Сделай Сам Свою Работу на 5

ОЦЕНКА ОБСТАНОВКИ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ





ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ


АВАРИЯ В БЕЗЛЮДНОЙ МЕСТНОСТИ

Порядок действий в различных аварий­ных ситуациях отличается друг от друга и зависит от конкретной обстановки. Заранее предусмотреть определенный план действий на все случаи жизни невозможно, так как аварийная ситуация возникает, как правило, внезапно, а даль­нейшее ее развитие не всегда может быть предсказуемо. Поведение человека в этом случае диктуется множеством факторов. Однако общая схема первооче­редных действий потерпевших бедствие все же существует.

При аварии транспортного средства (самолета, поезда, автотранспорта, других средств передвижения) в безлюдной ме­стности следует:

— немедленно эвакуировать пассажи­
ров и пострадавших в безопасное место;

— при покидании транспортного сред­
ства, по возможности, взять с собой
имущество, которое может пригодиться
для автономного существования;

— оказать пострадавшим первую ме­
дицинскую помощь;

— при наличии аварийной радиостан­
ции подготовить ее к работе и передать
сообщение о бедствии, после этого вклю­
чить аварийный радиомаяк;



— подготовить к применению средства
сигнализации (сигнальные ракеты, патро­
ны, красители, зеркала и др.);

— сориентироваться на местности и
уточнить свое местонахождение;

— при неблагоприятных климатических
условиях соорудить укрытие, расположив
его, по возможности, рядом с поляной,
на которую может приземлиться спаса­
тельный вертолет.

3 Наука выживания


В процессе этих работ нужно осмот­реть транспортное средство для опреде­ления его состояния. Особое внимание при этом обратить на наличие скрытых очагов пожара и возможность взрыва топливных баков. Если имеется течь топ­лива или масла, нужно постараться уст­ранить течь или собрать стекающие ГСМ для нужд выживающих (разведения кос­тра, сигнализации, обогрева, освещения и т. п.). В случае возникновения пожара нужно попытаться ликвидировать его с помощью средств пожаротушения или подручных предметов.

Всеми работами на месте аварии ру­ководит командир экипажа или старший группы.

Если происшествие произошло с груп­пой, передвигающейся пешком в безлюд­ной местности, то первоочередные; действия должны быть направлены на оказание медицинской помощи, затем устранение угрожающего фактора или быстрый уход от него. В зависимости от обстоятельств последовательность действий может быть иной.



После избежания непосредственной уг­розы жизни нужно осмотреться, оценить обстановку и принять решение о после­дующих действиях.

ОЦЕНКА ОБСТАНОВКИ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

После выхода из опасной ситуации, непосредственно угрожающей жизни, сле­дует решить, что делать: оставаться и ждать помощи на месте или попытаться


добраться до ближайшего населенного пункта. При необходимости можно раз­делить группу и оставить несколько че­ловек на месте аварии, пока другие отправятся за помощью.

Экипажу и пассажирам воздушного судна, оказавшимся в результате аварии в безлюдной местности, лучше оставать­ся на месте приземления, так как район вынужденной посадки обычно известен, кроме того в распоряжении экипажа всегда есть аварийный радиомаяк, сигналы которого через спутниковую систему КОСПАС-САРСАТ поступают на пункты управления поисково-спасательных сил. Однако, если природные условия угрожа­ют жизни, то место аварии нужно срочно покинуть. Необходимо также решить ос­новной вопрос: "Найдет ли вас поисковый самолет раньше, чем вы сможете достичь какого-либо населенного пункта?" При движении к населенному пункту нужно иметь в виду, что возможность увидеть группу с воздуха невелика, особенно если она передвигается среди кустарников или деревьев.

После того, как решение принято, необходимо сразу приступить к его вы­полнению. В дальнейшем нужно придер­живаться именно этого, первоначально составленного плана. Способность четко мыслить может быть утеряна после не­скольких дней выживания, особенно ког­да человек на фоне усталости постепенно начинает давать себе установки, что это или другое дело можно отложить на потом. Впоследствии возникает ошибочное желание отказаться от хорошего плана, так и не доведенного до конца. В результате человек оказывается в более худшем положении, чем предполагалось ранее. Практически доказано, что перво­начально составленный план, хотя и бы­вает с "шероховатостями", впоследствии оказывается самым верным.



Для принятия решения о дальнейших действиях нужно всесторонне оценить ' сложившуюся обстановку, для чего отве­тить на следующие ориентировочные воп­росы:

1) если ваше местоположение неизве­стно, то придерживались ли вы заданного (согласованного) маршрута на момент ава­рии? Если обнаружат ваше отсутствие, то первоначальные поиски будут произво-


диться в районе вашего предполагаемого маршрута;

2) хорошо ли видны остатки транспор­
тного средства с воздуха или окружаю­
щих возвышенностей? Можете ли вы
сделать так, чтобы они были видны
лучше?

