Сделай Сам Свою Работу на 5

ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ.





Процесс становления человеческого су­щества включает в себя помимо созревания биологических систем, обеспечивающих рост и функционирование организма, также эво­люцию познавательных способностей и фор­мирование индивидуальности по мере приоб­ретения жизненных навыков и умения вести себя.

Клиентами социальных работников ста­новятся индивиды, обладающие различным культурным уровнем, физическими возмож­ностями, эмоциональным восприятием. Они отличаются друг от друга возрастом, социаль­но-классовой принадлежностью, этническим и расовым происхождением. Хотя все они принадлежат к единому роду человеческому, ни одна теоретическая система не способна объяснить, почему люди ведут себя именно так, а не иначе и чем определяется их поведе­ние.

 

Теории эволюции человека.

 

Критики той модели развития человека, которая является составной частью теории психоанализа, указывают, что в соответствии с этой теорией личность формируется в тече­ние первых пяти лет жизни. Более современ­ные теории исходят из того, что изменение личности происходит в течение всего жизнен­ного цикла (Э. Эриксон, 1963; Р. Хэвигхерст, 1979; Р. Пек, 1968). Сторонники ука­занных теорий делят человеческую жизнь на критические периоды или возрастные ста­дии. Так, издатели журнала "Футурист" раз­работали календарь жизни, включающий в себя семь периодов: младенчество и раннее детство (до 5 лет), позднее детство (от 5 до 12 лет), подростковый возраст (12—18 лет), молодость (19—25 лет), взрослое состояние (25—40 лет), средний возраст (40—65 лет) и преклонный возраст (от 65 лет и старше). Эта периодизация условна, поскольку значима не для всех культур и обществ.



Теоретики эволюции используют также концепцию, в соответствии с которой лич­ность на каждом этапе своего развития долж­на решать генеральную задачу, которая воз­никает в определенный период или в связи с определенным периодом жизни индивида. Ее успешное решение приводит к личному сча­стью человека, успешному осуществлению им своих последующих целей, а неудача де­лает его несчастным, вызывает осуждение об­щества и затрудняет достижение последую­щих целей (Р. Хэвигхерст, 1972).



Дж. Пиаже (1952) и 3. Фрейд (1953) считали, что становление личности заканчи­вается задолго до достижения человеком взрослого состояния. С другой стороны, Э. Эриксон и Р. Хэвигхерст указывают на су­ществование задач, которые не могут быть ограничены пределами определенного, а именно раннего периода жизни. Другие уче­ные критиковали модель, основанную на жизненных периодах и задачах, отмечая, что каждый индивид претерпевает изменения по мере того, как изменяется общество. Соответ­ственно цели и задачи могут различаться для разных поколений и жизненных циклов (Г. Калуджер и М. Калуджер, 1984; У. Лейси и Дж. Хендрикс, 1980). Эта точка зрения предполагает, что различные культурные группы предъявляют к людям разные нормы и требования на стадиях жизненного цикла и что эти нормы и требования могут меняться от поколения к поколению.

Социокультурные факторы способны также воздействовать на биологическую эволюцию организма. Исследования показали, в частности, что обнищание населения, неудовлетворительное питание и неадекватные жилищные условия приводят к появлению на свет ослабленных младенцев, обладающих ограниченными возможностями физического и интеллектуального развития. Точно так же в некоторых культурных группах жесткое распределение ролей между полами может привести к усилению личностной склонности к зависимости среди женщин и к большей личностной агрессивности у мужчин. Однако социокультурные факторы оказывают наибольшее влияние именно на усвоение индивидом культурных норм, ценностей убеждений, взглядов и поведения. Эти факторы лучше всего можно уяснить через призму культурной группы.



 

Культурные группы.

 

Наиболее влиятельным фактором при формировании групп американского общества были расовая и этническая принадлежность. Однако взгляд на этническую принадлежность как на единственный фактор объясняющий поведение индивида, активно оспаривается. Существует очень много доказательств того, что внутри одной и той же расовой группы можно обнаружить по крайней мере столько же различий, сколько и между разными расами. Это подчеркивает важность рассмотрения США как этносистемы в культурном контексте.

