ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Средство государственного регулирования туристской деятельности, осуществляемое в целях защиты прав и интересов туристов. Положение и порядок лицензирования утверждены постановлением Правительства РФ от 12 декабря 1995 № 1222 «Положение о лицензировании международной туристической деятельности». Порядок и условия лицензирования международной туристской деятельности, осуществляемой российскими и расположенными на территории РФ иностранными организациями независимо от их организационно-правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, едины и определяются данным Положением.
Лицензия на осуществление международной туристской деятельности (т.е. приема иностранных туристов на территории РФ и направления туристов за рубеж) является официальным документом, к-рый разрешает осуществление международной туристской деятельности на всей территории РФ в течение установленного срока (три года или менее) и определяет условия ее осуществления. Лицензии на платной основе выдают Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму (ныне Министерство по физической культуре, спорту и туризму РФ), а также органы исполнительной власти большинства субъектов Федерации, к-рым переданы (делегированы) полномочия по лицензированию. Орган, осуществляющий лицензирование, вправе приостановить действие лицензии или аннулировать ее в случае представления лицензиатом соответствующего заявления, обнаружения недостоверных данных в документах лицензиата, невыполнения им распоряжений и предписаний государственных органов, нарушения лицензиатом законодательства РФ, а также условий действия лицензии.
Условия действия лицензии: доведение до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике проведения во время путешествия; наличие собственного или арендованного служебного помещения с соответствующим оборудованием; наличие в штате не менее одного работника, имеющего специальное туристское образование или стаж работы в сфере туризма не менее 3 лет; оказание туристских услуг только после заключения с клиентом договора (контракта) на куплю-продажу услуг; предоставление клиенту полной и исчерпывающей информации о режиме работы лицензиата, его юридическом адресе, наличии лицензии и сертификатов на услуги.
Данные о туроператорах и турагентах, получивших лицензии, вносятся в федеральный реестр туроператоров и турагентов (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996).
Лицензия на международную туристскую деятельность, выданная в одном из государств – участников СНГ, действительна на территории других стран СНГ (Рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма», 1994).
ЛЬГОТЫ В ТУРИЗМЕ
Предоставление туристским организациям и туристам к.-л. преимуществ, частичное или полное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей, а также облегчение условий их выполнения.
В России – один из путей государственного регулирования туристской деятельности, заложенных в Законе РФ «Об основах туристской деятельности в РФ» (1996): предоставление льготных кредитов и установление налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся внутренним и въездным туризмом в РФ.
Л. в т. могут иметь всеобщий характер. Напр., в Европейском Союзе действует общая норма понижения налога на добавленную стоимость для туристских организаций. Часто льготы распространяются на отдельные категории туристов (напр., детей, молодоженов, инвалидов, студентов, пенсионеров и т.п.), или отдельные виды туристской деятельности (напр., социальный туризм, самодеятельный туризм и т.п.), либо на отдельные виды услуг (напр., дисконтные карточки, скидки постоянным клиентам, студенческие транспортные билеты и т. п.), практикуются также сезонные и суточные скидки.
Л. налоговые – вычет из подлежащей налогообложению суммы, обычно устанавливаемый законом в форме личных скидок с подоходного налога, пенсионных льгот и др. Напр., если иностранный турист, посещающий страну, входящую в ЕС, осуществит крупную покупку, то при выезде из нее он получит денежную компенсацию в размере величины налога на добавленную стоимость. Этой льготой правительства стимулируют иностранных туристов осуществлять покупки, привлекая тем самым дополнительную валюту в казну государства.
Налоговые льготы используются правительствами как средство государственного регулирования туристской деятельности. При этом, несмотря на введение налоговых льгот для туристских организаций, общее поступление в государственный бюджет растет благодаря не только быстрому расширению объемов туристской деятельности, но и эффекту мультипликатора.
В практике мирового туризма основной налоговой льготой является снижение налога на добавленную стоимость для туристских организаций, принимающих иностранных туристов.
