Сделай Сам Свою Работу на 5

Структурно-организационные функции.





 

В микрорайоне сосредоточено много разных институтов и небольших мест­ных организаций. Эти институциональные структуры часто не являются независимыми, принадлежат микрорайону, представляют собой части систем, действующих на уровне общины. Примерами таких институтов являются школы, социальные агентства, админи­стративные учреждения, общественные орга­низации и др. Структурные организации микрорайона выполняют программы самого широкого назначения. Например, они обес­печивают рабочими местами жителей микро­района, способствуют формированию у них чувства причастности к делам микрорайона, помогают жителям микрорайона приспосо­биться к нормам и ценностям общества, предоставляют возможности для участия в добровольческой деятельности — от препода­вательской и религиозной до самосовершен­ствования и гражданского совершенствова­ния. С другой стороны, они предоставляют широкий круг непосредственных услуг, включая образование, индивидуальное кон­сультирование, экономическую помощь, и содействуют участию жителей в правитель­ственных программах.

Добровольческие организации, располо­женные в микрорайоне, представляют собой, в частности, клубы или группы при церкви; этнические, братские и социальные органи­зации; организации на базе школы, такие, как объединения родителей и учителей; клу­бы кварталов, союзы соседей и корпорации развития соседских сообществ. Таким обра­зом, ясно, что некоторые виды добровольче­ских организаций, такие, как школьные и церковные организации, возникли на базе институтов микрорайона, тогда как другие добровольческие организации являются не­зависимыми.



Что касается институтов, их организаци­онная функция охватывает не только пробле­мы собственно микрорайона, но и более ши­рокие задачи. Участие в деятельности организаций на базе микрорайона способст­вует реализации социальной задачи усиле­ния психологической идентификации жите­лей микрорайона по отношению к месту их проживания и воспитанию в них чувства ответственности перед микрорайоном. Участие в организациях на базе микрорайона может служить также политическим целям, по­скольку именно такие цели ставят некоторые организации.



Как уже отмечалось, микрорайоны не яв­ляются самостоятельными, независимыми, изолированными единицами, которые могут удовлетворить все потребности всех своих жителей. Желая решить свои проблемы, жи­тели обращаются к более широким структурам — наряду с использованием возможностей своего микрорайона. Кроме того, необходимо отметить, что использование возможностей микрорайона зависит от таких характеристик его жителей, как раса, этническая и социально-классовая принадлежность, возраст.

Хотя показатели участия в организации на базе микрорайона, согласно исследованиям Р. Альбрандта (1984), довольно высокие, это участие не ограничивалось границами микрорайона. Из тех опрошенных, кто работал на добровольных началах в течение прошедшего года, 56% тратили большую часть своего внерабочего времени на работу вне микрорайона. Наиболее высокий показатель участия в организациях на базе микрорайонов был у лиц в возрасте 35—44 лет; более молодые люди в возрасте 18—34 лет приним» участие в организациях за пределами микр района. Показатель участия в организации микрорайона был выше среди жителей с более высоким доходом.

 

Организации микрорайона.

 

Организация микрорайона — это особого типа группа, работающая на уровне микрорайона и чаще всего состоящая из социальных работников. В США существует свыше 10 000 местных организаций микрорайонов, а так множество различных коалиций, объединяющих организации микрорайонов на уровне округа, штата и общенациональном. Дж. Каннингем и М. Котлер (1983) определили организацию микрорайона как ".. постоянную добровольческую ассоциацию, созданную на небольшой территории, состоящую из постоянно проживающих на ней граждан, представителей местного бизнеса и институтов, и нацеленную на решение различных проблем, жизненно важных для улучшения благосостояния их территориальной общины".



Организации микрорайона в своем большинстве являются структурами скорее общего типа, нежели специализированными. Они стремятся помочь жителям микрорайона обрести уверенность в своих силах, знания и научиться применять их для оказания воздействия на принятие государственных и частных решений, касающихся общины. Они дают возможность «коммунальным силам» влиять на экономические силы, от которых зависит благосостояние микрорайона.

Среди функций организаций микрорайонов можно назвать следующие:

Организация общины и защита. Организации микрорайона стремятся изыскивать дополнительные ресурсы и воздевовать на принятие решений на государственном и частном уровне, затрагивающих интересы общины (Д. Биклен, 1983; С. Бергхарт, 1982; Р. Перлман и А. Гарин, 1972). Они применяют силовую тактику для улучшения жилищных условий, санитарного состояния школ, транспортного обслуживания и усиления контроля за состоянием преступности. Фактически каждая проблема или вопрос, касающиеся микрорайона, могут стать стимулом, организующим жителей микрорайона на действия, которые заставляют услышать их голос. Тактика давления не обязательно должна носить негативный или реактивный характер, т. е. не обязательно должна быть направлена против какого-то решения или действия; она может быть также направлена на защиту действий или ресурсов необходимых для решения проблем.

