Сделай Сам Свою Работу на 5

Культурологические различия.





 

Э. Биллингсли (1968) считает, что фор­мы семейной организации зависят от уровня культуры. Он полагает, что группы, страдаю­щие от расовой дискриминации, угнетения и нищеты, используют уникальные семейные структуры в качестве защиты. Н. Седарка (1981) придерживается мнения, что различ­ные подкультуры в США сохранили некото­рые черты семейных структур стран своего происхождения, поэтому структура семей чернокожей этнической группы в США не похожа на структуру семей других этниче­ских групп. Еще со средних веков в европей­ских странах по различным историческим и экономическим причинам в семейной орга­низации доминировал принцип супружест­ва — родства по браку, которое оформлялось и закреплялось законом. Африканские семьи, напротив, образовывались вокруг кровнородственного ядра. Азиаты, жители тихоокеанских островов, испанцы, евреи, по­ляки, греки и итальянцы отдают предпочте­ние расширенной модели семейной органи­зации. Следовательно, можно сделать вывод, что семейная структура изначально пытается адаптироваться к окружающим условиям.

В конечном итоге белые семьи отдают предпочтение супружеской ячейке, или нуклеарной семье, а не расширенной форме се­мейной организации, так как нуклеарная семья, очевидно, отвечает их требованиям в условиях стремительного развития промыш­ленности и предпринимательства. Однако современные экономические и политические реалии способствовали усилению давления на семью этого типа и выявлению ее слабых сторон. Так, Р. Бердуистл (1970), один из тех, кто рассматривал нуклеарную семью как патологическую форму семейной организа­ции, отмечал: "Если личные взаимоотноше­ния допустимы только в рамках нуклеарной семьи и если молодое поколение, повзрослев, покидает ее, чтобы создать новую семью, та­кая организация неизбежно является недол­говечной и саморазрушающейся. Старшее поколение остается в изоляции, а молодежь чувствует себя виновной в разрушении семьи, поскольку повзрослела". Несомненно, что нуклеарная семья не существует в таком виде, как это описал Р. Бердуистл. Но возникает вопрос: сможет ли нуклеарная семья сущест­вовать в любых условиях?



В семьях американцев испанского проис­хождения большое значение придают семей­ному единству, уважению и верности, под­черкивают полезность расширенных семейных уз и делают упор на их сохранение и поддержание. Семейными связями и часто­тою контактов среди своих членов такие семьи превосходят англо-американские. В состав мексиканских расширенных семей ча­сто входят пожизненные друзья и фиктивные родственники наряду с близкой и иной род­ней. Фиктивное родство создается католиче­ской традицией, по которой у ребенка появ­ляются крестная мать и крестный отец. Они оба разделяют ответственность за благополу­чие ребенка.



Наличие фиктивных родственников или пожизненных друзей семьи характерно и для негритянских семей. Их считают действи­тельными родственниками, они имеют такие же обязанности и такие же материальные и духовные привязанности, как и обычные род­ственники, их часто называют "дядя" и "тетя". Д. Ашхенбреннер (1973) отмечал, что на Юге США "дядей" и "тетей" нередко называют просто людей старшего возраста, не являю­щихся родственниками. Других фиктивных родственников называют "мать понарошку", "отец понарошку", "брат понарошку" или "се­стра понарошку".

В семьях американцев азиатского проис­хождения молодежь с большим уважением относится к старшим. А. Харрисон, Ф. Серафика и Г. Макаду (1985) отметили, что взрос­лые японцы и китайцы демонстрируют иск­лючительную преданность семье. Для азиатских культур характерны почтительное отношение к старшим, внутригрупповая сплоченность, чувство коллективизма, вер­ность иерархической структуре семьи, зави­симость, уважение, чувство долга и ответст­венность по отношению к семье. Японцы рано начинают внушать детям положительные стороны полной зависимости, когда каждый член семьи испытывает на себе благожела­тельное отношение других. Японцы поощря­ют преданность, китайцы придают большое значение клану — сложной многопоколен­ной семейной структуре, основывающейся на кровнородственных отношениях и существу­ющей в течение многих веков.