Л. социального характера- льготы, предоставляемые государством отдельным категориям российских туристов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996).
Л. таможенные – льготы, предоставляемые государством отдельным категориям туристов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996).
Для поощрения конкретных туристов в индустрии гостеприимства распространена такая льгота, как апгрейд (up-grade) – предоставление туристской услуги с повышением категории без взимания дополнительной платы.
М
МАРКЕТИНГ ТУРИСТСКИЙ
Комплекс определенных функций, осуществляемых администрацией туристской компании в целях расширения рынка сбыта ее туристского продукта и услуг.
М. т. представляет собой систему управления и организации деятельности туристских организаций по разработке новых, более эффективных видов туристско-экскурсионных услуг, их производству и сбыту с целью получения прибыли на основе повышения качества туристского продукта и учета процессов, происходящих на мировом туристском рынке. Основная цель М. т. – целенаправленное воздействие на формирование рекреационных потребностей, спроса, монопольных и коммерческих цен, сегментации рынка, развитие ассортимента туристско-экскурсионных услуг, рекламы.
Современная маркетинговая концепция в туризме – концепция, устанавливающая главный приоритет в предпринимательстве – выявление и удовлетворение желаний и потребностей клиентов.
«Целью бизнеса является создание потребителей. Это делает маркетинговую концепцию перспективной, поскольку если нет клиента, не будет и дохода. Если нет доходов, не будет и прибыли. Даже если менеджеры рассуждают о прибыли как главной концепции в бизнесе, это на самом деле далеко не так. Главной целью тех, кто действует в бизнесе, является создание клиентов и удовлетворение их желаний» – так характеризует задачу маркетинга известный специалист Дракер.
М. т. преследует три цели: сохранение и защита традиционного рынка (клиентуры); введение, развитие и увеличение нового рынка; уменьшение влияния сезонности. Для достижения этих задач ежегодно корректируются маркет-планы; назначаются группы для разработки предполагаемой программы деятельности предприятия, курорта, совместной деятельности ряда стран в регионе, исследования привлекаемой клиентуры и структуризации маркет-плана; проводится кооперирование с туроператорами по загрузке, индустриальному обеспечению на условиях совместного участия в рынке; разрабатываются совместные меры по продвижению продукта на рынке туризма; осуществляется подключение к центральной компьютерной системе резервирования; апробируются новые продукты (виды обслуживания); разрабатываются целевые сегменты рынка с сезонным характером обслуживания; организуются выставки-продажи, презентации; проводятся конференции; предлагаются пакеты деловых туров до и после проведения конференций и конгрессов.
Главная задача М. т. заключается в том, чтобы понять потребителя. Успешно работающие туристские компании учатся у тех, кого они обслуживают. Они называют это «приближением к клиенту» и постоянно наблюдают за своими гостями, стараются улучшить свои возможности в обслуживании.
Основные функции М. т.:
1. Создание туристского продукта и услуг для последующего предложения клиентам. (Только за последние десять лет в гостиничном бизнесе появились такие новые концепции, как гостиницы экономического класса, гостиницы класса «апартамент», специальные концепции гостиничных и ресторанных цепей.)
2. Продвижение туристского продукта и услуг на рынок, реклама и сбыт.
3. Организация прямых (персональных) продаж. (Характерной чертой индустрии гостеприимства является то, что большинство договоров заключается непосредственно с клиентами.)
4. Создание допустимого уровня доходов.
Анализ маркетинговый: А. информации – элемент М. т. – этап А. конъюнктуры туристского рынка, следующий за этапом поиска источников информации и предполагающий проведение А. и истолкование информации с тем, чтобы руководство могло принять определенное решение о дальнейших действиях; А. конъюнктуры туристского рынка – постоянный процесс, включающий последовательные и объективные меры, помогающие принять лучшее маркетинговое решение в области определения новых потребностей клиентов и путей их удовлетворения.
