Сделай Сам Свою Работу на 5

ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА.





До второй мировой войны главной заботой социальных работников, как и всего аме­риканского общества, были иммигранты, представляющие различные культуры и про­блемы их адаптации. Много внимания уделялось культурологическим различиям, хотя преобладающая концепция "переплавки" ос­новывалась на предположении, что они явля­ются преходящими. В 1954 г. Верховный суд принял решение о десегрегации школьного образования, которое отодвигало на второй план культурные особенности и стимулиро­вало процесс интеграции различных групп и единый поток развития.

Многие социальные работники, разделя­ющие идею эгалитаризма — равенства, пришли к выводу, что внимание к различиям в жизненном укладе этнических групп и клас­сов в известном смысле несовместимо с при­сущей их профессии приверженностью идее равенства и неповторимости каждой лично­сти. Только в 60—70-х годах, когда в определенных слоях негритянского населения проявились воинствующие настроения, была сделана попытка повернуться лицом к этническому вопросу. Ему стали уделять больше внимания, активизировались усилия по разработке теоретических положений, которые могли бы оказать помощь в практической работе.



 

Определение практической социальной работы в этнической среде.

 

Социальная работа в этнических группах основывается на той точке зрения, что практика должна учитывать особенности человека, связанные с его этническим происхождением и положением в системе социальных ценностей. Многие считают, что все принимаемые меры по разрешению социальных проблем должны осуществляться с учетом основных ценностей, присущих данной этнической группе, и местных особенностей.

Практическая работа с этническимименьшинствами основывается на концепции «двойного подхода», которая заключается, с одной стороны, в сознательном и систематическом восприятии и изучении ценностей, взглядов и особенностей поведения, присущих более крупной общественной структуре, и, с другой стороны, в их сравнении с аналогичными характеристиками, относящимися к ближайшему семейному и общинному ок­ружению клиента. Концепция основана на предположении, что все клиенты одновременно взаимодействуют с двумя системами: во-первых, с доминантной системой, являющейся источником власти и дающей жителям средства к существованию, и, во-вторых, с воспитывающей системой, представляющей собой непосредственное физическое и общественное окружение в семье и общине.



 

Этнические группы и этническая принадлежность.

 

Многие исследователи считают, что этн­ическая группа состоит из людей, имеющих общие и им одним присущие культурные традиции и историческое прошлое, что этническая принадлежность предполагает чувство национальной общности и самоидентификации с данной группой. Ряд факторов, среди которыx национальное происхождение, религия, общий язык и раса, обусловливают эт­ническую принадлежность.

 

Цветные меньшинства и этниче­ские группы.

 

Термин "меньшинство" в данном случае относится к людям, которые в основном располагаются на нижних ступенях

лестницы власти и привилегий. Многие из тех, кто сейчас находится в этом положении, стали жертвами расизма и нищеты. Среди них немало чернокожих американцев, аме­риканских индейцев, туземцев Аляски, аме­риканцев латиноамериканского происхож­дения и пуэрториканцев. К этим группам примыкают и американцы азиатского проис­хождения.

 

Соотношение между социально-классовой и этнической принадлеж­ностью.

 

Пытаясь объяснить различия в поведении и мировосприятии людей, при­надлежащих к одному общественному классу, но к разным этническим общностям,можно дать той точке, в которой пересекают­ся социальная и этническая принадлежность человека, название "этнокласс". В этой точке конвергенции рождаются ясно различимые особенности наклонностей и поведения. Эти особенности являются этническими реалия­ми, для которых характерны глубоко укоренившиеся взгляды и обычаи на такие пробле­мы, как воспитание детей, забота о престарелых, а также особенности характе­ра, порожденные угнетением.



 

Практика социальной работы с этночувствительными группами.

 

Практическая деятельность в этой обла­сти строится, во-первых, на ценностях, при­сущих социальной работе вообще, во-вторых, на понимании этнических реалий, в-третьих, на профессиональном подходе — так называ­емых слоях понимания, в-четвертых, на практическом опыте. Здесь мы встречаемся с целым комплексом исходных положений, принципов и методов. Эта модель не предла­гает ничего принципиально нового, она ско­рее приспосабливает общие основы и методы социальной работы к этническим реалиям.

 

Аспекты понимания.

 

Социальные работники, связанные с этночувствительны­ми группами, должны глубоко и сознательно усвоить три аспекта понимания:

1. Знание человеческого поведе­ния. Чтобы учитывать специфические осо­бенности реакции различных этнических групп, в том числе и цветных меньшинств, на те или иные ситуации и проблемы, социаль­ный работник должен хорошо разбираться во всем многообразии теорий, объясняющих по­ведение человека.

2. Самоконтроль.Дисциплина и са­моконтроль остаются главными профессио­нальными чертами социального работника. Сюда же относится и процесс самооценки: "Я не всегда приятен, мне порой свойственны безапелляционность, предвзятость, черст­вость". Такая самооценка помогает развивать в себе способность сочувствовать, сострадать людям. В этночувствительной ситуации в са­мооценку включается еще и такой вопрос: "Кто я с этнической точки зрения?" Размышления по поводу того, как влияет этническая принадлежность индивида на его самооцен­ку, помогают социальному работнику легче подстроиться к этническим реалиям.

3. Этнические реалии и повсед­невная жизнь.Этнические реалии прони­зывают все духовное и общественное бытие человека, включая различные реакции на кризисы в семейной жизни, на болезнь и смерть. Профессионал, приходящий на помощь, в одном случае может восприниматься как человек, к услугам которого естественно прибегают в трудную минуту, а в другом — как непрошеный гость, не имеющий права вмешиваться в интимные вопросы, которые не должны выходить за рамки семейного кру­га. Лица, принадлежащие к этническим группам и испытывающие особое давление расизма и нищеты, встречают неисчислимые препятствия в борьбе за минимально прием­лемый жизненный уровень. Все они черпают силы и внутренний комфорт в традиционной общности, выражающейся в психологиче­ских узах общего языка, истории, основных обрядов и празднеств.

 

Исходные позиции в работе, свя­занной с этночувствительными про­блемами.

 

Изучая воздействие, которое ока­зывают на этническое меньшинство и на отдельных его членов историческое прошлое, присущие им ценности и взгляды, можно сформулировать следующие основные выво­ды: во-первых, история каждого индивида и общности в целом является одним из факто­ров, от которых зависит и возникновение про­блем, и их разрешение; во-вторых, наиболь­шее значение имеет ныне существующая ситуация; в-третьих, на функционирование индивида воздействуют подсознательные яв­ления; в-четвертых, этническая принадлеж­ность может являться источником как спло­ченности, самостоятельности и силы, так и напряженности, разлада и ссор. Так, истори­ческий опыт побуждает многих чернокожих ожидать, что в трудную минуту семья придет им на помощь. Однако по мере того, как млад­шее поколение вливается в средний класс, в его среде может размываться верность этой устойчивой традиции. Мексиканкам и пуэрториканкам, например, не удается без труда выйти из роли, традиционно отведенной их полу, и стать студентками или наемными работницами и т. п.

 

Принципы практической работы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.