Сделай Сам Свою Работу на 5

среднесрочной дополнительной образовательной программы





Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Исторический факультет

 

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

 

Декан факультета Проректор по

учебно-методической работе

А.Ю. Дворниченко Н.В. Каледин

 

_________________ _____________________

(дата, подпись, ФИО) (дата, подпись, ФИО)

 

 

Учебный план

среднесрочной дополнительной образовательной программы

«Функционирование исторического знания в современном обществе (основы историко-культурной диагностики современного общества)»

 

 

Разработчик:

Цыпкин Денис Олегович. ассистент кафедры истории западноевропейской и русской культуры, к.и.н.

 

 

Рецензент:

Прохоров Г.М. профессор кафедры Истории западноевропейской и русской культуры, д.филол.н.

 

 

Санкт-Петербург

 

Учебный план

среднесрочной дополнительной образовательной программы

«Функционирование исторического знания в современном обществе (основы историко-культурной диагностики современного общества)»

Реализуется: а)В рамках программ дополнительного профессионального образования «Повышение квалификации по основным образовательным программам ВУЗа (386 позиция раздела «Основные и дополнительные образовательные программы приложения 1.1., лицензия СПбГУ от 28.04.2011 № 1202) и в рамках основной образовательной программы по базовой специальности - 030600 «История».



б)шифр направления программы повышения квалификации № 77 – «Программы дополнительного образования для специалистов по актуальным вопросам в области гуманитарного образования».

 

Цель: Целью курса является введение в изучение теории, методологи и практики анализа современного массового исторического сознания россиян. Курс построен на междисциплинарном историко-социологичском подходе. Теоретико-методологическая основа курса – социальный конструктивизм, концепции социальной (культурной) памяти М. Хальбвакса, Я. Ассмана и П. Нора, теории национализма Б. Андерсона и Э. Хобсбаума. Данный курс не имеет прямых аналогов в отечественной практике. Его актуальность заключается в том, что он рассчитан на обучение слушателей методам изучения и оценки процессов, происходящих в фундаментальных структурах массового общественного сознания, обеспечивающих стратегическое развитее современного общества. В Показательно, что проблемы, рассматриваемые в курсе, последнее время вызывали самый активный интерес крупнейших международных исследовательских фондов.



В курсе специально разрабатывается проблематика структурных конфликтов в современном историческом сознании и пути их преодоления. В результате изучения дисциплины «Основы историко-культурной диагностики современного общества» прослушавший курс должен свободно ориентироваться в основных источниках, на основании которых формируется массовое современное историческое сознание, уметь проводить их профессиональный анализ и оценку, а также получить четкие представления об основных тенденциях в динамике развития исторических концепций, транслируемых источниками, за последние 50 лет. В ходе самостоятельных занятий при подготовке к коллоквиумам и практическим занятиям обучающейся будет ознакомлен с основной литературой, справочными материалами и источниками по теме курса.

 

Категория слушателей:лица свысшим образованием.

Продолжительность обучения: трудоемкость 132 часа, из них 109 часов аудиторных занятий (2 месяца).

 

Форма обучения:без отрыва от производства

 

Режим занятий:4-6 часов по 3 дня в неделю

 

Документ об образовании: свидетельство государственного образца.

 

Ведомственная принадлежность программы: по прямым договорам с физическими и юридическими лицами.



 

 

Краткое содержание основных разделов (тем):

1. Введение.

Обзор основных подходов и концепций.

2. Современные историко-социологические проекты в России, посвященные анализу исторического сознания: цели и результаты.

3. Методология исследования исторического сознания.

Методология исследования исторического сознания: социальный конструктивизм

4. Концепции социальной памяти и её изучение в современной социологии.

Методика исследования массового исторического сознания.

5. Методика проведения анкетирования и глубинного интервью.

6. Итоги социологического исследования массового исторического сознания.

7. Логика «развертывания» истории в массовом сознании.

8. Стратегии конструирования истории и нарративизации исторической памяти.

9. Методика анализа источников, формирующих концепции истории в массовом сознании.

10. Государственная политика в области преподавания истории в школе.

11. Концепции истории, транслируемые школьными учебниками с 60-х гг. XX в., по сегодняшний день. Идеология и история.

12. Методика анализа исторических концепций, транслируемых в литературных источниках.

13. Методика анализа аудивизуальных источников и вычленение исторических концепций.