А. конъюнктуры рынка должен ответить на следующие вопросы:
• Кто является клиентами или потенциальными клиентами туристской фирмы?
• Что это за люди? (Возраст, доход, образовательный уровень, стиль жизни и т.п.)
• Где они живут? (Город, сельская местность, владельцы собственных домов, арендуемая квартира и т. п.)
• Почему они покупают данный туристский продукт? (Случайно, по совету друзей, по объявлению в газете и т. п.)
• Удовлетворяет ли туристский продукт их потребности? (Удобное месторасположение, экологические условия, уровень обслуживания.)
• Соответствуют ли цены тому стилю, который собирается поддерживать туристская фирма? Соответствуют ли цены тому обслуживанию, которое получают клиенты?
• Какая часть туристского бизнеса является результатом специальных кампаний по стимулированию сбыта? Как много дополнительных клиентов появилось в результате проведения определенной кампании?
• Какое место занимает туристское предприятие по отношению к конкурентам?
Этапы проведения А. конъюнктуры рынка: А. ситуации; предварительная оценка; организация и проведение исследования; поиск источников информации; А. информации; выводы и предложения; исполнение и его проверка; А. новой ситуации.
А. региональный – экономико-географический А. факторов регионального развития, применяемый для познания закономерностей и особенностей развития туризма в конкретных районах.
А. ситуационный – первый шаг в процессе проведения анализа конъюнктуры туристского рынка, включающий изучение всей доступной информации о туристской фирме (компании), ее товарах и услугах; состоянии туристского рынка; индустрии гостеприимства в целом; конкретном сегменте индустрии гостеприимства, в к-ром функционирует туристское предприятие; демографическом состоянии района функционирования туристской фирмы; средствах массовой информации; способах стимулирования сбыта туристского продукта.
Матрица Ансоффа – модель маркетингового планирования, к-рая предлагает четыре варианта стратегии расширения продаж: расширение продаж – не связанное с существенным риском расширение проникновения на рынок путем снижения цен или усиления рекламной деятельности; разработка изделия – улучшение известных продуктов и продажа их традиционным потребителям, связанная со средней степенью риска; развитие рынка – связанная со средней степенью риска реализация известных продуктов на новых рынках; предложение новых товаров на новых рынках с наиболее высокой степенью риска.
Поиск источников информации-этап анализа конъюнктуры туристского рынка, включающий: анализ результатов ранее проведенных исследований туристского рынка; поиск вторичной информации (анализ монографий, газет, журналов, справочных материалов); организацию первичного исследования информации (опрос, анкетирование, обзор туристского рынка, анализ поведения клиентов, наблюдение и др.).
Продвижение туристского продукта – мероприятия, направленные на увеличение реализации туристского продукта или туристской услуги, включающие: рекламную кампанию; активизацию связей с общественностью; кампанию по раздаче бесплатных подарков или марок и купонов с объявленной стоимостью, накопление к-рых дает покупателю право бесплатного приобретения товара; демонстрации и выставки; проведение конкурсов с привлекательными премиями; временные снижения цен; продажу товаров вразнос агентами компании; продажу по телефону; рассылку писем потенциальным потребителям.
Среда маркетинговая – совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами туристской фирмы и влияющих на возможности менеджеров устанавливать и поддерживать отношения сотрудничества на определенном сегменте туристского рынка.
Маркетинговая микросреда туристской фирмы – субъекты и силы, имеющие непосредственное отношение к самой туристской фирме (поставщики, турагенты, клиенты, конкуренты).
Маркетинговая макросреда туристской фирмы – субъекты и силы, представляющие группу социально-экономических условий (экологическая, демографическая, экономическая, геополитическая, политическая, социальная, природная, технологическая и культурная ситуации).
Средства распространения информации-каналыкоммуникации, к-рыми пользуются туроператор и турагент для продвижения туристского продукта на туристском рынке.
