|
Опасность обморожения для людей, находящихся на спасательных плавсредствах
ОСОБЕННОСТИ ВЫЖИВАНИЯ НА МОРЕ
Плавание в океане не по своей воле... Можно ли его избежать? Наверное, нет. К сожалению, аварии на морских и океанских просторах случаются ежегодно. Случаются, невзирая на опытность, предусмотрительность и квалификацию людей, техническую оснащенность. В настоящее время кривая инцидентов на море неумолимо ползет вверх не только у нас, но и за рубежом. Одна из существенных причин этого — значительная изношенность морских судов, отсутствие должного их обслуживания и тщательного ремонта. В результате такие суда, попадая в неблагоприятные климатические условия, сильный шторм, не выдерживают ударов стихии и идут на дно.
По данным Т. Мэнголда, США: "За • последние пять лет потерпели катастрофу не менее 76 танкеров и 82 сухогрузов. На одних только сухогрузах утонуло около 400 моряков. В 1989—1992 годах в море погибало в среднем по одному судну такого класса ежемесячно.
Частично вина лежит на отрасли, которая, похоже, не в состоянии справиться со своими пороками. В эксплуатации находится слишком много старых ржавеющих танкеров и сухогрузов. Согласно одному исследованию, таких — около 500; примерно 100 из них отслужили более 25 лет. Это наследие судостроительного бума 70-х годов, когда казалось, что спрос никогда не будет удовлетворен, а главной задачей при проектировании было снижение производственных затрат и массы судов.
На верфях отказались от противокоррозийного покрытия, а традиционную мягкую сталь заменили на более легкую высокоуглеродистую. Однако такие суда оказались подвержены усталостным разрушениям корпуса и коррозии, что прояви-
лось при эксплуатации в штормовых условиях, при сверхнапряженном графике рейсов. Один специалист по конструкционной безопасности охарактеризовал такие суда как "барахло, чей срок службы лет десять".
В настоящее время слишком много этих дряхлеющих "левиафанов" продолжает выходить в море, подвергая страшному риску жизнь моряков. "Кораблями позора" называют их специалисты.
Не лучше положение дел и у нас в России, а в отдельных направлениях и хуже.
К сожалению, случаются подобные происшествия на море и с судами недавней постройки. Причины могут быть самыми различными. От попадания в разбушевавшуюся стихию никто не застрахован.
Увеличивает число выживающих на море и авиация. Иной раз военным летчикам приходится покидать аварийный самолет с парашютом и приводняться вдали от берега. Хотя и редко, но совершаются вынужденные посадки военных и гражданских самолетов на воду.
Выживание на море — трудная задача, особенно когда все происходит далеко от берега. Там, вдали, море напоминает пустыню, с той лишь разницей, что под ногами не земная твердь, а бездна.
Нередко подобные происшествия заканчиваются трагически, зачастую из-за% безволия, пассивности и апатии людей, попавших в экстремальную ситуацию и сдавшихся добровольно на милость природы. Неверие в свои силы, страх порождают отчаяние, которое убивает человека быстрее и вернее, чем физические лишения. Это замечено давно, но не каждый способен перебороть отчаяние.
Хорошо на эту тему высказался отваж-
ный исследователь А. Бомбар, в одиночку пересекший океан: "На всем земном шаре в мирное время погибает ежегодно около двухсот тысяч человек. Примерно одна четвертая часть этих жертв не идет ко дну одновременно с кораблем, а высаживается в спасательные шлюпки, но скоро и они умирают мучительной смертью... Я знаю, вас убило не море, не голод, не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха!" Но, вопреки всему, немало людей, на долю которых выпадали приключения поневоле, отважно принимали вызов стихии, мужественно боролись с ней, как бы призрачны ни казались им надежды на благополучный исход. И побеждали!
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ВЫЖИВАНИЯ НА МОРЕ
ния. Оставить на крайний случай неприкосновенный запас воды. Принять меры к добыванию пресной воды, используя атмосферные осадки, химические опреснители, солнечные дистилляторы и другие способы.
Необходимо составить пищевой рацион, помня о том, что белковая пища требует больше воды, чем углеводная. Принять меры по добыванию пищи путем сбора съедобных водорослей, ловли рыбы.