14. Историческое кино, как индикатор общественно-политических настроений в обществе.

15. Концепции истории России в современном Интернет-пространстве.

16. Модель структуры национальной истории в сознании современных россиян по результатам комплексного анализа источников.

17. Зоны консенсуса и точки бифуркации в историческом сознании россиян.

18. Структурные конфликты в историческом сознании россиян как угроза национальной безопасности.

19. Структурные конфликты в историческом сознании жителей отдельных областей России (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области).

20. Проблема построения единой непрерывной «концепции» национальной истории в обыденном сознании граждан России.

Проблема построения единой непрерывной «концепции» национальной истории в обыденном сознании граждан России как необходимого условия формирования идеологического фундамента национального единства. Теория и практика в современных условиях.

21. Модель историко-культурной антикризисной социальной мобилизации.

Модель историко-культурной антикризисной социальной мобилизации. Актуализация истории.

22. Динамика изменения массового исторического сознания и социальная диагностика.

План учебного процесса:

  Наименование тем Трудоемкость в часах
Всего трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа (часов)
Всего аудиторных (часов) Лекции (часов) Практические занятия (часов)
Введение.
Современные историко-социологические проекты в России, посвященные анализу исторического сознания: цели и результаты.
Методология исследования исторического сознания.
Концепции социальной памяти и её изучение в современной социологии.
Методика проведения анкетирования и глубинного интервью.
Итоги социологического исследования массового исторического сознания.
Логика «развертывания» истории в массовом сознании.
Стратегии конструирования истории и нарративизации исторической памяти.
Методика анализа источников, формирующих концепции истории в массовом сознании
Государственная политика в области преподавания истории в школе.
Концепции истории, транслируемые школьными учебниками с 60-х гг. XX в., по сегодняшний день. Идеология и история.
Методика анализа исторических концепций, транслируемых в литературных источниках.
Методика анализа аудивизуальных источников и вычленение исторических концепций.
Историческое кино, как индикатор общественно-политических настроений в обществе.
Концепции истории России в современном Интернет-пространстве.
Модель структуры национальной истории в сознании современных россиян по результатам комплексного анализа источников.
Зоны консенсуса и точки бифуркации в историческом сознании россиян.
Структурные конфликты в историческом сознании россиян как угроза национальной безопасности.
Структурные конфликты в историческом сознании жителей отдельных областей России.
Проблема построения единой непрерывной «концепции» национальной истории в обыденном сознании граждан России.
Модель историко-культурной антикризисной социальной мобилизации. Актуализация истории.
Динамика изменения массового исторического сознания и социальная диагностика.
Итоговая аттестация (письменный экзамен)  
  Итого

Учебно-методическое обеспечение среднесрочной программы «Функционирование исторического знания в современном обществе (основы историко-культурной диагностики современного общества)»:

мультимедийный проектор для проведения практических занятий и лекций, аудитории, оборудованные аудиовизуальной техникой новейшего поколения.

Список рекомендованной и дополнительной литературы прилагается.

 

Текущий контроль: контроль посещаемости и присутствия на занятиях.

 

Промежуточный контроль: Коллоквиумы и круглые столы по основной проблематике тем.

 

Итоговый контроль: заключительный письменный экзамен по всем аспектам дисциплины.

Дополнительная служебная информация:

Руководитель программы:Цыпкин Денис Олегович, ассистент кафедры истории западноевропейской и русской культуры, к.и.н, e-mail: tsypkind@mail.ru.

Куратор:

Семенов Владислав Валерьевич, специалист по учебно-методической работе в службе обеспечения дополнительных и краткосрочных образовательных программ Отдела по инновационной деятельности, преподаватель истории.

тел.: 323-07-43, e-mail: pk-history@yandex.ru

Информация о ППС, участвующем в реализации программы:

Шибаев М.А. к.и.н., доцент кафедры истории западноевропейской и русской культуры, Хохлова А.М. к.с.н., ассистент кафедры Социологии культуры и коммуникации факультета Социологии СПбГУ, Чач Е.А., историк, преподаватель истории.

 

 

Разработчик программы: к.и.н. Цыпкин Д.О.     _____________________________________ (дата, ФИО, подпись) СОГЛАСОВАНО   Управление образовательных программ     _____________________Григорьев И.М.

