Сделай Сам Свою Работу на 5

Внутригрупповые различия.





 

Социализация является важнейшей составной частью процесса развития людей. Социологи, занимающиеся структурой общества, рассматривают ее как приобщение людей к верованиям, ценностям, мотивации и навыкам, характеризующим их принадлежность к данной культурной группе. Социализация измеряется той степенью, в которой личность способна эффективно действовать в собственных и общественных интересах в рамках признанных социальных ролей. Социализация рассматривается также как процесс, в ходе которого формируется личность и возникает представление человека о себе самом по мере его вхождения в социальную роль. С этой точки зрения упор делается на межличностные отношения. Эволюционный аспект социализации касается характерных ролей, которые индивид должен научиться выполнять на разных этапах жизненного цикла. Однако нормы, определяющие выполнение указанных ролей, могут различаться внутри одной и той же культурной группы. Социально-классовое положение, пол, возраст, физическая и общественная среда — таковы те основные переменные, которые могут видоизменять взаимосвязь между принадлежностью к социокультурной группе и поведением, ценностями, взглядами конкретной личности.



 

Социальные классы.

 

Социально-классовое положение определяется тремя компонентами — характером труда, образованием и имущественным состоянием. Оно зависит, далее, от образа жизни, ценностей и убеждений. В то же время все шире признается, что способы определения социально—классовой принадлежности и ее связи с конкретным поведением человека могут быть различными для разных культурных групп. В научной литературе ведется нескончаемый спор о том, что играет более важную роль — социально-классовая принадлежность или этническая. Однако наибольший интерес представляет вопрос о том, как эти два фактора взаимодействуют в развитии человека. Есть основания полагать, что ответ будет варьироваться в зависимости от конкретной этнической группы. Так, некоторые ученые считают, что различие в воспитании детей, зависяще от того, к какому классу — низшему или среднему — принадлежат родители, в разных расовых и этнических группах прояв­иляется по-разному. Другие исследования указывают на существование различий в обра­щении с детьми в белых и чернокожих семьях независимо от социального положения. Аналогичные отличия можно обнаружить и при сравнении белых семей с другими меньшинствами, опять-таки независимо от социального положения.



Одно время многие поддерживали концепцию "культуры нищеты" в применении к образу жизни, который наследуется из поколения в поколение. Предполагалось, что поведение бедноты определяется самовоспроизводящейся системой ценностей, которые весьма отличаются от ценностей, присущих среднему классу и существующих вне расовых и национальных различий. Сейчас, од­нако, эта концепция активно оспаривается. Наиболее убедительный контраргумент за­ключается в том, что поведение не всегда автоматически вытекает из присущих людям убеждений или ценностей. Но критики «культуры нищеты» не затушевывают тот факт, что бедные слои разных этнических групп стоят перед одними и теми же препятствиями, мешающими их врастанию в доми­нирующую культуру, их социализации. Им скорее могут быть присущи взгляды, убежде­ния и поведение, уместные в их собственной культуре, но деструктивные для доминирую­щей.

 

Пол.

 

Женское движение в значительной мере стимулировало исследования вопроса о сравнительной роли генетической наследст­венности и культурного воздействия на фор­мирование типичного мужского и женского поведения. Следует проводить различие между полом (zex) как чисто биологической репродуктивной системой индивида и "генде­ром" (gender) — психологической ориента­цией человека на мужественность или женст­венность. Хотя для многих людей пол и "гендер" совпадают, это относится далеко не ко всем людям. Следует также видеть разни­цу между "гендерной" идентичностью и выбо­ром любовного партнера. С. Левенстейн (1980) указывает, что, "хотя в ряде случаев генетические отклонения в половом развитии (транссексуальность) могут реально сосуще­ствовать с гомосексуальными наклонностя­ми, это далеко не одно и то же... Фактически именно женственность ценится в лесбиян­ской субкультуре, характеризующейся в по­веденческом отношении взаимной поддерж­кой, открытостью и эмоциональной выразительностью".