4. Психологические аспекты. В процессе выживания в автономном плавании главное не дать позволить "черным" мыслям лезть в голову. Нужно обязательно чем-нибудь себя отвлекать. Наиболее подходящее занятие — забота о снаряжении. Проверять его, ремонтировать, делать что-либо новое, совершенствовать и т. п. Все, что угодно, только не сидеть без дела. Безделье порождает апатию. Необходимо мобилизовывать свою волю, настраиваться на благополучный исход.
Защита от неблагоприятных воздействий внешней среды
Для того, чтобы выжить и дождаться помощи, надо иметь в виду следующее:
1. Защита от неблагоприятных воздей ствий внешней среды. Потерпевшие бед ствие должны, прежде всего, позаботить ся о том, чтобы укрыться от холодной воды и ветра, защитить организм от переохлаждения, а в тропической зоне, наоборот, укрыться от палящего солнца и защититься от перегревания.
2. Сигнализация. Защитив себя от воды, ветра, солнца, необходимо прове рить и подготовить к использованию сигнальные средства. Их следует держать наготове, чтобы при первой необходимо сти подать сигнал о своем местоположе нии. При наличии аварийной радиостанции передать сигнал бедствия в эфир в первую очередь.
3. Вода и пища. Для выживания необходима прежде всего вода. Если голод — это злое наваждение, то жажда — это сущее проклятье.
Недостаток пищи не столь опасен, как недостаток воды. Нужно сразу же установить суточную норму водопотребле-
. В океане одной из наиболее могущественных сил, с которыми сталкиваются люди, является погода. С ней приходит холод или, наоборот, невыносимая жара, сутками могут идти дожди или падать снег, но опаснее всего циклоны. На суше иной раз мы их не замечаем, хотя они и приносят проливные дожди и ветер, скорость которого достигает 65 км/ч. Но в открытом море капризы погоды чреваты серьезными последствиями. В Атлантике ветер со скоростью 65 км/ч вызывает опасное волнение на мелководье или в местах, где проходят сильные течения. Высота отдельных волн может достигать 8 метров. Встреча с блуждающей волной-убийцей во время такого шторма зачастую означает неизбежную гибель. Малейшее усиление ветра немедленно сказывается на плавсредстве — оно как бы уходит из-под ног, температура воздуха падает.
Не менее опасно и совпадение волновых впадин, когда образуется настоящий
каньон, в который можно рухнуть, как в горное ущелье. Нередко подобные аномалии приходят с какой-нибудь совершенно неожиданной стороны, внезапно являя нашему взору настоящую пропасть с отвесными стенами, в которую водопадом низвергаются гигантские потоки.
Люди, находящиеся в океане на спасательном плоту, должны знать, что беда в море может произойти в любой момент, без всяких предвестников, а может случиться и спустя долгие дни, наполненные страхом и ожиданием опасности. Это не обязательно бывает в разгар жестокого шторма; беда способна разразиться и среди полного затишья. Океан не ведает ни ярости, ни гнева, но он никогда не протянет и дружеской руки помощи. Он просто существует — огромный, могучий, равнодушный.
В холодном климате.Самая большая опасность при попадании в холодную воду — смерть от переохлаждения. Когда потерпевший бедствие оказывается в воде, сразу же начинается процесс охлаждения организма. Скорость теплообмена в воде примерно в 25 раз выше, чем при той же температуре на воздухе. Человек, находящийся в воде без специального снаряжения, имеет определенный резерв времени выживания до потери сознания и гибели от холодового шока (табл. 29).
Таблица 29
Сроки выживания человека в воде
В зависимости от ее температуры
(при отсутствии специальной
Одежды или снаряжения)
Температура воды, °С
| Время до наступления
|
потери сознания
| вероятной смерти
|
| 15—30 мин.
| 15 мин. — 1,5 часа
| 11—12
| 30—60 мин.
| 1 — 2 часа
| 13—15
| 2 — 4 часа
| 6 — 8 часов
| 16—18
| 2 — 4 часа
| 6 — 8 часов
| 19—21
| 3 — 7 часов
| 8 — 10 часов
|
| 1 2 часов
| безопасно
|
|
| для жизни
| Теплоизоляционные свойства одежды во многом определяются количеством содержащегося в ней неподвижного воздуха, который окружает тело человека. При попадании в воду обычная одежда быстро промокает и в значительной степени теряет свои теплоизолирующие свойства. Но даже полностью намокшая одежда защищает, хотя и незначительно, от быстрого охлаждения в воде. Этому способствует малоподвижный слой воды, образующийся под одеждой и нагревающийся за счет тепла нашего тела. Конечно, этот слой не согревает, но способствует замедлению скорости охлаждения организма.
