|
Рост социальных потребностей.
Многие социальные потребности, не связанные с потерей работы или дохода, не только не уменьшатся, но, вероятно, возрастут. Пребывание в нищете 15% населения означает, что часть этого населения будет испытывать недостаток питания. До тех пор, пока незамужние матери-подростки не получат достаточного содержания, возможности для работы, создаваемой социальной помощью в уходе за ребенком, для повышения квалификации, их дети с момента рождения будут подвержены риску различных неврологических заболеваний. От 6 до 19% детей, имевших при рождении маленький вес или испытавших затруднения с дыханием, страдают от неврологических болезней, которые могут оставить их инвалидами на всю жизнь. Недоедающие дети недоедающих матерей особенно подвержены этому риску.
Чудеса медицины, которые могут сохранить жизнь подобным детям, обходятся в суммы до 100 тыс. долл. только в первый год жизни в тяжелых случаях; к этой цифре следует добавить бесконечные затраты, связанные с необходимостью соответствующего ухода. В лечении некоторых заболеваний прогресс огромен, и число детей-инвалидов, которым удалось сохранить жизнь, растет. В период между 1937 и 1957 гг. число таких детей увеличилось с 24 до 47 на каждые 10 тыс., а с 1960 по 1980 г. оно еще удвоилось. С 1960 по 1972 г. число детей-инвалидов, получающих социальные пособия, возросло на 300% (со 100 до 300 тыс.). К этому нужно присовокупить растущее число молодых людей, получивших увечье в автомобильных катастрофах, при занятии спортом, на производстве или во время военной службы. Сейчас они могут жить, работать, заводить семью, но только с помощью постоянно действующей системы медицинской и социальной поддержки.
Пожилые люди, особенно те, кому за восемьдесят, склонны к хроническим заболеваниям, при этом 20% из них время от времени нуждаются в уходе, медицинском обслуживании или стационарных услугах, стоимость которых постоянно растет. В период между 1963 и 1978 гг. абсолютное число таких людей в частных лечебницах увеличилось с 554 тыс. до 1303 тыс., в то же время выросло и число хронически больных пожилых людей, которым оказывалась помощь на дому.
Следует также учитывать и все возрастающую потребность в оказании срочной медицинской помощи для всего населения, а не только для пожилых и бедных, и рост стоимости этих услуг. Стоимость медицинских услуг в нынешней платной системе медицинского обслуживания растет более быстрыми темпами, чем средняя стоимость жизни. Вряд ли сократятся возможности пользоваться наилучшей медицинской помощью, что по американским понятиям определяется доступностью больниц и выбором специалистов, однако вряд ли уменьшится и озабоченность ростом стоимости медицинских услуг. В результате можно ожидать усиления давления на правительство, с тем чтобы оно обеспечило всеобщий доступ к медицинским услугам по умеренной, если не низкой, цене путем оплачивания части услуг непосредственно, через систему социального медицинского страхования или же посредством преобразования системы здравоохранения за счет расширения системы предварительной оплаты.
Персонал социальных служб и семья.
Новые тенденции в подборе социальных работников являются результатом изменений структуры семьи и экономики. Исторически социальная политика исходила из того, что социальную помощь людям должна оказывать в первую очередь сама семья, а система социального обеспечения призвана лишь поддерживать и дополнять ее усилия. Практически это означало, что большинство функций по уходу, финансовой и эмоциональной поддержке осуществляла семья. В последние 50 лет распространилась доктрина, согласно которой семья не несет больше полной ответственности (включая стоимость медицинских услуг) по уходу за престарелыми родителями или умственно отсталыми и физически неполноценными детьми, которые охвачены универсальными социальными программами. В результате уменьшилось число лиц, которые раньше брали на себя обязанности по уходу в семье, — это подростки, незамужние (неженатые) дети, замужние (женатые) безработные дети, живущие вместе с родителями, или другие родственники. Около 15—20% престарелых вообще не имеют родственников. Поздние браки и меньшее количество детей ведут к уменьшению cети родственников. Одновременно доля трудоспособных взрослых (от 20 до 64 лет) сократилась по сравнению с числом людей до 20 и свыше 65 лет, поэтому так называемый коэффициент зависимости нетрудоспособных от трудоспособных также изменился. Диктуемая современным производством экономическая мобильность населения тоже ограничивает круг родственников, на помощь которых семья может рассчитывать.
