Сделай Сам Свою Работу на 5

Возможный ущерб профессиональным отношениям.





 

Это имеет место когда нарушаются профессиональные нормы поведения. К таким нарушениям относятся фальсификация данных, плагиат, злоупотребление доверием и преднамеренное пренебрежение существующими правилами. Развитие научного знания зависит от тщательного и точного сбора информации, глубокого анализа и беспристрастного изложения результатов. Фальсификация данных осуществляется разными способами — от прямой фабрикации их до избирательной регистрации. При клинических экспериментах это может представлять прямую опасность для человека.

Есть основания полагать, что хотя бы в небольшой степени фальсификация часто имеет место. Иногда благие намерения становятся злом лишь потому, что процесс наблюдений утомительно однообразен. Г. Хайман и его коллеги (1954) сообщили об исследовании, где четверть опрашивавших сфабриковала большую часть собранных данных, остальные совершили частичную фальсификацию.

Обследованием, имевшим целью доказать, что престарелые не страдают от бедности и не заинтересованы в программе медицинской помощи, не были охвачены меньшинства, лица, получающие пособии находящиеся в домах для престарелых и проживающие в многоквартирных домах. При лабораторных и полевых исследованиях данные искажаются в результате указаний руководителя или соответствующей формулировки вопросов. Делая упор на те или иные слова, допуская определенные жесты, опра­шивающий может исказить получаемую информацию. Как показывает случай с Умным Гансом, австрийской лошадью, якобы умев­шей складывать числа, даже животное спо­собно реагировать на самые незаметные движения и корректировать свой ответ.



Иногда результаты добросовестно проведенных исследований превратно истолковываются или подгоняются под ожидаемый вывод. Для опубликования рекомендуются лишь те работы, в которых получены данные, подтверждающие нужную теорию. К. Макнимар (1960) отмечает, что порой полученные данные отвергаются, если они не подтверждают имеющуюся гипотезу. При проведении многочисленных статистических подсчетов нередко публикуются только те из них, которые дают нужные результаты. Когда Л. Уолинз (1962) запросил исходные материалы по 37 исследованиям, в 21 случае был дан ответ, что они отсутствуют или уничтожены. При повторном анализе семи опубликованных исследований в трех из них были выявлены ошибки достаточно серьезные для того, чтобы поставить под сомнение первоначальные выводы.



Плагиат встречается редко, поскольку его легко разоблачить. Гораздо чаще имеют место недобросовестное цитирование и отсутствие ссылок на труды других авторов. Предъявляемые к ученым требования в отношении числа публикаций побуждают их добиваться включения своих имен в число соавторов работ, написанных их учениками, или исключать учеников из числа соавторов.

Фикты злоупотребления доверием или источником информации установить трудно. Исследователи обычно свободно обсуждают свои идеи и излагают их в форме предположений. Эти предположения обсуждаются коллегами, комитетами и администрацией научных заведений, а также многочисленными специалистамм и практиками, которых приглашают со стороны для участия в дискуссиях. Статьи, подготовленные для журналов, также обсуждаются до их опубликования. Поэтому есть немало путей для злоупотребления доверием.

 

Потенциальный ущерб общественным интересам.

 

Замысел и методика эксперимента, предмет и результаты изучения могут принести обществу не только благо, но и вред. При этом исследователи непоследовательно относят потенциальные положительные итоги своей работы ко всему обществу, а вероятный ущерб — только к отдельным участникам. Ложь, допущенная в исследованиях, подрывает доверие людей к тому, что им говорят другие. Исследования, использующие обман для того, чтобы изучать поведение людей, компрометируют готовность человека прийти на помощь своему ближнему. Этический баланс между приобретенным научным знанием и нанесенным в результате обмана ущербом лишь недавно сместился в пользу ограничений на примене­ние методов, связанных с введением людей в заблуждение. Проводились эксперименты, в ходе которых подставное лицо падало на зем­лю, имитируя кровотечение, чтобы прове­рить реакцию людей на чрезвычайные меди­цинские ситуации. От 19 до 44% работ по проблемам психологии проводилось с ис­пользованием прямого обмана участников ис­следований.



Социальные исследования могут поста­вить под сомнение легитимность некоторых институтов. Например, поднимался вопрос о вредных результатах опросов общественного мнения относительно правомочности выбо­ров. Эти опросы задуманы как средство под­держки конкретного кандидата или полити­ческой платформы, а в результате могут подрывать веру в законность избирательного процесса и доверие к кандидатам.

Исследования могут нанести ущерб от­дельным категориям людей, таким, как рели­гиозные группы, расовые и этнические мень­шинства, а также отдельным лицам. Сосредоточивая внимание на аномальных или ущербных личностях, исследователь публично высвечивает их проблемы.

Интерпретация полученных данных и выводы всегда должны быть связаны с теми, кто конкретно несет ответственность за сло­жившуюся ситуацию. В исследованиях легко обнаружить создаваемые стереотипы. Като­лики изображаются менее трудолюбивыми, чем протестанты, так как находятся в ущерб­ном положении ввиду приверженности авто­ритарной церкви и, как правило, имеют мно­годетные семьи, что мешает им дать своим детям высшее образование, столь необходи­мое в современном обществе. Соответствую­щие группы могут протестовать, но, чем сла­бее группа, тем меньше вероятность, что она станет протестовать и даже просто узнает о существовании повода для протеста.

