ОРГАНИЗАЦИЯ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНАЯ (ИСО)
Международная организация, созданная в 1946 для стандартизации измерений и определения стандартов для промышленности, торговли, туризма и научной деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕКЛАМНЫХ СТАНДАРТОВ (ASA)
Независимая организация, созданная # финансируемая рекламной индустрией. Основная задача ASA – наблюдение за тем, чтобы система саморегулирования рекламного бизнеса работала на благо общества, была легальной и правдивой, не нарушала нормы общественной морали.
П
ПЕРЕВОЗКА
1) Перемещение грузов, пассажиров, багажа из одного пункта в др. с помощью транспортных средств. П. осуществляется на основании договора П. Общие условия П. определяются транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (Гражданский кодекс РФ, 1996. Ст. 784); 2) туристская услуга, оказываемая транспортной организацией на основании договора П., заключенного с туроператором, согласно к-рому перевозчик обязуется доставить пассажиров и багаж в пункт назначения, а туроператор (отправитель) обязуется уплатить за П. установленную плату (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996).
Пассажирооборот – интенсивность участия отдельных пунктов, узлов, перегонов транспортной сети в пассажиропотоке.
Пассажиропоток – совокупность рейсов и маршрутов одной коммуникации.
Пассажиры ежедневные – лица, регулярно выезжающие из места жительства на работу и обратно.
П. круизные – лица, к-рые прибывают в к.-л. страну на круиз-ных судах и ночуют на борту судна, даже если они сходят на берег для одной или более экскурсий.
П. транзитные – пассажиры, к-рые не покидают транзитной зоны аэропорта или порта, включая переезды между аэропортами и портами.
Перевозка транспортом общего пользования – П., осуществляемая коммерческой организацией, если из лицензии, выданной данной организации, вытекает, что она обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров, багажа по обращению любого гражданина или юридического лица (Гражданский кодекс РФ, 1996. Ст. 789).
Перевозчик- частное лицо или фирма, к-рые доставляют товары и людей из одного места в др. Согласно договору П. с отправителем – транспортная организация, обязанная доставить пассажиров и багаж в пункт назначения за установленную плату (Гражданский кодекс РФ, 1996. Ст. 786).
Переезд – единичный акт миграции людей.
Перемещение – сменаместа.
План-карта – план расположения пассажирских мест на теплоходе, в самолете, поезде, автобусе, размещения туристов в гостинице, в нем отмечаются забронированные места.
Плата провозная – плата, установленная на основании тарифов либо по соглашению транспортной и туристской организаций и взимаемая за П. грузов, пассажиров, багажа (Гражданский кодекс РФ, 1996. Ст. 790).
Поездка – единичный акт циклической миграции населения с возвращением в постоянное место жительства.
П. индивидуальная – туристское путешествие, совершаемое по личному приглашению или индивидуальной договоренности туриста и по самостоятельно приобретенному туру, путевке.
П. информационно-рекламная – туристское путешествие, организуемое туроператором для журналистов с целью ознакомления с достопримечательностями маршрута для последующей подготовки серии информационно-рекламных материалов.
П. культурно-образовательная – туристское путешествие с целью широкого ознакомления с культурой страны, участия в фестивалях искусств. Характерный вид – театральный тур.
Срок доставки пассажиров – срок, в к-рый перевозчик обязан доставить пассажиров в пункт назначения (Гражданский кодекс РФ, 1996. Ст. 792). За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия транспортного средства в пункт назначения перевозчик выплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом, если задержка или опоздание имели место не вследствие непреодолимой силы (Гражданский кодекс РФ, 1996. Ст. 795).
Транспорт – средства передвижения, используемые туристами, с помощью к-рых можно добраться до туристского центра: междугородный железнодорожный пассажирский транспорт; воздушный транспорт; междугородные и экскурсионные автобусы; круизные суда. Наиболее широко используется в качестве средства передвижения самолет, на короткие расстояния – поезд, туристский автобус, автомобиль.
Большую часть, обусловливающую стоимость турпакета, составляют затраты на П., выделяемые в статистике туризма в отдельную статью туристских расходов. Чем более комфортабельный и скоростной вид транспорта используется, тем выше стоимость путешествия. Скоростные виды транспорта, несмотря на их дороговизну по сравнению с другими, используются также для перемещения на короткие расстояния, так как позволяют экономить время туристов для рекреационных целей.
Трансфер-1) любая П. туриста внутри туристского центра (доставка с вокзала, аэропорта или морского порта в др. пункт, из гостиницы в театр и обратно и т.д.); 2) доставка туриста от места прибытия, расположенного в стране пребывания (аэропорт, гавань, ж/д станция), к месту размещения (отель), где он будет проживать, и обратно. Трансферы выполняются с использованием автобусов, иногда такси или лимузинов, если такого типа транспорт включен в тур-пакет или затребован туристом. Поездки из отеля в театр и обратно, в музей и т.п. обычно не включаются в туристский пакет, поскольку клиенты не всегда воспринимают их как обязательную услугу.