Для облегчения удержания на воде, особенно при отсутствии спасательного жилета, или когда нужно ускорить движение к берегу или плавсредству, может потребоваться снять тяжелую обувь и часть одежды. Но никогда не следует раздеваться до конца. Полностью обнаженное тело начнет быстро охлаждаться до температуры окружающей среды.
Другое дело — одежда из водонепроницаемой ткани. Хотя под нее через щели и попадает вода, но она образует неподвижный слой воды, который играет защитную роль. Этот принцип используется в производстве гидрокостюмов "мокрого типа" для аквалангистов.
Если используются специальные морские спасательные костюмы, то степень теплозащиты в них достаточно высока, так как под водонепроницаемой тканью находится несколько слоев сухой одежды, а сам костюм герметичен. Однако вследствие выделения кожей пота одежда быстро увлажняется, что снижает ее теплоизоляционные свойства в два раза. Распространенные морские спасательные костюмы, например, авиационные МСК, рассчитаны на безопасное пребывание в холодной морской воде в течение 12 часов.
Прогнозируемое время выживания в воде без гидрокостюма увеличивается (табл. 30), если люди будут находиться в спасательных жилетах и принимать правильное положение, указанное на рисунках 19, 20.
Таблица 30
Прогнозируемое время выживания
при нахождении в воде при
температуре Ю°С в условиях
различной деятельности
Виды деятельности
| Прогнозируемое время выживания, часов
| Плавание без спасательного жилета
| до 1,5 часа
| Плавание в спасательном жилете
|
| Нахождение в неподвижной позе в спасательном жилете
| около 3
| Нахождение в спасательном жилете (в положении сгруппировавшись)
|
| Нахождение в воде группы в спасательных жилетах, тесно прижавшись друг к другу
|
| Но даже если потерпевшим бедствие удалось забраться на плот, это не означает, что они на сто процентов гарантированы от переохлаждения, которому способствуют низкая температура воздуха, влажная одежда и ветер (табл. 31).
Люди, потерпевшие бедствие на море, должны прилагать все усилия для того, чтобы их одежда не промокла полностью, и сохранить тепло. Но если одежду сохранить сухой не удалось, по возможности, нужно стараться избегать охлаждающего действия ветра. Обязательно
нужно снять и выжать мокрую одежду, затем снова надеть и высушить теплом своего тела. Если есть запасной комплект, полностью переодеться в сухое или, в случае нехватки, хотя бы заменить куртку и брюки. Если кто-либо из потерпевших остался сухим, он должен поделиться частью своей сухой одежды с теми, кто промок полностью. Промокшим надо выделить наиболее удобное и укрытое от ветра место на плоту, дать им возможность согреть руки и ноги около тех, кто остался сухим. Выживающие в холодных условиях должны надеть на себя всю имеющуюся запасную одежду. Для лучшего сохранения тепла спасающиеся должны сидеть, прижавшись друг к другу, кроме того, принять все меры, чтобы внутренняя поверхность плота, особенно днище, были сухими. Если плот имеет тент со входами, то входные шторки следует затянуть, в дальнейшем периодически открывать их немного для вентиляции, но не создавая сквозняка. Если плот тента не имеет, то для лучшей теплоизоляции нужно использовать любой имеющийся материал, которым можно прикрыть спасающихся.
Для восстановления кровообращения нужно выполнять физические упражнения, разминать пальцы на руках и ногах, мышцы бедер и ягодицы. Физические упражнения помогают генерировать тепло и предотвращать спазмы мышц. Ноги
Таблица 31
*
Опасность обморожения для людей, находящихся на спасательных плавсредствах
необходимо периодически поднимать, этим облегчается отток венозной крови. Кисти рук лучше всего согревать, засовывая их под мышки. Чтобы избежать обморожения лица, нужно чаще двигать мимическими мышцами лица и массировать его кожу. Стопы и кисти промокших и наиболее охлажденных людей нужно согреть под мышками у других, менее замерзших членов группы. Возникающая при охлаждении дрожь является одним из способов, которым организм генерирует тепло, поэтому появление дрожи вполне нормальное явление. Вместе с тем длительная дрожь может привести к неуправляемым спазмам мышц.