Эти последствия осознаны еще не полностью. В то время как социальные потребитности в уходе за детьми и инвалидами со стороны взрослых людей возрастают, число лиц, которые в состоянии их удовлетворить, сокращается. Хотя безработные, на которых можно было бы рассчитывать, составляют 7% трудоспособного населения, они представлены в основном неквалифицированными рабочими, к тому же большая их часть принадлежит к этническим меньшинствам. Они вряд ли обрадуются возможности выполнять работу по уходу, ведь эта работа плохо оплачивается и требует значительных физических и психологических усилий. В результате, по-видимому, будет наблюдаться рост стоимости социальных услуг ввиду прежде всего необходимости повысить зарплату не только профессиональным социальным работникам, но и людям, ухаживающим за детьми, престарелыми и т. д., нужда в которых будет постоянно увеличиваться. Несмотря на рост стоимости услуг, изменения в структуре семьи и в экономике скорее всего приведут к повышению спроса на всевозможные услуги, предлагаемые социальными службами: уход за детьми в дневное время в группах и центpax, уход на дому, профессиональный уход в различных заведениях и т. п.
Адаптационные процессы в социальной политике.
Приход к власти республиканской администрации в 1980 г. сопровождался возрождением идей, которые всерьез не рассматривались с 20-х годов. Речь идет об уменьшении федеральных расходов на социальные программы. Обоснования этой политики, судя по всему, вызвали благоприятную реакцию большинства избирателей либо потому, что они разделяли принципы новой политики, либо потому, что не смогли разглядеть суть за риторическими провозглашениями перемен и реформ.
Уточнение политики: 1975— 1985.
Политика 1980—1985 гг. не разрушила основную структуру социальной помощи, а сузила ее цели и изменила средства их достижения. Если отсечь противоречивые детали, то суть этой политики очень проста: расколы федерального правительства не могут постоянно расти; федеральное правительство частично финансирует социальную сферу наряду с семьей, местными властями и предприятиями; приоритетное значение для федерального финансирования имеют военные расходы и обеспечение экономического роста путем снижения налогов. Основная цель — создать более рационально устроенное общество, где все будут делиться благами, источниками которых должны быть федеральные и местные власти и зажиточные граждане. При таком подходе социальное обеспечение остается общенациональным делом, но доступ к нему и возможности его расширения ограничены. Большинство других социальных потребностей должны удовлетворять прежде всего семья, затем благотворительность, корпорации и компании и совместно власти штатов и местные органы. Несмотря на декларации о сокращении финансирования, расходы на социальные программы в целом продолжали расти, хотя темпы роста замедлились. Однако реализация этих программ, предназначенных главным образом для бедных, была гораздо хуже, чем программ, обслуживающих социальные потребности граждан вне зависимости от их доходов.
Большая часть средств распределялась среди семей со средними доходами и беднейших слоев, не имеющих работы, но меньше средств досталось трудоспособным людям с низкими доходами или не имеющим постоянной работы. Число людей, получающих помощь в виде пособий для семей с детьми-иждивенцами, продовольственных талонов или пособий по инвалидности, уменьшилось, хотя материальное положение этих людей не улучшилось. Ситуация усугубилась вследствие сокращения строительства дешевого жилья и ограничения возможностей для бедных получать медицинскую помощь. В результате доля населения, живущего у черты бедности или за этой чертой, менялась: сначала она сократилась с 22,4% в 1959 г. до 11 % в 1976 г., а затем возросла к 1984 г. до 15%. Эта тенденция усилилась в связи с экономическим спадом 1980-1983 гг. и высоким уровнем безработицы, достигшим в тот период 10%, хотя вскоре эта цифра вновь снизилась до 7%.
С 1970 г. наблюдался медленный, но неуклонный сдвиг в сторону уменьшения выплат наличными деньгами для обеспечения прожиточного минимума и увеличения выплат натурой, чему способствовало использование продовольственных талонов вместо денежных пособий. В период между 1970 и 1980 гг. доля денежных выплат сократилась с 80,7 до 73,9% общего объема, тогда как объем выплат натурой увеличился с 19,3 до 26,1%.
В то же время величина пособия по Программе помощи семьям с зависимыми детьми составляла лишь половину суммы, необходимой для удовлетворения минимальных потребностей семьи без каких-либо доходов. Семьи, имевшие хотя бы какой-нибудь доход, могли рассчитывать только на часть пособия.
