Сделай Сам Свою Работу на 5

КАРМАРТЕНСКАЯ ЧЕРНАЯ КНИГА





 

Одна из «Четырех древних валлийских книг»; написана в конце XII в. Включает в себя текст поэмы, посвященной Гвин ап Нудду, считавшемуся богом войны и смерти, у которого принц по имени Гвидни Гаранир искал покровительства, а также хотел узнать, где находятся места погребения валлийских богов и полубогов; кроме того, в ее состав входят и другие истории (см. главы 16, 20, 21). К числу трех других древних валлийских книг относятся Книги Аневрина и Талиесина, а также Гергестская Книга.

 

 

КАРРИДВЕН

 

см. КЕРРИДВЕН.

 

 

КАРТИМАНДУА

 

По преданию, Картимандуа была королевой племени бригантов, которая выдала Каратака римлянам.

 

 

КАСВАЛЛАН

 

В мифологии валлийских кельтов Касваллан возглавил мятеж против Карадавка (см. главу 20).

 

 

КАТБАД, или КАТБАДХ

 

В мифологии ирландских кельтов Катбад, чье имя сохранилось в нескольких фонетических вариантах, был друидом при дворе Конхобара Мак Нессы. По преданию, Катбад был отцом Дехтире и, таким образом, приходился дедом Кухулину. Именно Катбад, по преданию, изрек пророчество, что Дейдр будет прекрасной девой, но красота ее принесет Ирландии горе и гибель (см. также главы 12, 15).



 

 

КВМ‑КАВЛВИДСКАЯ СОВА

 

В мифологии валлийских кельтов — птица, обладавшая даром всеведения (см. главу 24).

 

 

КВН АННВН

 

В мифологии валлийских кельтов квн Аннвн — «псы из преисподней», принадлежавшие Аравну.

 

 

КЕЛЛСКАЯ КНИГА

 

Распространение христианства у кельтов ассоциируется с изящно украшенными, так называемыми иллюминированными Евангелиями, создававшимися монахами‑кельтами. Наиболее известными из них являются Келлская Книга, находящаяся ныне в библиотеке Тринити Колледжа в Дублине, где она хранится со времени правления Кромвеля. Свое название Келлская Книга получила от одноименного монастыря в графстве Мет. По преданию, Келлская Книга создана на острове Айона и была впоследствии перевезена в Келлский монастырь из опасения, что ее могут похитить викинги, совершавшие грабительские набеги на Айону, но первое письменное упоминание о ней содержится в «Анналах Ольстера» под 1006 г. В этом тексте сказано, что книга была похищена из монастыря, а спустя несколько месяцев возвращена, но все золото из нее пропало. Книга датируется концом VII в., и в ее роскошном убранстве присутствуют символы, характерные не только для кельтов (знаменитый орнамент «переплетающиеся линии»), но и для пиктов и англосаксов. Кроме того, в ее оформлении заметны следы влияния Византии. Как и другие иллюминированные манускрипты, Келлская Книга содержит множество красочных иллюстраций в синих, зеленых, желтых и красно‑коричневых тонах, выполненных с использованием натуральных пигментов [152]. Келлская Книга — один из наиболее выдающихся шедевров кельтского искуства.



 

 

КЕЛЬТОИ

 

Древние греки и римляне называли кельтои (keltoi) северные племена варваров, постоянно угрожавшие им вторжением из различных регионов Западной и Центральной Европы. По всей вероятности, от этого слова и происходит этноним «кельты».

 

 

КЕЛЬТСКИЙ КРЕСТ

 

Кельтский крест — широко известный артефакт кельтской культуры. Сохранилось несколько примеров таких крестов, находящихся в Британии и Ирландии, в частности — на островах Айона и Айлей в Шотландии, в Килмалкедаре в Ирландии и Лланнтвит Мэджор в Уэльсе (см. ХОУЭЛЬТСКИЙ КРЕСТ). По мнению ученых, возраст некоторых из этих отдельно стоящих крестов превышает двенадцать веков. Наиболее ранние кельтские кресты были плоские и лишенные каких бы то ни было украшений, но более поздние украшены богатой резьбой. Для этой резьбы характерен переплетающийся орнамент, типичный для кельтской культуры, изображения переплетающихся спиралей и рельефных элементов, причем последние, по‑видимому, выступали в роли символов Солнца — одного из главных объектов поклонения у древних кельтов. В числе других символических сюжетов и мотивов таких резных украшений — животные, мифические существа и сценки из Библии. Кельтские кресты часто воздвигались в местах массовых собраний, нередко — на территории монастырских конгрегаций, а отнюдь не в качестве надгробного памятника.