Фрахтование – заключение договора на П. туристов пароходом или самолетом. Фрахтование производится на один или несколько рейсов или на определенный срок. Различают два типа фрахтования: 1) тайм-чартер – на определенное время; 2) блок-чартер – сохранение условий чартера при П. на регулярной линии; фиксированное бронирование туроператором квоты (части) мест на определенном рейсе (маршруте).
Фрахтователь – наниматель морского или воздушного судна, обязанный согласно договору фрахтования (Гражданский кодекс РФ, 1996. Ст. 787) выплатить оговоренную сумму за всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров, багажа.
Фрахтовщик – транспортная организация, к-рая обязуется предоставить фрахтователю (туроператору) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров, багажа (Гражданский кодекс РФ, 1996. Ст. 797).
Чартер – договор фрахтования, согласно к-рому фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров, багажа (Гражданский кодекс РФ, 1996. Ст. 787).
Действующие чартерные авиапредприятия – SAS (Скандинавия), SWISS AIR (Швейцария) и др. – специализируются на работе именно на чартерных рейсах, к-рые формируют совместно с фрахтователями (обычно туроператорами) по их заявкам. Туристские организации совместно с авиакомпаниями практикуют массовые воздушные чартерные П. туристов в основные центры их приема и обслуживания.
ПИТАНИЕ
1) Туристская услуга (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996); 2) сфера услуг, в основе к-рой лежит предпринимательская деятельность, связанная с удовлетворением биологической потребности человека в пище. Материальные активы этого вида предпринимательства занимают в США 4-е место и составляют 200 млрд долл. Этой деятельностью в США занято около 8 млн рабочих и служащих, что больше, чем в любой др. отрасли экономики США; 3) питание и напитки – статья туристских расходов.
МЕНЮ – универсальный представитель имиджа конкретной ресторанной цепи или ресторана, лист с перечнем предлагаемых кушаний.
В туристских ресторанах используются четыре вида М.: 1) «а-ля карт» – М., в к-ром каждое блюдо указано со своей отдельной ценой. Типично для дорогих ресторанов, практикующих французский сервис в целях создания наиболее комфортных и престижных условий для гостей; 2) «табльдот»; 3) М. статичное – заранее определенное меню, остающееся постоянным день ото дня. М. статичное позволяет осуществлять жесткий контроль за качеством и ценой, внедряя эффективные технологические стандарты ; 4) М. цикличное, предполагающее широкий набор блюд, к-рые ежедневно меняются в течение определенного периода времени, после чего цикл повторяется.
Специалисты в области ресторанного дела рекомендуют следующее. М. в силу той важной роли, какую оно играет, должно быть грамотно составлено и красиво выполнено полиграфически. М. может оказаться наиболее важным рекламным средством внутреннего потребления, оказывающим помощь в повышении покупательного спроса у посетителей. Оно непосредственно влияет на выбор посетителей, а также на количество заказов. Правильно оформленное М., психологически верно рассчитанная калькуляция блюд, каждого в отдельности и всего выбора в целом, непосредственно влияют на уровень дохода предприятия. Можно больше заплатить за землю, здание и оборудование, но только благодаря М. возникает успех или провал той концепции, которая заложена в основе строительства и организации ресторана. М. является началом любой ресторанной концепции. От него зависят место строительства ресторана, его оснащение конкретным оборудованием, объемы операций, количество работников.
М. в менеджменте блюд и напитков выполняет 5 основных функций: эффективного средства для создания взаимоотношений, проведения маркетинга и контроля за ценами; индикатора желаний клиента и возможностей ресторана; контроля уровня доходов и средства решения финансовых задач; организатора трудового процесса; индикатора будущего финансового оборота предприятия. Как считает американский специалист ресторанного дела Д. Равесич: «М. пишется с мыслями о клиенте, а не о том, что любит хозяин или может приготовить повар... Если вы знаете своего клиента, ориентируйтесь на него, не создавая пестроты вкусов и стилей. М. должно быть достаточно разнообразным, чтобы дать посетителю возможность выбирать, но, с др. стороны, ограниченным тем перечнем блюд, который ресторан может надлежащим образом приготовить и подать».
ПРЕДПРИЯТИЕ ПИТАНИЯ. Предприятие индустрии гостеприимства, специализирующееся на приготовлении блюд и напитков, обслуживании и предоставлении пищи гостям.
Типы П. п., используемые в туризме: ресторан; кафетерий; столовая; пиццерия; буфет; кофейная лавка; предприятие быстрого питания; кейтеринг.
Бар – предприятие питания с подачей напитков. В барах также могут готовиться напитки для их употребления в ресторане.
