Сделай Сам Свою Работу на 5

Гностические Мистерии. - Симон-чудотворец и Василид. - Абраксас, гностическая концепция Божества. - Мистерии Сераписа. - Символизм лабиринта. - Мистерии Одина, или готические Мистерии.





Вся история как христианского, так и языческого гностицизма окружена глубочайшей тайной и неизвестностью, потому что, хотя гностики и были плодовитыми писателями, почти ничего из написанного ими не сохранилось. Они навлекли на себя враждебность ранней христианской церкви, и, когда ее институты достигли мировой силы, церковь уничтожила все доступные материалы о гностическом культе. Слово гностик означает мудрость или знание и происходит от греческого "гносис". Члены Ордена, как утверждают многие знатоки, были знакомы с секретными доктринами раннего христианства, Они интерпретировали христианские Мистерии в соответствии с языческим символизмом. Свою секретную информацию и философские достижения они скрывали от профанов и учили небольшую группу специально посвященных лиц.


Абраксас, гностическое божество.

Симон Маг, волшебник с репутацией, обеспеченной ему Новым Заветом, часто рассматривается как основатель гностицизма. Если это так, то эта секта возникла в первом веке от Р. X. и, вероятно, была одной из многих ветвей, может быть, даже первой, произросших из основного ствола христианства. Все, с чем не могли согласиться энтузиасты раннего христианства, они приписывали Дьяволу. То, что Симон Маг имел таинственные и сверхъестественные силы, признавали даже его противники, но они утверждали, что эти силы даны ему адскими духами и фуриями, которые всегда сопровождали его. Несомненно, самая интересная легенда о Симоне та, где говорится о его теософском диспуте с апостолом Петром, когда они оба проповедовали различные доктрины в Риме. Согласно легенде, Симон, чтобы доказать свое духовное превосходство, вознесся на небо на колеснице из огня. Он действительно оказался в воздухе и держался на высоте нескольких футов невидимыми силами. Когда святой Петр увидел это, он вскричал громким голосом, приказывая демонам (духам воздуха) отказаться от поддержки волшебника. Симон упал с высоты и разбился, что и было доказательством превосходства христианских сил. Эта история, несомненно придуманная, является лишь одной из многих версий его смерти, ни одна из которых не согласуется с другими. Поскольку находится все больше свидетельств того, что в это время св. Петра в Риме не было, эта история становится все менее правдоподобной.
В том, что Симон был философом, нет никакого сомнения, потому что, когда излагаются его подлинные мысли, они сформулированы прекрасно. Принципы гностицизма, сформулированные Симоном, хорошо передаются следующим пересказом их Ипполита: "Тебе, следовательно, я пишу, о чем я пишу, и говорю, что я говорю. А пишу я вот о чем. Из вселенских Эонов (периоды, плоскости, циклы творения жизни в пространстве и времени, небесные создания) вырастают два побега, без начала и без конца, от одного Корня, который есть невидимая сила, непостижимое молчание (Битос). Из этих побегов один проявляет себя над другим, и тот, что сверху, есть Великая Сила, Универсальный Ум, упорядочивающий все вещи, и является он мужским. Второй побег, проявляющий себя снизу, Великая Мысль, является женским, производящим все вещи. Соединяясь друг с другом, они производят Промежуточную Среду, непостижимый Воздух, которому нет начала и конца. И в нем есть Отец, Который поддерживает все вещи, питает те вещи, которые имеют начало и конец" (см. "Симона Мага" К.Р. Мида). При этом мы должны понимать, что всякая манифестация есть результат позитивного и негативного принципов, когда один действует на другой, и это происходит в средней плоскости, или в точке равновесия, называемой плеромой. Эта плерома есть особая субстанция, произведенная из смеси духовных и материальных эонов. Из плеромы выделился Демиург, бессмертный смертный, которому мы обязаны нашим физическим существованием. Обязаны мы ему и страданиями. В системе гностиков есть три пары противоположностей, называемые Сизигиями, т.е. происходящими от Вечного. Они, вместе с Ним, составляют семерку. Шесть (три пары) Эонов (живые, божественные принципы) были описаны Симоном в его работе "Философумена" следующим образом. Первые два - Ум (Нус) и Мысль (Эпинойя). Затем идут Голос (Фон) и его противоположность Имя (Онома) и, наконец, Причина (Логис мос) и Размышление (Энтумезис). Из этих начальных шести, соединенных Вечным Пламенем, происходят Зоны (Ангелы), которые, направляемые Демиургом, организуют низший мир (см. работы Е. Блаватской). Следует рассмотреть, каким образом был развит этот первый гностицизм Симона Мага и его ученика Менандра, а затем искажен последующими приверженцами этого культа.