С. р. и. подразделяют на каналы личной и неличной коммуникации.
Каналы личной коммуникации: разъяснительно-пропагандистский канал (агент – клиент); экспертно-оценочный канал (эксперт туристского продукта – покупатель); общественно-бытовой канал (друзья, соседи, родственники – покупатели).
Каналы неличной коммуникации: средства массового и избирательного воздействия (газеты, журналы, почтовая реклама, радио, телевидение, плакаты, рекламные щиты, вывески); специфическая атмосфера (искусственная среда, внушающая потребителю повышенную склонность к потреблению туристского продукта: туристские салоны, ярмарки, биржи, выставки); событийные мероприятия (пресс-конференции, праздники, презентации туристского продукта, церемонии награждения туристов, лотереи, информационные туры и т. п.).
Управление маркетинговой деятельностью (менеджмент маркетинга) – комплекс из четырех элементов маркетинга (известный в литературе как «4 P's»), широко используемый в системе предпринимательской деятельности, ответственность за к-рый несет директор по маркетингу:
• продукт (Product);
• место (Place);
• стимулирование сбыта (Promotion);
• цена (Price).
В индустрии гостеприимства маркетинговый комплекс состоит из четырех специфических элементов:
• комплекс товаров и услуг;
• комплекс презентации;
• коммуникационный комплекс;
• комплекс дистрибуции.
Функции М. т. – оценка нужд потребителей туристского продукта; прогнозирование развития туристского рынка; прогнозирование деятельности конкурентов; разработка нового туристского продукта и услуг; разработка ценовой политики деятельности фирмы.
Цикличность в М. т. – кругообороте М. т., включающий следующие последовательные процессы. 1-й этап – определение желаний и потребностей потенциальных клиентов туристских фирм; 2-й этап – создание туристского продукта и комплекса услуг, в основе к-рых лежат рекреационные потребности клиентов; 3-й этап – обслуживание туристов; 4-й этап – контроль за доходами и прибылью, к-рая распределяется или реинвестируется во 2-й этап; 5-й этап – контроль за степенью удовлетворенности туристов. Далее цикл повторяется.
МАРШРУТ ТУРИСТСКИЙ
Заранее спланированный путь перемещения туристов по географическим точкам (ГОСТ Р 50681-94 «Проектирование туристских услуг») в течение определенного периода времени с целью получения предусмотренных программой обслуживания и дополнительных ту-ристско-экскурсионных услуг. М. т. разрабатывают заранее, предусматривая определенный комплекс услуг (размещение, питание, экскурсионное обслуживание, спортивные, зрелищные, социальные мероприятия). Натуристском рынке М. т. представляется в виде Тура – основного туристского продукта.
В целях унификации методов организации и менеджмента М. т. классифицируются (см. таблицу на с. 121) по различным основаниям (см. Классификация туризма).
Маршрутизация – 1) задача разработки и внедрения нового М. т.;'2) сведение отдельных рейсовых операций в маршрутные операции.
Маршрут выходного дня – 1) путь следования с туристскими делями в пределах выходного дня, конца рабочей недели; 2) небольшие по протяженности (5-25 км) и незначительные по сложности одно- и двухдневные туристские походы и экскурсии, призванные дать туристу или экскурсанту представление о туризме и экскурсии, навыках, необходимых каждому для успешного продвижения и ориентирования на местности, об организации отдыха и питания в походных условиях. Поход по М. в. д. – первый этап начальной туристской подготовки.
I
| По типам:
| Тематический
| Походный
| Физкультурно-оздоровительный
| Комбинированный
| II
| По сезонности:
| Круглогодичный
| Сезонный
| III
| По виду трассы:
| Линейный
| Радиальный
| Кольцевой
| IV
| По продолжи-тельности:
| Выходного дня
| Многодневный
| V
| По виду транспорта:
| Собственный фирмы
| Арендованный фирмой
| Общественный
| Личный
| VI
| По способу передвижения:
| Теплоходный
| Авиационный
| Автобусный
| Железнодорожный
| Комбини-рованный
| | | | | | | | | | | |
М. замкнутый – путь следования с транспортировкой туристов до места назначения и обратно одним и тем же видом транспорта.
