|
| V
| Костромская
|
| V
| Ленинфадская
|
| V
| Северо-Кавказская
|
| V
| Дагестанская
|
| V
| Воронежская
|
| V
| Тувинская
|
| V
| Донская
|
| V
|
Взаимосвязь физиологического состояния человека с типом погоды
Средняя взвешенная температура кожи, "С
| Теплоощу-щение
| Потоотделение, г/ч
| Терморегуляторная нагрузка
| Тип погоды (по И.С. Кондрору)
| Рекреационная оценка погоды (по Н.А. Даниловой)
| 34,0
| Очень жарко
|
| Чрезмерная
| 4-Т Жаркая дискомфортная
| Неблагоприятный период
| 34,0
| Жарко
| 750-400
| Большая
| 3-Т
| Тоже
| 34,0
| Очень тепло
| 400-250
| Умеренная
| 2-Т
|
| 34,0-33,0
| Тепло
| 250-150
| Слабая
| 1-Т Жаркая субкомфортная
| Благоприятный период
| 32,0-31,0
| Комфортно
| 150-100
| Минимальная
| Н Комфортная 1-Х* Прохладная, частично субкомфортная
| Тоже
| 30,9-20,0
| Прохладно
|
| Слабая
| Холодная, частично дискомфортная
|
| 28,9-27,0
| Холодно
|
| Умеренная
| 2-Х Холодная дискомфортная
| Неблагоприятный период
|
| Очень холодно
|
| Большая
| 3-Х
| Тоже
|
| Крайне холодно
|
| Чрезмерная
| 4-Х
|
| * Часть погод типа 1-Х выше нек-рого термического уровня относится к прохладномусубкомфорту, а ниже его – к холодному дискомфорту. Этот термический уровень изменяется в зависимости от условий ветра и облачности (или инсоляции).
|
Оценка купально-пляжных и водно-туристских местностей России
Название местности
| Суммарный ранг
| Класс местности
| Сочинская
|
| I
| Азово-Краснодарская
|
| II
| Самарская
|
| III
| Дагестанская
|
| III
| Подмосковная
|
| III
| Селигер-Валдайская
|
| IV
| Приморская
|
| V
| Ленинградская
|
| V
| Байкальская
|
| V
| Обская
|
| V
| Иртышская
|
| V
| Псковская (озера)
|
| V
| Карельская (озера)
|
| V
| Енисейская
|
| V
| Камская
|
| V
| Ярославская
|
| V
| Амурская
|
| V
| Нижне-Волжская
|
| V
| Уральская
|
| V
|
УСЛУГА ТУРИСТСКАЯ
Конечный продукт деятельности туристского предприятия по удовлетворению соответствующих потребностей туристов (по ГОСТ 28681.01-90). К сфере У. т. относятся услуги, обеспечивающие удовлетворение потребностей людей и реализацию их деятельности в свободное время: отдых, экскурсии, путешествия.
В Законе РФ «Об основах туристской деятельности в РФ» (1996) услуги определяются как виды туристской деятельности по обслуживанию туристов:
• размещение;
• питание;
• перевозка;
• экскурсионные услуги;
• услуги гидов-переводчиков;
• другие услуги в зависимости от целей путешествия.
В материалах ВТО У. т. определяются через субъектов туристской деятельности:
• турагенты;
• туроператоры;
• экскурсоводы и экскурсионное обслуживание.
В классификации США У. т. относятся к сфере обслуживания досуга и включают следующие сегменты: гостиничные предприятия; специализированные предприятия отдыха и развлечений; государственные зоны отдыха и исторические достопримечательности. Сфера У. т. в США составляет 25% стоимости всех производимых услуг и предоставляет 30% всех рабочих мест служащим, занятым в сфере услуг.
