Сделай Сам Свою Работу на 5

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТУРИЗМУ





Генеральная ассамблея ВТО в 1999 одобрила «Глобальный эти­ческий кодекс туризма», одно из положений к-рого гласит: «Пред­приниматели и наемные работники сферы туризма и смежных отрас­лей имеют право и обязаны проходить надлежащее начальное обуче­ние и постоянно повышать свою подготовку и профессиональную квалификацию».

Для подготовки специалистов по туризму в России разработана многоступенчатая система, основу которой составляют специализи­рованные и частично специализированные учебные заведения:

• профориентация и профессиональное ученичество (лицей);

• среднее специальное квалификационное обучение (колледж);

• высшее специальное квалификационное обучение (высшая школа).

Реализация системы позволяет решать следующие конкретные задачи:

• соблюдение принципа непрерывности образования;

• интег­рация учебного, научного и производственного процессов;

• выпуск специалистов с высокой профессиональной подготовкой после каж­дого цикла комплексной ступенчатой системы подготовки кадров;

• эффективное использование ограниченных педагогических и мате­риальных ресурсов.



На основе этой концепции осуществляются конкретные шаги в области становления в России системы образования в туризме.

Концепция обучения основана на непрерывном цикле последо­вательной подготовки и переподготовки туристских работников в системе специализированных учебных заведений, сориентированных на туристскую отрасль. Наиболее целесообразной представляется четырехступенчатая система учебных заведений: лицей – колледж -высшая школа – аспирантура. Такая система позволяет готовить кад­ры для всех уровней туристско-экскурсионной сферы: от работников массовых профессий до специалистов управления, преподавателей и ученых. Она достаточно гибкая и допускает многообразие форм.

В эту систему логически вписываются переподготовка, повыше­ние квалификации кадров туризма, а также последипломное и серти­фикационное обучение, в т.ч. с выдачей диплома о втором высшем образовании.

Образовательные учреждения, ведущие подготовку туристских кад­ров, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» обязаны последо­вательно проходить: лицензирование, аттестацию и аккредитацию.



Всего более 80 высших учебных заведений России осуществляют подготовку туристских кадров высшей квалификации.

Два из них являются специализированными высшими учебными заведениями туристского профиля: Российская международная ака­демия туризма (г. Сходня, Московская область) и Государственный институт курортного дела и туризма (г. Сочи, Краснодарский край).

РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА (РМАТ) – ведущее и старейшее в Российской Федерации высшее учебное заведение туристского профиля, выпускающее специалистов с высшим образованием по специальности 061100 «Менеджмент орга­низации» со специализациями: «Менеджмент туризма и путешествий», «Менеджмент гостеприимства», «Финансовый менеджмент в туриз­ме», «Менеджмент иностранного туризма», «Экологический менед­жмент в туризме», «Правовой менеджмент в туризме» и др. РМАТ создана на базе Института повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций профсоюзов, образованного по постановлению Совета Министров СССР и Всесоюзного Цент­рального Совета Профессиональных Союзов от 31.10.80 г. № 981.

До 1991 институт являлся общественно-государственной образо­вательной структурой, осуществлявшей переподготовку и повыше­ние квалификации специалистов в области туризма для профсоюзов. В 1991 был преобразован в некоммерческое образовательное учреж­дение, названное учредителями (Министерством образования РФ, Администрацией Московской области и ОАО «ЦСТЭ-Интур – Цен­тральный совет по туризму») Российской международной академией туризма. РМАТ ведет образовательную деятельность с 1992 в орга­низационно-правовой форме негосударственного образовательного учреждения.



РМАТ имеет государственную аккредитацию (свидетельство № 25-0024 от 22.07.97 г.) и право на выдачу государственного дипло­ма. В 1998 РМАТ получила государственный аккредитационный ста­тус образовательного учреждения вида «Академия».