Оказание гуманитарных услуг.Многие организации микрорайона участвуют в работе служб здравоохранения и психического здоровья, обслуживания престарелых; учавствуют в программах профилактики преступности, работе с молодежью и в борьбе с наркоманией. Иногда эти программы разрабатываются и осуществляются именно потому, что организации считают услуги, предлагаемые социальными агентствами, не­адекватными и недостаточными — из-за децентрализации усилий государственного сектора. Другая причина стремления решать эти задачи на местном уровне в том, что организации считают возможным укрепить свою власть и илияние своих групп, расширив объем и размах своей деятельности. Естественно, решать эти задачи можно только при наличии значительных средств.

Развитие и планирование общины.Организации микрорайона также принимают активное участие в деятельности, и с экономическими функциями микрорайонов (под ред. Дж. Эклейна и А. Лауфеpa, 1972). Оно выражается в деятельности по улучшению жилищного фонда, коммерческому возрождению отсталых районов, строительству промышленных парков, развитию нового бизнеса и созданию новых мест в общине. Иногда подобная деятельность связана с трудностями и требует специальных знаний и навыков. Руководители микрорайонов могут испытывать неудобства в связи со своей неспособностью разобраться впроблемах планирования и развития и могут дистанцироваться от проектирования. Чтобы избежать такой ситуации, руководителям общины следует с самого начала вникать в планирование и осуществлять надзор за деятельностью по развитию общи­ны.

 

Экономические функции.

 

В эконо­мическом плане микрорайоны могут выпол­нять рыночные и защитные функции. День­ги, которые жители микрорайона могут потратить на необходимые им товары и услу­ги, составляют их покупательную способ­ность. Чем больше их покупательная способ­ность, тем больше появляется магазинов и зон отдыха, некоторые из которых концентриру­ются в микрорайоне. Качество жилищного фонда в значительной мере также зависит от экономических возможностей жителей (Р. Альбрандт и Дж. Каннингем, 1979).

Многие функции, прежде выполнявшие­ся местными структурами микрорайона (та­кие, как распределение продуктов питания через семейные бакалейные лавки), в насто­ящее время осуществляются в основном внешними, вертикальными структурами — скажем, огромными супермаркетами в боль­ших торговых центрах. Торговые ряды мик­рорайона пострадали в результате создания больших многосекционных торговых центров с просторными, хорошо обслуживаемыми автостоянками. Тем не менее общинные орга­низации в различных городах разработали стратегии экономического развития для оживления торговли в микрорайоне.

Переменные величины, от которых зави­сит успех таких стратегий, включают: нали­чие субсидий или займов под низкие процен­ты для владельцев магазинов, необходимых им для модернизации; участие частного сек­тора, особенно желание частных кредитных структур дать или продлить кредит; сопутст­вующие обязательства и инвестиции местно­го правительства в ремонт дорог, автомобиль­ные стоянки и освещение; улучшение и сохранение магазинов и мелких лавочек; на­личие достаточной покупательной способно­сти жителей микрорайона в целях поддержа­ния местного бизнеса; наличие фондов для организаций местной общины, необходимых этим организациям для выполнения их функций.

Нарушение оборота капиталов. Жизнеспособность микрорайонов зависит как от внешних, так и от внутренних эконо­мических факторов. В 60-х годах банки счи­тали, что многие старые индустриальные микрорайоны являются ненадежным местом для вложения капитала под закладную для улучшения жилищных условий и развития коммерции. Хотя банки получали средства от этих микрорайонов через личные накопле­ния жителей по банковским счетам, эти фон­ды не реинвестировались в хозяйство общи­ны. В результате подобного нарушения оборота капиталов эти микрорайоны испы­тывали серьезные экономические затрудне­ния. Мощные стихийные усилия, направлен­ные против этой политики во многих городах, привели к созданию национальной коалиции групп микрорайонов, которая потребовала от федерального правительства принятия мер в отношении банков, чтобы те обнародовали информацию о порядке предоставления ссуд местным структурам.

Джентрификация.В конце 70-х го­дов на рынок жилья в микрорайонах начали воздействовать другие экономические факто­ры. Высокие цены на энергоносители, значи­тельное подорожание жилья (включая высо­кие проценты по закладной) и изменение стиля жизни сделали городские микрорайо­ны более привлекательными для верхушки среднего класса. Городские власти приветст­вовали возвращение этих людей в города, ви­дя в этом средство возрождения микрорайо­нов и расширения налоговой базы.