М. кольцевой – путь следования, начинающийся и заканчивающийся в одном пункте. Напр., «Золотое кольцо России» (Москва – Сергиев Посад – Переславль-Залесский – Ростов – Ярославль – Кострома – Иваново – Суздаль – Владимир – Москва).
М. комбинированный- тур, сочетающий в программе обслуживания элементы тематического, походного и физкультурно-оздоровительного маршрутов.
М. линейный – путь следования, начало и окончание к-рого приходятся на разные пункты. Проходит через рад туристских баз, расположенных в разных районах. Напр., Москва – Тверь – C.-I ?-тербург или Москва – туристская база «Верхневолжская» – Тверь, или Москва – Новосибирск – Хабаровск и т. д.
М. походный – тур с обязательным участием в многодневных туристских походах с различными активными способами передвижения, длительность к-рых составляет не менее 25 % продолжительности тура. Напр., 14-дневный М. походный под названием «В долину вулканов и горячих источников» (Камчатка), включает 4-дневное проживание туристов в гостинице Петропавловска-Камчатского с разнообразной экскурсионной программой и питанием в ресторане, а также обязательный 10-дневный пешеходный туристский поход под руководством опытного инструктора.
М. радиальный – путь следования, во время к-рого турист находится на туристской базе (гостинице), реализуя программу походов или экскурсий из одного туристского центра (базы). Радиальный М., как правило, определен туристской путевкой и предусматривает комплексное обслуживание туристов. (Напр., 10-дневное пребывание туристов в международном туристском центре в Одессе включает отдых на морском побережье, поездки в Измаил, Вилково, Белгород-Днестровский, осмотр катакомб.)
М. речной – рейсы с использованием судов речных пароходств. Имеют подвиды: туристско-экскурсионные рейсы (путешествия на арендованных речных судах продолжительностью более 1 суток) и экскурсионно-прогулочные рейсы (поездки экскурсантов с целью ознакомления с памятными и историческими местами и отдыха продолжительностью не более 24 час.). Для организации круизных и ту-ристско-экскурсионных рейсов используются в основном комфортабельные теплоходы. Для организации экскурсионно-прогулочных и прогулочных рейсов могут использоваться как теплоходы, так и малый флот (речные трамвайчики, катера, катамараны и др.).
М. тематический – тур с преобладанием в программе экскурсионного обслуживания занятий познавательной направленности (обзорные и тематические экскурсии, посещение музеев, фольклорных праздников, изучение языка и т.д.).
М. теплоходный – тур, организованный на теплоходах речных и морских пароходств. Теплоходные маршруты подразделяются на морские и прогулочные (с использованием судов речных пароходств). Морские маршруты – круизные путешествия на арендованных морских судах продолжительностью более 1 суток. Они могут быть как с посещением портов, так и без посещения, напр, морской круиз Владивостокского бюро путешествий «Из зимы в лето – прогулка к экватору». Прогулочные маршруты – экскурсии в пределах акватории порта продолжительностью не более 24 час.
М. туристский самодеятельный – путь следования группы туристов, путешественников. Разрабатывается и организуется туристами самостоятельно. Туристы сами обеспечивают его материальную базу, добровольно и самостоятельно осуществляют хозяйственно-бытовое и туристское обслуживание. Методическую помощь при этом оказывают туристские клубы и секции при коллективах физкультуры. Туристские самодеятельные маршруты согласовываются с клубом туристов, туристской секцией или маршрутно-квалификационной комиссией.
Период пребывания – точное время нахождения группы или туриста на маршруте.