С точки зрения эволюции личности соци­ализация имеет целью установление норм, определяющих роли обоих полов в обществе, достижение соответствия между биологиче­ской и общественной функциями обоих полов и избрание приемлемого с точки зрения куль­туры партнера в любви. Если же этого не про­исходит, будь то вследствие генетической предрасположенности или неадекватной со­циализации, реакция общества обычно при­обретает форму наказания. В результате со­ответствующие подгруппы развиваются, объединенные общим чувством жертвенно­сти. Не исключено, что это явление отражает грядущее расширение концепции культур­ных групп, для которых станут необязатель­ными такие признаки, как общее прошлое и культурные традиции.

За исключением анатомических разли­чий, другие черты, отличающие мужчин от женщин, по-видимому, порождаются биоло­гической наследственностью: мужские заро­дыши чаще подвержены самопроизвольным выкидышам, мальчики медленнее развива­ются после рождения, но они более активны, несколько крупнее девочек в младенческом возрасте, у них лучше развита мускулатура. Девочки раньше начинают ходить и говорить, у них раньше прорезаются зубы. На протяжении жизни оба пола вырабатывают различ­ные гормоны и в разных количествах. Не­смотря на ряд очевидных анатомических, гормональных и других физиологических различий между полами, в целом остается неизвестным, влияют ли они, и если влияют, то в какой мере, на поведение, взгляды и чувства мужчин и женщин. Известно, что присущие обоим полам роли усваиваются в раннем детстве, и многие аспекты связанного с ними поведения являются приобретенными (С. Энгрист, 1969; Дж. Блок, 1973; Э. Макнейл, 1969).

Когда женщина осваивает отведенную ее полу роль, основной упор при этом делается на брак, семью и детей, на такие "женские" свойства, как любовь к детям, сочувствие и сострадание, привлекательность. Женщине противопоказаны чрезмерная напористость, агрессивность, властолюбие. В противопо­ложность этому, мужчин учат быть сильны­ми, уверенными в себе, реалистичными, энергичными, сдержанными в чувствах — тем качествам, которые нужны, чтобы стать лидерами в семье и на работе. По некоторым данным, однако, общество начинает отходить от жесткой привязки тех или иных норм, по­ведения к определенному полу. Вместе с тем имеются данные о том, что масштабы указан­ных изменений неодинаковы для разных культурных подгрупп, в особенности для тех из них, где традиционные ценности опреде­ляют особенно глубокую дифференциацию ролей мужчин и женщин.

 

Возраст.

 

Включение возраста в число факторов, определяющих эволюцию челове­ка и различные варианты этих изменений внутри данной группы, является следствием двух сравнительно новых обстоятельств. Пер­вое из них — быстрые социальные измене­ния, приводящие к возникновению глубоких различий между поколениями во взглядах, верованиях, образе жизни и даже в ценно­стях. В рамках одной и той же культурной группы старшее поколение может придержи­ваться традиционных ценностей, а млад­шее — отвергать их. Способность родителей приобщить своих детей к социальным функ­циям была серьезно ослаблена теми измене­ниями, которые пережили сами родители. В ряде случаев у них возникли сомнения в том, что их убеждения, ценности и способ поведе­ния подходят для детей. В этом смысле школа и средства массовой информации могут фак­тически иметь большее влияние на новое по­коление детей, чем их родители.

Значение возраста как одной из перемен­ных величин, участвующих во взаимозависимости культуры и эволюции человека, увеличивается еще и потому, что указанное развитие продолжается на протяжении всей жизни (как это все более признается в последнее время). Поскольку оно включает в себя все возрасты жизненного цикла, связанные с развитием человека проблемы будут одновременнозатрагивать индивидов различных возрастов принадлежащих к одной семье. Например, потеря матери затронет развитие не только ее детей школьного возраста, но и мужа средних лет и ее родителей, а своей реакцией на потерю они в свою очередь будут воздействовать друг на друга. Вопросы культуры в связи человеческим развитием следует рассматривать в многоаспектной перспективе.

 

Окружающая Среда.

 

Считается, что на развитие человека воздействует и физическая и социальная среда. Под физической средой подразумеваются внешний мир, включающий особенности климата и географического положения, а также произведенные человеком структуры и изменения в природе. Социальную среду составляет система общественных связей индивида. В обоих случаях окружающая среда одновременно и действует на культурные нормы, познания и убеждения человека, и вместе с тем подвергается их воздействию.