 

Сведение риска до минимума.

Специалисты, профессиональные объе­динения и правительство приняли меры для того, чтобы максимально сократить риск, свя­занный с проведением исследований. Их уси­лия сосредоточивались преимущественно на защите интересов участников. Устанавлива­ется возможное соотношение между риском и ожидаемыми положительными результатами, действует требование, чтобы участники были информированы о факторах риска, за­мысел и методика эксперимента строятся та­ким образом, чтобы предельно снизить риск. Тщательно отбираются участники, проводят­ся диагностические проверки, отраба­тывается методика выявления и устранения возможного ущерба, все предложения рассматриваются незаинтересованными сторо­нами. Каждая из этих предосторожностей со­кращает риск, а вместе они создают ситуацию, когда негативные последствия мо­гут быть только редкой случайностью.

 

Защита участников.

 

Оценка соотно­шения между риском и предполагаемыми по­ложительными результатами является одним из методов, позволяющих определить, на­сколько исследование оправдано с этической точки зрения. Если ожидаемые выгоды пре­восходят возможный риск, ситуация считает­ся этически оправданной. Принцип "риск — выгода" представляет собой современную версию утилитарной идеи, что цель оправды­вает средства. При непосредственном приме­нении этого принципа подвергающиеся рис­ку участники исследования имеют право пользоваться положительными результатами работы.

Формула "риск — выгода" имеет ряд не­достатков. Во-первых, до проведения иссле­дования невозможно выявить все его аспекты: эксперимент потому и проводится, что ре­зультат его неизвестен. Во-вторых, вероят­ные риск и выгода трудно поддаются измере­нию, а их оценки субъективны. Те дискуссии, которые разворачиваются вокруг результатов исследований, показывают, сколь трудно дать количественную оценку полученных ре­зультатов и систематизировать их. В-треть­их, затруднительно вычислять это соотноше­ние, когда общество выигрывает от ущерба, причиняемого участникам эксперимента. В случаях, когда участники не получают непос­редственной выгоды для себя, важно, чтобы они в полной мере осознали риск, на который идут. В-четвертых, в этих условиях имеет ме­сто конфликт интересов, поскольку соотно­шение определяется самим исследователем, который, естественно, не сомневается в цен­ности эксперимента. Резонно предположить, что он будет подчеркивать достоинства своего плана и умалять возможные недостатки. Но даже если формула "риск — выгода" не под­твердит целесообразности эксперимента, она может дать необходимую информацию, что­бы оправдать его отмену.

Другая предосторожность при проведе­нии исследований заключается в требовании, чтобы участники давали согласие доброволь­но и сознательно, лишь имея полную инфор­мацию и отдавая себе отчет в том, что от них потребуется и какой риск с этим связан. Лица, соглашающиеся на участие в эксперименте, должны быть ознакомлены с его замысломи методами достаточно подробно, чтобы их решение было сознательным. При этом предполагается, что участие является добровольным и участники имеют право отказаться от него на любой стадии эксперимента. Чем опаснее исследование, тем важнее обеспечить выполнение этого принципа.

Еще одна предосторожность состоит в том, что замысел и методика экспсримента строятся так, чтобы достичь минимальных результатов при максимуме безопасности участников. Это предполагает оценку вероятности и тяжести потенциального вреда, продолжительности вредных последствий и степени их обратимости, возможности выявления вреда на ранней стадии и соотношения между этим вредом и риском, которому человек подвергается в повседневной жизни. Когда достижение целей исследования сопряжено с неизбежным риском, экспериментаторы могут обратиться к естественным полевым исследованиям. Например, социальный работник, который захотел бы изучать последствия недоедания, может заниматься этим в тех бедных районах, где люди страдают от этого явления.

Предварительная проверка лиц, собирающихся участвовать в исследовании, позволяет отобрать лишь тех, кто обладает достаточно высокой устойчивостью против возможных вредных последствий. Проводятся тесты, и к участию в экспериментах допускаются только лица, набравшие нужное число очков. Ученые считают, что эта мера предосторожности снижает уровень опасности в определенных исследованиях. При изучении проблем, связанных с чувством собственного достоинства, не следует привлекать подростков или людей с психическими отклонениями.

Когда потенциальный ущерб представляется неопределенным, бывает полезно провести пробное исследование с последующим диагностическим опросом, который позволит оценить последствия. Такое пробное исследование одновременно повышает и научную ценность работы, и защищенность ее участников. В любом случае, когда можно предвидеть вероятность вреда, следует иметь методику выявления и нейтрализации опасных последствий. Во многих случаях, особенно при экспериментах, проводятся собеседования с участниками с целью настроить их на оценку и преодоление любых негатиных результатов. Когда применяются методы терапии, которые могут иметь побочный эффект, обычно достигается договоренность с практи­ком-клиницистом о проведении консульта­ций.

Для снижения уровня риска полезно обращаться к незаинтересованным лицам с просьбой дать заключение о предлагаемых исследованиях. Люди, занимающие разные позиции и имеющие различные взгляды, мо­гут выявить потенциальную опасность и предложить средства страховки от нее, кото­рые либо остались вне поля зрения исследователя, либо вообще не были ему известны.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.