Препятствия – естественные сложные участки территории, используемые при прокладке спортивного туристского маршрута: крутые склоны; заросли; завалы; заболоченные участки; осыпи; морены; снежные склоны; ледники.
Рейс – маршрут транспортного средства в один конец.
Р. пассажирский – пассажирский маршрут транспортного средства в один конец.
Р. Прямой – маршрут транспортного средства в один конец, не имеющий промежуточных остановок в транзитных пунктах.
Р. регулярный – маршрут транспортного средства, включенный в регулярное расписание.
Р. чартерный – маршрут транспортного средства, не включенный в регулярное расписание и проводимый по отдельному заказу.
Руководитель туристского похода – формальный лидер в туристской группе, обладающий: уровнем знаний, навыков и умений, соответствующим объему программы «Туристский организатор», опытом участия в походе по данному виду туризма как минимум на одну категорию сложности выше, чем заявленный маршрут, опытом руководства походом по тому же виду туризма меньшей категории сложности.
МЕНЕДЖМЕНТ ТУРИЗМА
Управление туристскими организациями в условиях рынка: ориентация на рекреационные потребности и спрос клиентов; стремление к повышению экономической эффективности деятельности туристской организации; стремление к росту ее хозяйственной самостоятельности; учет состояния и тенденций туристского рынка. Подсистемы управления туристской организацией – планирование; техническая подготовка; производство; снабжение; сбыт.
Существуют три аспекта содержания понятия М. т.: наука и практика управления; организация управления туристской фирмой; процесс принятия управленческих решений.
М. т. подразделяют на следующие виды:
1. Функциональный М. т. – комплексные повседневные процессы управления, обеспечивающие постоянное функционирование предприятия по трем основным направлениям:
1.1.Структура и организация деятельности туристской организации.
1.2.Мотивация и распределение обязанностей работников.
1.3.Контроль и оценка исполнения.
2. Типологический М. т.:
2.1. Менеджмент Гостеприимства – системная часть М. т., обеспечивающая целостность процесса обслуживания туристов.
Функция менеджмента гостеприимства – стыковка подсистем обслуживания в связи с требованиями Деятельности рекреационной в целях максимизации удовлетворения потребностей гостя.
Для реализации менеджмента гостеприимства в туристских организациях создаются специальные планирующие группы. Типовая структура такой группы (ее подгрупп) в крупном отеле следующая: административная; торговая; рецепционная; гостиничная; ресторанная; оборудование; кухня; комнаты отдыха.
Функции планирующей группы: сканирование ситуации; разработка плана мероприятий по менеджменту отдельных подразделений отеля.
Регулирование отношений с гостями осуществляют группы по ведению дел с клиентами, создаваемые в принимающих туристских агентствах, к-рые ответственны за планирование, контроль и координацию всех работ, проводимых отправляющим туристским агентством от имени клиента.
Для поиска междисциплинарных решений в целях повышения качества производства туристского продукта и обслуживания туристов в туристской организации создаются проблемные рабочие группы.
Менеджмент предприятий Индустрии гостеприимства осуществляют:
• директор – лицо, назначенное или нанятое для осуществления текущего управления организацией. Он выполняет функцию посредника между владельцем предприятия и управленческим персоналом, с одной стороны, и клиентами – с др. Директор туристского предприятия переводит общие постановочные задачи владельца предприятия в конкретные управленческие решения, определяет направления политики предприятия в рамках поставленных целей и задач, в т. ч. проведение финансовой политики, закупочной политики, развитие отношений с партнерами;
• директор исполнительный – менеджер туристской компании, к-рый является ее служащим, занятым повседневным управлением и не участвующим в разработке политики компании;
• директор по маркетингу – менеджер современной гостиницы, отвечающий за: соответствие гостиничных услуг тем специфическим потребностям, к-рые характерны для конкретной категории потребителей; поиск новых клиентов; контроль за работой коммерческой службы; планирование и организацию конгрессного и банкетного обслуживания;
• директор по питанию – менеджер современной гостиницы, отвечающий за организацию питания гостей в ресторанах, кафе и барах; обслуживание банкетов и конференций; работу кухни; составление меню; заказ и поставку необходимых продуктов; распределение обслуживающего персонала по участкам; осуществление контроля за качеством готовой продукции; соблюдение режима экономии;
• директор по размещению – центральная фигура в гостиничном менеджменте, менеджер, отвечающий за успешную работу и эксплуатацию номерного фонда, несущий ответственность за его чистоту и нормальное функционирование.
