Сделай Сам Свою Работу на 5

Идеи Е.А.Флериной в современной игрушке





Е. А. Флерина большое внимание уделяла созданию новой отечественной игрушки. Ею были разработаны педагогические требования к игрушке, которые она всячески пропагандировала и с позиции этих требований направляла творческую работу Научно-исследовательского института игрушки.

Из года в год создавались все новые и новые образцы игрушек, анализ которых показал, что идеи Е. А. Флериной нашли реальное воплощение в выпускаемой продукции. Игрушки воспитывают в детях правильное отношение к окружающей действительности, развивают любознательность, интерес к технике.

Большое значение Е. А. Флерина придавала образу человека в игрушке, представленному в куклах и различных фигурках, изображающих детей и взрослых разных профессий. «Кукла должна быть привлекательна, хорошо одета, ярка, художественна»,— говорила Е. А. Флерина. Этими качествами особенно богаты куклы, созданные мастерами-художниками Е. Е. Борисовой, М. Н. Вильям, Е. И. Лавровой, Н. И. Захаровой, Э. Ф. Фадеевой, М. И. Мотовиловой и другими. Их куклы отличаются большой выразительностью образа, вариативностью. Одетые в разные костюмы, куклы этих авторов приобретают новый, не менее привлекательный образ. Такие куклы делают детскую игру радостной и занимательной.



Кукла-голыш «Саша» художника Е. И. Лавровой хорош в «конверте», в распашонке, он вызывает у детей нежные чувства, желание заботиться о нем. Этот же голыш в другом оформлении в серии «Смело мы в бой пойдем» поможет детям развернуть интересные игры. Здесь и «матрос», и «красноармеец», и «партизан», и «буденовец» — любимые герои детей всех возрастов. Такие игрушки способствуют патриотическому воспитанию. Это являлось одной из постоянных забот Е, А, Флериной, Тема патриотического

воспитания представлена также в куклах: «Сын полка»., «Мальчиш-Кибальчиш» (художник В. Котов).

Обогащению детских игр в значительной мере способствуют куклы с набором белья, костюмов (рабочего, спортивного, праздничного и т. п.). Каждый костюм несет в себе определенное содержание игры, что соответственно влияет на развитие игры ребенка. Достаточно переодеть куклу в нарядный костюм, чтобы возникла мысль пойти с ней в театр или в гости. А если кукла нужна в игре с технической игрушкой, ее захочется одеть в комбинезон.



Куклы с набором кроя несут иное содержание. Обычно они привлекают внимание девочек старшего дошкольного и младшего школьного возраста, когда им хочется одеть куклу по своему вкусу, сделать это самим. Такие наборы в какой-то степени упражняют детей в трудовых навыках.

Образ человека представлен и в лепных фигурках, которые в простой стилизованной форме показывают жизнь людей, их труд, быт, отдых и т. п. Это фигурки детей разных возрастов («турист», «пионер», «спортсмен», «суворовец»), а также взрослых различных профессий («летчик», «космонавт», «моряк», «врач», «птичница», «милиционер» и Др.). Здесь же и персонажи любимых сказок и литературных произведений. В большинстве своем отдельные части фигурок подвижны, что обогатило игрушку и расширило игровые возможности (см. цветную табл.9).

В настоящее время изменился облик игрушек-животных. Е. А. Флерина говорила об использовании в игрушке новых материалов, более экономичных, поддающихся санитарной обработке. Таким материалом для изготовления мягких игрушек-животных оказался искусственный мех. Он гигиеничен; окрашенный в разные цвета, дает возможность сделать игрушку более красочной, а значит, и более радостной для ребенка. Капроновое волокно, ярко окрашенное в различные цвета, помогает передать характерные особенности животного, придает игрушке забавность.

Большое место в производстве игрушек занимают пластические массы. Они также хорошо окрашиваются, делают игрушку привлекательной. В изготовлении игрушек-животных успешно используется полиэтилен, он заменил бумажно-древесную массу, из которой делались лишь статичные фигурки, в лучшем случае озвученные. Полиэтилен дал возможность сделать фигурки животных подвижными, более выразительными. Это качество игрушек отвечает одному из основных требований, выдвинутых Е. А. Флериной; она писала: «Игрушка должна...обладать игровой динамикой, быть максимально действенной, обратимой» (см. цветные табл. 10—11). .



Изготовляются игрушки и из пенолатекса — мягкого, гибкого материала. Каркас, вставленный в такую игрушку, придает животному любую позу.

Большое значение Е. А. Флерина придавала игрушке, способствующей развитию коллективной игры детей. Сюда следует отнести в первую очередь комплексные игрушки. Такие игрушки помогают детям реализовать в игре наблюдения окружающей жизни. Играя, дети как бы вступают в свои первые общественные отношения, усваивают нормы поведения в коллективе. Поэтому для коллективных игр необходимы комплексные игрушки, наборы: «Пионеры», «Дети народов СССР», «Солдатики» (см. цветные табл. 6, 7, 11, 15 ).

В этом же плане большую педагогическую ценность представляют и наборы животных: «Стадо», «Молочная ферма», «Птицеферма». Эти игрушки дают детям возможность отобразить в игре труд колхозников, воспитывают у детей положительное отношение к домашним животным.

К комплексным игрушкам можно отнести и наборы для кукольных, настольных театров. В настоящее время выпускаются отдельные персонажи и наборы по сюжетам русских народных сказок и сказок народов мира (см. цветную табл. 9).

Е. А. Флерина видела все возрастающий интерес детей к технической игрушке, требовала создания игрушек, отображающих современные достижения науки и техники, помогающих заложить основы политехнического воспитания.