Удовлетворение потребностей и спроса на туризм предполагает наличие множества У. т. Эти услуги могут быть полностью потребляемыми, напр., еда и напитки, или частично потребляемыми, такими, как, напр., услуги размещения в отеле и размещения туристов. В последнем случае требуются дополнительные услуги: кондиционеры, центральное отопление, телефон и т.п. Многое из того, в чем нуждается турист, образуется естественным путем, напр, солнечный свет, кислород и т.д. Эти элементы обычно характеризуют как свободные услуги, и они не являются предметом специального изучения и анализа для экономики туризма в целом. Для экономики туризма представляют интерес материальные и нематериальные У. т. Иногда материальные услуги выступают в форме товара. Их главной характеристикой является то, что они не ограничены количественно. Потребление нематериальных У. т. происходит исключительно в месте, где они произведены; они не могут быть транспортированы к потребителю и используются туристами только после миграции в район локализации услуг. Такими услугами являются, напр., услуги гостеприимства, к-рые локализованы в определенном месте для привлечения туристов, услуги питания, к-рые предлагают конкретные рестораны, или услуги развлечения, к-рые предлагают оперные, драматические театры и т.д. в туристских центрах.
У. т. нематериального характера включают услуги туристско-экскурсионных учреждений; транспорта; санаторно-курортных учреждений; здравоохранения; просвещения; общественных организаций; государственного управления.
У. т. материального характера включают услуги непассажирского транспорта; торговли; жилищно-коммунального хозяйства; бытовые услуги и заготовки.
У. т. – это экономические блага, к-рые имеются в ограниченном количестве по сравнению с потребностями в них. Производство У. т. ограничено не только объемами, но и местом, и временем их производства. При этом время и место производства У. т. выступают зачастую более важным ограничением, чем объем. Потребление У. т. сдерживается не возможностями производства, а сезонностью и географией, создающими значительные дополнительные транспортные издержки при потреблении У. т., к-рое возможно только в месте их производства. Обычно У. т. несут в себе специфические свойства местности. Напр., обед в Тунисе обязательно будет отличаться от обеда на Филиппинах; культурная программа в Нью-Йорке предложит посещение одного из театров Бродвея, в Милане – оперного театра Ла-Скала, в Париже – кабаре "Лидо", "Фоли-Берже", "Парадиз" или "Мулен Руж", в Москве – Большого театра, т. е. потребление таких услуг, к-рые нельзя получить в к.-л. другом месте мира. У. т. отличает специфический местный колорит. Целевые У. т. характерны именно для данного места, их потребление составляет цель путешествия.
По роли в структуре туристского потребления У. т. подразделяются на: основные; дополнительные; сопутствующие.
Основные У. т. – целевые туристские услуги, к-рые приобретаются в пакете, гарантирующем их обязательное потребление в месте отдыха.
Дополнительные У. т. – целевые и инфраструктурные услуги, к-рые можно получить за дополнительную плату, не входящие в стоимость тура, но специфические для данного туристского центра. Наиболее развитый комплекс дополнительных услуг предлагается в Юго-Восточной Азии.
Сопутствующие услуги – услуги местного инфраструктурного комплекса, которыми пользуются и туристы.
Основные У. т. ориентированы на потребление туристов (напр., услуги размещения, трансфер, экскурсии), дополнительные услуги могут производиться как для туристов (мини-бар в номере, экскурсия в Пуатье "Футуроскоп" во Франции, экскурсия в Диснейленд в Калифорнии, США, сафари в ЮАР и т.п.), так и для местного населения (спектакли в "Медисон-Сквер-Гарден" в Нью-Йорке или Мари-инском театре в Санкт-Петербурге, музей Прадо в Мадриде или галерея Уффици во Флоренции и т.д.)- Сопутствующие услуги потребляются в основном местным населением.
В индустрии гостеприимства используется понятие комплекс услуг (Тур) – набор У. т., составляющих туристский продукт в полном объеме.
В соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в РФ", 1996, туристская организация, продавшая тур клиенту, обязана предоставить весь комплекс У., в него входящих, независимо от того, кем эти У. оказываются.
Тариф агентский- цены на туристский продукт и услуги, предлагаемые для реализации лицу, осуществляющему турагентскую деятельность, и выраженные в виде процентных скидок от опубликованных тарифов.
Т. групповой – цены-нетто, предлагаемые для размещения групп туристов.
Т. корпоративный- цены на туристский продукт и услуги, предлагаемые коллективным заказчикам-организациям, не осуществляющим турагентскую и туроператорскую деятельность, выраженные в виде процентных скидок от опубликованных тарифов.
Т. опубликованный- цены розничной продажи туристского продукта и услуг.
