Сделай Сам Свою Работу на 5

Тенденции в сфере защиты детей.





Возрастающее количество сообщений.

 

С 1976 г., когда начался системати­ческий сбор данных о случаях плохого обра­щения с детьми, количество их возросло в 2 раза. В настоящее время каждый год более миллиона случаев плохого обращения с деть­ми находится на рассмотрении социальных работников, и это число продолжает постоянно расти. Например, в 1982 г. было зарегист­рировано 1,3 млн случаев, что составляет примерно 20 на 1000 жителей страны. Следует учесть, что речь идет о случаях, повлекших специальное расследование, а в действитель­ности число случаев плохого обращения с детьми значительно больше. Например, в том же 1982 г. только 41 % случаев были рассле­дованы или признаны особо серьезными. По­стоянный рост сообщений о таких случаях создает значительные сложности для служб защиты детей. Они попросту не в состоянии эффективно реагировать на все сообщения, хотя и прилагают к этому большие усилия. Штаты сообщают о строгом отборе случаев, попадавших в поле зрения этих служб. Сокращение затрат на социальное обеспечение в результате деятельности администрации Р. Рейгана имело печальное последствие —сокращение служб защиты детей при возрастании количества случаев, находящихся в их ведении. Таким образом, системы защиты детей в штатах часто занимаются регистрацией случаев плохого обращения с детьми вместо оказания помощи детям и семьям.



 

Сложные случаи плохого обращения с детьми.

 

Плохое обращение с детьми может быть вызвано различными факторами и принимать разнообразные формы: неслучайные травмы, эмоциональное давление, отсутствие необходимой медицин­ской помощи, лишение возможности учить­ся, недостаток внимания и заботы, сексуальное совращение и т. д., а также отмеченный "синдром избиваемого ребенка" и физическое воздействие на детей. В 1976—1982 гг. количество сообщений о случаях сексуального совращения детей возросло с 2 до 7 % и более 65 тыс. случаев были признаны как имевшие место. Наиболее впечатляющим яв­ляется рост количества детей, имевших опыт сексуального общения со взрослыми, не ме­нее 20% девочек и 10% мальчиков. Некото­рые считают, что эти данные занижены, от­дельные исследователи полагают, что около 50% девочек имеют такие отношения со взрослыми. Значительный рост таких случа­ев превратился в настоящую проблему не только для системы защиты детей, но и для общества в целом.



 

Междисциплинарные команды.

 

Обнадеживающим фактором стало призна­ние, особенно на местном уровне, что сфера защиты детей — это не только поле деятель­ности соответствующих агентств, но и меж­дисциплинарная проблема, требующая уси­лий различных учреждений. Например, еще в 1960 г. медицинские работники, привлек­шие широкое внимание к "синдрому избитого ребенка" и показавшие последствия физиче­ских истязаний детей, рассматривали эту проблему с социальной точки зрения, стара­ясь понять причины таких явлений и выя­вить, что нужно сделать для изменения этого ненормального положения. Ответы на эти вопросы искали не только врачи-психиатры, но и социальные работники, а также учителя и воспитатели, помогавшие выявлять де­тей — жертв плохого обращения и следящие за результатами работы с ними. Несомненна роль юридических служб в расследовании трудных случаев избавления детей от опасно­сти. Юристы участвуют в защите прав детей, принимая решения об изоляции их от опасно­го окружения, предписывая семьям специ­альную терапию или временно разлучая де­тей с родителями.

Многие общины стремятся создавать со­ответствующие междисциплинарные коман­ды для углубления сотрудничества между различными агентствами. Некоторые из этих команд создаются на базе местной больницы и включают в себя больничный персонал, что имеет ряд преимуществ. Таким образом ока­зывается всесторонняя помощь социальному работнику, если ему необходимо определить медицинский диагноз и систему лечения. Од­новременно разрабатываются и предлагаются особые программы для реабилитации семей и обучения специалистов различных профи­лей. Междисциплинарные команды, создан­ные на местном уровне, принимают участие и в процессе подготовки и обучения специа­листов и консультируют практических соци­альных работников, ведущих конкретные дела по защите детей. И наконец, междисциплинарные команды, имеющие особое финансирование, обеспечивают диагностику и осуществляют терапию в особо сложных слу­чаях.



В заключение необходимо отметить, что за последние 30 лет в области защиты детей и реабилитации семей наблюдаются значи­тельные успехи. Важнейшее значение имеет их закрепление и развитие и в предстоящие годы.

 

Катлин Г. Даллер.

См. также: Вмешательство в кризисную си­туацию; Дети, страдающие от плохого обращения; Дети: социальные услуги по уходу; Персональное комплексное обслу­живание; Сексуальное насилие над деть­ми; Семья: современные тенденции.

•American Humane Association (1984). Highlights of Official Child Neglect and Abuse Reporting, 1982. Denver, Colo.: Author. • Collignon F., Zakian A. (1980). Testing Measures of Performance for Protective Services. Berkeley, Calif.: Berkeley Planning Associates.

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПРЕСТАРЕЛЫХ.

Только в 50-х годах государственные ве­домства в Соединенных Штатах осознали, что некоторые граждане страны испытывают трудности в получении своих ежемесячных пособий, которые должны выплачивать им правительство (по линии социального стра­хования) и Управление по делам ветеранов или службы социального страхования. Ранее предполагалось, что эти проблемы могут ре­шить семья, друзья заинтересованного лица или же назначенный судом опекун. Призна­ние того факта, что столь многие люди не в силах самостоятельно получать полагающие­ся им государственные пособия, привело к выводу о необходимости введения государст­венной опеки. Если у человека нет родствен­ника или друга, которые могли бы взять на себя эту функцию, возникает вопрос о необ­ходимости социальных служб, способных вы­полнять указанную роль.

