Сделай Сам Свою Работу на 5

Сфера возможностей усыновления.





 

Достоверные данные национальной ста­тистики о детях, получающих помощь Лиги социального обеспечения детей, показали, что из общего количества усыновленных де­тей 62% были усыновлены одним из родите­лей. Распространение этой категории усы­новления связано с увеличением разводов и повторных браков. Вероятнее всего, усынов­ление одним из родителей и далее будет составлять самую большую долю от всех усыновлений. Считается, что после 1975 г. про­изошло резкое снижение числа усыновлений под эгидой официальных агентств и увеличе­ние усыновлений, организованных посредниками. К сожалению, не существует досто­верных данных для проверки этих сведений.

Большинство детей, усыновленных без осложнений и проблем в 1975 г., составляли белые младенцы и дети дошкольного возра­ста. Из каждых десяти детей, усыновленных через агентство, 9 были моложе 6-летнего возраста, 6 — до одного года, причем 7 из десяти были белыми.

В 1984 г. службы усыновления сообщили Лиге социального обеспечения детей следую­щее: 1) продолжается снижение количества белых младенцев и детей дошкольного возра­ста, представленных на усыновление; 2) не­смотря на некоторое увеличение количества представленных на усыновление старших де­тей, инвалидов и детей из национальных меньшинств, дети до 6 лет все еще составляют большинство усыновленных с помощью агентств; 3) продолжается увеличение числа родителей, желающих усыновить младенцев и малолетних детей.



 

Кто усыновляет?

 

Желающие усыновить ребенка сегодня — это люди более старшего возраста, чем это было в прошлом. Данные переписи наводят на мысль, что замужние женщины специально откладывают беременность. Следовательно, у них увеличивается опасность возникновения проблем с воспроизводством потомства и они вынуждены будут пойти в агентство. Многие агентства ограничивают возраст предполагаемых родителей 35 годами и, следовательно, исключают возможность усыновления младенцев или детей дошкольного возраста через агентства для существенного числа заявителей.

Естественно, предполагаемые родители будут планировать усыновление другими путями: 1) искать детей за границей, 2) усыновлять помимо агентства, 3) усыновлять детей старшего возраста или с физическими не­достатками, 4) искать новые средства решения проблемы бесплодия, такие, как искусственное оплодотворение, оплодотворение in vitro, эмбриональная закладка и др.



В последнее время получило широкое распространение усыновление детей из других стран. В 1973 г. гражданами США были усыновлено 4 тыс. таких детей. В 1983 г. эта цифра уже увеличилась до 8 тыс. Большинство детей поступало из Латинской Америки и Азии. Из Южной Кореи было усыновлено в четыре раза больше детей, чем из самой популярной в этом отношении прежде — Колум­бии. Затем следуют Индия и Сальвадор. Однако не существует ни одного случая, чтобы американские дети были отправлены в другие страны для усыновления их там.

 

Кому нужно быть усыновленным?

 

В то время как потенциальные родители искали младенцев и детей дошкольного возраста, имелись другие дети, нуждающиеся и усыновлении, но еще не получившие его. Эти дети проживали в семьях опекунов, приютах или интернатах. В 1982 г. имелось 50 тыс детей, ожидающих усыновления. Это были дети из этнических групп, дети с сильно выраженными физическими недостатками (причем мальчиков несколько больше, чем девочек), дети старше 11 лет и дети, находящиеся под опекой 4 и более лет. К. Гершенсен и др. (1983), указывают, что "хотя чернокожз так и после процедуры,усынов-ие дети составляют 14% детского населе­ния, из них 24 % находятся под опекой, а 33 % свободны для усыновления, но тем не менее они до сих пор не представлены для усыновления". Аналогичная дискриминация наблюдается и в отношении чернокожих детей с физическими недостатками, ибо только 17% и» них когда-либо представлялись на усынов-•1сние по сравнению с 38% белых детей, так­ие страдающих физическими недостатками. В то же время имеются данные, показываю­щие, что чернокожие семьи в 4,5 раза чаще усыновляют детей, чем это делают белые или испаноязычные семьи. Необходимо предпринять определенные шаги для увеличения шансов детей из этнических меньшинств по­пасть на усыновление.



 

Процесс усыновления.