Услуги гида-переводчика -деятельность профессионально подготовленного физического лица по ознакомлению туристов с туристскими ресурсами в стране (месте) временного пребывания (Закон РФ "Об основах туристской деятельности в РФ", 1996).
У. размещения – конкретный отель, к-рый предлагается туристу в туристском центре на время путешествия. Размещения в отелях различаются в соответствии с типом услуг гостеприимства, к-рые предлагают туристу (см. Гостиница). Услуги питания не включаются отдельным элементом в туристский пакет, поскольку в туризме они составляют часть туристских услуг. В туризме приняты комбинации размещения и питания:
ВВ – размещение + завтрак (BED and BREAKFAST);
НВ – полупансион: размещение + завтрак + ужин;
FB – полный пансион: размещение + завтрак + обед + ужин.
Обычно турист имеет возможность выбрать и заказать любую из этих комбинаций, при этом, заказывая ВВ как вариант обслуживания, он выбирает его отнюдь не из-за соображений экономии. Действительно, туроператор получает значительные скидки при пакетировании услуг размещения и питания, поскольку гарантирует загрузку отелей и ресторанов. При этом «пакетные цены» могут быть в 3-4 раза ниже розничных. Выкупая комбинацию ВВ или НВ, турист приобретает прежде всего свободу выбора, поскольку в этом случае он сам может моделировать программу пребывания в туристском центре, по собственному усмотрению выбирая ресторан, или может отправиться на экскурсию, в к-рой обычно предусмотрен обед.
УЧЕТ БУХГАЛТЕРСКИЙ
Ведение бухгалтерских книг организации. Записи, сделанные в этих книгах, позволяют составить годовой отчет и отчет о прибылях и убытках туристской организации.
Предмет У. б.: хозяйственные средства туристской организации; источники их формирования; хозяйственные операции туристской организации, в ходе к-рых происходит движение этих средств и их источников.
Только У. б. может дать правдивую и беспристрастную информацию о том, насколько успешно или, наоборот, неудачно работает туристская организация. Др. словами, бухгалтерская система позволяет планировать и контролировать работу организации, предоставляя информацию финансового характера.
Внедрение полного хозяйственного расчета требует точного экономического учета результатов хозяйствования, устойчивости финансового состояния, соблюдения расчетно-платежной и договорной дисциплины, качественного и своевременного У. б., к-рый классифицируется по содержанию на синтетический и аналитический учеты. Общий учет предписан всем туристским организациям с целью предоставления информации государству (уплата налогов), дирекции, акционерам, заимодавцам. Общая бухгалтерия организована согласно упорядоченному бухгалтерскому плану, к-рый практикуется на всех предприятиях страны (Закон РФ «О бухгалтерском учете», 1996).
Туристская организация ведет бух. учет и отчетность в соответствии с «Методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью», утвержденными постановлением Госкомитета по физической культуре и спорту РФ 4 декабря 1998 № 402.
Аналитический учет дает возможность определить себестоимость продукции (товаров и услуг). Он дает руководству детализированную информацию, необходимую для управления предприятием.
Туристские организации, состоящие на самостоятельном балансе, составляют отчеты – баланс предприятия – по формам, утвержденным для соответствующих отраслей хозяйства. Статьи заключительного баланса предприятия обосновываются тщательно проведенной инвентаризацией. Суммы статей баланса по счетам денечсн. i\ средств в банках и ссудам, полученным от банков, должны соответствовать выпискам банков. Баланс отражает совокупность рабочих мест и средств туристской организации, выраженную в денежной форме. Баланс раскрывает актив и пассив предприятия. Актив – это совокупность ценностей (в виде оборудования, сырья и размещения капитала), представляющих собой инфраструктуру предприятия, необходимую для производства. В противоположность активу пассив отражает все фонды, имеющиеся в распоряжении предприятия, и их назначение. С общепринятой точки зрения кажется нелогичным употребление терминов «капитал» и «прибыль» в значении «пассив», однако они действительно раскрывают сущность понятия «пассив предприятия». Следует различать капиталы, внесенные акционерами (к-рые им не возвращаются, но в результате хозяйствования приносят прибыль или убытки), и средства, ссуженные предприятию (к-рые с процентами должны быть возвращены заимодавцу). Пассив -деньги предприятия; актив – их использование.
