Сделай Сам Свою Работу на 5

АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ





Вынужденная посадка

Самолета на сушу

И аварийная эвакуация

Подавляющее большинство аварий, происходящих на земле, относятся к таким, где возможно спасение, так как они обычно происходят при посадке или


взлете, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а скорость относи­тельно небольшая. Более того, они, как правило, случаются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необходимое оборудование.

В отличие от автомобиля, самолет, налетая на стационарное сооружение или какое-либо транспортное средство, обычно не останавливается, а несется дальше. Поэтому пассажиры не подвергаются рез­ким ударным воздействиям. Исключением из этого могут быть случаи, когда само­лет сталкивается с горой. В этом случае шансы на спасение мизерны.

В других случаях при возникновении аварийной ситуации в полете экипаж может принять решение на вынужденную посадку, которая вполне вероятна в без­людной местности. При этом, если по­зволяют условия и самолет управляем, стараются сесть на относительно ровную местность без препятствий, а в крайних случаях и на лес. Травматизм и число жертв при этом возрастают, а если самолет разваливается не сразу и не горит, то шансы на спасение повышаются.



Для экстренного покидания самолета пассажирами и экипажем используются все основные и запасные двери. В зави­симости от конкретно сложившихся ус­ловий для этой цели могут быть исполь­зованы все выходы и разломы в фюзе­ляже. На самолете, где крыло располо­жено в нижней части фюзеляжа, есть аварийные выходы на крыло (Ил-62, Ту-154, Ту-134, Як-40, Як-42). На са­молете с расположением крыла в верхней части фюзеляжа аварийные выходы рас­положены у крайних кресел пассажир­ского салона. На этих самолетах аварий­ными выходами для пассажиров являются и грузовые люки (Ан-24). На Як-40 и Як-42 аварийными выходами могут слу­жить выпускные трапы в хвостовой части фюзеляжа, если самолет приземлился с выпущенными шасси.

Как правило, аварийные выходы рас­положены с левой и правой сторон фюзеляжа. Все выходы для пассажиров, подходы к ним и средства открывания выходов имеют заметную на расстоянии маркировку, которая облегчает их обна­ружение. Все надписи освещаются изнут­ри независимо от основной системы ос-




вещения и включаются вручную из ка­бины экипажа.

Все аварийные выходы, в том числе аварийные выходы экипажа, представляют собой двери или люки, расположенные в наружной стенке фюзеляжа и открываю­щиеся как изнутри, так и снаружи, за исключением аварийных выходов, выпол­ненных в виде форточек, и верхних люков в потолочных нишах кабины эки­пажа, открывающихся только изнутри ка­бины. Устройство аварийных люков и их замков с рукоятками сделано простым, заметным и не требующим больших уси­лий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках) изнутри и снаружи. Аварийная эвакуация из отечественных самолетов Як-42, Ту-134, Ту-154, Ил-62, Ил-86 должна про­изводиться как показано на рисунках 15—19.

В местах расположения аварийных вы­ходов на крыло проходы между креслами сделаны шире и не мешают открытию люков, их выбрасыванию наружу и вы­ходу пассажиров на крыло.

При подготовке к вынужденной посад­ке нужно немедленно освободить прохо­ды и занять места в своих креслах, спинки которых следует привести в вер­тикальное положение. Кроме того, необ­ходимо снять очки, зубные протезы, вынуть из внутренних карманов острые предметы, авторучки, ножи, зажигалки, снять обувь на высоких каблуках, осла­бить галстук и расстегнуть воротник ру­башки, а также тесную одежду. После этого положить на колени мягкие вещи для защиты головы и туловища, застегнуть и туго затянуть привязные ремни. За несколько секунд до посадки бортпровод-'ник обычно подает команду: "Внимание, посадка!" По этой команде следует на­клониться вперед, голову закрыть мягкими вещами и положить ее на руки, которыми обхватить колени. Оставаться в такой позе нужно до полной остановки само­лета (рис. 20).