 

Родители обычно подписывают юридические документы об отказе от ребенка и предоставлении его агентству для усыновления. В случае независимого усыновления родители подписывают такой же документ, но отказы­ваются от ребенка в пользу лиц, желающих его усыновить. Указанные документы извест­ны как "порядок отказа от права". В прошлом было достаточно одного отказа матери от права на ребенка, чтобы отдать его на усыновле­ние. В 1972 г. в примечании к решению Верховного суда указано, что неженатые предполагаемые кровные отцы также имеют право на получение уведомления об определении ребенка на усыновление. Это решение суда вызвало неоднозначную реакцию. Одни считают, что все установленные отцы долж­ны быть зарегистрированы в браке, и только тогда требуется их согласие на усыновление ребенка (если они не намерены взять на себя родительскую ответственность). Другие считают, что согласие на усыновление может да­ть только тот, кто сам занимается воспита­нием своего ребенка.

Часто, в случаях со старшими детьми, находящимися под опекой, родительские права могут быть ограничены против желания родителей с целью законного освобождения ребенка на предмет его усыновления, что называется принудительным ограничением. Процессс ограничения может занимать значительный промежуток времени, ибо имеет место множество отсрочек и задержек. Освобождение детей из-под опеки для последующего их усыновления требует профессиона­лизма социальных работников при сборе свидетельств, организации записей и подго­товке, доказательств для суда.

Подготовка ребенка к усыновлению тре­бует полной информации о нем, в том числе данных о результатах медицинского обследо­вания, сведений о его развитии и социальном происхождении. Эта информация должна быть передана усыновляющим лицам. Для усыновления старших детей этого недоста­точно. Старшие дети должны понять причи­ны, по которым они определяются на усынов­ление и не могут находиться со своими родителями. Они должны четко представлять себе, что такое усыновление, какую роль они сами будут играть в выборе будущей семьи. Работники службы усыновления должны об­ладать профессиональными навыками, что­бы со знанием дела определить необходи­мость как отделить ребенка от семьи, так и присоединить детей к новой семье. Немало­важное значение имеет умение интервьюи­ровать детей различных возрастов.

 

Приемные родители.

 

Существует избыток заявителей на белых младенцев и детей до 11 лет, не имеющих неизлечимых физических недостатков. Агентства располагают большим выбором усыновляющих родителей. Для усыновления младенца родителям нужно обратиться в та­кое агентство. Приемные родители должны быть не старше 35—40 лет, предъявить свиде­тельство о бесплодии и не иметь других оговоренных законом противопоказаний усыновлению.

Сложнее обстоит дело с усыновлением детей из этнических меньшинств, более стар­шего возраста и с тяжелыми физическими недостатками. В этих случаях требования агентств значительно снижаются. Они отка­зываются от требований обязательно состоять в браке (теперь заявить об усыновлении таких детей могут и одинокие люди), от ограниче­ния максимального возраста и подтвержде­ния бесплодия. Основным условием усынов­ления выступает желание усыновить ребенка.

США начали осуществлять программы финансовой помощи, известной как субси­дии на усыновление для детей с тяжелыми физическими недостатками. Субсидия на усыновление способствует размещению ре­бенка в семье, которая в противном случае может испытывать страх перед дополнитель­ными финансовыми издержками. 90% суб­сидированных усыновлений падает на приемных родителей, у которых уже устано­вились определенные взаимоотношения с детьми. Большинство этих детей принадлежит к этническим меньшинствам или к особо нуждающимся инвалидам.

Как только родители заявляют о желании усыновить ребенка, начинаются групповые или индивидуальные встречи с работниками соответствующего агентства. Окончательно­му выбору ребенка предшествуют предвари­тельные визиты, что весьма важно для детей более старшего возраста. Определение на усыновление сопровождается периодом адаптации, в течение которого продолжают действовать службы поддержки. Обычно это время составляет от девяти месяцев до одного года.

Раньше агентства редко предлагали офи­циальную помощь после того, как усыновле­ние было уже узаконено. В ответ на требова­ния родителей, усыновляющих детей из этнических меньшинств, многие агентства предлагают помощь в воспитании детей и в преодолении связанных с ними кризисных ситуаций. Кроме того, эти службы оказывают помощь усыновленным в детстве взрослым, которые хотели бы иметь информацию о кровных родителях.

До конца 70-х годов родителям в редких случаях было позволено вмешиваться в про­цесс усыновления после того, как они дали юридическое согласие на передачу своего ре­бенка для усыновления, или после того, как их родительские права были ограничены. В настоящее время положение изменилось. Семья ребенка имеет контакты с усыновляю­щей семьей, обусловленные только взаимным желанием. Это особенно важно при усынов­лении старших детей, эмоционально привязанных к родителям, братьям и сестрам и дру­гим родственникам.

