|
ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ.
Процесс становления человеческого существа включает в себя помимо созревания биологических систем, обеспечивающих рост и функционирование организма, также эволюцию познавательных способностей и формирование индивидуальности по мере приобретения жизненных навыков и умения вести себя.
Клиентами социальных работников становятся индивиды, обладающие различным культурным уровнем, физическими возможностями, эмоциональным восприятием. Они отличаются друг от друга возрастом, социально-классовой принадлежностью, этническим и расовым происхождением. Хотя все они принадлежат к единому роду человеческому, ни одна теоретическая система не способна объяснить, почему люди ведут себя именно так, а не иначе и чем определяется их поведение.
Теории эволюции человека.
Критики той модели развития человека, которая является составной частью теории психоанализа, указывают, что в соответствии с этой теорией личность формируется в течение первых пяти лет жизни. Более современные теории исходят из того, что изменение личности происходит в течение всего жизненного цикла (Э. Эриксон, 1963; Р. Хэвигхерст, 1979; Р. Пек, 1968). Сторонники указанных теорий делят человеческую жизнь на критические периоды или возрастные стадии. Так, издатели журнала "Футурист" разработали календарь жизни, включающий в себя семь периодов: младенчество и раннее детство (до 5 лет), позднее детство (от 5 до 12 лет), подростковый возраст (12—18 лет), молодость (19—25 лет), взрослое состояние (25—40 лет), средний возраст (40—65 лет) и преклонный возраст (от 65 лет и старше). Эта периодизация условна, поскольку значима не для всех культур и обществ.
Теоретики эволюции используют также концепцию, в соответствии с которой личность на каждом этапе своего развития должна решать генеральную задачу, которая возникает в определенный период или в связи с определенным периодом жизни индивида. Ее успешное решение приводит к личному счастью человека, успешному осуществлению им своих последующих целей, а неудача делает его несчастным, вызывает осуждение общества и затрудняет достижение последующих целей (Р. Хэвигхерст, 1972).
Дж. Пиаже (1952) и 3. Фрейд (1953) считали, что становление личности заканчивается задолго до достижения человеком взрослого состояния. С другой стороны, Э. Эриксон и Р. Хэвигхерст указывают на существование задач, которые не могут быть ограничены пределами определенного, а именно раннего периода жизни. Другие ученые критиковали модель, основанную на жизненных периодах и задачах, отмечая, что каждый индивид претерпевает изменения по мере того, как изменяется общество. Соответственно цели и задачи могут различаться для разных поколений и жизненных циклов (Г. Калуджер и М. Калуджер, 1984; У. Лейси и Дж. Хендрикс, 1980). Эта точка зрения предполагает, что различные культурные группы предъявляют к людям разные нормы и требования на стадиях жизненного цикла и что эти нормы и требования могут меняться от поколения к поколению.
Социокультурные факторы способны также воздействовать на биологическую эволюцию организма. Исследования показали, в частности, что обнищание населения, неудовлетворительное питание и неадекватные жилищные условия приводят к появлению на свет ослабленных младенцев, обладающих ограниченными возможностями физического и интеллектуального развития. Точно так же в некоторых культурных группах жесткое распределение ролей между полами может привести к усилению личностной склонности к зависимости среди женщин и к большей личностной агрессивности у мужчин. Однако социокультурные факторы оказывают наибольшее влияние именно на усвоение индивидом культурных норм, ценностей убеждений, взглядов и поведения. Эти факторы лучше всего можно уяснить через призму культурной группы.
Культурные группы.
Наиболее влиятельным фактором при формировании групп американского общества были расовая и этническая принадлежность. Однако взгляд на этническую принадлежность как на единственный фактор объясняющий поведение индивида, активно оспаривается. Существует очень много доказательств того, что внутри одной и той же расовой группы можно обнаружить по крайней мере столько же различий, сколько и между разными расами. Это подчеркивает важность рассмотрения США как этносистемы в культурном контексте.