Приближение к опасной черте переохлаждения, из-за которой нет возврата, можно определить по следующим характерным симптомам:
— отклонение от нормального поведе ния, агрессивность, позднее сменяющаяся апатией;
— головная боль, общая слабость, усталость, нежелание двигаться, сонли вость, снижение пульса до 60—40 уд/мин.;
— потеря чувства опасности, эйфория, ложное ощущение благополучия;
— неловкость в движениях (нарушение координации), нарушение речи;
— потеря сознания, зрачки перестают реагировать на свет, дыхание резко ос лаблено, пульс становится очень редким — 30 уд./мин;
— смерть.
За проявлением этих симптомов нужно внимательно следить, постоянно наблюдая друг за другом, чтобы вовремя оказать посильную в этих условиях помощь.
Предотвращение некоторых опасных проявлений переохлаждения, например, таких, как судороги или помрачение сознания, может быть достигнуто напряжением воли, а также нанесением себе уколов, укусов и других болевых раздражений. Именно так поступали на практике многие потерпевшие. Энергичный массаж может помочь при судорогах мышц ног и спины,
Людей, которые умерли, нужно раздеть и воспользоваться их одеждой. В этом нет ничего предосудительного. Кто так поступал в реальных условиях, тот оставался жив, кто не смог — погибал от холода следом за ушедшими.
И*
В результате постоянного воздействия соленой воды на коже рук, ног, других частей тела могут появиться изъязвления, ранки. Они не опасны, но очень болезненны. Если нет медикаментов, смачивайте их слюной.
В жарком климате главная опасность — обезвоживание и тепловые поражения организма. Поэтому наиболее важная проблема в тропической зоне — защита от солнца и обеспечение потерпевших бедствие питьевой водой.
В жарком климате организм теряет с потом много воды. Чтобы уменьшить потоотделение, сделайте из подручных материалов солнцезащитный тент, ограничьте до минимума физическую деятельность в жаркое время дня, постоянно находитесь в тени. Использование защитного тента позволяет снизить водопотери с 350—600 до 200—300 граммов в час.
Не снимайте полностью одежду, этим вы не только снизите потери воды, но и убережете себя от солнечных ожогов. Если очень жарко, периодически смачивайте одежду морской водой. Увлажнение одежды снижает потери воды человеком с 350—600 до 100—150 г/час. Однако перед наступлением ночи одежду следует обязательно высушить.
Находясь в тропической зоне, нужно помнить, что в результате воздействия на человека солнца в течение длительного времени усиливается жажда, излишне расходуется питьевая вода, уменьшается содержание воды в организме, а кожа покрывается болезненными ожогами. Находящиеся на плоту должны опустить рукава, подтянуть носки, застегнуться, надеть головные уборы, использовать куски тканей для прикрытия шеи, а также надеть темные очки или какие-либо самодельные приспособления для защиты глаз от солнца. Если есть, обязательно применяйте специальный защитный крем, предохраняющий кожу от солнечных ожогов. При высокой температуре воздуха нужно обеспечить постоянную вентиляцию внутри плота, обливать сверху водой тент, чтобы понизить температуру внутри плота за счет испарения воды. Чтобы было прохладнее, днем можно стравливать из днища воздух, но на ночь его следует накачивать.
Вместе с тем, находясь в жарком
климате, не следует забывать о коварстве океана. В субтропической зоне во время шторма температура воды даже летом может опускаться до 20°С. Так что при отсутствии одежды или каких-либо средств защиты в одну прекрасную ночь • можно скончаться от переохлаждения, Находясь на спасательном плоту в шторм, необходимо предпринимать меры по сохранению тепла, которое нужно ослабленному организму. А в многодневный шторм есть от чего ослабнуть — постоянно сотрясающий озноб, непрерывный грохот и тряска могут позволять спать только урывками. Грозное падение гребней волн на плот или рядом с ним иной раз напоминают взрыв снаряда.