2.2. Менеджмент туроперейтинга (см. Туроператор) – управление деятельностью туроператоров в туристском бизнесе и отношениями туроператоров с производителями туристских услуг – авиалиниями, отелями, транспортными фирмами; посредниками – турагентами; потребителями туристского продукта – туристами.
2.3. Тур-менеджмент – раздел М. т., целью к-рого являются организация и управление оптовой торговлей турами и розничными продажами.
2.4. Менеджмент блюд и напитков – разработка концепции питания в отелях, управление, организация торгового обслуживания гостей и контроль за качеством блюд и напитков. Менеджмент блюд и наш гков возглавляет директор по питанию, имеющий в подчинении разнообразные службы и отделы, к-рыми управляют менеджеры, в т. ч. менеджер по обслуживанию в номерах, а также сменных менеджеров.
Основным элементом данного вида менеджмента является меню, различное для специализированных торговых точек.
К функциям менеджмента блюд и напитков относятся организация банкетов, буфетное и барное обслуживание, обеспечивающие клиентов спиртными и прохладительными напитками под аккомпанемент небольшого оркестра или записанную музыку.
Производственным центром здесь является кухня, где готовятся заказанные блюда. Основная цель – контроль за ценой и качеством блюд и напитков.
В особые типологические группы М. т. выделяются:
2.5. Менеджмент круизов.
2.6. Менеджмент путешествий.
2.7. Менеджмент экскурсионный – совокупность форм и методов управления в экскурсионной сфере деятельности.
3. Менеджмент персонала – состояние управления кадрами в туризме и перспективы работы в условиях рынка. Основные задачи менеджмента персонала – разработка системы мер по управлению I персоналом в условиях хозяйствования; создание системы непрерывною обучения кадров.
Персонал туристской организации – реальная профессионально-квалификационная структура туристской организации, отличающаяся от идеальной Структуры профессионально-квалификационной в результате влияния конкретных внешних условий и экономической ситуации внутри нее. Персонал туристской организации является объектом менеджмента.
В менеджменте гостеприимства обслуживающий персонал подразделяют на две категории: работники первой линии – персонал, контактирующий с клиентами; работники второй линии – персонал, не контактирующий с клиентами.
Персонал туристской организации подразделяют на четыре категории: высшее руководящее звено; среднее руководящее звено; работники обслуживания; рабочие технических служб.
В целях мотивации персонала используют критерии самооценки персонала – жизненные ценности; круг интересов; особенности характера; индивидуальность; профессиональные качества; навыки.
Функции М. п.: 1) системные; 2) управление кадрами; 3) управление трудом; 4) управление социальным развитием.
«В любой деятельности человеческий труд является важным детерминантом прибыльности, но в сфере обслуживания человеческий труд приобретает такое значение, при котором само существование единого хозяйственного механизма ставится в прямую зависимость от количества и качества самого труда. Три основные причины роста значения менеджмента персонала в индустрии гостеприимства: решающая роль взаимоотношений между служащим и клиентом; рост заработной платы в сфере гостеприимства в течение последних 15 лет – основной фактор роста цен; усиление государственного воздействия и регулирования процессов менеджмента персонала» – таков вывод известного специалиста в области управления персоналом X. Дивайна.
