|
Теоретическое обоснование.
Взаимодействие нужно понимать как непрерывный взаимный обмен в системе "отдельная личность — окружающая среда", при котором каждая из сторон постоянно изменяет форму, показатели или как-то влияет на другую сторону. Этим взаимодействие отличается от более привычного действия — формы линейной причинной связи, при которой одно существо воздействует на одно или несколько других в заданный промежуток времени, не меняясь само в этом процессе. Несмотря на то что линейная причинно-следственная связь может объяснить простые ситуации, она малопригодна по сравнению со взаимной причинно-следственной связью при описании сложных ситуаций, подобных тем, что наиболее часто встречаются в социальной работе.
При применении взаимной причинной связи потребности и проблемы людей рассматриваются как результат обмена "люди — окружающая среда", а не как нечто, вызванное лишь одним человеком или только окружающей средой. (Имеется, однако, и важное исключение — определенные проблемы могут быть вызваны только экологическими или только социальными процессами и влиять при этом на часть населения или на все население.) Насколько важна личность, настолько же важна и окружающая среда, настолько же важен и их взаимообмен.
Биологическая, познавательная, эмоциональная и социальная адаптация является активным усилием, направленным либо на достижение личностных перемен с целью приведения личности в соответствие с требованиями окружающей среды и получения возможных преимуществ, либо на изменение воздействия окружающей среды, чтобы социальное и физическое окружение больше соответствовали потребностям, правам и целям людей (явным исключением является решение остаться пассивным для защиты или выживания в экстремальной ситуации).
В концепции жизненного стресса рассматривается либо положительное, либо отрицательное соотношение "человек — окружающая среда". Это соотношение положительно в случае, когда экологический процесс или событие воспринимаются как вызов и, таким образом, связываются с положительными чувствами, благоприятным уровнем самооценки. Соотношение отрицательно в случае, когда существующие или осознаваемые требования окружающей среды, угрозы, потери и конфликты (или риск их появления в будущем) превышают имеющиеся или осознаваемые возможности противостоять им. Этот тип жизненного стресса связывается с чувством опасности и вызывает такие негативные эмоции, как чувство беспокойства, вины, ярости, беспомощности, отчаяния, а также занижение самооценки.
Концепция противостояния относится к социальной адаптации, вызванной внутренним стрессом. Две основные и независимые функции противостояния — решение проблем и управление отрицательными эмоциями. Каждая из них требует как личностных, так и экологических ресурсов, в связи с чем противостояние частично отражает соотношение "человек — окружающая среда". Если усилия по противостоянию успешны, то можно избежать воздействия, вызвавшего стресс, или справиться с его последствиями. Однако, если активность противостояния (познавательного, поведенческого или защитного) недостаточна и сильный стресс сохраняется или нарастает, это может привести к физическим нарушениям, эмоциональному расстройству или нарушению общественных функций. Это, в свою очередь, может вызвать дальнейший стресс по нисходящей спирали, причем от него будет трудно избавиться.
Две дополнительные экологические концепции полезны для работы в сообществах. Это концепции ниши и ареала. Для выживания, роста и воспроизведения рода все организмы должны занимать соответствующую экологическую нишу — как видовую, так и индивидуальную. Определение ниши, благоприятной для человека, различно в разных сообществах и в различные исторические эпохи. Мы точно не знаем, какие элементе ниши определяют появление способностей человека.
Однако в городских и сельских сообществах, различающихся по национальности, цвету, этническому происхождению, возрасту, сексуальной ориентации, трудоспособности, уровню бедности и прочим личным и культурным характеристикам, миллионы людей вынуждены занимать ниши, не соответствующие их потребностям.
В экологии ареал определяется как участок обитания организма. Для людей ареалом являются определенные физические и социальные условия, взятые в культурологическом контексте. Физические условия, такие, как жилище, здания, деревни и города, должны поддерживать социальные условия для семейной, общественной, рабочей, религиозной жизни, соответствующие возрасту, происхождению, культуре. Ареалы, не поддерживающие здоровье и социальную деятельность отдельных людей и систем, способствуют возникновению чувства изоляции, дезориентации и отчаяния. Такие эмоции могут затем оказывать влияние на основные функции семейной жизни и жизни сообщества.