Следует учесть, что команды бортпро­водника иной раз может и не последо­вать, поэтому следите за приближением земли через иллюминатор и самостоятель­но принимайте изготовочную позу.

После остановки самолета расстегните ремни и подготовьтесь к эвакуации.


Рис. 15. Аварийная эвакуация из самолета Як-42.


Рис. 16. Аварийная эвакуация из самолета Ту-134.


Рис. 17. Аварийная эвакуация из самолета Ту-154.


Рис. 18. Аварийная эвакуация из самолета Ил-62.


Рис. 19. Аварийная эвакуация из самолета Ил-8б.






Рекомендуемая фик­сированная поза с креслом впереди.

Рекомендуемая фик­сированная поза при отсутствии впереди кресла.

Схема спасения ре­бенка при аварии: на коленях поперек тела матери.

Схема спасения при аварии: если есть вре­мя, завернуть ребенка в шерстяное одеяло и положить его на пол рядом с перегородкой.

Схема спасения ре­бенка при аварии: на коленях у родителей.

Схема спасения ре­бенка при аварии: по­перек груди родителя к диагональном на­правлении.

Рис. 20. Рекомендуемая поза авиапассижираперед вынужденной (аварийной) посадкой.

При покидании своего кресла не бе­рите с собой багаж, взятый на борт в качестве ручной клади. Это диктуется мерами безопасности, так как вполне вероятно, что некоторые предметы в вашей сумке могут иметь острые углы и края. Это может явиться причиной по­вреждения и сдувания надувного спаса­тельного трапа, что приведет, в свою очередь, к травмам и возможно даже гибели пассажиров, ожидающих своей очереди при эвакуации.

Другая причина, по которой не следует тащить за собой ручной багаж, это возможность задержки эвакуации через аварийные выходы. На больших самолетах пол салона может быть расположен вы-


соко над землей, поэтому многие люди испытывают неуверенность и страх перед тем, как спрыгнуть на спасательный трап, даже когда у них ничего нет в руках. Но когда руки выходящего к трапу человека еще чем-нибудь заняты, боль­шинство начинает в нерешительности мешкать еще больше, стараясь выбрать способ, наиболее подходящий им для спуска. Если вам когда-либо приходилось быстро спускаться по лестнице с чемо­даном или тяжелой сумкой в руке, то приходилось быть более осторожным, а значит, и двигаться медленнее по срав­нению с тем, когда вы спускаетесь с пустыми руками. Схожая ситуация и в этом случае. Эвакуация через аварийный выход на крыло проходит через доста­точно узкий проем иллюминатора, и даже когда ваши руки ничем не заняты, через такой выход выбраться непросто. Багаж в руках только замедляет вашу эваку­ацию. Если вам придется прыгать на спасательный трап или соскальзывать с поверхности крыла, которое расположено, как правило, на высоте более двух метров от земли, скорость вашего пере­движения будет относительно высока и все, что находится в ваших руках, може! представлять потенциальную опасность не только для вас, но и для всякого, кто окажется достаточно близко от вас.

Покидая самолет через выход с выпу­щенным и надутым трапом, нужно не останавливаясь прыгать на трап, а не садиться на его край и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается уве­личение скорости эвакуации (рис. 21, 22).


Рис. 21. Покидание самолета прыжком натрап.

Главное в этой ситуации — пересилить свой страх, вызванный аварийной обста­новкой, высотой дверей над уровнем земли и большим углом наклона трапа


Рис. 22. Покидание самолета с использованием брезентового трапа.

40—50°). Человек, который садится на порог, значительно медленнее покидает самолет по сравнению с тем, кто на аварийный трап прыгает. Прыгающий че­ловек тратит на переход с порога на трап 0,875 секунды, а сидячий — 1,208 секунды. Хотя может показаться, что разница в одну треть секунды несущест­венна, следует однако отметить, что 100 пассажиров, покидающих самолет из по­ложения сидя, затратят на выход из самолета на 33 секунды больше, чем прыгающие на трап. Эти 33 секунды в обстановке пожара могут оказаться роко­выми для тех пассажиров, которые на­ходятся в конце очереди.