3) имеют ли местные власти в своем
распоряжении достаточно сил и средств
для организации эффективного поиска?

4) способствуют ли метеоусловия ра­
боте поисково-спасательных самолетов и
вертолетов?

5) пролетают ли над вами транзитные
или другие самолеты? Если да, то как
часто?

6) знаете ли вы точно свое местона­
хождение? Если да, то как близко вы
находитесь к какому-либо населенному
пункту? Каков характер местности между
вами и этим населенным пунктом? Како­
вы климатические условия и возможные
сложности предполагаемого маршрута пе­
редвижения? Сколько времени потребует­
ся, чтобы достигнуть населенного пункта?

7) смогут ли все члены группы или
экипажа выдержать переход в этой ме­
стности? Есть ли пострадавшие с серьез­
ными ранениями, требующие немедленной
медицинской помощи? В этом случае
рекомендуется послать одну группу за
помощью, в то время как другие оста­
нутся около раненого;

8) располагаете ли вы достаточным
количеством вещей и снаряжения для
длительного перехода, есть ли у вас
компасы, спички и т. д.?

9) какие у вас имеются запасы про­
довольствия и воды? Оцените ваши ава­
рийные запасы и те, которые можно
восполнить из природных источников.
Есть ли хороший источник воды около
места вашей аварии? Сможете ли вы
добывать пропитание в безлюдной мест­
ности после того, как израсходуете свои
неприкосновенные запасы?

10) что вам известно о том, как
нужно выживать в тех природных усло­
виях, в которых вы оказались? Если вы
не уверены в своих знаниях, оставайтесь
на одном месте трое суток.

Решение оставаться на месте аварии принимается в тех случаях, когда:

— сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помо­щи аварийной радиостанции;


— место происшествия точно не оп­
ределено, местность незнакомая и труд­
нопроходимая (горы, лес, глубокие овраги,
болота, мощный слой снежного покрова
и т. п.);

— направление на ближайший насе­
ленный пункт и его удаление неизвестны;

— большая часть людей из-за получен­
ных травм самостоятельно передвигаться
не может;

— местность открытая, на которой
хорошо обнаруживаются люди.

Приняв решение оставаться на месте аварии, старший группы обязан:

— установить круглосуточное наблюде­
ние за воздушным пространством и ок­
ружающей местностью с целью своевре­
менной подачи сигналов экипажам спаса­
тельных самолетов (вертолетов) и назем­
ным поисково-спасательными отрядам;

— организовать уход за ранеными и
больными;

— взять на учет имеющееся снаряже­
ние и имущество, запасы воды и пищи,
установить нормы их расходования;

— организовать работы по сооруже­
нию укрытий для людей;

 

— оборудовать на земле сигнальные
знаки и подготовить сигнальные костры;

— организовать добычу воды и пищи
из местных ресурсов (охота, рыбная
ловля, сбор съедобных ягод, растений,
грибов и т. п.);

— провести профилактические мероп­
риятия, предупреждающие заболевания и
отравления.

Решение об уходе с места аварии принимается, если:

— точно известно местонахождение
населенного пункта, расстояние до него
невелико и состояние здоровья людей
позволяет преодолеть это расстояние;

— возникла непосредственная угроза
жизни: лесной пожар, разлом ледяного
поля, наводнение и т. п.;

 

— люди не могут быть обнаружены
из-за окружающей густой растительности;

— в течение трех суток нет связи и
помощи.

Приняв решение об уходе с места аварии, старший группы обязан:

— распределить обязанности между
потерпевшими бедствие;

— определить маршрут и время суток
для движения, при необходимости нане-

3*


сти его на карту (если она имеется), рассчитать время и расстояния по этапам перехода;

— отобрать и подготовить имущество
и снаряжение, которое необходимо взять
с собой для обеспечения автономного
существования в безлюдной местности;

— подготовить средства сигнализации
для их немедленного применения в пути
при появлении спасателей;

— подготовить пострадавших к транс­
портировке или самостоятельному пере­
движению (изготовить носилки, костыли
и т. п.);

— распределить между членами группы
воду и продукты, установить их суточную
норму расхода;

 

— проверить экипировку и тщатель­
ность подгонки снаряжения;

— оставить на месте происшествия
записку с указанием маршрута движения,
времени ухода, состояния здоровья лю­
дей.

На месте происшествия необходимо также обозначить направление своего ухода, для чего нужно выложить стрелу, сделать зарубки на деревьях, связать пучки травы и т, п.

Не покидайте места аварии, пока не разыщете всех отсутствующих. Возможно, они ранены и без сознания находятся где-то рядом. Никогда не бросайте их на произвол судьбы!

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.