В последнее время сторонники экологического подхода в социальной работе систематически пытались создать теоретическую модель взаимосвязи между внешней средой, ростом, развитием и изменениями человека. Г. Бартлетт в 1970 г. писала: "Следует глубже разобраться в том, как социальная среда действует на человека. Дело здесь далеко не сводится к получению общего представления об условиях и проблемах... Необходимы анализ и выявление форм воздействия общественной среды на людей, будь то индивиды, группы или сообщества". На основе этой точки зрения возникают концепции, тесно связанные с проблемами эволюции, стрессов, исходящих от среды, и поддержки, получаемой со стороны среды.

"Поддерживающей" может быть названа среда, где существует равновесие между требованиями, которые она предъявляет индивиду, и его способностью удовлетворять за требованиям. С другой стороны, стресс можно определить как ситуацию, когда воспринимаемые от внешней среды требования превосходят уровень предшественников адаптации индивида. Такие стрессовые ситуации могут быть различными, начинай с конкретных проблем — безработицы, болезни или развода — до более общих, таких, как дискриминация или притеснения. В связи с развитием человека поднимаются вопросы о значении стрессов, причиняемых средой, и их последствий на разных стадиях жизненного цикла, например последствий расовой дискриминации, утраты предмета любви и безработицы.

Поскольку социальная работа все больше делает упор на поиски оптимальных взаимоотношений между индивидом и средой, ре­шающую роль приобретает нахождение источников поддержки в окружении человека. Имеется ряд эмпирических работ, свидетельствующих о наличии тесной связи между уровнем социальной поддержки, получаемой индивидом, и достижением целей, стоящих перед ним в его развитии (И. Бретертон, 1980, Б. Готтлиб, 1981).

Другие источники поддержки, от которых зависит эволюция человека, включают его личную собственность и имеющиеся в его распоряжении предметы, сравнительную доступность пищи, одежды и жилья, степень физической изоляции от окружающей среды и уровень взаимной поддержки в микрорайоне, общине и социальной группе. Есть основания полагать, что социальные и физические последствия воздействия среды на человека не являются необратимыми.

 

Заключение

 

Социально-психологические факторы, воздействующие на эволюцию человека, в значительной мере представляют собой ценности, взгляды, убеждения, стиль общения и нормы поведения, присущие агенту социализации, т. е. являются функцией культуры. Их воздействие на людей лучше всего можно проследить через культурные группы. Знание этих групп необходимо во всех случаях, когда нужно выявить этиологию проблем индивида или семьи, возникающих в их общественном функционировании. Проистекают ли эти проблемы из неадекватной социализации или принятия ценностей и норм поведения, противоречащих ценностям и нормам, бытующим за пределами данной культурной группы? Чтобы предложить эффективную помощь, социальные работники должны владеть всеми необходимыми знаниями об общественных системах и их культурной динамике. Хотя в современных научно-исследовательских работах и можно различить социокультурную перспективу, тем не менее существует очень немного инструментов для измерения сравнительного влияния множе­ства социокультурных факторов на жизнь отдельных индивидов и семей, каждый или каждая из которых могут находиться под воз­действием более чем одной культурной груп­пы. Одна из главных потребностей теории и практики социальной работы в наше время заключается поэтому в разработке моделей, позволяющих определить, насколько выво­ды, касающиеся общностей, могут быть рас­пространены на их отдельных членов.

 

Барбара Брайант Соломон.

См. также: Женщины; Мужчины; Эволюция человека: биологический аспект; Эволю­ция человека: психологический аспект; Экологический подход.

 

