ЧАСТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ.
Частная практика и патентованная социальная работа становятся все более важной альтернативой традиционным формам предоставления услуг в сфере социальной работы. В частной и патентованной практике социальные работники нанимаются на работу не агентствами, а самими клиентами. Такие работники сами устанавливают и финансируют свои услуги, и в настоящее время они предоставляют фактически тот же спектр услуг, что и работники, служащие в агентствах и финансируемые из государственного бюджета.
Термины "частная (индивидуальная) практика" и "патентованная практика" — синонимы. Оба предполагают независимое, базирующееся не на основе агентств профессиональное обслуживание в сфере социальной работы, предоставляемое тем, кто платит за него. Однако принято относить частную практику к клинической работе, при которой социальные работники используют профессиональные навыки для помощи индивидам, семьям и группам. Термин "патентованные" обозначает, как правило, неклинические социальные услуги.
Например, работники, оказывающие патентованные услуги, предлагают свои административные, общинно-организационные и исследовательские умения для работы в качестве частных консультантов, организаторов специальных групп по интересам и ответственных за специфические группы клиентов. Другие работники этого же типа открывают частные, ориентированные на прибыль учреждения для групп клиентов, нуждающихся в физическом уходе наряду со специальными социальными услугами. Патентованные и частные социальные работники часто заключают контракты с государственными и частными социальными агентствами, чтобы обеспечить дополнительные клинические и другие услуги. В любом случае для получения разрешения профессионального цеха на такую деятельность работник должен придерживаться профессиональных стандартов соответствующих государственных и местных законов.
Определения.
Патентованная и частная практика в социальной работе определяется как "процесс, в котором ценности, знания и навыки в сфере социальной работы, приобретенные посредством надлежащего обучения и достаточного опыта, используются для самостоятельного предоставления социальных услуг клиентам за взаимно согласованную плату" (Р. Баркер, 1984). Чтобы считаться частными или патентованными практиками, социальные работники должны соответствовать десяти критериям, первые пять из которых отличают их от служащих агентств. Остальные критерии отличают их от других профессионалов и предпринимателей:
1. Работники нанимаются своими клиентами и несут ответственность перед ними, а неперед нанимателями из агентств.
2. Они определяют, кто будет их клиентом, а не работают с клиентами, назначенными им нанимателями из агентств.
3. Устанавливают и применяют на практике свой собственный метод лечения или вмешательства.
4. В большей степени используют профессиональные, нежели бюрократические, нормы для определения методов работы.
5. Не получают твердого жалованья от нанимателей из агентств, а получают плату заопределенные услуги непосредственно от клиентов или же от финансовых агентств своих их клиентов.
6. Получили образование, соответствующее образованию социальных работников, занимающихся этим же видом практики.
7. Обладают достаточным опытом социальной работы.
8. Придерживаются стандартов, этики и ценностей социальной работы.
9. Получают патент или свидетельство социального работника от учреждений, обладающих юридическими полномочиями.
10. Несут ответственность как профессиональные социальные работники.
Об истории.
Люди веками взимали плату за свои советы о том, как приспособиться к жизни в обществе. Почти столь же давно предприимчивые люди предоставляли благотворительные услуги нуждающимся. Плата за эти услуги постепала от родственников, церкви, филантропических организаций и от самих потребителей этих услуг. Позднее органы местного управления взяли на себя ответственность за удовлетворение социальных потребностей своих граждан и взимали налоги на эти цели. В значительной степени эти средства использовались местными властями для заключения соглашений с частными лицами о предоставлении определенных социальных (У. Трэтнер, 1984).
Эта система социального обслуживания привела к серьезным проблемам. В условиях отсутствия регулирования или отчетности, при наличии немногочисленных стандартов практики многие клиенты попросту эксплуатировались. В значительной степени профессиональный цех социальных работников и сеть государственно регулируемых и управляемых социальных агентств были созданы для ликвидации такого положения дел (Р, Лубоув, 1965). Понятно, что социальные работники, профессия которых брала свое начало в таких условиях, никогда не испытывали энтузиазма в отношении патентованного и частного обслуживания.