Бухгалтерия туристской организации должна вести учет всех закупок, сделанных за год: клиентами; в запасы (для выполнения непредвиденных заказов и обеспечения регулярности производства).
Структура и содержание форм бухгалтерской отчетности должны дать полную характеристику состояния основных и оборотных фондов, материальных и денежных средств, расчетов и результатов на определенную дату, качественную оценку производственной работы, выполненной туристской организацией за отчетный период.
Основные фонды – важный элемент актива туристской организации. Кроме зданий, оборудования и недвижимости, актив может включать коммерческие (нематериальные) фонды (ценность клиентуры, торговой марки), патенты, представляющие изобретения или новаторские предложения, освоенные организацией. Эти фонды «изнашиваются», и туристская организация (будь то туристское бюро или отель) приходит к необходимости их амортизировать. Чтобы обеспечить оплату своих текущих расходов, предприятие должно постоянно иметь денежные средства, обычно размещаемые в банке на текущие счета или находящиеся в кассе. Они или одалживаются у банкира, или представляют собой долг поставщикам. Эти одолженные фонды нужно ограничивать, так же как частное лицо стремится ограничивать свои долги. Оборотный капитал – совокупность капиталов, необходимых для нормального функционирования туристской организации.
Туристское предприятие может находиться в трех финансовых ситуациях: 1) оборот равен расходам ; 2) оборот ниже расходов; 3) оборот выше расходов. В первом случае предприятие не имеет дохода, не может инвестировать и перечислять средства государству (налоги), акционерам (дивиденды) или владельцам (предпринимательский доход). Во втором – предприятие находится в убытке; это означает, что в срок оно не получит от клиентов достаточно денег на покрытие своих расходов. Предприятие вынуждено входить в долги или распродавать оборудование. Третий случай – предпочтительная ситуация: предприятие в состоянии инвестировать, создавать рабочие места и содействовать национальному обогащению путем платежей налогов.
ОТЧЕТНОСТЬ ТУРИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ – свод основных результатов деятельности туристской фирмы, обязательно должен включать отчет о прибылях и убытках, а также баланс фирмы.
О. т. о. должна содержать:
Отчет годовой – годовая отчетность и отчет правления туристской компании, публикуемые в предусмотренных законодательством случаях для информации акционеров, кредиторов, банков, поставщиков и т.п.
О. финансовый – важнейший документ текущей отчетности туристской организации, включающий балансовый отчет фирмы, а также отчет о доходах, анализ движения наличности, анализ основных активов, анализ платежей и т.п.
О. о доходах-основной документ финансового отчета туристской организации, показывающий, что происходило с ней в период между датами оформления последнего и предпоследнего балансов. В индустрии туризма такие отчеты готовятся ежемесячно.
О. о прибылях и убытках-основной документ финансового отчета туристской организации, показывающий изменения в денежных средствах за определенный период.
О. об изменении финансового положения – один из основных документов финансового отчета туристской организации, показывающий все изменения в балансе предприятия за отчетный период.
Учет бухгалтерский внутренний-ведение бухгалтерского учета всех хозяйственных операций для предоставления менеджменту туристской компании информации финансового характера для принятия соответствующих управленческих решений. Это конфиденциальная информация.
Ф
ФИРМА
Широко используемое в туристской практике обобщенное понятие, к-рым может обозначаться безотносительно к правовой форме: 1) хозрасчетное объединение инфраструктурных туристских предприятий и организаций, взаимодействующих на основе общности стандартов и технологических процессов; 2) любая деловая организация; 3) самостоятельно хозяйствующий субъект, к-рый организуется в соответствии с законодательством страны, т.е. является юридическим лицом, занимается предпринимательской деятельностью и функционирует на принципах коммерческого расчета, т.е. строго учитывает и сопоставляет затраты и результаты в целях максимизации коммерческого успеха; 4) предприятие или коммерческая организация, экономическая единица, состоящая из одного или более заведений в ее владении и управлении (см. также Компания, Корпорация, Общество).