Существует значительно меньше доступ­ных сведений об усыновлении младенцев. С целью соблюдения конфиденциальности ни одна из семей во время определения на усы­новление не может получать каких-либо сведений о другой. Это традиционно при усы­новлении младенцев с помощью официаль­ных агентств. Однако ряд агентств считает целесообразным предоставлять право родите­лям ребенка и его приемным родителям са­мим решать, хотят ли они узнать друг друга, намерены ли они продолжать контакт после усыновления и какой характер может носить этот контакт.

Государственные законы об усыновле­нии, как правило, требуют, чтобы все связан­ные с усыновлением официальные докумен­ты были закрытыми и информация об участвующих в усыновлении сторонах, о ро­дивших и усыновивших родителях, об усыновленном ребенке предоставлялась агентством только по решению суда. Повзрослевшие усыновленные, вместе с некоторыми специалистами службы усыновления, добиваются изменения этих законов таким образом, бы усыновленные могли иметь доступ к информации о кровных родителях. Пpoтиводействие этому исходит от судов, родителей, усыновивших детей, ряда профессионалов, которые утверждают, что конфиденциальность данных о кровных родителях ребенка должна быть сохранена, ибо в противном случае может быть причинен вред как усынавленному по достижении им взрослого возраста, так и приемным родителям.

Некоторые штаты пытаются найти компромиссное решение этой проблемы, создавая регистратуры, где взрослый усыновленный может сообщить о своем желании установить контакт с кровными родителями, после чего регистратура активно участвует в поисках родителей и определяет, намерены ли они удовлетворить желание клиента. Во всяком случае, потребность в информации, выраженная повзрослевшими усыновленными, вынуждает агентства получать и передавать усыновляющим семьям значительно больше исходных данных, чем это имело место в прошлом.

 

Проблемы в усыновлении.

 

Должен ли суд объявить вне закона независимые усыновления, за исключением родственных? Сторонники положительного ответа на этот вопрос ссылаются на риск которому подвергается усыновленный ребенок и его новая семья, и подчеркивают преимущество государственных агентств. Те же, кто высказывается в пользу независим усыновлений, заявляют, что исследования не подтверждают эффективности работы агентств, и считают, что пары могут скорее найти ребенка для усыновления с помощью независимых посредников. Между этими двумя полярными точками зрения лежатдоводы сторонников установления строп регулирования всех независимых усыновлений. Такое регулирование включает: предоставление родителям ребенка качественной консультации перед тем, как он будет усыновлен; знакомство с предполагаемыми родителями и оценку их; наблюдение за усыновляющей семьей в период до утверждения судом усыновления.

 

Отцы.

 

В какой степени известные или предполагаемые кровные отцы должны быть вовлечены в процесс усыновления? Некоторые считают, что большинство отцов являются беспечными и, если отец не проявляет настойчивости по поводу установления прав и участия в процессе усыновления, он должен быть исключен из этого процесса. 06щение с таким отцом занимает слишком много времени и задерживает усыновление и подписание договора с усыновляющими родителями. Другие придерживаются мнения, что кажущееся со стороны безучастным поведение отца может трактоваться и как игнорирование им своего отцовства. Отсутствие серьезной практики по включению отца в процесс усыновления позволяет ему избежать моральной, финансовой и социальной ответственности, которая должна сопровождать акт усыновления. В то же время знание исходных медицинских и социальных данных отца, как и матери, важно для усыновля­ющих родителей.

Хотя количество легко усыновляемых младенцев и детей младшего возраста снизилось, а количество представляемых на усыновление детей с тяжелыми физическими недостатками возросло, плата за усыновление через официальную службу резко увеличилась. Агентства считают, что некоторые кровные родители предпочитают посредников агентствам на том основании, что последние якобы не предоставляют детям такое же качественное медицинское обеспечение и приют, как это делают посредники. Агентства, чтобы компенсировать эти несостоявшиеся сделки, поднимают плату за услуги, предоставляемые усыновляющим родителям. Однако в результате этого для приемных родителей с малым доходом усыновление становится недосягаемым. В связи с такой ситуацией рассматриваются и другие возможности разрешения проблемы, в том числе медицинское страхование для покрытия пособия роженицам, контракты по обслуживанию беременных клиенток объединениями нескольких агентств, включение в процесс усыновления организаций по защите здоровья.

Несмотря на значительно более высокий показатель усыновления среди негритянских семей, количество чернокожих детей, ожидающих усыновления, существенно превышает количество белых. Решение этой проблемы зависит от: 1) усилий по поиску чернокожих семей, желающих усыновить ребенка, применения более гибких требований к ним и субсидирования усыновления; 2) обеспечения более интенсивной помощи при рождении ребенка и его воспитании; 3) определения большего числа детей на усыновление в семьи другой расовой принадлежности.