СМЕРТЬ СИМОНА ВОЛШЕБНИКА

Школа гностицизма разделилась на две главные части, называемые александрийским и сирийским культами. Эти школы были согласны по общим проблемам, но александрийская склонялась к пантеизму, в то время как сирийская - к дуализму. Сирийский культ следовал Симону, а александрийская школа развивала философское творчество умного египетского христианина по имени Василид, который говорил, что воспринял основные свои мысли от Апостола Матфея. Подобно Симону, он был эманационист со склонностью к неоплатонизму. На самом деле вся гностическая Мистерия основана на гипотезе эманации как логической связи между несоединимыми противоположностями, Абсолютным Духом и Абсолютной Субстанцией, которые, согласно гностикам, сосуществовали в Вечности. Некоторые предполагают, что Василид был подлинным основателем гностицизма, но есть много свидетельств того, что это направление было все-таки основано Симоном веком раньше.
Василид Александрийский внушил своим последователям египетский герметизм, восточный оккультизм, халдейскую астрологию и персидскую философию. Его доктрина стремилась объединить школы раннего христианства с древними языческими Мистериями. Ему приписывается формулировка любопытной концепции о Божестве по имени Абраксас. При обсуждении происхождения этого имени Годфри Хиггинс в его книге Кельтские Друиды продемонстрировал, что числовая сила букв, образующих слово Абраксас (Abraxas) равна 365. Тот же автор указывает, что имя Митра при подобном анализе дает то же самое число. Василид учил, что Вселенная разделена на 365 эонов, или духовных циклов, и что их сумма является Верховным Отцом, которому он дал каббалистическое имя Абраксас, что означает числовой символ Его божественной силы, атрибутов и эманации. Абраксас обычно изображается как составное существо: с человеческим телом, головой петуха, и каждая из его ног оканчивается змеей. К.У. Кинг в своей книге "Гностики и их наследие" дает следующее краткое описание гностической философии Василида, цитируя раннего христианского епископа и мученика св. Ирения: "Он утверждал, что Бог, несотворенный, вечный Отец, сначала породил свой Нус, или Ум, Логос - Слово; это Фронезис - Разум; от Фронезиса произошли София - Мудрость и Динамис - Сила".
Описывая Абраксаса, К.У. Кинг говорит: "Беллерман рассматривает сложный образ, нареченный именем Абраксас, как божество из гностического пантеона, представляющее Верховное Существо с Пятью Эманациями, отмеченными подходящими символами. Из человеческого тела, обычной формы божества, вырастают две опоры - Нус и Логос, символизируемые змеями, что означает внутреннее чувство и быстрое понимание. Именно на этом основании греки сделали змею атрибутом Паллады. Его голова петуха, то есть птицы, олицетворяющей предвидение и бдительность, представляет Фронезис. Его две руки держат символы Софии и Динамиса - броню Мудрости и метлу Власти".
Гностики разделились в своих мнениях относительно Демиурга, творца низших миров. Демиург устроил земную вселенную с помощью шести сыновей, или эманации (возможно, планетарных ангелов), которых Он произвел из Себя и внутри Себя. Как уже говорилось, Демиург отделился от низшей субстанции, называемой плеромой. Одна группа гностиков считала, что Демиург был ответственен за все зло и был дьявольским созданием, построившим свой низший мир, отделив при этом души людей от истины и заточив их в смертные оболочки. Другая секта рассматривала Демиурга