Все эти факторы вынуждают менеджеров туристских организаций уделять больше времени и средств сфере человеческих ресурсов, в первую очередь следующим функциям: планированию штатной численности персонала; подбору служащих; профессиональной ориентации; повышению квалификации; планированию функциональных обязанностей персонала; изучению потребностей персонала и мотивации.
Направления М. п. – обеспечение равных возможностей труда; анализ профессионально-квалификационной структуры; планирование рабочих мест; набор персонала; отбор кадров; оценка результативности труда; тренинг персонала; планирование карьеры служащих; оплата труда; пособия и услуги; трудовая дисциплина; безопасность и здоровье служащих; режим работы; оценка работников.
Важным аспектом М. п. в туризме является поддержание эффективного делового климата. В индустрии гостеприимства деловой климат можно считать благоприятным, если М. п. проводит в жизнь: справедливые принципы подбора и расстановки кадров; закрепленные в письменной форме служебные обязанности для каждого рабочего места; реализацию потребностей в повышении квалификации работников для их последующего продвижения по службе; постоянное повышение квалификации супервайзеров; проверку работы всего персонала; программу поощрений работников; официальный план продвижения персонала по служебной лестнице; периодическое повышение заработной платы; периодическое совершенствование системы льгот; согласование вопросов сокращения численности персонала с самим персоналом; рассмотрение трудовых споров и обязательность их разрешения для администрации.
Плата заработная – фиксируемые в договорах и соглашения;-между туристской организацией и наемными работниками отношения найма, отражающие соотношение спроса на труд со стороны туристских организаций и предложение труда со стороны наемного работника, носителя рабочей силы.
В практической деятельности туристских организаций заработная плата выступает в трех аспектах: на рынке труда как цена рабочей силы; в процессе труда как плата за труд; после процесса труда как личный, семейный доход. В туризме заработная плата определяется как доля личного дохода, состоящая из всех форм оплаты труда, включая оклады, комиссионные, премии, отпускные пособия, медицинские пособия и стоимость платежей натурой (напр., бесплатное питание и размещение), а также чаевые от клиентов.
В США ставка начинающего рабочего первой линии (получающего чаевые) составляет 5,00 долл., а начинающего рабочего второй линии – 7,35 долл. Годовой прирост заработной платы в целом по индустрии гостеприимства составляет 4-6 %. Квалифицированные специалисты и менеджеры получают от 25 000 до 100 000 долл. в год в зависимости от конкретного места работы, уровня квалификации и стажа.
Повышение квалификации – поддержание и приведение в соответствие с задачами социально-экономического развития туризма квалификационного уровня кадров. Научно-технический прогресс и требования по повышению эффективности туристской деятельности ставят, кроме того, задачу обеспечения опережающих темпов углубления содержания квалификационной структуры кадрового потенциала. Это требует от системы подготовки и повышения квалификации кадров реализации следующих функций:
• квалификационного мониторинга – установления несоответствия между фактической квалификацией кадров и квалификациейными требованиями эффективного и качественного осуществления деятельности на каждом рабочем месте, стимулирования каждого трудящегося к изысканию путей преодоления этого несоответствия;
• отбора кадров для включения их в наиболее подходящие и эффективные виды и формы повышения квалификации, обеспечивающие профессиональную пригодность и перспективность;
• обеспечения адекватной реакции на динамику изменений и тенденции развития туризма и сферы управления соответствующим повышением квалификации кадров, опережающим эти изменения;
• обеспечения экономической заинтересованности организаций в своевременной подготовке и переподготовке кадров;
• обеспечения необходимых организационных условий для эффективной увязки всех сторон, участвующих в процессе повышения квалификации кадров.
Реализация главной цели и функций системы повышения квалификации осуществляется через решение следующих основных задач: обеспечение единой политики повышения квалификации на основе учета реальных потребностей туристской отрасли; системное обновление и обогащение профессиональных знаний, специализацию и переквалификацию в случае изменений профессиональной структуры кадров; внедрение экономического подхода к повышению квалификации кадров.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|