Расовые меньшинства в США являются наследием XVIII и XIX вв., когда европейские колонисты мигрировали в Африку, Азию и в обе Америки для подчинения себе туземного населения с целью его эксплуатации. Ключевым аргументом в пользу такого подчинения являлась так называемая генетическая неполноценность. Порабощенное население включает в себя те группы американского общества, которые на протяжении долгого времени были объектом дискриминации и ограбления. В качестве расовых меньшинств в США в разное время появились чернокожие американцы, американские индейцы, пуэрториканцы, мексиканцы, выходцы из разных стран Азии.

Возникает вопрос: до какой степени человеческие возможности определяются расовой принадлежностью? Наиболее активные споры ведутся вокруг взаимосвязи между расовым происхождением и уровнем интеллекта. По мнению некоторых исследователей, результаты тестирования интеллектуальных личностей указывают на такие различия между чернокожими и белыми, которые не могут быть объяснены с помощью переменных величин, связанных с жизненной средой, и могут быть отнесены только за счет генетических причин. Другие же исследователи настойчиво утверждают, что имеющиеся данные не являются достаточным основанием для таких обобщений.

Возникает также вопрос о том, в какой мере расовое происхождение определяет принадлежность к той или иной социокультурной группе. Нетрудно доказать, что не все чернокожие граждане Америки объединены общей культурой. Чернокожие в Африке, США и странах Карибского бассейна исповедуют разные ценности, придерживаются разных верований и образа жизни. Члены этнических групп, с другой стороны, имеют общую культуру и историю. Поэтому «этническая группа» — понятие, лишь частично пересекающееся с понятием "культурная группа". По определению Т. Парсонса (1975), этническая группа представляет собой общность людей с отчетливо выраженными присущими только ей чертами, порожденными столь же отчетливым осознанием исторического прошлого. Р. Блаунер (1972) полагает, что общество воспринимает в качестве этнических групп евреев, итальянцев или греков, а также чернокожих американцев, испаноязычных, американских индейцев, считая признаками их этнической принадлежности определенные общие ценности, жизненные ориентиры и общую историческую память в рамках доминирующей общеамериканской культуры. Следует признать, что эта точка зрения представляет собой более широкую концепцию этнической принадлежности, чем классический антропологический подход, в соответствии с которым этническая группа должна иметь свой язык, религию и общее отечество.

В социальной работе наиболее распространен субъективный взгляд, в соответствии с которым этнические группы характеризуются чувством общего исторического прошлого, наличием отчетливо выраженных культур­ных традиций и повышенным чувством внутренней общности при контактах с другими группами.

Есть основания утверждать, что чувство этнической принадлежности развивается неодинаково у детей, относящихся к меньшинствам и к основному населению. Шестилетние белые дети не осознают этнической принадлежности своих товарищей по играм и выбирают друзей, исходя скорее из возраста и роста, чем из пола и цвета кожи. Четырех­летние чернокожие дети смутно ощущают расовые различия, однако, достигнув семи-восьми лет, они не только отчетливо понимают указанные различия, но и весьма враждеб­но реагируют, когда считают, что их отвергают по причине расово-этнической принадлежности. Этническое самосознание среди детей меньшинств часто усугубляется, если они вращаются в гомогенной группе сво­их соплеменников по месту жительства. Это облегчает им вхождение в детскую среду, по­вышает самооценку, укрепляет внутригрупповую солидарность и усиливает враждеб­ность, направленную вовне. Иногда нормы группы, сформировавшейся по месту жи­тельства, приходят в противоречие с нормами более широкого сообщества.

Значение этнической принадлежности в формировании поведения взрослого человека исследовалось по отношению почти ко всем меньшинствам в США. Крупнейшая такая группа — чернокожие американцы стали предметом интенсивного изучения. Черноко­жие представляют важную субкультуру аме­риканского общества, во многом отличающу­юся от белых. Эта субкультура имеет свою систему ценностей, нормы поведения и инс­титуты, которые могут быть поняты и надле­жащим образом оценены с учетом их харак­терных особенностей. Теории, пытающиеся объяснить эти различия, могут быть отнесены к двум основным школам, а именно к этно­центристской и релятивистской культурным школам, а именно к этноцентристской и релятивистской культурным школам.