Многие наблюдатели были обеспокоены тем, что переселение среднего класса назад в города, или джентрификация, вынудит бед­няков и рабочих оставить свои дома, ибо их владельцы выгодно распродадут арендную собственность зажиточным переселенцам, и что владельцы домов будут вынуждены про­дать дома, ибо не смогут платить высокие на­логи, ставшие результатом роста цен на недвижимость в их микрорайонах. Исследо­вания этой ситуации дали сходные результаты (М. Шилл и Р. Натан, 1983; под ред. Дж. Паллена и Б. Лондона, 1984). Большин­ство переселенцев были удовлетворены пере­ездом; только меньшинство было настроено отрицательно. Джентрификация будет всег­да ограничена небольшим числом микрорай­онов, которые особенно привлекательны для верхушки среднего класса. В будущем боль­шинство городских микрорайонов, нуждаю­щихся в реинвестировании, переживут не­значительный подъем благодаря усилиям "белых воротничков", чей доход ниже, чем у обитателей джентрифицированных микро­районов.

 

Политические функции.

 

Микро­районы являются важными политическими единицами. В прошлом это были кварталы политических организаций, т. е. именно эти организации обеспечивали свой микрорайон социальными службами, заботились о полу­чении рабочих мест, доступе к городским службам, обеспечивали защиту интересов жителей. Хотя сфера обслуживания в большинстве городов больше не связана с деятельностью политических организаций, голосование до сих пор происходит по месту проживания, поэтому микрорайон остается сильной единицей в политике города.

Политические функции микрорайона весьма разнообразны. Здесь можно назвать деятельность в области образования, стимулирование участия жителей микрорайона в избирательной кампании на местном уровне, мобилизацию жителей на акции в поддержку политической программы регионального правительства, управление некоторыми сторонами районной жизни и микрорайоном в целом. Эти политические задачи можно решить с помощью целого ряда различных организационных структур общины. Например, этнический клуб, местная церковь или организация микрорайона могут финансировать проведение регистрации избирателей или организацию собрания жителей для встречи с местными политическими кандидатами. Подобные мероприятия часто проводятся в связи с тем, что жителей волнуют определенные местные проблемы. Они собираются вместе, чтобы обсудить их и предложить решение. В случае успешного решения проблемы растет политическое влияние, способность жителей влиять на политический процесс. Подобная деятельность политизирует жителей и укрепляет их уверенность, силу и способность взять под контроль ситуацию в микрорайоне. Часто успешное решение одной проблемы побуждает организацию заняться другими проблемами и разработать целевой план укрепления влияния жителей микрорайона на решение других политических вопросов. Иногда политическая роль организаций микрорайона непосредственно связана с такой деятельностью, как сбор подписей в поддержку политических кандидатов и оказание содействия в проведении предвыборной кампании тем из них, кто с пониманием относится к проблемам микрорайона.

По мере роста и укрепления своего влияния некоторые общинные организации расширяют круг своих задач — от организации и защиты общины до развития общины и оказания социальных услуг. Эти широкие функции организации микрорайона могут выполнять самостоятельно или путем создания корпорации микрорайона во главе с советом директоров, выбранным жителями. Первые такие корпорации стали появляться в 1966 г. в рамках программы социальных действий в территориальных общинах, и их число неуклонно растет и в настоящее время. Они выступают как еще одна форма политической де­централизации (X. Холлман, 1974).

Некоторые исследователи политического функционирования микрорайона (М. Котлер, 1969; Д. Моррис и К. Гесс, 1975; Э. Московитц и Д. Симпсон, 1984) считают, что самой лучшей и должной политической ролью микрорайона является полное самоуп­равление. Котлер в своей известной книге «Управление микрорайоном» утверждает, что ошибочно определять микрорайон как только социальную единицу, ибо он возник и до сих пор существует как политическая еди­ница. Котлер заявляет, что микрорайоны должны иметь структуру корпораций с общинными уставами и законными полномо­чиями на управление, так же как и другие фирмы управления на местах.

Моррис и Гесс рассматривают управле­ние микрорайоном как способ преодоления отчуждения и разобщенности общества в более широком смысле. Руководители микрорайонов стоят ближе к народу и поэтому в меньшей степени склонны злоупотреблять властью. Преимущество властей микрорайонов в том, что они состоят из самого электората, а не из его представителей. Такой способ управления предполагает активное участие в делах микрорайона его жителей как граждан, а не просто как избирателей.

Полное самоуправление микрорайона на сегодняшний день нигде не реализовано, и вряд ли оно получит широкое распростране­ние в обозримом будущем. Хотя по крайней мере в 50 городах и округах микрорайоны формально участвуют в управлении городом, в большинстве случаев их роль чисто совещательная.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.