В Учебно-методическом объединении (УМО) по образованию в области менеджмента Минобразования России, действующем на базе Государственного университета управления им. С. Орджоникидзе, зарегистрированы шесть специализаций РМАТ: «Менеджмент туриз­ма и путешествий» (061148), «Менеджмент гостеприимства» (061149), «Финансовый менеджмент в туризме» (061150), «Менеджмент иност­ранного туризма» (061151), «Экологический менеджмент в туризме» (061105), «Менеджмент спортивного туризма» (061166).

В структуре Академии созданы 7 факультетов, 18 кафедр, лабо­ратории вычислительной техники, технических средств обучения, телевидения и мультимедиа, студенческий турингклуб, рекламное сту­денческое агентство, студенческое научное туристское общество, турагентство «Турингскулсервис», организованы необходимые адми­нистративно-управленческие подразделения.

В структуру Академии как головного высшего учебного заведения входят свыше 60 хозрасчетных региональных (дочерних) учебных заве­дений, зарубежные институты, филиалы и центры с правом юридичес­кого лица. Они функционируют в Москве, Санкт-Петербурге, Красно­ярске, Пушкино (Московской области), других городах России, а также в Риге (Латвия), Минске (Беларусь), Силламяэ (Эстония).

В структуре РМАТ функционирует Институт дополнительного профессионального образования, осуществляющий переподготовку специалистов для отрасли и повышение уровня профессиональных знаний кадров, занятых в сфере туризма, – менеджеров, экскурсово­дов, гидов-переводчиков, руководителей туристских групп и т.д.

Аспирантура РМАТ готовит кандидатов наук: экономических -по специальности 08.00.30 «Экономика предпринимательства»; пе­дагогических – по специальности 13.00.08 «Теория и методика про­фессионального образования». Ведется работа с соискателями по приему кандидатских экзаменов и подготовке диссертационных работ.

Функционирует диссертационный совет (К 053.46.01) по присуж­дению ученой степени кандидата педагогических наук.

По данным рейтинга 100 лучших вузов России за 1999 (см. ж-л «Ка­рьера», март 2000), в число которых вошла РМАТ, Академия занимает 4-е место среди негосударственных высших учебных заведений по обще­му рейтингу. Примечательно, что по т.н. «индексу международного при­знания» (наличие программ обмена и стажировок, прослушивание кур­сов за рубежом, двойной диплом) Академия находится в первой двад­цатке вузов. Все выпускники РМАТ трудоустраиваются.

РМАТ явилась инициатором создания и базовым учреждением общественного объединения – Всероссийского народного туристско­го общества (ВНТО). (См. Концепция туризма.) С1999 в РМАТ совместно с ЮНЕСКО ведется обучение на кафедре «Культурный туризм в целях мира и развития».

Ведущие принципы подготовки специалистов в РМАТ:

• внедрение концепции многоступенчатой системы обучения кадров туристской сферы по программам нескольких уровней образования;

• создание рабочего места в ходе обучения;

• непрерывность образования.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУРОРТНОГО ДЕЛА И ТУРИЗМА готовит специалистов по сервису и туризму по специаль­ности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» на факуль­тетах социально-культурного сервиса и туризма, экономическом и инженерно-экономическом.'

Туристская специализация открыта также в Московском госу­дарственном университете им. М.В. Ломоносова, Государственном университете управления им. С. Орджоникидзе, Российской эконо­мической академии им. Г.В. Плеханова, Московском университете экономики, статистики и информатики, Московском государствен­ном институте международных отношений, Государственной акаде­мии сферы быта и услуг, Санкт-Петербургском государственном уни­верситете, региональных университетах.

СИСТЕМА РЕКРЕАЦИОННАЯ

Сложная социальная управляемая (частично самоуправляемая) система, центральной подсистемой к-рой являются субъекты туриз­ма, а целевой функцией – наиболее полное удовлетворение их рекре­ационных потребностей. С. р. может быть представлена базисной моделью (см. с. 243) и множеством аналитических и конструктивных моделей.