• Angrist S. (1969). The Study of Sex Roles.— Journal of Social Issues, 25(1), 215— 232. • BartlettH. (1970). The Common Base of Social Work Practice. Wash., D. C: National Association of Social Workers. • Blauner R. (1972). Racial Oppression in America. N. Y.: Harper &Row. • Block J. (1973). Conceptions of Sex Roles: Some Cross-Cultural and Longitudinal Perspectives.— American Psychologist,28. • BrethertonJ. (1980). Young Children in Stressful Situations: The Supporting Role of Attachment Figures and Unfamiliar Caregivers. In: G. V. Coelho, P. I. Ahmed (Eds.). Uprooting and Development (p. 179— 210). N. Y.: Plenum Publishing Corp. • Erikson E. H. (1963). Childhood and Society (2nd ed.). N. Y.: W. W. Norton & Co. • Freud S. (1953). A General Introduction to Psychoanalysis. N. Y.: Permabooks. • Gottlieb В. Н. (1981). Preventing Interventions Involving Social Networks and Social Support. In: В. Н. Gottlieb (Ed.). Social Networks and Social Supports. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • Havighurst R. J. (1972). Human Development (2nd ed.). N. Y.: David McKay. • Havighurst R. J. (1979). Developmental Tasks and Education (4th ed.). N, Y,: David McKay. • Kaluger G., Kaluger M. F. (1984). Human Development: The Span of Life (3rd ed.). St. Louis, Mo.: Times Mirror/Mosby. • Lacy W. В., Hendricks J. (1980). Developmental Models of Adult Life: Myth or Reality?— International Journal of Aging and Human Development, 11(2), 89—110. • Lowenstein S. F. (1980). Understanding Lesbian Women.— Social Casework, 61(1), 29—38. • McNeil E.B. (1969). Human Socialization. Belmont, Calif.: Brooks/Cole Publishing Co. • MyersH. (1982). Research on the Afro-American Family: A Critical Review. In: B. B. Bass, G. E. Wyatt, G. J. Powell (Eds.). The Assessment of Afro-American Families (p. 35—68). N. Y.: Grune & Stratton. • ParsonsT. (1975). Some Theoretical Considerations on the Nature and Trends of Change of Ethnicity. In: N. G. Glazer, D. P. Moynihan (Eds.). Ethnicity: Theory and Experience (p. 53—83). Cambridge, Mass.: Harvard University Press. • Peck Я С. (1968). Psychological Development in the Second Half of life. In: B. L. Neugarten (Ed.). Middle Age and Aging (p. 88—92). Chicago: University of Chicago Press. • PiagetJ. (1952). The Origins of Intelligence in Children. N. Y.: International Universities Press.

 

 

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД.

В Европе и в Америке после второй миро­вой войны экзистенциализм становится веду­щей философской школой. Гипноз таких по­нятий, как абсурд, страх и отчаяние, оказался непобедимым, и сила его воздействия измеря­лась разочарованием и трезвой ясностью в отношении рационализма, прагматизма и не­отъемлемых от них технологии, индустриа­лизации и механизации. Это позволили экзи­стенциальному подходу к социокультурной эволюции человека стать одним из ведущих философских направлений современности.

Начиная с С. Кьеркегора и Ф. Ницше, т. е. еще с XIX в., экзистенциалисты утверж­дают, что человеческое достоинство, осмыс­ленность существования и судьба личности заключаются в свободе выбора и ответствен­ности за свои действия. Личностная истина есть личное дело субъекта, понимание того, что в конечном счете только сам индивид определяет смысл любой ситуации. Именно благодаря жизни в мире и ангажированности, а особенно благодаря связям с другими людь­ми человек может познавать себя. Этот под­ход отличается от когнитивных моделей, рас­сматривающих человеческие существа как объекты, которых можно постичь аналитиче­ски, в терминах инстинктов, поведений, ро­лей. Экзистенциалисты напомнили о силе и факте существования человеческого духа.

Отчуждение является результатом бегст­ва от страха, или экзистенциальной заботы. Отчуждение проистекает из отказа принять и пережить человеческую конечность. Соглас­но Рейнольду Нибуру (1949), человеческие существа прячутся от финальности своего существования двояким образом. Во-первых, они могут отрицать реальность, заявляя, что они бесконечны, а не конечны, независимы, а не зависимы, могущественны, а не слабы. Это возводит в абсолют относительное и случайное и, в сущности, приводит к тому, что каждый индивид становится сам себе богом. Таков путь гордости и претенциозности. Другим способом бегства является чувственность, которая включает в себя не только чрезмерную сексуальность, но и полную погруженность в повседневные дела и интересы. В этом случае сознание оказывается ограниченным и неясным и на какое-то время воцаряется иллюзия безопасности.