ФРАНШИЗА (ФРАНЧАЙЗИНГ)
1) Метод предпринимательства, благодаря к-рому предприниматель туристского бизнеса может объединиться с уже действующей большой цепью; 2) длящиеся во времени взаимоотношения, по к-рым франчайзодатель предоставляет защищенное в законном порядке право заниматься определенной предпринимательской деятельностью, а также помощь в организации этой деятельности, обучении, реализации и управлении за вознаграждение от франчайзополу-чателя. (В России регулируется Гражданским кодексом РФ, 1996, Гл. 54. Коммерческая концессия.)
Ф. может быть разделена на две категории: организация распределения продукта; форма предпринимательства.
В индустрии гостеприимства наиболее распространена вторая категория Ф., при этом франчайзодатель создает полную концепцию предприятия или методов работы, а франчайзополучатель покупает право использовать имеющиеся наработки. Ф. предоставляет преимущества обеим сторонам – и франчайзодателю, и франчайзополучателю, расширяя бизнес для одного и давая возможность для предпринимательства другому в соответствии со стандартами и режимами работы, установленными франчайзодателем (униформа, часы работы, цены на услуги, меню и др.). По подсчетам министерства торговли США, в 1986 индустрия гостеприимства насчитывала 91316 юридических лиц, 19% из них – франчайзные члены.
В среднем в США цена Ф. в ресторанном бизнесе составляет 21 тыс. долл., а в гостиничной индустрии колеблется от 30 до 300 долл. за номер в год.
Плата покрывает: получение комплекта проектных документов и полного набора инструктивных материалов по управлению предприятием; обучение и переподготовку обслуживающего персонала.
Кроме первоначальной суммы, выплачиваемой при заключении договора франшизы, фрайнчайзополучатель обязан периодически перечислять суммы, размер к-рых зависит от объема операций. Они составляют от 2 до 11,5% доходов ресторана и от 1,5 до 5% доходов с номерного фонда. Отдельно вносится плата за рекламу (от 1 до 5% валового дохода). В целом типичными для ресторанного бизнеса в США являются расходы на франчайзинг в пределах 0,8-1,5 млн долл. в год. Для гостиниц они намного больше.
Договор на коммерческую концессию (франшизу) разрешает производителю, сбытовику или торговцу производить или продавать определенный товар или услугу в определенном регионе в течение оговоренного периода. Туристское предприятие-держатель договора (лицензии) – обычно выплачивает туристской фирме, к-рая выдала данную лицензию и осуществляет финансовую, техническую и маркетинговую поддержку, платеж – роялти как процент от продаж туристских услуг и авансовую единовременную выплату.
Концессия – привилегированное право осуществлять вспомогательный бизнес в определенных помещениях или месте, выделенных для проведения этого бизнеса. По существу, занятие К. сводится к управлению местом или территорией (помещением), переданным в К. для ведения торговых операций и обслуживания на спортивных аренах, конгрессных центрах, ипподромах, парках, транспортных терминалах; 2) форма лицензии, гарантирующая свободу туристской фирме (отелю) в отношениях с компанией в бизнесе, к-рый реализуется на ее материальной базе. Напр., в отеле это могут быть ресторанное обслуживание, продажа сувениров, авиабилетов и т.п.
Лицензия представляет также механизм связи государственных ресурсов (национальные парки, заповедники, акватории, зоны отдыха и т.д.) и туристского бизнеса, когда последние (гостиницы, предприятия питания, магазины сувениров и др.) получают право осуществлять продажи и предоставлять услуги, но должны функционировать под контролем соответствующего агентства или органа управления в конкретном туристском районе. (См. Природопользование туристское.)
Х
ХАРТИЯ ТУРИЗМА
Основной международный документ, зафиксировавший нормы и принципы отношений государств в области туристской деятельности. Одобрена резолюцией VI сессии Генеральной ассамблеи ВТО, София, 22 сентября 1985.
Основные принципы X. т.:
• «право каждого человека на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск, а также право свободно передвигаться без ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом»;
• «государства должны разрабатывать и проводить политику, направленную на обеспечение гармоничного развития внутреннего и международного туризма, а также заниматься организацией отдыха на благо всех тех, кто им пользуется»;
• «государствам следует содействовать упорядоченному и гармоничному росту как внутреннего, так и международного туризма»;
• «государства должны приводить туристскую политику в соответствие с политикой общего развития, проводимой на различных уровнях – местном, региональном, национальном и международном, – и расширять сотрудничество в области туризма как на двусторонней, так и на многосторонней основе».