С. р. по их функциям и продукту – понятия социальные. Их суще­ствование обусловлено потребностями, максимальное удовлетворе­ние к-рых в границах реальной возможности является целевой функ­цией данной системы. С. р. состоит из взаимосвязанных подсистем: отдыхающих, туристов, природных комплексов, материальной базы и рекреационной инфраструктуры, обслуживающего персонала и органа управления.

Природный комплекс – взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание природных объектов и явлений – выступает в С. р. не толь­ко как ресурс, но и как условие удовлетворения рекреационных по­требностей людей. Специфическими характеристиками природных комплексов являются их емкость, устойчивость, комфортность, раз­нообразие, привлекательность.

 

 

Базисная модель рекреационной системы (по В. С. Преображенскому)

ГО – группа отдыхающих; ПК – природный комплекс; ТС – технические системы (материальная база туризма и рекреационная инфраструктура); ОУ – орган управления; ОП – обслуживающий персонал.

Условные обозначения

1 –2 –

 

3 – 4 –

 

1 – внешние связи системы; 2 – связи между подсистемами; 3 – команды управления; 4 – информация о состоянии подсистем: I – об удовлетворении потребностей туристов; II – о степени соответствия природных комплексов требованиям туристов; III – о степени сохранения полезных свойств и возможностях технических систем; IV – о состоянии обслуживающего персонала.

Группа отдыхающих характеризуется параметрами поведения, описываемыми с помощью циклов рекреационных занятий (см. Дея­тельность рекреационная). Отношения с др. подсистемами дифферен­цируются в зависимости от социальной, возрастной, психологичес­кой, национальной, профессиональной, региональной и индивидуаль­ной избирательности определенных групп людей, условий и ресурсов рекреации.

Технические системы (материальная база и рекреационная инф­раструктура) обеспечивают обычную жизнедеятельность отдыхаю­щих и обслуживающего персонала и удовлетворяют специфические рекреационные потребности туристов.

Обслуживающий персонал с помощью технических систем про­изводит, собирает, сохраняет и доставляет отдыхающим комплекс услуг, удаляет отходы.

Орган управления сопоставляет информацию о мере удовлетво­рения потребностей туристов с информацией о состоянии др. подси­стем и о наличии материальных и финансовых резервов, принимает хозяйственное решение.

Базисная модель С. р. представляет собой необходимый, хотя и недостаточный для решения всех рекреационных проблем, объект ис­следования. Она нужна для того, чтобы дать самые общие представ­ления о сущности явления.

Помимо субстрата С. р. исследователей рекреации в большей сте­пени интересуют отношения между элементами и свойства С. р., такие, как взаимодействие – всеобщая форма связи подсистем С. р., предметов, явлений объективной действительности, к-рая проявля­ется в том, что изменение одного объекта вызывает изменение друго­го объекта (обычно это влияние бывает взаимным).

В С. р. взаимодействие проявляется в отношениях (напр., комп-лиментарности и субституции при моделировании циклов рекреаци­онных занятий).

Наиболее значимые при исследовании С. р. виды взаимодействия: культурное; межличностное; социальное; социально-политическое; экономическое.

Для анализа отношений и взаимодействий, возникающих в С. р., используются функциональные модели, производные из ба­зисной (см. Природопользование туристское). В С.р. важно учиты­вать такие свойства, как целостность, динамичность, надежность, эф­фективность, иерархичность и т.п. Эти свойства позволяют соотно­сить ее с суперсистемой, где формируется целевой заказ на рекреацию, и др. одноранговыми системами (расселение, производственные ком­плексы и т.п.).