Многие бедные сельские и городские сообщества различной этнической принадлежности, не имеют атрибутов ареала, поддерживающих благосостояние человека.
Помимо этих концепций при экологическом подходе внимание обращается на различные объекты (причем с учетом уровней биологического, эмоционального, познавательного и социального развития и активности индивида) и на динамические процессы, протекающие в парах, семьях, группах, соседствах и организациях. Однако развитие и активность отдельных личностей и коллективов всегда рассматриваются как результаты взаимодействия в контексте культурного и экологического разнообразия и для разлиных генетических потенциалов, которые в благоприятной окружающей среде высвобождаются, а в неблагоприятной — подавляются. При экологическом подходе особое внимание уделяется четырем дополнительным концепциям — родственности, навыка, самосовершенствования и самоуважения, понимание взаимодействия которых также помогает профессионалу сфокусировать внимание на личности, окружающей среде и их взаимовлиянии.
Понятие родственности, основанное на теории связи, отличается от понятия связей объекта, выведенного из теории стимула. Широкие исследования показывают роль поддерживающих систем, в которые входят родственники, друзья, соседи, коллеги по работеи домашние животные, в защите людей от болезненных жизненных стрессов. Наличиенеформальной поддержки является основным внешнимисточникомпротивостояния стрессу. Люди, сталкивающиеся со стрессовыми ситуациями, но имеющие систему социальной поддержки, получают меньшие физические, эмоциональные и социальные нарушения, чем люди, не имеющие систем поддержки.
Родственность учитывает также роль социальной и эмоциональной изоляции, отношение человека к природе в эволюционном смысле единства природы и человека.
Родственность зависима от навыков, самосовершенствования и самоуважения. Навык—это знание, приобретение которого начинается в раннем детстве и продолжается в течение всей жизни человека. Когда младенцы достигают повторяющегося успеха, заставляя тех, кто за ними ухаживает, быстро и без ошибок реагировать на подаваемые младенцем сигналы о своих потребностях, начинается развитие чувства эффективности своих действий, т. е. понимание того, что они влияют на окружающую среду. Накопление этого опыта приводит к появлению навыка. Для последующего развития социальная и физическая окружающая среда должна обеспечивать появление разнообразных стимулов и возможностей для обучения и поддержания опыта и для самосовершенствования, соответствующих возрасту, и это должно сопровождать человека на всем протяжении жизни—от младенчества до старости. Профессиональные знания и опыт в этой области пока ограниченны, но уже учитываются в некоторых программах «мать — младенец» и некоторыми службами помощи для асоциальных групп, престарелых и т. п.
Родственность и навык влияют на развитие самосовершенствования. Это понятие сходно с тем, что в классической психологии определяется как относительная независимость человека от внешних и внутренних потребностей и воздействий. Такая автономность достигается и поддерживается за счет активных усилий человека, старающегося укрепиться с внешними и внутренними потребностями, оставаясь в то же время связанным с ними. Самосовершенствование учитывает такие показатели, как духовная и физическая сила, положение в социальной структуре и среде взаимодействующих социальных сил, которые влияют на возможность выбора при воздействии на окружающую среду.
Два более практических понятия, связанные с экологической концепцией, помогают прояснить составляющие самосовершенствования. Это понятие подавления (отказа от сопротивления силам доминирующих групп), основанное на показателях возраста, происхождения, сексуальной ориентации, расы и народности, религии, социального положения, на наличии физических недостатков или умственной отсталости, и деструктивных факторов, которое подразумевает такие явления, как бедность, безработица, гонка ядерных вооружений, неадекватные системы распределения жилья, здравоохранения, образования и распределение благ и, кроме того, технологическое загрязнение воздуха, воды, пищи; наличие токсичных веществ на рабочих местах, в школах и жилищах; появление опасных отходов. Эти источники стресса побуждают профессионала участвовать в изменении общественной политики, ценностей и ориентиров.