Расовые меньшинства в США являются наследием XVIII и XIX вв., когда европейские колонисты мигрировали в Африку, Азию и в обе Америки для подчинения себе туземного населения с целью его эксплуатации. Ключевым аргументом в пользу такого подчинения являлась так называемая генетическая неполноценность. Порабощенное население включает в себя те группы американского общества, которые на протяжении долгого времени были объектом дискриминации и ограбления. В качестве расовых меньшинств в США в разное время появились чернокожие американцы, американские индейцы, пуэрториканцы, мексиканцы, выходцы из разных стран Азии.
Возникает вопрос: до какой степени человеческие возможности определяются расовой принадлежностью? Наиболее активные споры ведутся вокруг взаимосвязи между расовым происхождением и уровнем интеллекта. По мнению некоторых исследователей, результаты тестирования интеллектуальных личностей указывают на такие различия между чернокожими и белыми, которые не могут быть объяснены с помощью переменных величин, связанных с жизненной средой, и могут быть отнесены только за счет генетических причин. Другие же исследователи настойчиво утверждают, что имеющиеся данные не являются достаточным основанием для таких обобщений.
Возникает также вопрос о том, в какой мере расовое происхождение определяет принадлежность к той или иной социокультурной группе. Нетрудно доказать, что не все чернокожие граждане Америки объединены общей культурой. Чернокожие в Африке, США и странах Карибского бассейна исповедуют разные ценности, придерживаются разных верований и образа жизни. Члены этнических групп, с другой стороны, имеют общую культуру и историю. Поэтому «этническая группа» — понятие, лишь частично пересекающееся с понятием "культурная группа". По определению Т. Парсонса (1975), этническая группа представляет собой общность людей с отчетливо выраженными присущими только ей чертами, порожденными столь же отчетливым осознанием исторического прошлого. Р. Блаунер (1972) полагает, что общество воспринимает в качестве этнических групп евреев, итальянцев или греков, а также чернокожих американцев, испаноязычных, американских индейцев, считая признаками их этнической принадлежности определенные общие ценности, жизненные ориентиры и общую историческую память в рамках доминирующей общеамериканской культуры. Следует признать, что эта точка зрения представляет собой более широкую концепцию этнической принадлежности, чем классический антропологический подход, в соответствии с которым этническая группа должна иметь свой язык, религию и общее отечество.
В социальной работе наиболее распространен субъективный взгляд, в соответствии с которым этнические группы характеризуются чувством общего исторического прошлого, наличием отчетливо выраженных культурных традиций и повышенным чувством внутренней общности при контактах с другими группами.
Есть основания утверждать, что чувство этнической принадлежности развивается неодинаково у детей, относящихся к меньшинствам и к основному населению. Шестилетние белые дети не осознают этнической принадлежности своих товарищей по играм и выбирают друзей, исходя скорее из возраста и роста, чем из пола и цвета кожи. Четырехлетние чернокожие дети смутно ощущают расовые различия, однако, достигнув семи-восьми лет, они не только отчетливо понимают указанные различия, но и весьма враждебно реагируют, когда считают, что их отвергают по причине расово-этнической принадлежности. Этническое самосознание среди детей меньшинств часто усугубляется, если они вращаются в гомогенной группе своих соплеменников по месту жительства. Это облегчает им вхождение в детскую среду, повышает самооценку, укрепляет внутригрупповую солидарность и усиливает враждебность, направленную вовне. Иногда нормы группы, сформировавшейся по месту жительства, приходят в противоречие с нормами более широкого сообщества.
Значение этнической принадлежности в формировании поведения взрослого человека исследовалось по отношению почти ко всем меньшинствам в США. Крупнейшая такая группа — чернокожие американцы стали предметом интенсивного изучения. Чернокожие представляют важную субкультуру американского общества, во многом отличающуюся от белых. Эта субкультура имеет свою систему ценностей, нормы поведения и институты, которые могут быть поняты и надлежащим образом оценены с учетом их характерных особенностей. Теории, пытающиеся объяснить эти различия, могут быть отнесены к двум основным школам, а именно к этноцентристской и релятивистской культурным школам, а именно к этноцентристской и релятивистской культурным школам.