Оценка эффективности функционирования С. р. может произво­диться по двум критериям: внутреннему и внешнему. Внутренний критерий может быть по содержанию социальным (уровень удовлет­ворения потребностей, удовлетворенность отдыхом), экономическим (максимизация дохода либо прибыли), социально-экономическим (удовлетворение спроса). В С. р. действует также множество частных факторов, обеспечивающих надежность и устойчивость ее подсистем (напр., комфортность среды жизнедеятельности обслуживающего персонала, аттрактивность природного и культурно-исторического комплексов, развитость рекреационной инфраструктуры и т.д.). Оцен­ка эффективности функционирования С. р. по внешним критериям осу­ществляется с позиций либо одноранговых с ней систем (напр., рост про­изводительности труда), либо суперсистем (экономическая эффектив­ность, снижение смертности и заболеваемости). Базисная модель С. р. может использоваться для решения сложных синтетических задач, в ча­стности для разработки долгосрочных программ развития туризма.

Анализ системно-структурный включает: А. генетический -рассмотрение объекта (напр., туристского центра, туристской фирмы и т.п.) с точки зрения его происхождения и прошлого развития; А. диагностический – выявление достоинств и недостатков действу­ющей системы менеджмента; А. латентно-структурный – выявление скрытых зависимостей в отношениях с С. р.; А. структурно-функцио­нальный – принцип изучения и исследования туризма как системы, в к-рой каждый элемент имеет определенную функцию, анализируют­ся свойства системы и синтезируются (конструируются) важнейшие инвариантные ее отношения – циклы рекреационных занятий, циклы рекреационного обслуживания, хозяйственный механизм, территори­альная организация и т.п.

Комплекс туристский – совокупность объектов туристского обслуживания, предназначенных для размещения, питания, отдыха, организации культурно-зрелищных мероприятий. К. т. включает: гостиницу, ресторан с системой баров и буфетов, культурный центр (библиотека, клуб, методический кабинет, киноконцертный и демон­страционный зал, радиоцентр, рекреативные залы), спортивные по­мещения и сооружения, бюро обслуживания и ателье проката (напр., международные молодежные туристские центры БММТ «Спутник», К. т. «Измайлово» (Москва), государственный К. т. в Суздале и др.).

Разновидностью К. т. является горно-спортивный комплекс -группа взаимосвязанных технологией обслуживания учреждений (туристские гостиницы, альпинистские лагери; туристско-оздорови-тельные городки и т.п.), объединенных на основе централизации спортивного и др. видов культурно-бытового обслуживания, а так­же на основе единого архитектурно-планировочного решения. Боль­шой интерес у туристов вызывают культурно-исторические комплек­сы, к-рые включают: исторические города; музеи-заповедники; музеи-дворцы; усадьбы; монастырские комплексы; памятники ланд­шафтной архитектуры.

Система рекреационная территориальная-рекреацион­ная система, у к-рой отношения между элементами опосредованы тер­риторией.

Агломерация –тип С.р. т., возникающих на базе крупного тури­стского центра с обширной площадью зоны урбанизации, поглоща­ющей смежные населенные пункты. Туристские агломерации отличаются высшей степенью концентрации объектов индустрии туриз­ма, а также высокой плотностью туристов и экскурсантов и высокой степенью комплексности и интеграции индустрии туризма; оказыва­ют значительное влияние на окружающую территорию, видоизменяя ее экономическую структуру и социальные аспекты жизни населения. (Примеры: шт. Нью-Джерси, Майами, Лос-Анджелес – США, Иль-де-Франс, Лазурный берег, Долина Луары – Франция, Майорка -Испания, Большие Сочи, Кавказские Минеральные Воды – Россия.)

Для описания связей и отношений, возникающих в С. р., исполь­зуются различные модели:

Модель гравитационная – модель взаимодействия между про­странственными объектами, согласно которой сила взаимодействия (интенсивность потока) зависит (как правило, нелинейно) от величи­ны объектов и расстояния между ними:

где I. – объем взаимодействия между объектами i и j; P – мера значе­ния объекта (например, численность населения); Dij- расстояние меж­ду объектами; а, (Dij – степенные параметры модели.

В туризме М. г. используются при исследовании реальных и потенциальных потоков туристов, расчете потенциального спроса, оценке ресурсного потенциала территорий и т.д.