как божественно инспирированного и выполняющего волю невидимого Повелителя. Некоторые гностики полагали, что еврейский Бог Иегова был Демиургом. Эта концепция, правда под другим названием, повлияла на средневековых Розенкрейцеров, которые рассматривали Иегову как Повелителя материальной вселенной, а не как Верховное Божество. Мифология полна историй о богах имеющих ту или другую природу. Один, скандинавский бог, может служить примером смертного божества, склоняющегося перед законами Природы и все же являющегося, по крайней мере в некотором смысле, Верховным Божеством.
Достойны рассмотрения воззрения гностиков относительно Христа. Этот Орден претендовал на то, что он единственный имеет подлинный портрет Священного Сирийца. А другие изображения были, по всей вероятности, идеалистическими концепциями Спасителя, основанными на скульптурах и изображениях языческого Бога Солнца.
Для гностиков Христос был персонификацией Нуса, Божественного Ума, эманацией высших духовных Эонов. Нус вошел в тело Христа при крещении и оставил его при распятии, Гностики заявляли, что Христос не был распят, поскольку Божественный Нус не может умереть, но что Симон Киренаик предложил свою жизнь, и Нус через свою силу придал Симону сходство с Христом. Ирений относительно космической жертвы Христа утверждает следующее:
"Когда несотворенный и непоименованный Отец увидел падение человечества, Он послал Своего первенца Нуса в мир в форме Христа для искупления всех тех, кто верил в Него, для освобождения сил, которые сотворили мир (Демиург и шесть его сыновей, планетарных творцов). Он появился среди людей как Иисус и творил чудеса" (см. "Гностики и их наследие" К.У. Кинга).
Гностики делили человечество на три части: дикарей, которые боготворили только видимую Природу; тех, кто, подобно евреям, боготворил Демиурга; и, наконец, самих себя или тех, кто исповедовал сходные культы, включая некоторые христианские секты, кто боготворил Нуса (Христа) и истинный духовный свет от высших Эонов.
После смерти Василида ведущей фигурой гностического движения стал Валентин. Он еще больше усложнил систему гностической философии, добавив бесконечное количество деталей. Он увеличил число эманации от Великого (Бездна) до пятнадцати пар, а также сделал упор на Непорочную Софию, или Мудрость. В "Книге Спасителя", части которой известны под названием "Пистис София", можно найти много материала относительно этой странной доктрины эонов и их странных обитателей. Джеймс Фримен Кларк говорит о доктрине гностиков так: "Эти доктрины, которые кажутся нам странными, имели большое влияние на христианскую церковь". Многие теории древних гностиков, особенно в отношении научных вопросов, подтверждаются современными исследованиями. От главного направления отделились несколько сект, такие, как валентинианцы, офиты (почитатели змеи) и адамиты. После третьего века деятельность гностиков резко пошла на убыль, и они практически исчезли из философского мира. В средние века делались попытки воскресить гностицизм, но поскольку все материалы гностиков были уничтожены, для этого предприятия не хватило данных. Даже сейчас можно видеть следы гностических концепций в современном мире, но они носят другие названия, и их подлинное происхождение даже не подозревается. Многие из гностических концепций были встроены в догматику христианской церкви, и наши новые интерпретации христианства часто даются в духе гностического эманационизма.