Хартия призывает уделять должное внимание принципам Ма-нильской декларации по мировому туризму и Документу Акапулько; содействовать принятию мер, позволяющих каждому участвовать во внутреннем и международном туризме, особенно посредством регулирования рабочего времени и досуга; защищать в интересах настоящего и будущего поколений туристскую среду, к-рая включает в себя человека, природу, общественные отношения и культуру, является достоянием всего человечества; способствовать росту туристского сознания и содействовать контактам посетителей с местным населением с целью улучшения взаимопонимания и взаимного обогащения.
Являясь частью X.т., Кодекс туристаопределяет нормы поведения, права и обязанности туристов в ходе участия в туристских поездках, к-рые должны своим поведением способствовать взаимопониманию и дружеским отношениям между народами и таким образом содействовать сохранению мира.
Принятие указанных нормативных документов международного правового характера, к-рыми регулируются нормы поведения государств, организаций, туристов на всех уровнях, – объективное выражение стремления туристских организаций к улучшению обменов, контактов, обеспечению туристских потребностей поддержкой государств и правительств во имя мира и сотрудничества. Цель этих документов – согласование планов международного туристского обмена по отдельным странам и организациям; отражение их в межправительственных документах по туризму и планах сотрудничества с зарубежными объединениями; осуществление постоянного обмена ин формацией о международных туристских организациях, связях и конъюнктуре туристского рынка, складывающегося в конкретных странах, ценообразовании, тарифах на поездки. Предусматриваются эффективное и социально оправданное применение системы льгот и скидок; уточнение принципов и экономических условий сотрудничества; взаимные консультации по вопросам совместной работы в международных туристских, транспортных и иных заинтересованных организациях. Хартия и Кодекс призывают к более активному проведению совместных научных исследований по проблемам международных туристских связей, совершенствованию их форм, программ пребывания, требований к организации маршрутов с учетом запросов различных категорий туристов, выработке принципов подготовки туристских кадров, обмена опытом и информацией, учебной литературой, пособиями и методическими разработками, а также создания лучших экономических, финансовых и административных условий для туризма в целом.
В октябре 1999 Генеральная ассамблея ВТО одобрила «Глобальный этический кодекс туризма», где выдвинуты рекомендации «поощрять введение во все образовательные программы специального курса о ценности туристского обмена, его экономических, социальных и культурных выгодах, а также о потенциально связанных с туризмом и путешествиями рисках».
Ц
ЦЕНТР ТУРИСТСКИЙ
1) Территориальная Система рекреационная, являющаяся общепризнанным местом туризма, обладающая развитой индустрией гостеприимства и инфраструктурой; 2) место отдыха туриста, включающее все рекреационные возможности: природные, культурно-исторические, экологические, этнические, социально-демографические, инфраструктурные.
Ц. т. – обязательный элемент туристского продукта, поскольку без объекта интереса невозможно организовать путешествие.
Типы Ц. т.: культурно-исторический; курортно-климатический; приморский; альпийский; активно-оздоровительный; коммерческо-деловой; фестивально-конгрессный; религиозный; спортивный; альпинистский; охотничъе-рыболовный; приключенческий; экзотический; этнографический; развлекательный; комбинированный.
ЦЕПИ ГОСТИНИЧНЫЕ
Группа гостиничных предприятий, осуществляющая коллективный бизнес и находящаяся под непосредственным контролем руководства цепью на основании заключенного между туристским предприятием и компанией контракта на управление (см. Управление туризмом).
Компания, вступающая в управление туристским предприятием, не получает никаких прав на само имущество предприятия, имеет ограниченную финансовую ответственность и получает часть дохода, к-рая возрастает по мере роста прибыли.
Большинство гостиничных предприятий мира входит в ту или иную Ц. г. В настоящее время существует около 100 Ц. г. с общим номерным фондом более 2200 тыс. номеров.
Предприятия могут входить в гостиничную цепь как полноправные члены, как ассоциированные члены, осуществляющие свою деятельность на основе договора коммерческой концессии (франшизы), или заключать договоры на управление с одной из корпораций.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|