М. дескриптивная – модель, предназначенная для описания и объяснения наблюдаемых фактов или прогноза поведения С. р. в отли­чие от нормативных и оптимизационных моделей, предназначенных для нахождения желательного (напр., оптимального) состояния С. р.

М. детерминированная – аналитическое представление най­денной закономерности, характеризующей С. р. как социально-эко­номический объект анализа, при к-рой для данной совокупности его входных значений на выходе системы может быть получен единствен­ный результат.

М. закрытая – модель С. р., у к-рой нет входов и выходов (либо они признаются неизменными и поэтому не принимаются во вни­мание), изолированная от внешней среды. Поведение М. з. определя­ется не внешними факторами, а только начальным состоянием и внут­ренними закономерностями, характерными для самой системы.

М. имитационная- модель, предназначенная для использова­ния в процессе машинной имитации, представляющая собой програм­му ЭВМ, разработанную для наблюдения результатов машинного эксперимента над С. р., имитирующую исследуемый процесс.

М. информационная -1) совокупность сигналов, несущих ин­формацию о С. р. и внешней среде, в к-рой она существует; 2) схема потоков информации, обращающейся в процессе управления С. р.

М. концептуальная -предварительное, приближенное пред­ставление о С. р., в к-ром фиксируются наиболее существенные пара­метры и связи между ее элементами, а также с внешней средой.

М. межотраслевого баланса динамическая-модельС.р., основанная на принципах межотраслевого баланса, в к-рую допол­нительно вводятся уравнения, характеризующие изменения межот­раслевых связей во времени на основе отдельных показателей (напр., инвестиций).

Система уравнений в этом случае записывается так:

Xi = Aij.Xi + Mi +

(i= 1,2,..., n,j = l,2,...,m),

где М. – часть продукции i-й отрасли, идущая в фонд накопления; -часть продукции i-й отрасли, выделяемая на производственное по­требление.

Такие модели с разделением конечного продукта на фонд накоп­ления и фонд непроизводственного потребления называют моделя­ми леонтьевского типа (В.В. Леонтьев – американский экономист русского происхождения, лауреат Нобелевской премии по экономи­ке за развитие метода «затраты – выпуск»).

Способность пропускная – емкость С. р. (отеля, ресторана, предприятия туристской инфраструктуры), исчисленная на опреде­ленный период времени (единовременная, за сутки, месяц, год). Ограничение доступа к антропогенным объектам определяется их реальной С. п., не оказывающей негативного влияния на конкрет­ный объект.

Структура иерархическая – структура сложной С. р., в к-рой существует разделение множества составляющих ее элементов на под­множества разных уровней – подсистемы, обладающие свойством целостности, определенной степенью саморегулирования и связанные многоступенчатыми отношениями подчинения подсистем одних уров­ней другим – более высоким.

С. территориальная – совокупность территориальных связей между элементами системы.

С. т. реализуется в туризме как совокупность территориальных связей между подсистемами С. р. К С. т. относятся:

• планировочная структура курорта;

• С. т. туристских потоков;

• территориальная организация рекреационной деятельности;

• территориальная организация туристского обслуживания;

• С. т. туристского спроса;

• С. т. туристского рынка и т.д.

Субстрат – каркас С. р., обязательный набор ее подсистем, составляющий основу ее функционирования.

Элемент – объект, принимаемый единым, неразложимым в дан­ном конкретном исследовании, часть системы, выполняющая в ней определенную функцию. В С. р. за Э. принимаются: турист, рекреа­ционное занятие, служащий туристской организации, ландшафт, номер в гостинице, посадочное место в ресторане и т.п. С помощью этих элементов параметризуются все связи и отношения, возникаю­щие в С. р.

Э. структурный – компонент С. р., к-рый выполняет опреде­ленную функцию.

Э. композиционные территориальных С. р.: локусы;ядра; оси; коридоры; ареалы; зоны; сети; агломераты; конгломераты.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.