 

 

КЕЛЬТСКИЙ ЯЗЫК

 

Кельтские языки составляли целую группу, представлявшую собой одну из ветвей индоевропейской семьи языков. Иногда эту группу делят на континентальный кельтский , исчезнувший в наше время язык, на котором говорили примерно с 500 г. до н. э. до 500 г. н. э. на землях от Черного моря до Иберии, и островной кельтский , который подразделялся на бриттский (язык кельтов о. Британия) и гойдельский‑гэльский , или ирландский кельтский . Гэльский язык филологи часто обозначают как Q‑кельтский, а бриттский — как P‑кельтский, поскольку в языке бриттов звук "к" уступает место "п". Сравним, для примера, ирландское слово «кинн» и валлийское «пен». И то и другое слово имеют значение «голова». Предполагается, что эти две языковые группы начали развиваться независимо друг от друга около двух с половиной тысяч лет тому назад. Гойдельский кельтский лег в основу ирландского и шотландского гэльского, а также почти забытого теперь мэнкского гэльского.

 

 

КЕЛЬТЫ

 

Слово «кельты» впервые встречается у древнегреческих авторов. Греческое слово кельтои означало «люди, живущие скрытно». Ассоциации со скрытным образом жизни, по видимому, возникли благодаря тому факту, что, хотя эти племена и были знакомы с письменностью и даже оставили в древности отдельные надписи, в частности, на надгробных камнях и керамике, они упорно не посвящали никого в тайны своих легенд и преданий и вплоть до VI в. н. э. никогда не записывали их. По всей вероятности, у кельтов существовало нечто вроде наложенного на них друидами запрета на запись любых сведений. Таким образом, на письменность распространялось строжайшее табу. Предполагается, что родиной кельтов была Центральная Европа, точнее — земли в бассейне Дуная, в Альпах и части Франции и Германии, и сложились они как группа племен ок. 1200 г. до н. э. Первоначально они занимались земледелием, но стали первооткрывателями железа. Около VI в. до н. э. они, вероятно, расселились в Испании и Португалии. Спустя еще несколько веков они обосновались в Британии, северной Италии, Греции и на Балканах. В отличие от римлян кельты не создали единой мощной империи, сохраняя родоплеменной уклад. В I в. до н. э. они были вытеснены с континента римлянами и германскими племенами, и земли их обитания ограничились Ирландией, Англией и Уэльсом. Римское вторжение на о. Британия в 43 г. н. э. еще больше сократило ареал кельтов, а появление в V в. англосаксов вообще оттеснило их на отдаленные окраины Британии. Таким образом, под натиском римлян и в результате экспансии германских племен цивилизация кельтов была практически уничтожена. Наиболее стойкие ее остатки сохранились в Ирландии, не знавшей римского владычества.

 

 

КЕНН КРУИАХ

 

см. ТАЙГЕРНМАС КЕРМЭЙТ

В мифологии ирландских кельтов — одно из имен Огмы.

 

 

КЕРРИДВЕН, или КЭРРИДВЕН

 

В мифологии валлийских кельтов Керридвен — мать ужасно уродливого сына, Афагдду, и прелестной дочери, Крирви. Чтобы хоть как‑то вознаградить Афагдду‑за его отталкивающую внешность, Керридвен решила наделить его дарами мудрости, вдохновения и всеведения, сварив для этого магический напиток в волшебном котле. Однако эти дары из‑за небрежности стража перешли к Талесину (см. главу 23). По преданию, Керридвен, в наказание за эту оплошность, отправила стража, охранявшего котел, в котором варился магический напиток вдохновения и познания, в подземное царство. В легендах ассоциируется со свиньей и плодовитостью.

 

 

КЕТЕ

 

В мифологии ирландских кельтов — один из сыновей Диан Кехта (см. главу 8).

 

 

КЕТЕЛЕНН

 

В мифологии ирландских кельтов — жена Балора.

 

 

КИАН

 

В мифологии ирландских кельтов Киан был сыном Диан Кехта, бога врачевания. У Киана была волшебная корова, которую похитил Балор, и Киан отправился за ней на остров Тори. Оказавшись на острове, он сумел найти дорогу к Стеклянной Башне, в которой Балор держал в заточении собственную дочь, Этэйн, чтобы никто из мужчин не мог даже приблизиться к ней. Таким путем Балор стремился избежать исполнения пророчества о том, что он падет от руки своего собственного внука. Киан, как гласит легенда, полюбил Этлинн, и она родила ему сына, получившего имя Луг, который действительно убил Балора (см. также главы 8, 13).

 

 

КИАРАН, СВ.

 

см. АЙЛЕЙ

 

 

КИГФА

 

В мифологии валлийских кельтов Кигфа была женой Придери. Она вместе с Придери пережила различные приключения; их спутниками были Манавидан и Рианнон (см. главу 20).

 

 

КИЛ КОЭД

 

см. ЛЛВИД

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.