Семьи американцев индейского проис­хождения могут раздваиваться. Это значит, что материнская и отцовская ветви семьи раз­деляются на отдельные роды и объединяются в этнические общины. Хотя в племенах суще­ствуют определенные различия, обычно сест­ра матери очень близка ей и ее ребенку и ведет себя по отношению к нему как мать (Д. Лум, 1986). В семейных общинах дедушки и бабушки сохраняют официальное и символическое лидерство. Они имеют право голоса в воспитании детей, и родители редко отвергают рекомендации старших. Молодые люди стремятся получить одобрение старших членов общины, которые устанавливают нормы для всей семьи. В семью в качестве фиктивных родственников вводятся лидеры, не имеющие с ней родственных связей. Выполнение "дедушками" и "бабушками", "тетями" и "дядями" эффективных и разнообразных функций способствует созданию важной структуры семейной помощи и поддержки.

Расширенная семья имеет особое значение для представителей цветных и других национальных меньшинств, чья жизнь в США осложнена результатами расовой дискриминации, угнетения и нищеты (Д. Хоппс, 1982). Как отмечал М. Сассмэн, эта форма семьи широко распространена среди чернокожих, ее существование необходимо для выживания как отдельной личности, так и негритянской культуры в целом.

В обширном исследовании о пересечении культур, выполненном в Нью-Йорке, проведено сравнение образа жизни лиц преклонного возраста среди негров, испанцев и белых сделаны следующие выводы. Во-первых принадлежность к определенной этнической группе предопределяла семейную поддержку и солидарность только у испанцев, которые обычно имели большие семьи, чем представители других народностей, проводили больше времени в семье и получали больше помощи от своего потомства. Во-вторых, негры и испанцы в равной степени помогали своим детям и оказывали им более значительную финансовую помощь, чем белые. Второй вывод явственно указывает на адаптацию к воздействию нищеты. В исследовании Б. Бенгстона и др. (1985), посвященном неграм, американцам мексиканского происхождения и белым семьям в округе Лос-Анджелес, было отмечено, что американцы мексиканского npouсхождения проявляют наиболее высокую степень семейной солидарности. Автора пришли к выводу, что раса не всегда предопределяет форму семейной организации и распределение ответственности за удовлетворение потребностей престарелых членов семьи. Совершенно очевидно, что поддержка со стороны членов семьи зависит от их дохода Следовательно, экономические и этнические факторы взаимосвязаны. Представители цветных и других этнических меньшинств имеют меньший доход по сравнению с белыми, что находит отражение в размерах оказываемой или желаемой помощи. Таким образом, хотя существуют этнические различия в обеспечении семьи социальной поддержкой, на их природу оказывают влияние: демографические факторы — возраст, образование и место проживания; структур­ные - размер и состав семей; экономические—возможности поддержки и среднедушевные доходы.

Развитие семья.

 

Рассмотрим стадии развития семьи, кото­рые включают жизненные цели, стоящие перед семьей из многих поколений на протяже­нии всего ее существования.

Первая стадия — образование первоначальной семьи, или ячейки воспроизведения; она является началом жизненного цикла всех семей и представляет для семьи из многих поколений точку отделения от предшествующей семейной системы. Эта стадия развития семьи часто сопровождалась и сопровождается миграцией, в результате которой члены семьи оказываются разделены пространством с родителями, родными братьями и сестрами, родственниками и друзьями, что приводит к ослаблению их связей со старым миром и прежними традициями. Например, представители европейских народностей мигрируют в Соединенные Штаты, негры — с Юга на Север, пуэрториканцы — на материк.

Вторая стадия начинается с рождения детей и образования новой семейной системы. Она характеризуется созданием и расширением семейной системы, воспитанием детей в ячейке, состоящей из двух поколений.