Этноцентристская школа исходит из того, что Соединенные Штаты в культурном отношении гомогенны, что существуют опре­деленные американские нормы культурного поведения, которых и должны придержи­ваться все группы, поэтому причины откло­нения чернокожих от этих норм требуют сво­его объяснения. В противовес этому релятивистская школа предполагает, что Соединенные Штаты являются поликультур­ным обществом, культурная целостность ко­торого не измеряется нормами белого боль­шинства и не моделируется на их основе. Культурные различия между чернокожими и белыми американцами вызваны по преиму­ществу разным историческим и современным опытом.

Исследователи отмечают культурную неоднородность семей чернокожих амери­канцев. Особый интерес представляют следу­ющие направления научных разработок: 1) структура, функционирование и устойчи­вость семей чернокожих американцев; 2) воздействие низкого уровня доходов и не­полных семей на роль обоих полов в обществе; 3) родительские права и роль родителей; 4) родственные связи и системы взаимной поддержки. Исследования показывают, что в этой этнической группе существуют значи­тельные внутренние различия, поэтому глав­ная задача состоит в том, чтобы создать об­щую концепцию, объясняющую указанный бикультуризм (X. Майерс, 1982).

Что касается проживающих в Америке выходцев из азиатских стран, то имеются ра­боты, посвященные американским китай­цам, японцам, филиппинцам и беженцам из стран Юго-Восточной Азии. Хотя в основном эти исследования затрагивают прежде всего проблемы функционирования семьи и воспи­тания детей, в них уделяется внимание и та­ким вопросам, как здравоохранение и уход за престарелыми.

Наиболее быстрыми темпами в США рас­тет испаноязычное население. При этом не всегда признается, что в его составе имеется ряд различных культурных групп, таких, как мексиканцы, пуэрториканцы и выходцы из различных стран Центральной Америки. Эти группы различаются по трем характеристи­кам этнической группы — общее историче­ское прошлое, самоидентификация с данной группой и повышенное чувство обособленно­сти при контактах с другими группами. Но, как и в других группах, на развитие человека здесь оказывают влияние не только общность языка и дискриминация со стороны белого большинства. Более важную роль, видимо, играют ценности, уходящие корнями в тради­ционную культуру. Исследователями были описаны ценности, характерные для групп мексиканцев и пуэрториканцев. Последним, в дополнение к различиям в культурных цен­ностях, приходится иметь дело с проблемами, проистекающими из этнической сложности самого меньшинства. Это ведет к внутренней разобщенности в зависимости от более свет­лого или темного оттенка кожи. В этом смыс­ле пуэрториканский ребенок может столк­нуться с дискриминацией общества по отношению и к пуэрториканцам, и к черно­кожим вообще, и к испаноязычным в целом.

Культура американских индейцев являет наиболее яркий пример того, насколько этно­центристский характер могут иметь пред­ставления о развитии человека и воспитании детей. Так, среди индейцев в Нью-Мексико принято, что первую кроватку или колыбель ребенку дарит дядя, потому что ему отводится важная роль в воспитании ребенка, привитии ему дисциплины и важных жизненных навыков. Однако этот факт никогда не принимается во внимание при планировании социальных мероприятий или образовательных программ для американских индейцев. Гораздо чаще социальные работники рассматривают перекладывание ответственности на родственников как свидетельство пренебрежения своими обязанностями со стороны отца иматери и даже как основание для лишения их родительских прав. Документально доказательно, что дети американских индейцев непропорционально часто изымаются из семей и помещаются в интернаты. Это явление было особенно широко распространено до принятия Закона о социальном обеспечении детей индейцев (1978).

Как следствие нелегкой и часто yспешной борьбы, которую вели расовые и этнические меньшинства в течение последних десятилетий против дискриминации и политики социального гнета, появились другие группы с аналогичными проблемами. Это группы людей, не имеющие общего прошлого или культурных традиций, но зато наделенные сознанием, что они являются жертвами дискриминации по физическим или поведенческим признакам, таким, как инвалидность, религиозные верования, нищета, сексуальная ориентация или возраст. Эти группы становятся источником значительной неоднородности внутри уже имеющихся культурных групп, когда их представители начинают добиваться поддержки для решения своих специфических задач.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.