Есть и еще одна грозная опасность, возникающая при пожарах, особенно танкеров, когда на поверхности воды могут загореться разлившиеся нефтепродукты. В такой ситуации теплозащита выходит на первое место, ведь в условиях высоких
температур безопасное время пребывания человека значительно сокращается. Это наглядно показывает график (рис. 253).
Чтобы защититься от воздействия горячего воздуха, нужно надеть на себя побольше теплой одежды, которая является хорошим теплоизолятором. Таким простым приемом можно добиться увеличения времени безопасного пребывания в зоне высоких температур.
Сохранение здоровья. Недомогания, которыми обычно страдают потерпевшие бедствие на море, вызваны главным образом неблагоприятным воздействием климатических факторов, морской воды и недостатком питьевой воды. Для оказания медицинской помощи спасательные средства комплектуются' аварийными аптечками.
1. Морская болезнь. Постоянное раскачивание на волнах плота вызывает приступы морской болезни даже у опытных моряков, а рвота ослабляет организм
Рис. 253. Выживание человека на море при пожарах судов.
и вызывает жажду. При укачивании нужно принять 1—2 таблетки от морской болезни (чаще это бывает аэрон), прекратить всякое движение, лечь на днище. Необходимо временно отказаться от приема воды и пищи. Выполнение обязанностей, которые требуют внимания и сосредоточенности, помогает преодолеть приступы болезни.
2. Переохлаждение и опрелость стоп — это опасное заболевание для человека, находящегося на плоту в открытом море. В тех случаях, когда ноги или ступни ног долгое время находились в холодной воде, может произойти поражение тканей. Пораженная часть становится красной, болит, движения затруднены, появляются опухоль, волдыри и темные пятна; затем . кожа на пораженном участке лопается. Для предупреждения поражения ног сле дует держать их, по возможности, в тепле и не мочить, необходимо, чтобы пол в плоту был сухой. Время от времени нужно шевелить пальцами ног и ступнями для усиления кровообращения, не наде вать тесную обувь. При лечении обувь снять, а ступни завернуть в сухую одеж ду или куски ткани. Поврежденные уча стки следует оберегать от потертостей.
3. Постоянное воздействие на кожные покровы морской воды небезопасно. На коже появляется множество язвочек и фурункулов, а мокрая одежда способст вует их быстрому образованию. Во избе жание подобных поражений необходимо держать одежду и тело сухими. Раны, воспаленные участки кожи нужно осто рожно промыть и наложить на них антисептическую мазь. На большие раны • накладывают повязки.
4. Яркий солнечный свет и блики на поверхности воды вызывают воспаление глаз. Чтобы защитить глаза от раздраже ния солнечным отраженным светом, на деньте очки-светофильтры, а при их от сутствии — повязку из темной ткани с прорезями для глаз. В качестве лечения рекомендуется накладывать антисептиче скую мазь на веки и сделать на глаза легкую повязку. Иногда достаточно лишь повязки на глаза. Если у вас нет никаких медикаментов, намочите в морской воде кусок бинта, ваты или хлопчатобумажной ткани и положите на глаза перед тем как их завязать.
5. Запоры и плохое мочеотделение. Эти недомогания не должны вызывать беспокойства, так как они закономерны при недостаточном питании и нехватке пресной воды. Не принимайте никакого слабительного, двигайтесь как можно больше.
6. В морях нередко встречаются ме дузы, опасные для человека. Никогда не трогайте их руками. При случайном со прикосновении с медузой немедленно промойте место ожога морской водой.
7. Обморожение. Признаками обморо жения являются побелевшие участки ко жи, твердые на ощупь. Может возникнуть ощущение покалывания в этих местах. При сильном обморожении происходит замерзание тканей и сворачивание крови. При согревании пораженного участка по являются опухлость и покраснение кожи, сопровождающиеся болью. Чаще всего обморожению подвергаются пальцы, нос, уши. Чтобы этого не произошло, необхо димо держать их, по возможности, в тепле, шевелить руками и ногами, делать упражнения для мышц лица. Пораженные участки нельзя растирать или массировать, их необходимо согревать теплыми руками или другими частями тела.