Нa третьей стадии нуклеарная семья рас­ширяется до трех поколений, когда взрослые дети уезжают или остаются дома, заводят собственные семьи или откладывают их созда­ние. Родители должны адаптироваться к роли бабушек и дедушек — носителей семейной мудрости и знаний, а также отказаться от некоторой авторитарности родительской роли. Взрослая молодежь продолжает оставаться наполовину зависимой. Она может часто навещать родителей, обращаться за советом и нуждаться в финансовой и материальной поддержке, укрепляя таким образом семью как ячейку, состоящую из трех поколений. Родителям приходится иметь дело с родствен­никами по браку их взрослых детей, любовниками и друзьями, которые могут стать фиктивными родственниками, присоединившись к семье в качестве "жен" или "мужей".

На этой стадии развития происходит столкновение центральной многопоколенной ячейки с другими ячейками, представленны­ми в лице зятьев и невесток, которые угрожа­ют единству ее ядра. Необходимо исследовать конфликт между семьями и пути его разре­шения: какие семьи расширяются за счет но­вых членов, какие семьи теряют членов и по каким причинам это происходит. Можно предположить, что два фактора, влияющие на этот процесс, — это статус семьи и спло­ченность ее членов. Короче говоря, на этой стадии семья из многих поколений сталкива­ется с возможным разрушением или расши­рением, с потерей или приобретением новых членов.

Четвертую стадию можно считать перио­дом автономии и равновесия в отношениях между поколениями. Дети успешно устрои­лись в отдельных семьях, а родители, достиг­шие 50—65 лет, находятся на пике своей карьеры или готовятся к пенсии. В течение этого периода крепнет семейная солидар­ность, структура семьи оптимальна, в ней представлены все поколения, и большинство ее членов пользуются независимостью и ува­жением. Взрослые члены семьи достигают "родственной зрелости", которая находит вы­ражение в их способности поддерживать ро­дителей и, если это необходимо, заботиться о них. М. Сассмэн (1985) отмечал, что с ростом экономической и психологической независи­мости молодых супружеских пар появляется разрыв в отношениях между поколениями до момента выхода родителей на пенсию, что считается наступлением старости — периода уменьшающейся жизненной энергии и ухуд­шающегося здоровья.

Пятую стадию можно назвать периодом заботы. Как было отмечено выше, структура семьи из многих поколений все более услож­няется и семья включает все новые поколе­ния. Все большее число ее членов нуждается в заботе, растет вероятность физической сла­бости и болезней у старших членов семьи, которые живут дольше, чем предыдущие по­коления. Однако снижение уровня рождае­мости привело к явному уменьшению числа людей, которые могут заботиться об увеличи­вающемся числе людей пожилого возраста, нуждающихся в поддержке.

На этой стадии дети, достигшие среднего возраста, занимают ключевые позиции в своей деятельности и в системе родственных связей, объединяющей несколько поколений. Они могут: предоставить кров престарелым родителям; заботиться о разведенной дочери и ее ребенке; поддерживать своих детей в период учебы; опекать родственников и иног­да предоставлять кров родственникам, переехавшим в их город для работы, учебы или брака; заботиться о семьях детей, которые ни­когда не покинут дом, и о детях своих взрос­лых детей, которые работают или ищут рабо­ту. Все эти сложные функции не оценены в полной мере и не исследованы. Это типичное "поколение сандвича" (термин используют для характеристики среднего поколения, за­жатого между потребностями молодого и ста­рого поколений).

Забота о престарелых или физически сла­бых родителях — главная задача на этой ста­дии и источник большого числа стрессов и роста напряженности в семье. Единству семьи угрожает недееспособность или смерть представителей старшего поколения. Семье приходится решать задачи, связанные с изме­нением ролей, семейным горем и потерями в период постепенной передачи ведущей роли в семье от стареющего ядра ячейки к следую­щему поколению.