Основатель и систематизатор профессиональной социальной работы Мэри Ричмонд давала клиентам частные консультации за плату (С. Ливенстейн, 1964). Она предсказывала в одном из своих ранних трудов (1922), что частная практика станет частью профессии. Тем не менее первые организации социальной работы не поощряли, не прощали и даже не признавали частную практику своих сотрудников. В результате к началу 50-х годов лишь несколько сот частных практикующих работников были признаны как члены профессионального цеха (Р. Смолли, 1954). Когда в 1955 г. была создана Национальная ассоциация социальных работников (НАСР), ее первый президент в своей речи, произнесенной при вступлении в должность, поставил под вопрос профессиональную принадлежность лиц, занимающихся частной практикой (Н. Коэн, 1956).
Однако частная практика постепенно развивалась и становилась более влиятельной среди профессионалов. В 1958 г. НАСР признала ее законной частью социальной работы. В 1962 г. были установлены соответствующие стандарты. В дополнение к степени магистра социальной работы или эквивалентной степени, а также к членству в НАСР и наличию соответствующего свидетельства кандидат должен иметь пятилетний стаж практической подконтрольной работы в агентстве. Эти требования видоизменялись в последующие годы, так как государственные законы, касающиеся выдачи патентов, стали более детальными, а сертификационная программа Академии дипломированных социальных работников (АДСР) — более строгой.
В последующие десятилетия НАСР предпринимала и другие шаги в интересах частнопрактикующих работников. Были организованы необходимые учебные программы, опубликовано "Руководство по частной практике в социальной работе" (Совет по частной практике, 1974). В 1976 г. НАСР начала публиковать "Список социальных работников", чтобы дать общественности возможность узнать, кто из работников обладает определенной квалификацией для частной и клинической практики. НАСР лоббировала в законодательных органах штатов, в результате чего в большинстве штатов сейчас действуют законы, регулирующие деятельность социальных работников. Это особенно важно для частнопрактикующих работников, поскольку они практикуют вне агентств и не имеют контролирующих норм; сейчас они отчитываются непосредственно перед обществом. При помощи НАСР и других организаций того же профиля частные практики старались также, с умеренным успехом, воздействовать на компании, занимающиеся страхованием здоровья, и другие сторонние финансирующие организации с целью возмещения клиентам расходов на услуги социальной работы.
Современные тенденции.
Частная и патентованная практика в социальной работе в последние два десятилетия стала гораздо более интенсивной. Статистика здесь недостаточна. Некоторые профессионалы не входят ни в одну организацию и не поддаются учету, многие же социальные работники принадлежат к двум или более организациям, что приводит к их неоднократному учету. Многие работники, в основном пенсионеры, работают от случая к случаю и тоже не попадают в статистические категории. Поэтому оценки количества профессионалов очень разнятся (Р. Баркер, 1984).
Рост числа независимых социальных работников объясняется различными факторами. Профессиональное одобрение и развитие системы стандартов воодушевили многих работников на занятие частной практикой. Общая социальная тенденция к преимущественной поддержке частной практики также оказала влияние на этот процесс. Еще более значимыми факторами оказались рост финансирования программ со стороны третьих организаций и бюджетные сокращения в социальных агентствах (Р. Баркер, 1983).
Экономические и политические изменения привели к сокращению государственного финансирования социальных агентств. Поэтому агентствам пришлось уменьшить число обслуживаемых клиентов, а также сотрудников. Столкнувшись с трудностью получения работы в агентствах, многие социальные работники оказались перед необходимостью обратиться к альтернативным формам труда, чтобы работать по избранной специальности. Между тем частные страховые компании и другие сторонние организации увеличили клиентуру. К1983 г. сторонние финансирующие организации оплачивали от 75 до 80% общей стоимости всего амбулаторного психотерапевтического ухода в Америке (Управление финансирования в здравоохранении, 1984). Таким образом, значительно большее число людей может теперь пользоваться услугами профессионалов из частного сектора, что создает новые рабочие места для всех практикующих лиц, включая социальных работников.
Растет число профессионалов из других специальностей, вступающих в область частной практики.
Частная и патентованная социальная работа будет недостаточно конкурентоспособна до тех пор, пока не сможет продемонстрировать общественности, что ее стандарты и квалификация специалистов по меньшей мере равны соответствующим показателям в других профессиях. Это означает, что тенденция к росту частной практики в социальной работе в значительной степени будет определяться теми стандартами и контролем за качеством услуг, которые приняты в профессиональном цехе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|