 

 

МИСТЕРИИ АСАР-ХАПИ

Происхождение греко-египетского Сераписа (известного грекам как Серапис и египтянам как Асар-Хапи) окружено непроницаемой завесой таинственности. Хотя это божество было знакомой фигурой среди символов секретных египетских ритуалов посвящения, его тайная природа была открыта только тем, кто исповедовал культ Сераписа. Следовательно, по всей вероятности, египтяне, за исключением инициированных жрецов, сами пребывали в неведении относительно его истинного характера. Насколько известно, не существует аутентичного описания подлинных ритуалов культа Сераписа, но анализ множества символов раскрывает его основные черты. В послании царю Кипра Серапис описывает себя так:

Как бог я таков, каким я тебе кажусь,
Звездные небеса - моя голова,
мое туловище - море,
Земля - это мои ноги, мои уши - это воздух,
Лучи солнца, бриллиантовые стрелы -
это мои глаза.

Было сделано несколько неудачных попыток дать этимологию слова серапис. Годфри Хиггинс заметил, что египтяне каменный саркофаг называли сорос, а священного быка, воплощение Осириса, звали Апис. Эти два слова комбинируются в одно сорос-апис, или сор-апис - "гробница быка". Но невероятно, чтобы египтяне поклонялись гробу в форме человека.


