Сделай Сам Свою Работу на 5

СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ: ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ.





 

 

Покупка услуг на контрактной основе все больше входит в общую практику социальных служб, так как существует необходимость ре­шать основные проблемы социального обес­печения в условиях ограниченных средств. Контрактная система используется в разных областях сферы социальной работы для реа­лизации всевозможных программ.

 

Предпосылки и тенденции.

 

В США предоставление социальных ус­луг по контракту возникло в связи с быстро растущими расходами на социальные цели и неспособностью государственных служб справиться с большим объемом обязанностей по осуществлению программ. Развитие контрактной системы отразило перемены в климате социальной политики.

Во-первых, в 60 — 70-е годы основное внимание тех, кто делал политику, переклю­чилось на контрактные варианты. Какими бы ни были достижения в строительстве "госу­дарства всеобщего благосостояния" в период деятельности администрации президента Л. Джонсона, не удалось добиться социаль­ного прогресса, на который рассчитывали его сторонники. В последующий период реакции на эти неудачи аналитики, комментаторы и политики часто рассматривали инициативу частного сектора как альтернативу государст­венному вмешательству. Этим путем прави­тельственные структуры смогли бы, видимо, передать свои полномочия, не прибегая к созданию новых органов управления или к расширению государственных служб. Под знаменами "приватизации" и "передачи пол­номочий" данная тенденция получила мощную идеологическую поддержку в противовес государственной системе налогообложения.



Во-вторых, контрактная система пред­ставляет собой, по существу, конверсию че­тырех основных политических тем последних 20 лет: целевого социального обслуживания, децентрализации, деинституциализации и рыночных вариантов.

 

Целевое социальное обслужива­ние.

Социальное целевое обслуживание со­средоточивает усилия на уровне отдельных групп населения, главным образом остро нуждающихся и получающих при этом неа­декватные услуги. Например, принятие про­граммы "Война с бедностью" привело к появ­лению по всей стране дополнительных агентств на уровне микрорайона, в обязанно­сти которых входили планирование и реали­зация новых услуг и защита интересов бед­ных слоев. Структуры, созданные в рамках этой программы, получили название "агент­ства-делегаты". Многие из них были приват­ные, предоставляли услуги в области охраны здоровья, обучения профессиям и психотера­пии. Созданные на муниципальном уровне "демонстрационные" агентства часто нани­мали добровольческие "оперативные" агент­ства для обеспечения программ. Таким же об­разом государственные деятели, заботясь о психическом здоровье нации, использовали свои возможности для ликвидации очагов ос­трой патологии, часто прибегая к услугам ме­стных организаций.



Целевое социальное обслуживание, при­знавая необходимость адаптации служб к определенным расовым, этническим и неде­еспособным группам, способствует развитию идеи контрактирования. Вместо получения услуг через государственные бюрократиче­ские структуры, разнообразная клиентура через контрактную систему имеет плюрали­стическую структуру служб, реагирующую на конкретные запросы и нужды клиентов. Таким образом, контрактная система соеди­няет универсализм, связанный с правитель­ственным спонсорством, с возможностями дифференцированного добровольного подхо­да, способствуя как гибкости в оказании ус­луг, так и их доступности.

 

Децентрализация.

 

Децентрализа­ция федеральной помощи также способство­вала контрактному принципу. В 60-е годы контрактная система была укреплена благо­даря передаче властных полномочий микро­районам, населенным меньшинствами, и та­ким структурам на местах, как церкви, группы самопомощи и организации поддер­жки. В 70 — 80-е годы "Новый федерализм" президентов Р. Никсона—Дж. Форда— Р. Рейгана дал дополнительный импульс контрактному принципу. Закон о полной тру­довой занятости и профессиональной подго­товке побудил основных спонсоров на мест­ном уровне использовать общественные структуры для создания программ образова­ния и профессионального обучения безработных из числа негритянского и испаноязычного населения. Ряд разделов Закона о социальном страховании (1975) побудил правительства штатов покупать социальные услуги, а не предоставлять их прямым путем. При Р. Рейгане штатам и местным органам были предоставлены широкие полномочия в важных направлениях социальной полити­ки: в сферах установления уровня пособий, стандартов для определения права на соци­альную помощь и форм оказания услуг. Од­ним из результатов такого гибкого подхода явилось сохранение и расширение контракт­ной системы.