При экологическом подходе рассматривается также сложная и динамичная природа окружающей среды. Окружающая среда включает в себя социальные и физические условия, взаимодействующие друг с другом, изменяющие и формирующие друг друга во времени.
Термин "социальные условия" относится к окружению человека или к остальным людям, находящимся в жизненном пространстве человека или сообщества. Социальное окружение включает в себя также более крупные общественные структуры — экономические, законодательные и политические, системы здравоохранения, образовательные, жилищные, юридические, исправительные системы, политику, проводимую на местном, среднем и высшем уровне; системы занятости и рабочих мест; религиозные структуры и т. д.
Физическое окружение — это географическое расположение (различия между городом и деревней, местность и климат), флора и фауна, вид местности и расположение объектов на ней, распорядок дня, так как все это отражает черты личности, особенности культуры и социальных структур. Оно может включать такие продукты деятельности человека, как средства коммуникации, компьютеры и роботы, их влияние на здоровых и больных людей; биомеханические технологии, вызывающие новые этические дилеммы и моральные конфликты; транспортные системы, которые могут быть в наличии, отсутствовать или быть недоступными; архитектурные и жилищные объекты, создающие те или иные условия для взаимоотношений людей. Эти физические показатели часто являются: 1) источниками жизненного стресса (например, социогеографическая изоляция, технологическая или структурная безработица, отсутствие жилья); 2) объектами перемен (например, изменение временного или пространственного уклада жизни в семье или на производстве); 3) инструментами помощи (например, домашние растения и животные, средства массовой информации и использование их для просвещения общества). К тому же место рождения нередко является фактором самоидентификации, и привязанность к "родному дому" может послужить смягчению чувства потерянности.
Таким образом, экологический подход, основанный на идеях взаимодействия, предполагает, что нельзя воспринимать людей и окружающую среду без учета их взаимосвязи.
Области применения.
На практике экологический подход может быть применен в таких областях, как работа с детьми, здравоохранение, психические расстройства, старение, социальная работа по трудоустройству, социальная работа в школах, работа с безнадежно больными, преступность и правонарушения среди молодежи, системы социальной поддержки, проблемы групп и др. Исследования, связанные с экологической ориентацией, в основном изучали не ее эффективность, а отношения "личность — окружающая среда" и неформальные системы поддержки, состоящие из родственников, друзей и соседей.
Важно отметить, что в работе под редакцией К. Мейера (1983) описан и экосистемный подход, основывающийся на понятиях теории общих систем, который применим в любой практической области клинической социальной работы. Кроме того, благодаря экологическому подходу появилось три новых практических метода: метод семейного центра, метод навыка и метод жизненной модели. Их общей отличительной чертой является стремление оперировать экологическими понятиями, описанными в данной работе. Однако, как и следовало ожидать, между ними есть определенные различия. Например, при социальной работе по методу семейного центра экологический подход применяется для работы в семьях; при работе по методу навыка основное внимание уделяется выработке взаимодействия человека с окружающей средой; а при применении метода жизненной модели экологический подход используется, чтобы соединить социальную политику с отдельными лицами и сообществами. Многие социальные работники способствовали совершенствованию метода жизненной модели, который будет описан в следующим разделе.
Оценка и вмешательство.
Метод жизненной модели использует практические принципы, основанные скорее на широких жизненных процессах, чем на индивидуально-отклоняющихся процессах протекающих в случаях болезней и других нарушений. Само понятие впервые были использовано Б. Бандлером (1963), психоаналитиком из Бостона, при обсуждении патронажной работы. Он предположил, что системой ориентиров в такой работе должна стать "сама жизнь, естественные процессы роста, развития и увядания, методы pазрешения проблем и удовлетворения нужд". Он также отметил, что, хотя конструктивное начало в людях иногда может ослабляться препятствиями и трудностями, оно тем не менее сильнее деструктивных тенденций. Поэтому задача практической деятельности — помочь устранить препятствия и мобилизовать, поддержать конструктивный потенциал, присущий человеку. Идеи Б. Бандлера дали возможность разработать практический метод, использующий категории экологического подхода. Это позволяет, во-первых, применить положение К. Левина (1964) о жизненном пространстве (его "психологическая среда", "вторгающаяся среда" и более обширная внешняя среда, или «чуждая оболоча») на практике, определив область внимания социального работника, и, во-вторых, разделить жизненное пространство на три независимые сферы — жизненные переходы, межличностные процессы и свойства окружающей среды.
