среднесрочной дополнительной образовательной программы
Правительство Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Исторический факультет
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета Проректор по
учебно-методической работе
А.Ю. Дворниченко Н.В. Каледин
_________________ _____________________
(дата, подпись, ФИО) (дата, подпись, ФИО)
Учебный план
среднесрочной дополнительной образовательной программы
«Функционирование исторического знания в современном обществе (основы историко-культурной диагностики современного общества)»
Разработчик:
Цыпкин Денис Олегович. ассистент кафедры истории западноевропейской и русской культуры, к.и.н.
Рецензент:
Прохоров Г.М. профессор кафедры Истории западноевропейской и русской культуры, д.филол.н.
Санкт-Петербург
Учебный план
среднесрочной дополнительной образовательной программы
«Функционирование исторического знания в современном обществе (основы историко-культурной диагностики современного общества)»
Реализуется: а)В рамках программ дополнительного профессионального образования «Повышение квалификации по основным образовательным программам ВУЗа (386 позиция раздела «Основные и дополнительные образовательные программы приложения 1.1., лицензия СПбГУ от 28.04.2011 № 1202) и в рамках основной образовательной программы по базовой специальности - 030600 «История».
б)шифр направления программы повышения квалификации № 77 – «Программы дополнительного образования для специалистов по актуальным вопросам в области гуманитарного образования».
Цель: Целью курса является введение в изучение теории, методологи и практики анализа современного массового исторического сознания россиян. Курс построен на междисциплинарном историко-социологичском подходе. Теоретико-методологическая основа курса – социальный конструктивизм, концепции социальной (культурной) памяти М. Хальбвакса, Я. Ассмана и П. Нора, теории национализма Б. Андерсона и Э. Хобсбаума. Данный курс не имеет прямых аналогов в отечественной практике. Его актуальность заключается в том, что он рассчитан на обучение слушателей методам изучения и оценки процессов, происходящих в фундаментальных структурах массового общественного сознания, обеспечивающих стратегическое развитее современного общества. В Показательно, что проблемы, рассматриваемые в курсе, последнее время вызывали самый активный интерес крупнейших международных исследовательских фондов.
В курсе специально разрабатывается проблематика структурных конфликтов в современном историческом сознании и пути их преодоления. В результате изучения дисциплины «Основы историко-культурной диагностики современного общества» прослушавший курс должен свободно ориентироваться в основных источниках, на основании которых формируется массовое современное историческое сознание, уметь проводить их профессиональный анализ и оценку, а также получить четкие представления об основных тенденциях в динамике развития исторических концепций, транслируемых источниками, за последние 50 лет. В ходе самостоятельных занятий при подготовке к коллоквиумам и практическим занятиям обучающейся будет ознакомлен с основной литературой, справочными материалами и источниками по теме курса.
Категория слушателей:лица свысшим образованием.
Продолжительность обучения: трудоемкость 132 часа, из них 109 часов аудиторных занятий (2 месяца).
Форма обучения:без отрыва от производства
Режим занятий:4-6 часов по 3 дня в неделю
Документ об образовании: свидетельство государственного образца.
Ведомственная принадлежность программы: по прямым договорам с физическими и юридическими лицами.
Краткое содержание основных разделов (тем):
1. Введение.
Обзор основных подходов и концепций.
2. Современные историко-социологические проекты в России, посвященные анализу исторического сознания: цели и результаты.
3. Методология исследования исторического сознания.
Методология исследования исторического сознания: социальный конструктивизм
4. Концепции социальной памяти и её изучение в современной социологии.
Методика исследования массового исторического сознания.
5. Методика проведения анкетирования и глубинного интервью.
6. Итоги социологического исследования массового исторического сознания.
7. Логика «развертывания» истории в массовом сознании.
8. Стратегии конструирования истории и нарративизации исторической памяти.
9. Методика анализа источников, формирующих концепции истории в массовом сознании.
10. Государственная политика в области преподавания истории в школе.
11. Концепции истории, транслируемые школьными учебниками с 60-х гг. XX в., по сегодняшний день. Идеология и история.
12. Методика анализа исторических концепций, транслируемых в литературных источниках.
13. Методика анализа аудивизуальных источников и вычленение исторических концепций.
14. Историческое кино, как индикатор общественно-политических настроений в обществе.
15. Концепции истории России в современном Интернет-пространстве.
16. Модель структуры национальной истории в сознании современных россиян по результатам комплексного анализа источников.
17. Зоны консенсуса и точки бифуркации в историческом сознании россиян.