Список рекомендованной литературы:

Список обязательной литературы:

1. Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб., 1999.

2. Адорно Т.В. Что означает «проработка прошлого»? // Память о войне 60 летспустя: Россия, Германия, Европа. М., 2005.

3. Алстед Я. Историческая социология - зачем и как? // Социологические исследования. 2005. № 5. С. 122-128.

4. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма М., 2001.

5. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая

идентичность в высоких культурах древности. М., 2004.

6. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

7. Бочаров В.В. Политическая антропология и общественная практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 2. С. 131-145.

8. Бурдье П. Клиническая социология поля науки // Социоанализ Пьера Бурдьё. СПб., 2001. С. 49-95.

9. Бурдье П. Социология социального пространства. СПб., 2005.

10. Зерубавель Я. Динамика коллективной памяти // Ab imperio. 2004. № 3: Историческая память и национальная парадигма.

11. Коркюф Ф. Новые социологии. СПб., 2002

12. Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии. М., 1989.

13. Нора П., Озиф М., Пюимеж Ж. де, Винок М. Франция-память. СПб., 1999.

14. Репина Л.П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки). М., 2003.

15. Смит Э. Национализм и модернизм. М., 2004.

16. Стрежнева М.В. Политическая культура в различных интерпретациях // Общественные науки и современность. Апрель 2002. № 5. С. 141-155.

17. Социоанализ Пьера Бурдьё. СПб., 2001.

18. Томпсон П. Голос прошлого. Устная история. М., 2003.

19. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1992.

20. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М., 2007.

21. Шибаев М.А. В поисках утраченного: Учебники последних лет по отечественной истории // Пушкин. 2009. № 3. Издательство «Европа». С. 72-75.

22. Шнирельман В.А. Национальные символы, этноисторические мифы и этнополитика // Теоретические проблемы исторических исследований. М. 1999. Вып. 2.

23. Штомпка П. Социология социальных изменений. М. 1996.

24. Шуман Г., Скотт Ж. Коллективная память поколений // Социологические исследования. 1992. № 2. С. 47-60.

25. Шюц А. Обыденная и научная интерпретация человеческого действия // Избранное: мир, светящийся смыслом. М., 2004.

26. Шюц А. Проблемы природы социальной реальности // Избранное: мир, светящийся смыслом. М., 2004.

27. Шюц А. Размышления о проблеме релевантности // Избранное: мир, светящийся смыслом. М., 2004.

28. Шюц А. Символ, реальность и общество // Избранное: мир, светящийся

смыслом. М., 2004.

29. Inglehart R. Culture Shifts in Advanced Industrial Society. Princeton, 1990.

30. Rosenbaum W. Political Culture. New York, 1975.

 

Список дополнительной литературы:

1. Бойков В.Э., Меркушин В.И. Историческое сознание в современном российском обществе: состояние и тенденции формирования // Социология власти. Вестник Социологического центра РАГС. 2003. № 2. С. 5—22.

2. Гудков Л.Д. Русский неотрадиционализм // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1997. № 2. С. 25—33;

3. Гудков Л.Д. Победа в войне: к социологии одного национального символа // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1997. № 5. С. 12—19.

4. Дубин Б.В. Национализированная память (О социальной травматике массового исторического сознания) // Человек. 1991. № 5. С. 5—13.

5. Дубин Б.В. Прошлое в сегодняшних оценках россиян // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1996. № 5. С. 28—34.

6. Дубин Б.В. Конец века // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 2000. № 4. С. 13—18.

7. Дубин Б.В. Сталин и другие: фигуры высшей власти в общественном мнении современной России // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 2003. № 1, 2.

8. Левада Ю.А. От мнений к пониманию: Социологическиеочерки. 1993—2000. М.: Московская школа политических исследований, 2000.

9. Левинсон А.Г. Значимые имена // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1995. № 2. С. 26—29.

10. Левинсон А.Г. Массовые представления об “исторических личностях” // Одиссей. Человек в истории. 1996. С. 252—267.

11. Меркушин В.И. Историческое сознание: состояние и тенденции развития в условиях перестройки (результаты социологического исследования) // Информационный бюллетень Центра социологических исследований АОН. М., 1991.

12. Советский простой человек. Опыт социального портрета на рубеже 90-х / Ред. Ю.А. Левада. М.: ВЦИОМ, 1993.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.