Профессии, призванные оказывать помощь людям, могут не иметь результата из—за их отчуждения. Они могут также углубить отчуждение среди людей, которых они o6cлуживают. В прошлом экзистенциальная истина и миссия социальной работы были совершенно очевидны. Социальная работа — это профессия, помогающая огромному числу самых разных людей, испытывающих какие—либо затруднения, хроническим неудачникам, потерявшимся, осужденным заключенным. Профессиональные социальные работники стремятся избавить их от страхов и вдохнуть надежду в их трудную жизнь, однако же часто они просто выражают сочувственное понимание и поддержку. Социальные работники знали, что они действуют по таким схемам, которые являются ограничеными и часто, в рамках некоторых конкретных ситуаций, ошибочными. Наряд с несколькими проверенными временем надежными методами помощи их лучшими инструментами оставались человеческое сочувствие и внимание.

Этот образ не соответствует сегодняшнему образу социального работника, который находится в несравненно более сложной и неясной ситуации. Он имеет дело главным образом с клиентами из среднего класса, подобными себе самому. Нынешние социальные работники используют и защищают теории практической деятельности, базирующиеся на элитарной традиции или на популярности среди преуспевающих классов, хотя ценность этих теорий сомнительна. Они часто исполняют роль гуру для людей зрелого возраста, хотя их собственная жизнь редко бывает более счастливой или наполненной, чем жизнь их клиентов.

Экзистенциальная социальная работа представляет собой не новую теоретическую модель и не систему "экзистенциальных вмешательств». Это скорее некая новая перспектива, которая подталкивает профессиональных социальных работников к совершенствованию и не дает им заснуть.

 

 

Теория.

 

Экзистенциальные темы были развиты в работax таких психотерапевтов, как Ролло Мэй, Виктор Франкл, Абрахам Маслоу, Гор Оллпорт и Уильям Оффман. Для социальных работников, наверное, самым полезным из трудов последних лет была книга антрополога Эрнеста Беккера "Отрицание смерти" (1973), в которой он подвергает фрейдизм переоценке с экзистенциальной точки зрения. Отправной точкой для него послужили сочинения Отто Рэнка и Серена и Кьеркегора. Особенно полезно объединение в работе Беккера функциональной и динамической перспектив социальной работы, представленных Рэнком и Фрейдом соответственно.

Из всей этой литературы можно выделить основные принципы для экзистенциальной социальной работы: 1) помощь в процессе избавления от иллюзий и самообмана; 2) раскрытие необходимости и потенциального смысла страдания; 3) признание свободы выбора и неотъемлемой от нее ответственности; 4) уяснение важности диалога как процесса, в котором осуществляется взаимосвязь развития личности с качеством ее отношений с людьми, 5) понимание значимости личного дома и обязанностей и их соотношения с внутренней цельностью личности (Д. Крилл, 1969).

Экзистенциальные перспективы социальной работы можно описать с точки зрения полезной и бесполезной активности. Бесполезная деятельность предполагает, что социальный работник не ставит диагноза, не занимается прогнозированием, моделированием и не является гуру или спасателем. В противоположность сложной медицинской модели, эта ориентация предполагает скорее смиренное незнание того, в чем состоит благо клиента. В отличие от социальной инженерии, стремящейся к "здоровому обществу", она опирается на обращение индивида к семье, значимым для него лицам, соседям и общине для того, чтобы точно определить проблемы и потенциальные решения. Эта позиция отражает экзистенциалистское презрение к системам, категориям и предписаниям как средствам понимания человеческих существ.

В этом свете более ясным становится смысл полезной деятельности. Экзистенциалист считает, что оценка проблемы в социаль­ной работе должна учитывать взаимосвязь личности, проблемы и ситуации. Однако эк­зистенциалист подчеркивает, что эти три об­ласти знания должны соотноситься с учетом конкретной, неповторимой и особой ситуа­ции данного клиента. Проще говоря, симпто­мы или проблемы клиента могут рассматри­ваться как очевидные и понятные проявления избранного им стиля жизни. Люди сами несут ответственность за осмысленное упорядоче­ние своей жизни. Беспроблемной жизни не существует. Проблемы считаются выражени­ем и проявлением определенного этапа жиз­ни. Они обычно рассматриваются как отри­цание личной ответственности за ту или иную сторону образа жизни человека.