Шестая стадия — заключительный пери­од семейного цикла, она называется "рекон­струкцией". С появлением нового главы семьи уменьшается сложность выполняемых функций, появляется реконструированная ячейка — второе поколение в жизненном цикле семьи, а не новая семья. Неразрывная связь с первоначальной ячейкой поддержива­ется с помощью семейных преданий, обрядов и ритуалов, в течение многих лет вновь и вновь возвращающих к уникальным семей­ным традициям.

 

Социальная политика.

 

Социальная политика, имеющая целью оказать положительное воздействие на семью из многих поколений, должна охватывать различные поколения и ориентироваться на качество жизни как личности, так и семьи в целом. Важно признать решающую роль семьи в области социальной поддержки, при­чем семья выполняет двойственную социаль­ную задачу: во-первых, воспитывает, готовит к общественной жизни и поддерживает своих членов и, во-вторых, способствует своему собственному развитию и существованию во времени, от одного поколения к другому.

Система социального обеспечения, фи­нансируемая налоговыми отчислениями от зарплаты и доходов, является ярким приме­ром того, как сложно в рамках социальной политики гарантировать материальное бла­гополучие семьи из многих поколений. Рост стоимости жизни, увеличение числа пенсио­неров и уменьшение числа работающих при­водят к росту стоимости социального обеспе­чения. В этом причина поляризации работающих и пенсионеров, а также конфликта между поколениями. Поколение работающих начинает считать врагами своих родителей, дедушек и бабушек.

Жизненно важным вопросом современной социальной политики стал конфликт между "сотрудничеством поколений" и "правом справедливости" между ними (Э. Кингсон и Б. Хиршорн, 1985). Право справедливости между поколениями — это положение, которое подчеркивает конфликт между поколениями из-за недостаточности ресурсов. Оно приводит к соперничеству между возрастными группами, расами и поколениями в семье. Родители противостоят детям, дети престарелым, безработные — работающим, работающие — пенсионерам. Сотрудничество между поколениями подчеркивает общую заинтересованность всех поколений в социальной политике, отвечающей запросам отдельной личности и семьи в целом на всех стадиях жизненного цикла.

Чтобы помочь семье из многих поколений, социальная политика, как минимум, должна основываться на ценностях сотрудничества внутри поколений и между ними и на благосостоянии. Политика, которая воздействует на молодежь, неизбежно влияет и на престарелых и в конечном счете сказывается на благосостоянии семьи как средстве достижения социального согласия.

Как было отмечено, текущая социальная политика формируется в атмосфере соперничества, при сокращении государственных ассигнований на социальные программы. В ре­зультате этого политика, приносящая пользу одной возрастной группе, не идет на пользу другой. Программы, предназначенные для безработной негритянской молодежи в возрасте 16—24 лет, были значительно урезаны, так как общество пытается решить задачу, связанную с интересами и потребностями пожилых людей. Общество косвенно обрекает поколение рабочих всех возрастов на "социальную необеспеченность" в пенсионном возрасте, так как социальная обеспеченность финансируется из текущих зарплат. Есть мнение, что к 2020 г. большинство рабочих, действительных и потенциальных, составят чернокожие и испанцы. Чем ниже уровень их образования, тем меньше их доход, что скажется на размере налоговых отчислений. Белый средний класс лишь в том случае добьется обеспеченного в социальном отношении ухода на пенсию, если молодежь из числа этнических меньшинств, вливающаяся сейчас в трудовые слои населения, сможет заработать достаточно денег для финансирования ухода белых на пенсию. Далее, можно предположить, что хроническая безработица и низкий уровень образования среди молодежи этнических меньшинств поставят под угрозу процветание нации, приведут к сокращению поступлений из налоговых отчислений, меньшению рабочей силы и снижению производительности труда.

Смогут ли семьи в результате противоре­чивой социальной политики 80-х годов внести вклад в развитие семейно-родственной системы первой четверти XXI в., или общество по-прежнему будет испытывать нехватку трудовых ресурсов, разобщенность усилий, конфликт и соперничество между поколениями, наносящие вред семейной целостности и вызывающие увеличение численности и доли безработных, нетрудоспособных и т.п.?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.