Первоначально государственная опека распространялась только на людей, которые уже находились в тех или иных институциональных заведениях, и имела целью обеспечить выполнение государственными ведомствами своих обязательств. Это создавало недопустимую ситуацию, когда людей, иногда без достаточных оснований, помещали в указанные заведения, чтобы наложить государственную опеку на их финансовые средства и имущество. Положение начало меняться с принятием в 1968 г. в Калифорнии Закона о психическом здоровье, который дал право на опеку со стороны государства любому взрослому лицу, страдающему неполноценностью и имеющему ограниченные возможности. Вслед за этим и другие штаты заняли анало­гичную позицию по вопросам, связанным с государственной опекой над людьми, не имеющими близких родственников или друзей, а также в случаях, когда возникала опасность злоупотребления своим положением со стороны опекуна.

 

Определение.

 

Под социальной защитой престарелых понимаются все юридические и практические действия в интересах неправоспособного престарелого лица, а также "совокупность профилактических или поддерживающих социальных услуг, предпринимаемых oт имени престарелого лица, признанного неправоспособным, в его интересах, с тем чтобы формально установить над ним попечение, основанное на юридических полномочиях в санкционированных законом нормах и имеющее форму опеки или отдельного поручения. Эти услуги характеризуются готовностью со стороны тех, кто их оказывает, сотрудничать с юридическими властями, действовать в соответствии с данными им законом полномочиями и установленной законом процедурой". Для этих услуг характерно также, что право клиента на принятие реше­ний делегируется другому лицу, несущему профессиональную и юридическую ответственность за то, что клиент получит именно необходимые для него услуги.

Определение социальной защиты npистарелых вызывает споры в связи с таким существенным вопросом, как время, когда следует начинать оказывать услуги. Э. Форгюсон (1978) считает, что неправоспособное лицо вовсе не обязательно является кандидатом на защиту его интересов. Главное, чтобы существовало такое надежное лицо, к которому можно было бы в случае необходимости обратиться за поддержкой. Таким образом социальная защита престарелых охватывает более широкий круг проблем, чем непосредственная ситуация человека, нуждающегося в помощи.

Социальная защита престарелых включает в себя несколько компонентов, в том числе профилактику, поддержку и представи­тельство.

 

Профилактика.

 

Профилактические услуги имеют своей целью не столько удовлетворить потребности клиента, оказавшегося в критической ситуации, сколько сохра­нить благосостояние старого человека, уменьшив или устранив факторы риска и тем самым предотвращая институционализацию.

 

Поддержка.

 

Этот вид услуг представ­ляет собой помощь, необходимую неполно­ценному престарелому лицу, чтобы сохра­нить максимально возможный уровень самостоятельности.

 

Представительство.

 

Представительство необходимо для защиты интересов. Ли­цо, оказывающее представительские услуги, должно выступать от имени неполноценного престарелого человека или помогать кому-то выступать в этом качестве. Задача при этом заключается в том, чтобы клиенту была оказана необходимая поддержка, причем неза­висимо от его согласия.

При разработке указанных целей мало думают о том, в чем конкретно выражается потребность старых людей в защите. По-ви­димому, защита их интересов должна охватывать четыре сферы:

1) охрану жизни и собственности ограни­ченно дееспособных клиентов, находящихся вне учреждений институционального ухода;

2) защиту гражданских свобод;

3) защиту профессионалов, работающих в этой сфере;

4) защиту окружающих от опасности, исходящей от недееспособного лица (Дж.Лайнс, 1970).

 

Распространение понятия социальной защиты престарелых на работников социаль­ной сферы и окружение недееспособного ли­ца придает этой проблеме экологическое из­мерение. Косвенно речь идет о равновесии между компонентами защиты. Чем большая защита требуется престарелому клиенту, тем выше уровень потенциального юридического риска для того, кто ею занимается, и, возмож­но, тем большей опасности подвергается об­щина, где живет клиент.

Идея взаимности, заложенная в защите интересов клиента, предполагает наличие двух уровней — во-первых, оказание поддер­жки престарелому лицу и, во-вторых, юри­дическая возможность лишить клиента опре­деленных прав для обеспечения безопасности окружающих. Э. Вассер (1974) пишет об этих уровнях следующее: "Социальная защи­та престарелых должна отражать заботу об­щества о тех своих членах, которые по дости­жении определенного возраста не способны позаботиться о себе и уже не имеют или ни­когда не имели никого, кто взял бы их на свое попечение. Социальную защиту можно так­же рассматривать как меры, принимаемые обществом в связи с поведением клиента, ко­торое рассматривается как девиантное. Это относится к престарелым людям, живущим в определенном окружающем их сообществе". С одной стороны, общество признает по­требности престарелых, неспособных само­стоятельно функционировать и обеспечивать себя. Однако эта потребность оценивается как некое отклонение от нормы, и личности, тре­бующие помощи, рассматриваются как девиантные. Поэтому их удаляют из их окруже­ния, помещая в психиатрические заведения, дома для престарелых и другие учреждения, изолированные от потока общественной жиз­ни. Система социальной защиты, которая отвечает определенным потребностям пре­старелых и одновременно удовлетворяет потребности общества, не всегда может в полной мере обеспечить ту защиту, в которой нужда­ются старые люди.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.