СИЛА СВЕТА С ЛЬВИНЫМ ЛИЦОМ

Некоторые древние авторы, включая Макробия, утверждали, что Серапис - это имя Солнца, потому что в его изображениях часто видно гало над головой. В своем "Гимне суверенному солнцу" Юлиан говорит о божестве следующим образом: "Юпитер, Плутон, Солнце - это все Серапис. В еврейском языке серапис есть сараф", что означает "сверкать". По этой причине евреи назвали одного из своих духов Серафимом. Общепринятой, однако, является теория, согласно которой истоки имени Серапис нужно искать в сочетании Осирис-Апис. Одно время египтяне верили, что мертвые поглощаются Осирисом, богом мертвых. Хотя существует сходство между Сераписом и Осирис-Аписом, египтологи все-таки считают, что Серапис есть просто имя, данное мертвому Апису, священному быку Египта. Эта теория притягательна в свете трансцендентальной мудрости, которой обладали египетские жрецы, по всей вероятности, использовавшие бога для символизации души мира (anima mundi). Материальное тело Природы было названо Аписом; душа, покидающая тело после смерти, но опутанная формами физической жизни, была названа Сераписом. К.У. Кинг полагает Сераписа божеством брахманического происхождения, Имя его является греческим искажением двух имен, приписываемых Яме - индуистскому богу смерти, -Сер-Адах или Сри-Па. Это кажется разумным, если вспомнить легенду о том, что Серапис в облике быка был привезен Вакхом из Индии в Египет. Первичность индуистских Мистерий является существенной поддержкой этой теории.
Среди других значений имени Серапис есть и такие: "Священный Бык", "Солнце в Быке", "Душа Осириса", "Священная Змея", "Ушедший на покой Бык". Последняя интерпретация связана с церемонией утопления быка - священного Аписа - в водах Нила каждые 25 лет.
Есть свидетельства тому, что знаменитая статуя Сераписа в Серапиуме в Александрии сначала была объектом поклонения в Синопе под другим именем и только позднее ее перевезли в Александрию. Есть также легенда о том, что Серапис был царем египтян в совсем древние времена и именно ему они обязаны философским и научным господством. После смерти этот царь был поднят до уровня бога. Филарх говорит, что слово "серапис" означает "сила, которая привела Вселенную в прекрасное состояние порядка".
Плутарх в "Исиде и Осирисе" дает следующее объяснение происхождения статуи Сераписа в Александрии, где это восхитительное произведение искусства находилось в Серапиуме:
Египетский фараон Птолемей Сотер увидел однажды странный сон, в котором гигантская статуя ожила и приказала ему доставить ее в Александрию как можно скорее. Поскольку Птолемей не знал, что это за статуя, он находился в затруднении относительно того, как ее найти. Когда Птолемей рассказывал о сне своему окружению, великий путешественник по имени Сосибий вспомнил, что такая статуя есть в Синопе. Птолемей немедленно снарядил Сотелеса и Дионисия устроить перевоз статуи в Александрию, заручившись согласием жителей Синопа. Три года прошло, и наконец представители фараона сумели выкрасть статую, а для того, чтобы скрыть преступление, ими был распущен слух о том, что статуя ожила и сама прошагала от храма по улицам, ведущим к кораблю, приготовленному для ее транспортировки в Александрию. По прибытии туда статуя в присутствии двух египетских посвященных - Эвмолпида Тимофея и Манефона Себеннита -тут же была названа Сераписом. Жрецы объяснили, что это был эквивалент Плутона. Это был мастерский ход, потому что в Сераписе греки и египтяне получили общего бога, что немало приблизило страну к религиозному единству.
Несколько статуй Сераписа стояли в различных храмах в Египте и Риме. Почти все описания этих статуй, данные ранними авторами, говорят скорее о греческом, нежели о египетском влиянии. Некоторые статуи изображают бога, обвитого огромной змеей. Другие показывают его как комбинацию Осириса и Аписа.
Описания изображений бога, в которых аккумулируется большинство представлений о нем, включают высокую, мощную фигуру, сочетающую как мужскую силу, так и женскую грацию. На его лице написано размышление, и оно печально. У него длинные волосы, уложенные на женский манер. Лицо, несмотря на то что есть борода, скорее женоподобно. Фигура Сераписа обычно покрыта плащом с головы до ног, и, как полагают посвященные, это делается для того, чтобы скрыть андрогинный характер его тела.
Для изготовления статуй Сераписа использовались различные материалы. Некоторые были сделаны из мрамора искусными скульпторами, другие - с использованием драгоценных металлов. Одна гигантская скульптура была сделана из металлических плит, тщательно подогнанных друг к другу. В лабиринте, посвященном Серапису, стояла статуя 13 футов высотой, сделанная, по преданию, из одного куска изумруда. Современные авторы полагают, что речь шла, скорее, о статуе, сделанной из стекла, залитого в форму. Но египтяне все-таки настаивают, что это был цельный минерал и что этот факт неоднократно проверялся в древности.


СИМВОЛИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТ

Клемент Александрийский описывает статую Сераписа, сделанную из следующих материалов. Во-первых, из золота, серебра, свинца и олова; во-вторых, из всех видов египетских камней, включая сапфиры, гематиты, изумруды и топазы, - и все это было замешано на веществе, оставшемся от похорон Осириса и Аписа. В результате получилась редкостная и любопытная фигура цвета индиго. Некоторые статуи были сделаны из очень прочного вещества: когда христианские солдаты, выполнявшие приказ Феодосия, рубили топорами Сераписа Александрийского, то летели искры и топоры ломались. Вполне вероятно, что Серапису поклонялись как богу, символизированному змеей, - практика, общая для египтян и греков.
Серапис назывался Теоном Гептаграммотоном, или богом с именем из семи букв. Имя Серапис (подобно Абраксасу и Митре) состоит из семи букв. В гимнах Серапису жрецы использовали семь звуков. Иногда Серапис изображался с рожком с семью клапанами. Они представляют, видимо, семь божественных разумов, проявляющихся через солнечные лучи. Энциклопедия Британника замечает, что самое раннее упоминание о Сераписе появляется сразу после смерти Александра. Так был высок престиж Сераписа, что из всех богов только с ним консультировались по поводу умирающего царя.
Египетская секретная школа философии разделилась на две - Малые и Великие Мистерии. Первые из них посвящались Исиде, а вторые - Серапису и Осирису. Уилкинсон придерживается мнения, что в Великих Мистериях разрешалось участвовать только жрецам. Даже наследнику трона не делалось исключения; только по достижении им положения фараона, когда он автоматически становился жрецом и временным главой государственной религии, он допускался на них (см. "Поведение и привычки египтян" Уилкинсона). Вообще, на Великие Мистерии допускалось очень ограниченное число лиц, что позволяло сохранять секреты Мистерий.
Многие секреты ритуалов высоких степеней Египетских Мистерий открылись через тщательное изучение помещений и подземных ходов, где проводились инициации. Под храмом Сераписа, разрушенным по приказу Феодосия, были найдены остатки странных механических приспособлений, установленных жрецами в подземных помещениях и пещерах, где проводились ночные обряды. Машины говорили о суровых испытаниях, которым подвергались испытуемые. После мучительных проверок, включавших физические и моральные испытания, новичок, если ему удавалось выжить, представал перед Сераписом, благородной и мощной фигурой, освещенной невидимыми огнями.
Любопытной особенностью ритуалов Сераписа были лабиринты. Е. Бадж в своей книге "Боги египтян" описывает Сераписа в стиле Минотавра, с телом человека и головой быка. Лабиринты были символами обремененности и иллюзорного характера низшего мира, по которому душа скитается в поисках истины. В лабиринте обитает низшее животное - человек с головой быка, который хочет уничтожить душу, запутавшуюся в мирском невежестве. В этом отношении Серапис становится Советчиком, или Испытателем, проверяющим душу, ищущую воссоединения с Бессмертными. Лабиринт, без сомнения, представляет солнечную систему, а человек-бык - солнце, обитающее в мистическом лабиринте планет, лун и астероидов.
Гностические Мистерии были знакомы с тайным значением Сераписа, и через гностиков этот бог стал тесно связан с ранним христианством. Император Адриан, путешествуя по Египту в 134 г. н. э., сообщает в письме Серванию, что христиане поклоняются Серапису и что епископы церкви совершают богослужения в храме Сераписа. Он даже говорит о том, что сам патриарх, будучи в Египте, был обязан молиться как Христу, так и Серапису (см. работу Парсонса "Новый свет на старые пирамиды"). Важность Сераписа как прототипа Христа, о которой мало подозревают, может быть лучше оценена после следующего извлечения из Кинга: "Не может быть сомнения, что голова Сераписа, отмеченная печалью, есть первый шаг на пути к общепринятому облику Спасителя. Еврейские предрассудки первых новообращенных были столь сильны, что не было сделано ни одной попытки изобразить выражение Его лица, пока не прошло время нескольких поколений и Его земной путь не оказался законченным" ("Гностики и их наследие").
Серапис постепенно узурпировал положение, занятое до него другими египетскими и греческими богами, и стал высшим божеством в обеих религиях. Его власть продолжалась до IV века христианской эры. В 385 г. Феодосии, истребитель языческой философии, издал свой памятный эдикт "De Idolo Serapidis Diruendo". Когда христианские солдаты во исполнение его приказа вошли в Серапиум в Александрии для уничтожения изображений Сераписа, в храм, стоявший многие века, так велико было их уважение к богу, что они долго не смели прикоснуться к нему из опасения, что земля разверзнется под ними и поглотит их. Наконец, преодолев страх, они разрушили статую, здание и подожгли библиотеку, находившуюся в храме. Примечательно, что среди развалин этого языческого храма, по свидетельству некоторых писателей, попадались христианские символы, Сократес, церковный историк пятого века, говорит, что после того, как ревностные христиане разрушили храм Сераписа в Александрии и рассеяли демонов, обитавших там под видом богов, в основании храма была найдена монограмма Христа!
Две цитаты устанавливают соотношение между Мистериями Сераписа и другими Мистериями древних народов, Первая цитата из книги Ричарда Найта "Символический язык древнего искусства и мифологии": "Латиняне говорят, что Целеста и Терра, универсальный ум и производящее тело, были великими богами Самофракийских Мистерий; то же и Серапис и Исида у поздних египтян; Тауте и Астарта у финикийцев; Сатурн и One у латинян". Вторая цитата из книги Альберта Пайка "Мораль и догма": "Солнце, - говорит Марциан Капелла в своем гимне Солнцу, - обитающие на Ниле поклоняются тебе как Сера-пису, и Мемфис боготворит как Осириса, в священных ритуалах персы поклоняются тебе как Митре, во Фригии - как Атису, и Ливия - как Аммону, а в Вавилоне - как Адонису; таким образом, весь мир боготворит тебя под различными именами".