 

Деинституциализация.

 

Отказ от политики институциализации, предусмат­ривающей учреждение новых государствен­ных институтов, явился еще одним стимулом для развития контрактного принципа. Деинституциалиэация в этой сфере оказала силь­ное влияние на развитие систем психического здоровья, работы с умственно отсталыми, обеспечения ребенка и судебной ответствен­ности несовершеннолетних. В этих и других областях произошло перемещение социаль­ных служб из институтов в общественные структуры. Местными органами управления были закуплены программы, необходимые для осуществления процесса "реинтеграции". Среди них — программы обеспечения жиль­ем, психического лечения, отвлекающей психотерапии, помощи на дому, которые осу­ществляли добровольческие агентства микрорайонов.

 

Рыночные варианты.

 

Расширение частного рынка стало одним из основных на­правлений при заключении контрактов, бо­лее ощутимо воздействующим в области здравоохранения. Система бесплатной меди­цинской помощи и государственного меди­цинского обслуживания финансирует част­ные структуры в целях создания широкой сети такого рода служб для пожилых и нуж­дающихся. При наличии гарантированных государственных фондов как добровольче­ские, так и коммерческие организации заин­тересованы сотрудничать в таких областях, как дневной уход, долговременный уход, обеспечение стационарным лечением и де­тскими домами.

Современное положение.

В настоящее время федеральные соци­альные программы, программы на уровне штата и на местном уровне широко реали­зуются через частные структуры. Например, только небольшое количество федеральных программ по оказанию помощи и предостав­лению субсидий обеспечивается исключи­тельно в рамках правительственных струк­тур; реализация многих других программ предлагается или передается местной адми­нистрации. Законы штата и распоряжения муниципальной администрации часто конк­ретизируют условия социального обеспече­ния применительно к местному уровню.

Фактическое количество контрактов ме­няется от программы к программе, при этом определяется характер и объем контракта и дается его законодательное обоснование.

 

Услуги для пожилых.

 

Хотя Закон о положении престарелых американцев был принят в 1965 г., от штатов потребовали соци­ального обслуживания пожилых и престаре­лых только после принятия поправок относи­тельно районных агентств в 1973 г. Этим агентствам вменялись в обязанности плани­рование, координация, оказание содействия, контроль и объединение местных ресурсов для создания всеобъемлющих систем регио­нальных служб. Принятые поправки дают четкую регламентацию в отношении порядка предоставления услуг. В них отмечается: "Не является обязательным требование, чтобы районные агентства для пожилых были ос­новными поставщиками услуг — их главная задача должна состоять в координации суще­ствующих служб, в стимулировании их рас­ширения и в привлечении новых служб..."

Федеральное регулирование обычно ог­раничивает деятельность районных агентств информационным и справочным обслужива­нием. Кроме этого каждое агентство опреде­ляет потребности своих служб и затем ищет соответствующего поставщика среди добро­вольческих некоммерческих и коммерческих структур. Согласно требованиям федераль­ного регулирования необходимо участие со­ветников из государственных служб в качест­ве членов правления или наблюдателей за исполнением программы, а также аналити­ков.

Предположительно на контракты расхо­дуется свыше половины всех фондов для по­жилых, хотя точных данных нет. Анализ, проведенный недавно в районе Сан-Франци­ско, обнаружил, что местные агентства тратят на покупку услуг 59% своего бюджета, 41 % расходуется на финансирование основных функций менеджмента, таких, как коорди­нация, контракт-мониторинг, годовое и дол­госрочное планирование и тренинг. Добро­вольцы используются для организации общих обедов и программ правильного пита­ния, юридических служб, служб сопровож­дения и транспорта, а также для содействия кустарям и организации помощи в домашней работе.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.