Интересное наблюдение. На практике перед выходом'на трап многие пассажиры все же предпочитают садиться. Исследо­ватели считают, что пассажиры в экстре­мальной ситуации не всегда правильно воспринимают команды стюардесс. Кроме того, на наших линиях не взято за правило проведение подробного инструк­тажа пассажиров по действиям в случае аварии.

Одним из факторов, влияющих на поведение пассажира, является то, как ведет себя пассажир, находящийся впе­реди него. Люди стремятся подражать тем, кто впереди, или по крайней мере тем, кто добрался до дверей аварийного выхода. Чувство подражания проявляется совершенно четко. Характерна такая кар­тина: несколько человек подряд прыгают на трап, затем кто-то, обычно это бывает женщина, предпочитает присесть у поро­га. После этого люди, следующие за ней, в большей мере склонны присесть, чем


прыгать. После того, как несколько че­ловек присели, снова появляется пасса­жир, обычно это бывает мужчина, кото­рый предпочитает прыгнуть. И снова несколько пассажиров, следующих за ним, также прыгают. Таким образом, пассажиры стремятся подражать тем, кто находится впереди. Этот факт подражания был обнаружен лишь у носовой и хво­стовой дверей самолета. В средних две­рях это обстоятельство не обнаружено и причина этого не выяснена.

Другая причина, по которой некоторые пассажиры предпочитают не прыгать на аварийный трап, заключается, видимо, в боязни получить травму. А на самом деле вероятность травмы становится еще боль­ше при приседании. Во время испытаний в США произошел такой случай. При выходе одна женщина присела у порога двери, а сразу за ней находился высокий мужчина, который остановился в ожида­нии, пока женщина усаживалась у порога. Однако другие пассажиры, находившиеся позади него, продолжали продвигаться вперед, так как они не видели, что женщина присаживалась. В результате мужчину толкнули, и он перелетел через даму. Под напором людей сзади он не смог удержаться возле присевшей жен­щины и полетел вниз головой сбоку от трапа. Хорошо, что внизу были установ­лены страховочные сети и он не постра­дал. А если бы это случилось в реальной ситуации? В лучшем случае этот пасса­жир мог отделаться тяжелой травмой. Хотя в данном случае женщина не пострадала, она тоже могла бы получить травму, если бы мужчина свалился прямо на нее.

Случаи тяжелых травм, которые были получены при прыжке на исправный аварийный трап, не зафиксированы.

Рекомендации. Надо всегда знать рас­положение на самолете всех выходов — обычных и аварийных. Иной раз пасса­жир и не догадывается, что он находится рядом с аварийным выходом, а ведь в случае аварии он может оказаться именно тем человеком, который должен будет его открыть. Но может случиться и так, что этим выходом нельзя будет восполь­зоваться и придется искать иной путь эвакуации. Ближайший выход, которым вы собирались воспользоваться, снаружи мо-


жет быть объят огнем или оказаться под водой, а может просто не открыться из-за деформации фюзеляжа самолета. Учитывая эти ситуации, еще до взлета надо изучать расположение всех выходов. Есть несколько рекомендаций, соблю­дение которых позволит уменьшить или даже избежать возможного травматизма при авариях на взлете и посадке:

1) старайтесь надевать пальто или
куртку, сделанные из трудновозгораемых
и труднорасплавляемых материалов;

2) продумайте, какую обувь вам сле­
дует надеть. Избегайте носить туфли на
высоких каблуках, но если вы их надели
и придется воспользоваться при эвакуа­
ции надувным спасательным трапом, то
несите- их с собой, когда будете покидать
самолет. Как только вы окажетесь на
земле, наденьте их снова;

3) при каждом взлете и посадке
следите за тем, чтобы вага ремень без­
опасности был плотно натянут у ваших
бедер;

4) знайте, какую фиксированную позу
вам нужно занять при аварийной посадке.
Следите, что происходит за бортом са­
молета. Если происходящее за бортом
указывает на то, что авария неизбежна,
займите нужную позу. Хотя стюардесса
должна передавать нужные команды, надо
быть готовым к тому, что предупреж­
дающий сигнал может и не поступить;

5) знайте, где на самолете располо­
жены hi гходы и как они открываются.