Сигнализация
Существуют разные способы подачи сигналов бедствия при выживании в открытом море. Из них самый эффективный — это передача сигналов в эфир с помощью аварийного радиомаяка или радиостанции. Радиосигналы бедствия принимаются международной спутниковой системой пеленгации "КОСПАС-САРСАТ", которая засекает координаты терпящих бедствие и передает их на Землю на пункты приема информации. Координаты затем сообщаются на командные пункты поисково-спасательных служб, а те уже направляют на поиск и спасение корабли и самолеты. Любая спасательная операция начинается с радиотехнического поиска самолетами с последующим наведением к месту бедствия кораблей, находящихся поблизости (рис. 254).
Сигналы о своем местонахождении
можно подавать с помощью ручных сигнальных ракет и специальных пиротехнических патронов, сигнальных зеркал, электрических фонарей, импульсных све-томаяков, свистков, сигнальных красителей, окрашивающих воду в яркий контрастный цвет.
Если на спасательном плавсредстве имеется аварийный радиомаяк или радиостанция, сигнал бедствия передается в эфир в первую очередь, сразу же после размещения на плавсредстве потерпевших бедствие.
Аварийные радиопередающие устройства изготовлены водозащищенными, однако не следует их излишне подвергать воздействию морской воды. Следует помнить, что соленая вода электропроводка. Сле-
| дите, чтобы антенный изолятор был сухим, а антенна не замыкалась на мокрую одежду, плавсредство, руки. Это резко ухудшает эффективную дальность обнаружения сигнала.
Используя для сигнализации пиротехнику, не рассчитывайте полностью на то, что люди на случайно проходящем мимо судне обязательно заметят вас, особенно в штормящем море. Вы можете использовать весь запас сигнальных ракет, и это окажется безуспешным. Поэтому всегда нужно оставлять какой-то запас. Маскирующие ваш плот гребни волн, шум моря и работающих двигателей судна, занятость экипажа — все это работает против вас, ведь никто не ждет встречи с вами, никто не ищет, если им не было такой команды. Поэтому нужно проявлять осмотрительность и не путать действительность со своими мечтами.
Рис. 254. Схема работы международной спутниковой системы пеленгации потерпевших бедствие КОСПАС-САРСЛТ.
| При автономном плавании в море на плоту должны назначаться дежурные наблюдатели, или вахтенные. Каждый из них должен быть на всякий случай проинструктирован, как пользоваться сигнальными средствами, которые имеются в аварийном комплекте плота. Однако, во избежание перерасхода применять пиротехнику и сигнальные красители может только старший на плоту. Следует учитывать, что в комплекте наиболее распространенных у нас плотов типа ПСН-6 имеются всего две сигнальные парашютные ракеты и шесть комбинированных сигнальных патронов ПСНД. Если с корабля, спасательной станции или самолета идет передача с использованием азбуки Морзе, а вы ее не знаете или знаете очень слабо, записывайте передаваемые сигналы (тетрадь и карандаш имеются / внутри плота), а затем попытайтесь расшифровать с помощью таблицы, которая наклеена на внутреннем тенте плота.
При появлении самолета или судна наблюдателю нужно немедленно оповестить криком экипаж плота или шлюпки
и начать подавать сигналы о своем местонахождении сигнальным зеркалом, ночью — фонарем или импульсным све-томаяком.
Старшему подавать сигналы ракетами, сигнальными патронами только еслиесть уверенность, что эти сигналы будут обнаружены с самолета или судна.
На спасательные контейнеры и мешки с имуществом, сбрасываемые на парашютах с самолетов, нанесены маркерные цветные полосы, которые обозначают, что именно сбрасывается потерпевшим бедствие:
красные— медикаменты и средства оказания первой медицинской помощи;
синие— вода и продовольствие;
желтые— одежда, теплые вещи, спальные мешки;
черные— радиостанция, сигнальные средства, кухонная утварь, компасы и т. п.
Если в одном контейнере сбрасываются предметы разного предназначения, применяется комбинированное цветное обозначение.
Вода и пища
Одной из острых проблем, с которыми сталкиваются люди, оказавшиеся на плоту в океане, является вода. Чем меньше питьевой воды в распоряжении терпящих бедствие, тем меньше у них шансов на выживание. Это наглядно показывает таблица 32, при составлении которой использованы результаты анализа 121 аварии морских судов.
Таблица 32
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|