Психологические и социальные теории, следовательно, вторичны, не играют главной роли при оценке ситуации клиента. Это про­тиворечит традиционной одержимости обоб­щениями, классификациями симптомов, ви­дов поведения и проблем "патологического развития". Знание, полученное с помощью какой бы то ни было теории, увеличивает чут­кость социального работника по отношению к проблеме человека и к способам ее решения, но ни одна из теорий не должна обожеств­ляться как "истина". Изучение и понимание проблемы клиента подразумевают совмест­ную деятельность работника, клиента и зна­чимых для него лиц; такое понимание не до­стигается автоматически, с помощью одной лишь теории.

 

Практика.

 

Значительно более важными, чем форма­лизованное концептуальное знание, являют­ся человеческая чувствительность, интуиция и воображение. Социальные работники раз­вивают свои способности к сочувствию и спонтанному проявлению чувств посредством сопереживания различным ситуациям кли­ентов. Необходима также способность к по­стоянному и сравнительно полному самоосоз­нанию. По мнению экзистенциалистов, практический социальный работник должен быть контактным, жизнеспособным и личностно неповторимым, поскольку чуткий работ­ник значительно лучше решает проблемы клиента и вселяет надежду на перемены.

Существующие методические приемы нацелены на пробуждение спонтанности и творческих усилий клиента в решении его проблем. Социальные работники стремятся активизировать его выбор. В этом отношении экзистенциалист разделяет бихевиористские техники, которые доказали свою эффектив­ность (Дж. Фишер, 1978).

Такое знание не считается сколько-ни­будь объективным и окончательным, оно ско­рее помогает противостоять предубеждениям и мифам, сопровождающим практическую деятельность. Возникающие у клиентов про­блемы обычно раскрывают исповедуемые ими ценности и сложности, связанные с обра­зом жизни. Хотя социальные работники от­вергают роль гуру, они все-таки помогают клиентам уяснить ценностный характер их проблем. Эти проблемы связаны обычно с пятью экзистенциальными темами, о значи­мости которых для социальной работы уже говорилось выше. 1) Клиенты могут обманы­вать себя и других в отношении природы сво­их потребностей и срывов, а также источни­ков действительной вины и тревоги. 2) Клиенты могут сомневаться в своей способ­ности к выбору и бояться ответственности за свой выбор. 3) Клиенты часто полагают, что боль и страдание свидетельствуют о незрело­сти или неудаче. Поэтому они предпочитают избегать страданий, а не противостоять им. 4) Клиенты очень часто думают, что тождест­венность личности определяется ее самопониманием и самоактуализацией. Поэтому они не способны оценить важность для своей жизни высококачественных, достойных че­ловеческих взаимоотношений. 5) Клиенты думают, будто осмысленная жизнь является результатом приспособления и исполнения социальных ролей и ожиданий, которые име­ют по отношению к ним другие люди. Они могут не понимать взаимосвязи целостности, долга и личного экзистенциального пережи­вания.

Экзистенциальный диалог представляет собой творческое взаимодействие между людьми. Социальные работники стимулиру­ют диалог, будучи чувствительными к спон­танности и жизнеспособности как в себе, так и в реакциях клиента. Наиболее эффектив­ная форма терапевтического диалога направ­ляет мотивы клиента, особенно страх и надежду, постепенно обучает клиента само­обладанию. Чтобы освободить творческий по­иск и рефлексию, взаимоотношения клиента и социального работника следует строить не в плоскости манипуляции, игры и ролевых ус­тановок, а в терминах доверительности, иск­ренности и откровенности.

Желательно, чтобы такой диалог проис­ходил между клиентами и уважаемыми ими лицами, а не в искусственных рамках кон­сультации. Следовательно, главными при­оритетами в лечении являются ключевые для клиента отношения, их укрепление и восстановление или же помощь в построении новых значимых взаимоотношений. Этот межличностный акцент отличает экзистенциальную социальную работу от экзистенциальной психологии.

Межличностный акцент также влияет на выбор способа терапии. Предпочтение отдается семейной и брачной терапии, реже — групповой терапии. Индивидуальная терапия занимает третье место в этом ряду, но даже при таком подходе сохраняется акцент на взаимоотношениях клиента с другими людьми в его повседневной жизни. Индивидуальная и групповая терапия направлена на то, чтобы терапевтические успехи клиенток отражались в их повседневных взаимоотношениях.