Жизненные переходы определяют стадии развития, такие, как созревание и старение; изменение статуса и роли — желаемые, принудительные или неблагоприятные; потери или иные кризисные события, с которыми сталкиваются отдельные личности и сообщства. Межличностные процессы включают взаимоотношения и общение в парах, семьях, группах, социальных системах, cooбществах или соседствах, а также в организациях. К свойствам среды относятся аспекты социальных и физических характеристик—их формальные и неформальные возможности и недостатки, оказывающие влияние на отдельных людей и на сообщества.
Эти три сферы представляют собой важные объекты внимания для социальных программ и служб, направленных на улучшение здоровья и благосостояния всего заинтересованного населения. Они также являются гарантами предотвращения потенциально негативных последствий для отдельных лиц и групп в ситуациях, связанных с риском. Хотя некоторые лица и сообщества в тех же самых сфеpax могут сталкиваться и с болезненными, разрушительными проблемами. Это происходит на стыке объективной логики развития самой сферы и субъективного восприятия ее со стороны человека или группы. Вторым после «жизненного пространства» практическим понятием, введенным для метода жизненной модели, было понятие "жизненные проблемы", определяющее человеческие затруднения, связанные со стрессом. Такие жизненные стрессы могут возникнуть в сфере окружающей среды — например, на рабочем месте (что может влиять на развитие и психологическое здоровье человека). Если стрессам не противостоять, то они могут распространиться и на другие сферы — сферу межличностных семейных процессов (приводя к агрессивным конфликтам) или сферу жизненных переходов (создавая проблемы развития школьников в семье). Жизненный стресс может также возникнуть в сфере жизненных переходов или в межличностной, а затем распространиться на остальные сферы. Например, трудности в развитии, ролевые задачи или семейные проблемы могут повлиять на эффективность работы, создавая дополнительный стресс на рабочем месте.
Аналогично стресс может действовать во всех трех сферах жизненного пространства сообщества. Например, отсутствие необходимые служб (торговых заведений, банковских и медицинских учреждений и т. п.), доступных после работы, может создавать стресс на рабочем месте. Перемены в сообществе, когда одни уезжают, оставляя лиц старшего возраста, и другие приезжают, могут привести к конфликтам в межгрупповом общении и взаимоотношениях и к последующему стрессу в семьях и среди пожилых. Стесненные жилищные условия могут вызвать проблему в связи с растущими потребностями подрастающих детей и т. д.
Примечательно, что большинство обращающихся в социальные службы испытывают стрессовые нагрузки, превосходящие их личные или внешние возможности противостояния. Даже те, кому предлагается помощь, обычно считают, что они находятся в опасной ситуации, что им грозят стрессовые нагрузки, нарушения или утраты.
При оценке ситуации необходимо установить источник стресса, определить сферу жизненного пространства или сферы, где этот источник находится. Если окружению уделено недостаточно внимания, то стресс, создаваемый, например, работой, может быть неправильно отнесен к проблемам в семейных отношениях.
На основе оценки ситуации предпринимаются действия (вмешательство) для улучшения взаимоотношений "человек—окружающая среда". Вмешательство направлено на мобилизацию и улучшение личных и внешних возможностей, необходимых для противостояния стрессу, чтобы обеспечить поддержку, повысить самооценку и помочь в управлении и регулировании отрицательными эмоциями, которые вызывает стресс, а также — при согласии клиента — на использование формальных и неформальных систем помощи.
