Сделай Сам Свою Работу на 5

Феминистская и традиционная прямая практика.





 

Феминистская терапия возникла из неудовлетворенности обычным клиническим подходом к роли мужского и женского полов, основанным на мужском шовинизме, а также поощряющим адаптацию к существующему положению, а не стремление его изменить. Феминистские клинические службы основываются на представлении, что идеология, социальная структура и поведение в высшей степени взаимосвязаны. Например, терапевты-феминисты могут считать, что симптомы, наблюдаемые у клиента, являются логическим результатом излишней приверженности традиционному представлению о роли полов. Женщин учили быть скорее пассивными, зависимыми и реактивными, чем напористыми, независимыми и активными. Основы феминистской терапии включают в себя: 1) понимание воздействия, которое оказывают на поведение человека ценности мужского шовинизма и патриархальные структуры, 2) работу на благо развития самоуправляемых, самореализующихся личностей и 3) развитие социальных структур, основанных на принципах эгалитаризма.

В литературе, описывающей этот подход к практике, указывается семь общих принципов, которые используются при терапии.



1. Проблемы клиента рассматриваются в социально—политических рамках, что подчеркивает точку зрения, что "личное является отрожением политического". Ориентируясь на это утверждение, терапевт может помочь клиентам убедиться, в какой степени их проблемы могут оказаться неизбежным результатом неравенства между мужчинами и женщинами.

2.Подвергается сомнению автоматическая приверженность традиционному распределению ролей, в то же время оказывается поддержка свободному выбору жизненного стиля. Клиентов поощряют выполнять роль, которой свойственны и мужское и женское начало, в результате чего у них появляется возможность демонстрировать творческое и эмоциональное поведение.

3. Терапия сосредоточивается скорее на концентрации и наращивании сил клиента, чем на его патологии, имея целью наделение человека властью, в результате чего повыша­ется способность клиента контролировать ок­ружающую обстановку, чтобы получить то, что ему необходимо.

4. Поощряется развитие независимой личности, на которую не оказывают влияния отношения с другими людьми. Женщины склонны к излишней ответственности в отно­шениях с другими людьми и часто, заботясь о других, они ставят свои интересы на второй план. Феминистский подход помогает клиен­ту развивать индивидуальные силы и доби­ваться личного контроля над своими действи­ями.



5. Поощряется переоценка значения от­ношений женщины с другими женщинами. Связи между женщинами важны так же, как и развитие отношений с мужчинами. Ориен­тируясь на существующие стереотипы роли полов, женщины склонны недооценивать се­бя, а следовательно, рассматривать себе подо­бных в уничижительном свете и видеть друг в друге соперниц.

6. Подчеркивается необходимость балан­са между работой и человеческими отноше­ниями. И мужчины, и женщины поощряются к тому, чтобы выполнять в семье роль как воспитателей, так и кормильцев.

7. По возможности терапевт и клиент дол­жны иметь равную личную власть. Это зна­чит, что терапевты-феминисты не считают себя экспертами в проблемах клиента; они скорее выполняют роль катализатора, помогая клиенту самому облекать себя вла­стью. Такое переосмысление взаимоотноше­ний при терапии основано на феминистском стремлении исключить отношения господст­ва — подчинения.

Феминистская терапия не влечет за собой развития клинического подхода, изолирован­ного от существующей методики социальной работы. Она скорее дает ориентиры, с по­мощью которых могут быть изменены обыч­ные терапевтические модели. Дж. Холройд (1976) считает феминистскую терапию ради­кальной философией с гуманистическими методами, так как она использует политиче­ский анализ для понимания причин пробле­мы клиента. Терапевт-феминист делает об­щество причастным к терапии и выступает за политическое, социальное и экономическое равенство между полами. Терапевт может оказаться не в состоянии изменить реалии мира клиентов, но может помочь им понять, какое влияние эти реалии оказывают на их бедственное положение. Такое знание вооду­шевляет на действия, которые потенциально могут влиять на других или изменить небла­гоприятные окружающие условия.