Этноцентристская школа исходит из того, что Соединенные Штаты в культурном отношении гомогенны, что существуют определенные американские нормы культурного поведения, которых и должны придерживаться все группы, поэтому причины отклонения чернокожих от этих норм требуют своего объяснения. В противовес этому релятивистская школа предполагает, что Соединенные Штаты являются поликультурным обществом, культурная целостность которого не измеряется нормами белого большинства и не моделируется на их основе. Культурные различия между чернокожими и белыми американцами вызваны по преимуществу разным историческим и современным опытом.
Исследователи отмечают культурную неоднородность семей чернокожих американцев. Особый интерес представляют следующие направления научных разработок: 1) структура, функционирование и устойчивость семей чернокожих американцев; 2) воздействие низкого уровня доходов и неполных семей на роль обоих полов в обществе; 3) родительские права и роль родителей; 4) родственные связи и системы взаимной поддержки. Исследования показывают, что в этой этнической группе существуют значительные внутренние различия, поэтому главная задача состоит в том, чтобы создать общую концепцию, объясняющую указанный бикультуризм (X. Майерс, 1982).
Что касается проживающих в Америке выходцев из азиатских стран, то имеются работы, посвященные американским китайцам, японцам, филиппинцам и беженцам из стран Юго-Восточной Азии. Хотя в основном эти исследования затрагивают прежде всего проблемы функционирования семьи и воспитания детей, в них уделяется внимание и таким вопросам, как здравоохранение и уход за престарелыми.
Наиболее быстрыми темпами в США растет испаноязычное население. При этом не всегда признается, что в его составе имеется ряд различных культурных групп, таких, как мексиканцы, пуэрториканцы и выходцы из различных стран Центральной Америки. Эти группы различаются по трем характеристикам этнической группы — общее историческое прошлое, самоидентификация с данной группой и повышенное чувство обособленности при контактах с другими группами. Но, как и в других группах, на развитие человека здесь оказывают влияние не только общность языка и дискриминация со стороны белого большинства. Более важную роль, видимо, играют ценности, уходящие корнями в традиционную культуру. Исследователями были описаны ценности, характерные для групп мексиканцев и пуэрториканцев. Последним, в дополнение к различиям в культурных ценностях, приходится иметь дело с проблемами, проистекающими из этнической сложности самого меньшинства. Это ведет к внутренней разобщенности в зависимости от более светлого или темного оттенка кожи. В этом смысле пуэрториканский ребенок может столкнуться с дискриминацией общества по отношению и к пуэрториканцам, и к чернокожим вообще, и к испаноязычным в целом.
Культура американских индейцев являет наиболее яркий пример того, насколько этноцентристский характер могут иметь представления о развитии человека и воспитании детей. Так, среди индейцев в Нью-Мексико принято, что первую кроватку или колыбель ребенку дарит дядя, потому что ему отводится важная роль в воспитании ребенка, привитии ему дисциплины и важных жизненных навыков. Однако этот факт никогда не принимается во внимание при планировании социальных мероприятий или образовательных программ для американских индейцев. Гораздо чаще социальные работники рассматривают перекладывание ответственности на родственников как свидетельство пренебрежения своими обязанностями со стороны отца иматери и даже как основание для лишения их родительских прав. Документально доказательно, что дети американских индейцев непропорционально часто изымаются из семей и помещаются в интернаты. Это явление было особенно широко распространено до принятия Закона о социальном обеспечении детей индейцев (1978).
Как следствие нелегкой и часто yспешной борьбы, которую вели расовые и этнические меньшинства в течение последних десятилетий против дискриминации и политики социального гнета, появились другие группы с аналогичными проблемами. Это группы людей, не имеющие общего прошлого или культурных традиций, но зато наделенные сознанием, что они являются жертвами дискриминации по физическим или поведенческим признакам, таким, как инвалидность, религиозные верования, нищета, сексуальная ориентация или возраст. Эти группы становятся источником значительной неоднородности внутри уже имеющихся культурных групп, когда их представители начинают добиваться поддержки для решения своих специфических задач.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|