В создании технической игрушки есть определенные успехи. На смену тяжелых, дорогостоящих материалов, из которых делались эти игрушки, пришли легкие, дешевые, разнообразные пластические массы, что значительно упростило технологию и весь процесс производства.

Современные технические игрушки отображают различные виды транспорта, сельскохозяйственную, военную, космическую технику. Космические корабли, планетоходы, лунники, ракеты и пр. стали любимыми игрушками детей.

Многие из этих игрушек имеют различные способы движения, снабжены механизмами, пультами управления, .широко стал применяться в игрушках микроэлектродвигатель. Среди технических игрушек особенно ценны комплексные: «Железная дорога», «Пристань» (с набором судов), «Паром», «Космодром», «Парад на Красной площади», «Бронепоезд» и др.

Детям мало наблюдать действие игрушки, им очень важно самим управлять машиной Поэтому производятся крупногабаритные игрушки: самолет, автомобиль, экскаватор подъемный кран, трактор, бульдозер. Ими дети управляют сами.

Электротехника нашла отражение и в бытовой игрушке. Создан интересный комплекс «Кухня», куда входит плита, мойка, холодильник, шкаф. Причем мойка действующая, в холодильнике зажигается лампочка, на плите имитируются горящие камфорки. В «ванной комнате» можно по-настоящему вымыть кукол .

Говоря о необходимости развития конструктивного мышления детей, Е. А. Флерина призывала авторов создавать не только готовые игрушки, но и обязательно полуфабрикаты и сборно-разборные игрушки типа «Собери сам». Образцы подобных игрушек разработаны в Научно-исследовательском институте игрушки (авторы Борисов П. И, Соболев Ю. А., Серебряков Ю. II. и другие).

Высоко ценила Евгения Александровна и различный материал для самоделок. Специализированные предприятия игрушек освоили выпуск сборных игрушек-моделей из пластических масс для школьников: легендарные корабли «Аврора» и броненосец «Потемкин», замечательные лайнеры «ИЛ-18», «ТУ-114» и др.

Для школьников выпускаются наборы по занимательной физике, игры-опыты по химии и другим отраслям науки. Опытами и моделированием занят досуг детей в кружках при Дворцах пионеров, станциях юных техников и др.

Игры со строительным материалом несут в себе большие возможности в плане формирования у детей творческих способностей, воспитания сенсорной культуры, умственной активности, практического освоения многих понятий, первоначальных математических представлений и т. д.

Всеми этими качествами обладает прежде всего строительный набор, созданный самой Е. А. Флериной, на котором воспитаны многие поколения детей. Он выпускается и поныне. На его основе созданы и другие наборы. Большая работа в этом плане проведена Научно-исследовательским институтом игрушки, им созданы несколько комплектов для игр на столе и более крупные для игр на полу, на участке.

Работу Е. А. Флериной со строительным материалом в какой-то мере продолжила 3. В. Лиштван. Ею создана система обучения детей конструированию и методика развития строительных игр, благодаря чему дети постепенно научаются создавать интереснейшие постройки.

Высоко ценила Е. А. Флерина игры и занятия детей с различными конструкторами. Под ее руководством было разработано несколько вариантов конструкторов из дерева и металла. Так, металлический конструктор автора И. Сахарова и сейчас пользуется успехом у детей школьного возраста, с интересом играют с ним старшие дошкольники. За последние годы созданы разнообразные конструкторы из пластических масс. Пожалуй, теперь нет ни одной семьи, не говори уже о детских учреждениях, где бы в пользовании детей не было того или иного конструктора (см. цветные табл. 14—15).

При жизни Ё. А. Флериной недостаточно уделялось внимание музыкальным игрушкам. Евгения Александровна отмечала: «Музыкальные игрушки у нас крайне бедныг плохо звучат и неряшливо оформлены». В настоящее время игрушечных дел мастера учитывают требования Е. А. Флериной. Так, в Научно-исследовательском институте игрушки работает замечательный мастер В. Т. Бодров, он является автором большинства современных музыкальных игрушек. Удивительной особенностью его творчества является сохранение традиций народных музыкальных игрушек: органчиков, дудок, свирелей, гармоник. Им разработаны детский музыкальный конструктор и другие игры, являющиеся пособием по музыкальному воспитанию детей. Игрушки В. Т. Бодрова по своим музыкальным качествам не уступают музыкальным инструментам. Созданные им детские музыкальные инструменты легко осваиваются детьми, и в детских учреждениях из них создаются целые оркестры.

Интересные мысли были высказаны Е. А. Флериной относительно игрушек-забав, их использования в работе с детьми с целью вызвать у них веселый, здоровый смех, воспитать чувство юмора. Но все же такие игрушки мало создаются нашей промышленностью.

Все ли положения, рекомендации Е. А. Флериной реализованы, все ли идеи претворены в жизнь? К сожалению, еще многие проблемы, затронутые ею по созданию игрушки, до сих нор остались нерешенными. Педагогический анализ имеющегося ассортимента игрушек показывает, что, несмотря на видимое разнообразие, он еще не обеспечивает всех сторон воспитания.

Е: А. Флерина ратовала за подготовку специалистов-игрушечников. В Загорске при ее содействии было создано училище, готовящее технологов и художников по созданию игрушки, теперь оно выросло в крупное среднее техническое учебное заведение.

 

Тел.: (495) 673-20-14, е-mail: firo-dou@mail.ru, 111024, Москва, ул. 3-я Кабельная, д. 1

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.