18. Структурные конфликты в историческом сознании россиян как угроза национальной безопасности.
19. Структурные конфликты в историческом сознании жителей отдельных областей России (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области).
20. Проблема построения единой непрерывной «концепции» национальной истории в обыденном сознании граждан России.
Проблема построения единой непрерывной «концепции» национальной истории в обыденном сознании граждан России как необходимого условия формирования идеологического фундамента национального единства. Теория и практика в современных условиях.
21. Модель историко-культурной антикризисной социальной мобилизации.
Модель историко-культурной антикризисной социальной мобилизации. Актуализация истории.
22. Динамика изменения массового исторического сознания и социальная диагностика.
План учебного процесса:
| Наименование тем
| Трудоемкость в часах
| Всего трудоемкость
| Аудиторные занятия
| Самостоятельная работа (часов)
| Всего аудиторных (часов)
| Лекции (часов)
| Практические занятия (часов)
|
| Введение.
|
|
|
|
|
|
| Современные историко-социологические проекты в России, посвященные анализу исторического сознания: цели и результаты.
|
|
|
|
|
|
| Методология исследования исторического сознания.
|
|
|
|
|
|
| Концепции социальной памяти и её изучение в современной социологии.
|
|
|
|
|
|
| Методика проведения анкетирования и глубинного интервью.
|
|
|
|
|
|
| Итоги социологического исследования массового исторического сознания.
|
|
|
|
|
|
| Логика «развертывания» истории в массовом сознании.
|
|
|
|
|
|
| Стратегии конструирования истории и нарративизации исторической памяти.
|
|
|
|
|
|
| Методика анализа источников, формирующих концепции истории в массовом сознании
|
|
|
|
|
|
| Государственная политика в области преподавания истории в школе.
|
|
|
|
|
|
| Концепции истории, транслируемые школьными учебниками с 60-х гг. XX в., по сегодняшний день. Идеология и история.
|
|
|
|
|
|
| Методика анализа исторических концепций, транслируемых в литературных источниках.
|
|
|
|
|
|
| Методика анализа аудивизуальных источников и вычленение исторических концепций.
|
|
|
|
|
|
| Историческое кино, как индикатор общественно-политических настроений в обществе.
|
|
|
|
|
|
| Концепции истории России в современном Интернет-пространстве.
|
|
|
|
|
|
| Модель структуры национальной истории в сознании современных россиян по результатам комплексного анализа источников.
|
|
|
|
|
|
| Зоны консенсуса и точки бифуркации в историческом сознании россиян.
|
|
|
|
|
|
| Структурные конфликты в историческом сознании россиян как угроза национальной безопасности.
|
|
|
|
|
|
| Структурные конфликты в историческом сознании жителей отдельных областей России.
|
|
|
|
|
|
| Проблема построения единой непрерывной «концепции» национальной истории в обыденном сознании граждан России.
|
|
|
|
|
|
| Модель историко-культурной антикризисной социальной мобилизации. Актуализация истории.
|
|
|
|
|
|
| Динамика изменения массового исторического сознания и социальная диагностика.
|
|
|
|
|
| Итоговая аттестация (письменный экзамен)
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
| Учебно-методическое обеспечение среднесрочной программы «Функционирование исторического знания в современном обществе (основы историко-культурной диагностики современного общества)»:
мультимедийный проектор для проведения практических занятий и лекций, аудитории, оборудованные аудиовизуальной техникой новейшего поколения.
Список рекомендованной и дополнительной литературы прилагается.
Текущий контроль: контроль посещаемости и присутствия на занятиях.
Промежуточный контроль: Коллоквиумы и круглые столы по основной проблематике тем.
Итоговый контроль: заключительный письменный экзамен по всем аспектам дисциплины.
Дополнительная служебная информация:
Руководитель программы:Цыпкин Денис Олегович, ассистент кафедры истории западноевропейской и русской культуры, к.и.н, e-mail: tsypkind@mail.ru.
Куратор:
Семенов Владислав Валерьевич, специалист по учебно-методической работе в службе обеспечения дополнительных и краткосрочных образовательных программ Отдела по инновационной деятельности, преподаватель истории.
тел.: 323-07-43, e-mail: pk-history@yandex.ru
Информация о ППС, участвующем в реализации программы:
Шибаев М.А. к.и.н., доцент кафедры истории западноевропейской и русской культуры, Хохлова А.М. к.с.н., ассистент кафедры Социологии культуры и коммуникации факультета Социологии СПбГУ, Чач Е.А., историк, преподаватель истории.
Разработчик программы:
к.и.н.