Пожар в самолете

Защититесь от ожогов. Если позволяет время, при подготовке к аварийной по­садке примите меры по защите от огня открытых участков тела. Если с собой есть пальто и шапка, то их непременно нужно надеть. Женщины должны снять капроновые чулки или колготки, так как при расплавлении они могут вызвать тяжелые ожоги кожи.

Не глотайте дым. Как можно меньше дышите дымом, который может оказаться токсичным. Пригнитесь или даже ползите на четвереньках, чтобы голова была вне слоя дыма, который зачастую скапливает-


ся в верхней части салона. Держите голову на таком уровне, чтобы можно было двигаться с открытыми глазами.

Двигайтесь быстрее. Посмотрите еще раз на аварийные выходы и запомните их расположение, чтобы в случае запол­нения салона дымом вы смогли к ним пробраться. Не сидите после остановки самолета в кресле, быстро продвигайтесь к выходу, особенно если возникает хоть малейший признак пожара.

Идите к другому выходу.Если вы попали в очередь, в которой каждый толкается и все топчутся на месте, направляйтесь к другому выходу. Если проход между рядами кресел чем-нибудь завален, то пробирайтесь, перелезая через кресла. Кресла на всех самолетах сдела­ны так, что могут опрокидываться впе­ред — это облегчает передвижение. На­правляйтесь к тому выходу, из которого, как вам кажется, народ выходит.

Если вы из-за дыма не видите другого выхода, вы можете слышать команды, которые отдают пассажирам стюардессы, типа; "Прыгайте! Станьте по двое! Помо­гите внизу тем, кто спускается по трапу! Торопитесь!" и другие. Направляй­тесь к тому выходу, откуда слышны эти команды. Посмотрите, что делается за бортом, перед тем, как открывать выход. Приблизившись к выходу, который еще не открыт, не торопитесь сразу его открывать. Пожар вне борта самолета еще не означает, что надо эвакуироваться. Небольшой пожар, типа горящего колеса, которое перегрелось при посадке, может быть успешно потушен пожарной коман­дой аэропорта. В этом случае пассажи­рам не следует открывать самостоятель­ные выходы с целью эвакуации. Только увидев, что стюардессы приступили к открытию аварийных люков, вы можете последовать их примеру.

Но если за бортом сильный пожар и сильное задымление возникло на борту, тогда, не теряя времени, быстро направ­ляйтесь к ближайшему выходу и приго­товьтесь к его открытию. Перед этим нужно посмотреть через дверной иллю­минатор, нет ли огня непосредственно на внешней стороне выхода. Если там огонь или дым, двери не открывайте, так как через открытую дверь внутрь самолета могут быстро проникнуть смертельные


объемы токсичных газов. А закрытие аварийных дверей на некоторых типах самолетов может оказаться нелегким де­лом. Однако при очень критической си­туации внутри самолета на этот шаг можно решиться и открыть аварийный люк, даже если за ним огонь, так как быстрая эвакуация в этой ситуации явля­ется крайней необходимостью. Неплохо взять себе за правило перед взлетом просчитать число рядов кресел, находя­щихся перед вами и сзади вас на пути к аварийному выходу, тогда вы даже на ощупь в непроглядном дыму сможете к нему 'добраться.

Не бросайтесь сквозь стену огня, пока не будете абсолютно уверены, что нет другого пути эвакуации. Не следует ду­мать, что стена огня тонка и с другой стороны все нормально.

Оказавшись за бортом самолета, ока­жите помощь другим по быстрой их эвакуации и не оставайтесь близко у самолета на случай его взрыва. Не курите, учитывая то, что все кругом может оказаться залито топливом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.