Отличительной чертой концепции жизненной модели является ее упор на интегрированный практический подход при социальной работе с отдельными личностями и сообществами. При этом признается, что развитие, динамические процессы и функционирование отдельных личностей отличаются от тех же процессов в сообществах и что знание процессов обоих типов является частью постоянной профессиональной подготовки социального работника. Необходимо отметить, что межличностные, эмфатические, наблюдательные, оценочные навыки, умение разрешать проблемы, способность к общению и прочие навыки одинаковы, независимо от того, рассматриваются люди как отдельные личности или как члены сообщества. Эти навыки присущи и социальному работнику и играют важную роль в выполнении им своих функций, ролей и задач, а применяемые на практике методы отражают его индивидуальность, стиль и творческие способности. При применении метода жизненной модели используются те же профессиональные ориентиры и этические категории, что и во всех практических методах.
Практические принципы и навыки оценки и вмешательства легко применимы в работе с семьями и группами, а также в работе с соседскими и другими сообществами при налаживании: 1) взаимосвязи членов сообщества, включая социальные службы и системы взаимопомощи; 2) умения сообщества учитывать потребности и интересы его членов; 3) самосовершенствования сообщества при развитии и использовании ресурсов, имеющихся в сообществе или получаемых им извне; 4) чувства общности и уважения в сообществе. Экологические концепции ниши и ареала полезны для мобилизации членов сообщества на действия, направленные на изменение физических и социальных характеристик в сообществе или соседской среде.
Для организаций и общественных групп были разработаны практические принципы и навыки, направленные на выполнение таких задач, как: 1) внутренняя защита для усиления, где это необходимо, ответственности агентства и внешняя защита для помощи клиентам в получении необходимых ресурсов от других организаций; 2) юридическая защита для повышения восприимчивости социальной политики к человеческим потребностям, улучшения качества и равномерности распределения социальных ресурсов, повышения степени их доступности.
Метод жизненной модели применяется для надзора, оценки, позитивных мер или противодействия в сферах здравоохранения, работы с детьми, работы с бездомными женщинами, пожилыми и при использовании естественных помощников в социальной работе. Жизненная модель применяется, когда стоит широкая задача изменения ситуации. Метод навыков используется некоторыми социальными работниками для практических целей в работе с различными группами населения.
Методы жизненной модели, семейного центра и навыков изучены еще недостаточно. Необходимы исследования эффективности этих методов при работе с разными группами населения, испытывающими воздействие различных источников стресса.
Экологический походд представляет собой развивающуюся систему идей и открыт для новых идей, теорий и знаний, которые продолжают раскрывать элементы взаимодействия системы "человек — окружающая среда". По-видимому, продолжающееся внедрение новых теорий и знаний тоже внесет коррективы и дополнения в практику на основе метода жизненной модели.
Кэрол Джермэн,
Алекс Гиттерман.
См. также: Практика социальной работы: обзор основных направлений; Практика социальной работы: тенденции и проблемы.
• Bandler 5.(1963). The Concept of I i< Supportive Psychotherapy. In: H. J l'ui«<R. R. Miller (Eds.). Ego-Oriented Сам-*иЯ (p. 27—44). N. Y.: Family Service Associating America. • Council on Social Work Edu (1983). Curriculum Policy for the M« Degree & Baccalaureate Degree Progr; Social Work Education (1982). N. Y.: Aullu*, Gordon W. E. (1969). Basic Constructs fn Integrative and Generative Conception of Sn Work. In: G. Hearn (Ed.). The General Sv*M Approach: Contributions Toward an Hold Conception of Sociai Work (p. 5—11). 1Ш Council on Social Work Education. • Iswin\ (1964). Field Theory in Social Science. ■"" Harper & Row. • Meyer С. Н. (Ed.) (I4»| Clinical Social Work in the Eco-SyuM Perpective. N. Y.: Columbia University Ги-.ч», National Association of Social Workers (147f Conceptual Frameworks I [Special issurj « Social Work, 22(4). • National Association! Social Workers (1981). Conceptual Framowo II" [Special issue].— Social Work, 26(1), National Association of Social Workers (14Hi NASW Standards for the Practice of Cllnl) Social Work. Silver Spring, Md.: Author.
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА. См. Измерения в социальной работе; Исследования в социальной работе; Практика социальной работы: эффективность; Социальный диагноз.
ЭТИКА. См. Социальные проблемы: теории и определения; Ценности и этика; Этические проблемы в социальных исследованиях.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|