Цыпкин Д.О.
_____________________________________
(дата, ФИО, подпись)
| СОГЛАСОВАНО
Управление образовательных программ
_____________________Григорьев И.М.
| Список рекомендованной литературы:
Список обязательной литературы:
1. Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб., 1999.
2. Адорно Т.В. Что означает «проработка прошлого»? // Память о войне 60 летспустя: Россия, Германия, Европа. М., 2005.
3. Алстед Я. Историческая социология - зачем и как? // Социологические исследования. 2005. № 5. С. 122-128.
4. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма М., 2001.
5. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая
идентичность в высоких культурах древности. М., 2004.
6. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
7. Бочаров В.В. Политическая антропология и общественная практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 2. С. 131-145.
8. Бурдье П. Клиническая социология поля науки // Социоанализ Пьера Бурдьё. СПб., 2001. С. 49-95.
9. Бурдье П. Социология социального пространства. СПб., 2005.
10. Зерубавель Я. Динамика коллективной памяти // Ab imperio. 2004. № 3: Историческая память и национальная парадигма.
11. Коркюф Ф. Новые социологии. СПб., 2002
12. Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии. М., 1989.
13. Нора П., Озиф М., Пюимеж Ж. де, Винок М. Франция-память. СПб., 1999.
14. Репина Л.П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки). М., 2003.
15. Смит Э. Национализм и модернизм. М., 2004.
16. Стрежнева М.В. Политическая культура в различных интерпретациях // Общественные науки и современность. Апрель 2002. № 5. С. 141-155.
17. Социоанализ Пьера Бурдьё. СПб., 2001.
18. Томпсон П. Голос прошлого. Устная история. М., 2003.
19. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1992.
20. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М., 2007.
21. Шибаев М.А. В поисках утраченного: Учебники последних лет по отечественной истории // Пушкин. 2009. № 3. Издательство «Европа». С. 72-75.
22. Шнирельман В.А. Национальные символы, этноисторические мифы и этнополитика // Теоретические проблемы исторических исследований. М. 1999. Вып. 2.
23. Штомпка П. Социология социальных изменений. М. 1996.
24. Шуман Г., Скотт Ж. Коллективная память поколений // Социологические исследования. 1992. № 2. С. 47-60.
25. Шюц А. Обыденная и научная интерпретация человеческого действия // Избранное: мир, светящийся смыслом. М., 2004.
26. Шюц А. Проблемы природы социальной реальности // Избранное: мир, светящийся смыслом. М., 2004.
27. Шюц А. Размышления о проблеме релевантности // Избранное: мир, светящийся смыслом. М., 2004.
28. Шюц А. Символ, реальность и общество // Избранное: мир, светящийся
смыслом. М., 2004.
29. Inglehart R. Culture Shifts in Advanced Industrial Society. Princeton, 1990.
30. Rosenbaum W. Political Culture. New York, 1975.
Список дополнительной литературы:
1. Бойков В.Э., Меркушин В.И. Историческое сознание в современном российском обществе: состояние и тенденции формирования // Социология власти. Вестник Социологического центра РАГС. 2003. № 2. С. 5—22.
2. Гудков Л.Д. Русский неотрадиционализм // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1997. № 2. С. 25—33;
3. Гудков Л.Д. Победа в войне: к социологии одного национального символа // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1997. № 5. С. 12—19.
4. Дубин Б.В. Национализированная память (О социальной травматике массового исторического сознания) // Человек. 1991. № 5. С. 5—13.
5. Дубин Б.В. Прошлое в сегодняшних оценках россиян // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1996. № 5. С. 28—34.
6. Дубин Б.В. Конец века // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 2000. № 4. С. 13—18.
7. Дубин Б.В. Сталин и другие: фигуры высшей власти в общественном мнении современной России // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 2003. № 1, 2.
8. Левада Ю.А. От мнений к пониманию: Социологическиеочерки. 1993—2000. М.: Московская школа политических исследований, 2000.
9. Левинсон А.Г. Значимые имена // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1995. № 2. С. 26—29.
10. Левинсон А.Г. Массовые представления об “исторических личностях” // Одиссей. Человек в истории. 1996. С. 252—267.
11. Меркушин В.И. Историческое сознание: состояние и тенденции развития в условиях перестройки (результаты социологического исследования) // Информационный бюллетень Центра социологических исследований АОН. М., 1991.
12. Советский простой человек. Опыт социального портрета на рубеже 90-х / Ред. Ю.А. Левада. М.: ВЦИОМ, 1993.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|