Варьете – предприятие питания, основной услугой к-рого является большое шоу-представление.
Кейтеринг – общественное питание с обслуживанием посетителей вне помещений предприятия питания, когда для их организации приглашаются профессиональные менеджеры. Наиболее типичные виды кейтеринга: пикники; банкеты – вид кейтеринга, организованного по случаю к.-л. события, сходный с ресторанным обслуживанием, проводимый в специально оборудованном помещении; фуршеты.
Клуб ночной- предприятие питания (главным образом напитки) со специальной шоу-программой..
Предприятия быстрого питания-возникновениетехнологий быстрого приготовления пищи связано прежде всего с появлением в 50-60-х гг. замороженных продуктов. Новые технические возможности позволили готовить не только традиционные гамбургеры и жареных цыплят, но и блюда европейской и мексиканской кухни, а также морепродукты.
Ресторан – предприятие общественного питания, в к-ром можно заказать блюда и напитки в соответствии с предлагаемым меню. Концепция и тематика ресторана вытеснили потребность в имидже владельца. Управление ресторанами взяли на себя специализирующиеся на этом компании, в большинстве своем мало различимые между собой.
Ресторан диетический -появление ресторанов диетических связано с массовым отказом в 70-е гг. от традиционной пищи в связи с распространением идей экологии питания и перехода к более легкой и полезной пище, рекомендуемой диетологами. Одними из первых подобными предприятиями питания стали рестораны группы «Бенниган».
Сервис-бар- бар, специализированный для приготовления напитков клиентам ресторанов.
Центральное место в предприятии питания занимает кухня – производственный центр предприятия питания, где по предварительным заказам готовятся блюда. Заказы поступают от официантов necroj. i-нов на основе составленного и предлагаемого клиентам меню, а так же из банкетного зала, где перечень блюд и их количество предварительно определены и оплачены. Повара по имеющимся рецептурам и технологическим картам готовят соответствующие блюда.
Рецептура- совокупность обязательных правил приготовления блюд и напитков.
ПИТАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ. В связи с большой продолжительностью проживания на курортах туристы часто отказываются от стандартного меню, характерного для гостиничных ресторанов с короткими сроками проживания. Здесь необходимы более длинные циклы в меню и большее разнообразие блюд при сниженной калорийности. Для повышения разнообразия пищи, там где работает один ресторан, проводятся специальные мероприятия: тематические вечера; встречи с поварами.
Наиболее популярные кухни мира среди туристов: европейская; мексиканская; латиноамериканская; японская; китайская; арабская. Факторы, оказывающие влияние на индивидуальный выбор потребителем блюд той или иной кухни: традиции; культурный уровень; место проживания; влияние родителей и родственников; религиозные воззрения и запреты; вкусы и пищевые фантазии; реклама; сезон; состояние здоровья; склонности; экономическое положение; образ жизни; физические нагрузки; уровень информированности в вопросах питания.
Система безопасности на предприятиях П. о.-система, решающая задачи по поддержанию безопасности на предприятиях П. о.: хранение и движение продуктов; хранение и расходование напитков; расчеты с клиентами; документооборот.
Система общественного питания. В зависимости от разнообразия помещений, характера технологии приготовления блюд, используемого персонала выделяются следующие типы систем общественного питания: традиционная система общественного питания; полутрадиционная система общественного питания; система общественного питания готовыми к употреблению продуктами; система фабрик-кухонь; система быстрого обслуживания.
Одна из ведущих компаний США по управлению предприятиями общественного питания – «СЕРВИС АМЕРИКА». Имеет более 1000 контрактов на управление.
Одной из крупнейших компаний по управлению предприятиями общественного питания является «АРА-СЕРВИС» с штаб-квартирой в Филадельфии (США). Компания держит свыше 2500 контрактов на управление ресторанами в различных странах мира и получает ежегодный доход в размере 839 млн долл.
С. о. п. готовыми к употреблению продуктами -включает предварительное приготовление блюд, полностью готовых к употреблению, с последующим их замораживанием для использования через определенный промежуток времени.
С. о. п. полутрадиционная-система, исключающая по сравнению с традиционной помещения для разделки мяса и птицы, приготовления теста, мытья и обработки овощей; система сводит до минимума приготовление пищи благодаря закупке мясных полуфабрикатов, замороженных овощей, десертов и почти готовых салатов.
С. о. п. традиционная – включает наряду с торговым залом ресторана помещения для разделки мяса и птицы, приготовления теста, мытья и обработки овощей, кухни с персоналом, приготавливающим пищу непосредственно перед употреблением, убирающий персонал. Продукты питания покупаются в сыром виде и обрабатываются непосредственно перед обслуживанием. Пища потребляется практически сразу же после ее приготовления.