Феминистский подход несовместим с та­кими терапевтическими моделями (напри­мер, с традиционным психоанализом), кото­рые концентрируются почти исключительно на изменении внутрипсихических процессов клиента. Хотя при психосоциальном подходе рассматриваются отношения между лично­стью и окружающей средой, ему недостает анализа потенциального негативного воздей­ствия неравенства полов на личность. По­скольку не существует ясных указаний на то, как пол, раса, классовое положение или на­циональность вместе воздействуют на людей и способствуют возникновению их проблем, психосоциальная модель олицетворяет "лег­кое пренебрежение" к этим проблемам. Она не в состоянии обратить внимание на то, какое воздействие мужской шовинизм и дру­гие узаконенные виды неравенства оказыва­ют на клиента.

С другой стороны, подходы, которые по­могают адекватно решить проблемы и вклю­чают, например, целенаправленную борьбу с неблагополучными семьями, вполне совме­стимы с феминистским подходом. Они под­черкивают необходимость развития приемов, направленных на решение проблем клиента.

Структурные и комплексные подходы к практике социальной работы также совме­стимы с феминистскими представлениями. Лежащие в их основе предположения, что личные проблемы являются результатом со­циальной дезорганизации и что все социаль­ные работники должны постоянно добиваться социальных изменений, совместимы с феминистской идеологией. Комплексный подход в особенности стремится к устранению распро­страненных дихотомий, например между клинической практикой и социальным дей­ствием и является аналогичным по посылкам феминистскому. В дополнение к этому сис­темный подход требует сосредоточить внима­ние на отсутствии связи между людьми и существующими институтами, что мешает человеку улучшить свою жизнь. Обе практи­ческие модели разделяют принципы феми­нистской идеологии, но тем не менее, как и при направленности на решение конкретной проблемы, им недостает анализа. Этиология большинства системных неравенств основана на патриархальной политике господства и подчинения.

Подводя итог, можно отметить, что при феминистском подходе к социальным службам изучается связь между проблемами человека и несправедливыми социальными структурами. Феминизм подходит к практике с гуманистических позиций, что совместимо со многими распространенными методами социальной работы, за исключением тех, которые уделяют главное внимание исключительно внутрипсихическим движущим силам.

 

 

Другие виды практики.

Непрямая социальная работа.

 

 

Соединение принципов феминизма с опосредованной практикой означает, что службы осуществляют свою работу в более холистической манере, уделяя внимание взаимосвязанности прошлой, настоящей и будущей политики. Применение этого принципа, например, в работе с юными правонарушителями увело бы процесс терапии в сторону проблем изоляции и сегрегации. Помещение подростков в исправительные учреждения находящиеся вдали от домашних общин, не способствует повышению ответственно общества. Это не помогает и местным властям эффективно бороться с наркоманией, безработицей и плохим образованием, которые широко распространены в особо криминальных районах. Когда всеобщая связь является основой для практики социальной работы, политика и планы отражают отношения, которые существуют между социальными службами для населения и жителями общины. То, как эти службы организованы и выполняют свои функции, не должно противоречить целям программы. Служба призванная обеспечить активность общины, не может, например, опираться на процесс, который разделяет и изолирует общину. Программа, обеспечивающая особые группы населения многоцелевыми службами, должна на стадиях разработки и осуществления проводиться в жизнь с участием клиентов, чтобы точно определить, какие именно мероприятия следует предложить. Необходимо настойчиво добиваться участия клиентов, для которых предназначены службы, прислушиваться к их мнению и относиться к ним с уважением. Программы, основанные на изолирующих процессах, порождают неуверенность, отчуждение и неполное использование возможностей. Интегрирующие процессы дают чувство уверенности и сопричастности, создают условия для более полного использования предоставляемых возможностей. Способ оказать влияние также дает клиентам уверенность в своих силах.

В соответствии с принципами феминизма гибкости в социальной работе должна быть нормой при выработке определенной политики в отношениях между работающим по найму и нанимателем. Например, такие формы, как кружки качества труда, когда сотрудники различных уровней собираются вместе и решают какую—либо проблему, совместимы с феминистской практикой. Деятельность, направленная на сотрудничество для создания благоприятных рабочих условий работающему по найму или позволяющая ввести разделение обязанностей и гибкий график работы, вероятно повысит моральный дух работника и улучшит работу организации.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.