Межрасовое усыновление продолжает оставаться предметом споров. Исследование ранней адаптации детей, определенных на усыновление в семьи, принадлежащие дру­гим расам, показывает, что дети вполне удов­летворены жизнью в этих семьях. Белые семьи продолжают проявлять интерес к усы­новлению детей другой расовой принадлеж­ности. Несмотря на это, существует сильное противодействие межрасовому усыновлению со стороны некоторых специалистов, доказывающих, что ребенок может пострадать из-за различий культурных традиций. Они также заявляют, что в такой ситуации агентства в интересах ребенка не будут энергично подыскивать чернокожие семьи, а сосредото­чатся на белых. Проблема, вероятно, станет предметом усиливающихся дебатов, посколь­ку количество чернокожих детей, ожидаю­щих усыновления, значительно превосходит численность чернокожих семей, желающих усыновить ребенка.

Некоторые практики службы усыновле­ния опасаются, что продолжающиеся попыт­ки установить контакт между кровными ро­дителями и усыновляющими лицами могут привести к уподоблению усыновления опеке. Они также опасаются, что такой контакт мо­жет иметь результатом "совместное исполне­ние родительских обязанностей", что создаст сложные проблемы для родивших и усыно­вивших ребенка, и путаницу для детей. Дру­гие считают, что число родителей, желаю­щих представить своих детей на усыновление, возрастет, если они смогут про­должать контактировать с ними. Это может пойти на пользу и самим детям. Усыновляю­щие родители не уподобятся опекунам, по­скольку они имеют иной правовой статус и автономность в принятии решений. Наконец, неразумно предполагать, что все взаимоотно­шения будут сопровождаться проблемами. Большинство семей сможет совладать с про­блемами и воспользуется преимуществами открытых контактов. Знакомство родителей и усыновляющих, узнавание ими друг друга, естественность их отношений, очевидно, пе­ревесят отрицательные факты.

На многие вопросы, связанные с усынов­лением, весьма сложно дать однозначные от­веты. Например, должны ли быть закрытыми записи, сделанные при усыновлении, для по­взрослевших детей? Имеют ли право прием­ные родители ребенка сохранять свою тайну? Имеют ли право дети на информацию об их генетическом фоне? Если контакты между родителями, родившими ребенка, и усыно­вившими его должны существовать, то как лучше всего их организовать? Все эти вопро­сы являются предметом дебатов как специа­листов, так и непосредственно заинтересо­ванных лиц.

Разрыв соглашения, отражающий ситуа­цию, когда определенный на усыновление в семью ребенок еще до усыновления возвра­щается агентству, вызывает множество воп­росов. Какова истинная причина разрыва? Какое воздействие это оказывает на детей? Некоторые считают, что разрывы соглаше­ний должны рассматриваться как важные оценочные индикаторы успеха или несостоя­тельности практики агентства по усыновле­нию. Однако если это на самом деле так, то тем самым подразумевается, что есть научно обоснованные критерии для прогнозирова­ния успешного усыновления. На самом же деле хорошо известно, что подобных критери­ев не существует. Могло ли быть снижено ко­личество разрывов соглашений, а также предотвращены проблемы, возникающие по­сле усыновления, если бы агентства предло­жили больше услуг в поддержку семье? Неко­торые специалисты доказывают, что, даже если усыновляющие семьи и нуждаются в по­мощи, это вовсе не означает, что вся она дол­жна предоставляться агентствами по усынов­лению. Общество имеет другие службы семьи и психического здоровья для указанных це­лей.

 

Заключение.

 

Усыновление является одной из важней­ших услуг по защите младенчества, которая будет необходима всегда. Вполне возможны изменения видов и количества детских и родительских программ усыновления. Однако, какую бы форму усыновление ни принимало, квалификация и знания профессионалов со­циальной службы будут всегда необходимы, чтобы совершенствовать процесс и гаранти­ровать права и благополучие детей.

 

Элизабет С. Коул.

См. также: Государственные службы социальной помощи; Дети; Дети, поль­зующиеся службами социального обеспе­чения; Молодежь и социальные службы; Приемные дети.

 

• BenetM. (1976). The Politics of Adoption. N. Y.: Free Press. • Cershensen C, Maza P., FucilloA. (1983—84). Child Welfare Research Notes, Nos. 1—6. Wash., D. C: U. S. Department of Health and Human Services, Administration for Children, Youth and Families, Children's Bureau.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.