В период между 1960 и 1982 г. действующая ставка налогообложения по линии федеральных, местных органов и органов власти штатов в отношении беднейших 10% населения возросла с 16,8 до 21,9%, тогда как для наиболее богатых 10% населения она сократилась с 30 до 25,3%. Это произошло в результате повышения налогов на социальное обеспечение, сокращения налогов на прибыль и негибкости системы налогов на недвижимость. Изменения в социальной и налоговой политике замедлили развитие системы социальной помощи.
Ответственность за финансирование программ стала перемещаться с федерального правительства на правительства штатов и местные органы и в меньшей степени осуществляться за счет частной благотворительности. Учитывая сложность распределения средств на социальную сферу между 50 штатами, которое осуществляется бесчисленным множеством некоммерческих и ведомственных организаций и частных страховых компаний, трудно оценить способность всей системы адаптироваться к переменам без того, чтобы не пострадали различные категории населения, нуждающиеся в социальной помощи. Параллельно были предприняты попытки "приватизировать" социальную сферу — переложить больше обязанностей на частные либо некоммерческие организации. Эта тенденция подразумевает движение вспять и отказ от всего, что было достигнуто за последние 50 лет. Благотворительные организации, местные органы власти и частные компании частично восполнили нехватку средств, вызванную сокращением федерального финансирования. Некоторые предприятия немного увеличили субсидии социальным органам или создали дополнительные фонды для местных нужд, например для обеспечения летнего отдыха молодежи в городе или организации приютов и питания для бездомных. В 1960 г. все частные благотворительные взносы составили 9,4 млрд долл., из которых только 1,4 млрд (около 10%) пошли на социальные программы. В 1981 г. эта цифра составила 53,6 млрд, из которых 4,7 млрд были направлены в социальную сферу — рост на 10%. Взносы религиозным организациям также могут частично идти на социальные нужды. Но поскольку благотворительные взносы лишь частично компенсировали сокращение федерального финансирования, они, естественно, не восполнили всех утрат.
Гораздо более важной является политика поощрения государственных организаций к заключению контрактов с частными агентствами по оказанию социальной помощи, финансируемой из госбюджета, на тех же условиях, на которых ранее действовали некоммерческие организации. Утверждают, что частные агентства работают более эффективно и обходятся дешевле, чем общественные организации некоммерческого типа, во главе которых стоят, как правило, люди, не имеющие навыков управления.
Контрактная (или компенсационная) система впервые возникла в ходе реализации программ социального обеспечения в 40-е годы. Она привела к созданию частных лечебниц, которые оказывали помощь больным, не имеющим денег на больничное лечение. Далее она была опробована в 60-е годы для оказания услуг нуждающимся в некоторых крупных городах, например в Нью-Йорке, где частным агентствам компенсировали расходы на социальную помощь молодежи и борьбу с преступностью несовершеннолетних. К 1984 г. контрактная система стала широко использоваться в таких областях, как медицинский уход на дому, уход за престарелыми или инвалидами на дому, программы организации досуга, проведение экспериментального обучения, транспортировка инвалидов, организация служб питания, некоторых детских служб. Существенно расширилась контрактная система в области здравоохранения, где около 10% всех больниц, осуществляющих оперативную помощь, являются частными или же, выражаясь современным языком, принадлежащими инвестору. Появилось много амбулаторных центров и хирургических клиник, также принадлежащих инвесторам. Эти клиники являются сильными конкурентами больницам с оперативной помощью, некогда бывшим единственными в этой области. Объединения крупных больниц владеют десятками небольших больниц, косвенно контролируют сотни частных клиник на основе акционирования, а также большое число агентств, оказывающих медицинские услуги на дому и помощь в ведении домашнего хозяйства.
Больницы и агентства по оказанию услуг по уходу на дому расширяют сферы своего действия, укрупняются или разрабатывают новые стратегии для усиления своего влияния. Сейчас результаты трудно предсказать. Для выполнения некоторых функций эти принадлежащие инвесторам службы собирают средства, но, как показали результаты ряда исследований, они демонстрируют большую эффективность и энергичность в добывании компенсации из государственных источников, но отнюдь не в оказании услуг, если исходить из доступности и качества последних.
Ясно, что произойдет одно из двух: либо социальные органы и медицинские службы будут больше руководствоваться предпринимательскими принципами, либо им придется уступить значительную часть своих функций коммерческим структурам. Тогда зажиточные люди будут пользоваться услугами частных служб, а менее зажиточные прибегнут к помощи некоммерческих организаций. Но в этом случае, скорее всего, некоммерческие организации станут более дорогими, поскольку им придется иметь дело со сложными, а соответственно и более дорогостоящими медицинскими и социальными проблемами.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|