Система фабрик-кухонь – система, обслуживающая несколько предприятий общественного питания, имеющая базу снабжения для обеспечения готовыми к употреблению продуктами.
План американский – метод выставления счета за питание в гостинице, когда все или некоторые виды питания включаются в общую стоимость размещения.
П. бермудский (континентальный) – метод выставления счета за питание, по к-рому в стоимость номера включаются размещение и американский (континентальный) завтрак.
П. европейский – метод выставления счета за питание в гостинице, когда питание не включается в стоимость размещения и посещение ресторана является для туриста делом добровольным.
Система компьютерная управления ресторанами (Restaurant Management System – RMS) – компьютерная система, обслуживающая ресторанный цикл в рамках двух зон: зоны обслуживания и зоны управления.
Элементы RMS на предприятиях питания:
1. Зона обслуживания – устройства, принимающие заказ (кассовый терминал; предварительный терминал; портативный терминал); центральный процессорный блок (автономная система; система «главный-подчиненный»; система на базе процессора); выходные устройства (дисплей; принтер для счетов; принтер для чеков; принтер К системе АРМ; журнальный принтер).
2. Зона управления – устройства входной информации (электронно-лучевая трубка; ЭКАЛГП интерфейс; сеть передачи данных); центральный процессорный блок (микроЭВМ ПК); большая ЭВМ); выходные устройства (дисплей; построчно-печатающее устройство; графический принтер; файл связи; магнитные носители).
Число перекрытий – показатель уровня загрузки предприятия общественного питания:
Чп = Чн / Кпм,
где Чп – число перекрытий (показывающее, сколько раз используется одно посадочное место в течение дня); Чн – число накрытий (число гостей, обслуженных в течение дня); Кпм – количество посадочных мест. Для большого ресторана двух перекрытий в течение дня едва хватает для получения минимального дохода.
В менеджменте гостеприимства показатель доходности питания в гостинице определяется в расчете на один номер:
Дн = Дп/Н,
где Дн – доходы от продажи питания и напитков в расчете на один номер; Дп – общий доход от продажи питания и напитков; Н – число номеров, выделенных под размещение.
ПОСЕТИТЕЛЬ
Лицо, прибывшее на отдых или с туристскими целями, международное определение, впервые принятое МСОТО в 1972.
В настоящее время ВТО унифицировано определение П.: «Любое лицо, путешествующее в к.-л. месте, находящееся за пределами его обычной среды на срок, не превышающий полных 12 месяцев, главной целью поездки к-рого не является занятие деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте».
П. включают все типы путешественников, занимающихся туризмом. П. включены в статистику туризма как базовая единица сбора информации.
В туристской практике чаще используют понятие «временный П.», т. е. любое лицо, прибывшее к объекту туризма, расположенному вне места постоянного жительства, по любой причине, не связанной с выполнением работы, оплачиваемой в месте посещения. Термин «временный П.» охватывает туристов, т. е. людей, находящихся в посещаемой стране или объекте туризма не менее 24 часов с целью развлечения, отдыха, здоровья, религии, спорта; прибывших с деловыми целями (командировки, участие в работе конгрессов, конференций, по семейным обстоятельствам); экскурсантов, т. е. людей, пребывающих в посещаемой стране или объекте туризма и экскурсии менее 24 часов (включая круизных туристов), не остающихся на ночевку в объекте посещения, хотя они могут совершать поездки по стране в течение одного или большего количества дней, возвращаясь на ночлег в свой вагон, на корабль или яхту.
П. внутренний- турист, путешествующий в стране постоянного проживания вне пределов его обычной среды на срок, не превышающий 12 месяцев, если его главной целью не является занятие деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте.
П. иностранный – турист, путешествующий вне страны постоянного проживания.
П. ночующий – турист, к-рый осуществляет по меньшей мере одну ночевку в стране посещения.
П. однодневный – турист, к-рый прибывает и уезжает в тот же день, включая транзитных однодневных посетителей.
ПРИБЫТИЕ – 1) единица измерения, принятая в качестве условного показателя числа туристских посещений. Краткая ссылка на статистические данные позволяет судить о необычайно возросших показателях туризма в мире за 80-е гг. Так, в материалах Всемирной конференции по туризму (Манила, 1980) указывалось, что количественные размеры туризма достигли 1 млрд 350 млн туристских прибытий, из к-рых 1 млрд 80 млн приходятся на национальный туризм и 270 млн – на международный. По данным ВТО, в 1989 число прибытий составило 3,5 млрд единиц, в т. ч. 12-18 % приходилось на международный туризм; 2) приезд в страну посещения или к объекту туризма.
Число прибытий – основной показатель в статистике мирового туризма. Число прибытий по категории международного туризма выросло в мире с 25 (1951) до 530 млн (1995), т. е. в 21 раз.
Продолжительность пребывания – количество ночевок, проведенных туристом в стране (регионе) пребывания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|