 

 

МИСТЕРИИ ОДИНА

Дата основания Мистерий Одина неизвестна. Некоторые писатели полагают, что они были уже в первом веке до Р. X.; другие утверждают, что это случилось в первый век н. э. Роберт Макой, 33°, дает следующее описание их происхождения: "Как явствует из северных хроник, Зигге, вождь азиатского племени Азер, в первом веке христианской эры привел племя с Каспийского моря и Кавказа на север Европы. Он прошел от Черного моря в Россию, где оставил в качестве правителя одного из своих сыновей; то же он сделал в Саксонии и Франкии. Затем он двинулся в Данию, которая признала в качестве правителя его пятого сына Скольда, и оттуда в Швецию, где Гильф, отдав почести удивительному страннику, посвятил его в свои Мистерии. Тут Зигге и правил. Столицей империи он сделал Зигтуну, дал новый кодекс законов и основал священные Мистерии. Сам он взял имя Один, основал жреческий клан из 12 Дроттаров (Друидов?), проводивших секретные богослужения, вершивших правосудие и как пророки осуществлявших предсказания судьбы. Секретные обряды этих Мистерий прославляли бога смерти Бальдера, прекрасного и изящного, и представляли скорбь Бога и людей по поводу его смерти" ("Общая история масонства").


АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СЕРАПИС

После смерти исторический Одиц был обожествлен, его личность слилась с мифологическим Одином, богом мудрости, чей культ он насаждал. Одинизм вскоре вытеснил культ Тора, громовержца, верховного божества древних скандинавских племен. Место, где согласно легенде, похоронен Один, расположено у большого замка под Уппсалой.
Двенадцать Дроттаров, которые руководили Мистериями Одина, очевидно, персонифицировали 12 священных имен Одина. Ритуалы этих Мистерий были подобны ритуалам греческих, персидских, браминских Мистерий. Дроттары, символизировавшие знаки Зодиака, были покровителями искусств и наук, которые открывались тому, кто успешно проходил испытания посвящения. Подобно многим языческим культам, Мистерии Одина как институт были уничтожены христианством, но подспудной причиной их падения явилось разложение жречества.
Мифология почти всегда ритуальна и символична, и обе эти составляющие были частью Мистерий. Священная драма, которая лежала в основе Мистерий Одина, такова: Верховный невидимый Творец всех вещей назывался Bee-Отцом. Его регентом в Природе был Один, одноглазый бог. Подобно Кецалькоатлю, Один был поднят до уровня Верховного Божества. Согласно Дроттарам, вселенная была образована из тела Имира (Ymir), ледяного гиганта. Имир получился из тумана, который пал из Гинунгагап, мировой бездны в хаосе, где обитали гиганты льда и огня. Три бога - (Здин, Вили и Be - свергли Имира и из него образовали мир. Из различных частей Имира были созданы различные части Природы.
После того как Один установил порядок, он построил волшебный дворец, названный Асгард, который размещался на вершине горы, где 12 Эзиров (богов) обитали вместе и куда невозможно было ступить ноге человека. На этой горе было также место смерти, Валгалла, где умершие герои сражались и праздновали. Каждую ночь их раны залечивались, и кабан, плоть которого они поедали, тут же появлялся вновь.


ДЕВЯТЬ МИРОВ МИСТЕРИЙ ОДИНА

Бальдер Прекрасный - скандинавский Христос - был любимым сыном Одина. Бальдер не был воителем - его добрый и прекрасный дух приносил мир и радость сердцам богов, и они все, кроме одного, любили его. Точно так же, как Иисус имел среди своих учеников Иуду, так и среди двенадцати богов один был ложным. Это был Локи, персонификация зла. Локи подговорил Хеда, слепого бога судьбы, убить Бальдера стрелой из омелы. Со смертью Бальдера исчезли свет и радость из жизни богов. Потрясенные, боги собрались, чтобы открыть секрет оживления этого духа молодости и жизни, результатом чего и явились Мистерии.
Мистерии Одина проводились в пещерах, число которых было равно девяти и которые представляли Девять Миров Мистерий. Кандидат, ищущий допуска в Мистерию, должен был возвратить к жизни Бальдера. Хотя кандидат не понимал этого, он сам играл роль Бальдера. Он называл себя странником, пещера была символом миров и сфер Природы. Жрецы, которые посвящали его, представляли солнце, луну и звезды. Три верховных инициатора - Возвышенный, Равный Возвышенному и Высочайший - были аналогами боготворящего Мастера, Младшего и Старшего Хранителей в Масонской Ложе.
После нескольких часов блужданий в хитросплетениях коридоров кандидата подводили к статуе Бальдера Прекрасного, прототипа всех инициированных в Мистериях. Эта фигура стояла в центре огромного зала, задрапированного занавесями. Там же было дерево с семью цветками -эмблема планет. В этой комнате, которая символизировала дом Эзира, или Мудрости, неофит клялся на мече. Он пил священный напиток из кубка-черепа, успешно пройдя все испытания, которые отклоняли его от поиска мудрости, после чего ему конец позволялось проникнуть в тайну бдина - персонификацию Мудрости. Он представал перед священным кольцом порядка, делая это во имя Бальдера. Посвящаемый прославлялся как человек вновь рожденный: о нем говорили, что он умер и вновь родился, не проходя ворот смерти.
Бессмертное творение Р. Вагнера "Кольцо нибелунга' основано на ри- туалах Мистерии культа Одина. Хотя композитор вольно обошелся с исходной историей, цикл опер Кольца, считающийся самой большой музыкальной драмой в мире, ухватил и сохранил мощь оригинальных сказаний. Начиная с "Золота Рейна", действие продолжается в "Валькирии" и "Зигфриде", достигая кульминации в "Сумерках богов".

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.