Сделай Сам Свою Работу на 5

О ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАНИЯ





Интрига Если Вы, уважаемый Читатель, хоть как-то связаны с педагогикой, то Вам наверняка знакомы термины «воспитывающее обучение» и «развивающее обучение». А знакомы ли Вам, к примеру, понятия «обучающее воспитание», «воспитывающее развитие»?

 

Естественно, все три составляющих образования: воспитание, обучение и развитие взаимосвязаны. Каждый из этих процессов влияет на другие. Известно со времен Л. С. Выготского, что обучение опережает развитие – но так ли это на самом деле? В условиях нынешней стремительной акселерации развития детей младенческого и дошкольного возраста, когда о систематическом обучении еще речь не идет. И где по отношению к этим двум процессам располагается воспитание – впереди обучения? Между обучением и развитием? Позади? Или процессы идут параллельно? Небезынтересные вопросы для современной педагогики!

Рассматривая три составляющих: воспитание, обучение, развитие, возникает шесть отношений между ними (три пары) – см. рис. 21.

 

 

Рис. 21. Взаимосвязи между процессами обучения, воспитания и развития

 

Два из них хорошо известны и описаны во многих работах. Это:



- воспитывающее обучение- обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием у них эмоционально-целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу [58]. Термин впервые был введён в педагогику И. Ф. Гербартом и широко распространился в отечественной педагогике в 60-х – 70-х годах прошлого века в связи с отменой производственного обучения в школе и полемикой вокруг необходимости трудового обучения школьников. Тогда сторонники воспитывающего обучения, наиболее известным из которых был В. М. Коротов [22], стали проповедовать тезис, что основной труд школьников – учение. А в процессе учения осуществляется воспитание. Тогда отпадает необходимость трудового воспитания, да и внеклассную воспитательную работу можно сократить, урезать. Критика «воспитывающего обучения» сводится к тому, что его смысл заключается в лишь в словесном воспитании без включения обучающихся в какие-либо активные формы деятельности;



- развивающее обучение. Наиболее известными работами в этом направлении являются публикации школы Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова (см., например, [9]). Основное их направление – развитие теоретического мышления обучающихся в процессе обучения. Кроме того, в литературе имеется большое количество других публикаций вроде бы по «развивающему обучению», как правило, без указания того, что конкретно развивается.

Но остается еще четыре отношения из шести (рис.21.) – малоисследованных или вовсе не исследованных. Причем, следует иметь в виду, что в названиях всех этих шести отношений по два слова: существительное и прилагательное. Так, например, когда мы говорим о воспитывающем обучении, то речь идет об обучении (существительное). А слово «воспитывающее» - прилагательное, это качественная сторона обучения. То есть речь идет о таком обучении, которое способствует воспитанию. Таким образом оставшиеся четыре отношения:

- обучающее воспитание.Это воспитание, способствующее развитию у обучающегося интереса к учению, стремлений к повышению уровня образования, воспитание на примерах жизни и деятельности ученых, чтение художественных произведений об ученых, например, книги А. Кронина, С. Моема и т.д.;

- развивающее воспитание.Смысл этого направления достаточно понятен. Например, любое побуждение интереса обучающегося к окружающему миру способствует его развитию. И наоборот, подавление интереса ведет к отсутствию любознательности и т.д. Ведь, как показывают исследования, различия в интеллектуальных, эмоциональных и других способностях у детей проявляются уже в возрас­те 10 месяцев и зависят главным образом от того, как и сколько семья занимается развитием ребенка, начиная с рождения – одних детей носят на руках и позволяют трогать и рассматривать различные предметы. А других постоянно держат в манеже - вот и различия;



- обучающее развитие.В последнее время появилось большое количество развивающих обучающих игровых компьютерных программ, в том числе для дошкольников и младших школьников. Эти игры (когда они используются в разумных пределах) способствуют развитию у детей интеллекта, развивается сообразительность, находчивость, умение рассуждать, тренируется внимание и память. Поскольку данная область практически не изучена, мы смогли привести всего один пример этого возможного направления «обучающее развитие»;

- воспитывающее развитие.Также всего один пример: в музыкальном образовании известен факт, что развитие музыкального воображения способствует формированию интереса к музыке.

Теперь зададимся вопросом – почему только два отношения из шести – воспитывающее обучение и развивающее обучение попали в поле внимания педагогов? А остальные четыре оказались в тени? Да это все те же «уши знаниевой парадигмы» - главное обучение! А все остальное как бы при нем или после него.

Но на сегодняшний день остающиеся пока в тени остальные четыре отношения представляют интерес для дальнейших исследований и кроют в себе, очевидно, большие возможности. [?????]

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.