Вера экзистенциалистов во взаимное со­вершенствование через диалог отражается на выборе клиентов, с которыми они предпочи­тают иметь дело. Хотя они уверенно чувству­ют себя и с клиентами из среднего класса, они все же предпочитают работать с клиентами, серьезно отличающимися от них самих, — с постоянными клиентами социальной работы, с населением группы повышенного риски. Они отвергают грубые и бесчеловечные мето­ды, столь часто применяемые для оказании помощи таким группам, и используют ре­зультаты исследования, чтобы поднять уро­вень обслуживания этих людей.

 

Дональд Ф. Крилл.

Becker E. (1973). The Denial of Death, N. Y.: Free Press. • Fischer/. (1978). Effective Casework Practice. N. Y.: McGraw-Hill Book Co. • Krill D.F. (1969). Existential Psychotherapy and the Problem of Anomie.— Social Work, 14(2), 33—49. • Niebuhr R. (1949). The Nature and Destiny of Man. N. v • Charles Scribner's Sons.

 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД.

 

На протяжении своей истории социаль­ная работа занималась как личностью, так и окружающей средой, а также их взаимозави­симостью, стремясь уделить равное внимание и одному и другому. Однако определить эту взаимосвязь было сложно как из-за внешнего (экологического), так и из-за внутреннего (психологического) детерминизма. Лично­сти придавалось иногда наибольшее значе­ние, из-за чего окружающую среду привыкли рассматривать как некий статистический на­бор факторов, в условиях которого люди про­живают отпущенный им срок, подвергаясь определяющему воздействию внутренних сил.

 

Теоретический обзор.

 

В XIX в. социальная работа с клиентом была уподоблена излечению болезни. Иссле­дования 60-х годов XX в. показали, что у эко­логического подхода есть принципиальные преимущества перед этой концепцией болез­ни, имеющей простую, линейную этиоло­гию. Новая концепция, учитывающая двой­ственную природу социальной работы, должна привести к выработке иных практи­ческих принципов, более соответствующих новым условиям и новым знаниям.

Экологические идеи становятся превали­рующими в ряде областей на фоне растущего внимания к окружающей среде и качеству жизни. Экологический подход к людям и ок­ружающей среде должен быть целостным и гибким, шире аналитического (уделяющего больше внимания частностям, нежели цело­му) и линейного. Являясь в большей мере производным жизненного опыта, нежели те­оретических наук, этот подход должен быть менее абстрактным, более близким к челове­ку. Исследования позволяют отдать преиму­щество экологическому подходу перед сис­темным.

Позднее У. Гордон (1969) опубликовал уточнения к определению социальной рабо­ты, предназначенные для Национальной ас­социации социальных работников (НАСР). По его мнению, профессиональной задачей социальной работы является обязательный учет взаимодействия между человеком и ок­ружающей средой. При моделировании лич­ности также необходимо учитывать воздей­ствующую на нее среду. В несколько измененном виде эти выводы о приоритетах социальной работы были включены в полити­ческое заявление по образовательным про­граммам для социальной работы (Совет по образованию социальных работников, 1983), в работы по разработке концепции НАСР (1977, 1981) и в определение клинической социальной работы, утвержденное НАСР (1983). Это, однако, не озчачает, что приве­денная формулировка универсальна и повсе­местно применима.

Формулировка У. Гордона — это эколо­гическая формулировка. Применительно к социальной работе при экологическом подхо­де основное внимание уделяется степени со­отношения "личности и окружающей среды" и взаимодействию между людьми и окружа­ющей средой.

Преимущественное внимание при этом подходе уделяется, с одной стороны, соответ­ствию прав, потребностей, возможностей и целей человека и, с другой стороны, качест­вам и свойствам социальной и физической окружающей среды применительно к конк­ретной культуре или субкультуре в опреде­ленный временной отрезок. Это позволило расширить первоначальную формулировку У. Гордона. Возможность более широкого применения этой формулировки была также найдена благодаря использованию новых концепций в социальной работе и иных дис­циплинах.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.