Сделай Сам Свою Работу на 5

Педагогика народной игрушки





Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетия воспитывала ребенка, она проверена детской любовью к ней, детской игрой. Игрушка каждого народа имеет свои педагогические, художественные и технические традиции, простые и ясные. Эти традиции носят с одной стороны черты интернациональные, с другой — черты, определяемые национальным своеобразием культуры, быта, педагогики того или иного народа.

Исследованием народной игрушки занимались Е. А. Покровский, Н. Д. Бартрам, Л. Г. Оршанский.

Они отмечали, что в народной игрушке нет надуманности. Игрушка формировалась в тот период, когда интересы взрослых и детей были близки друг к другу, когда творчество тех и других имело много общих черт, когда в психике и мироощущении тех и других была естественная близость. Игрушка была интересна и детям и взрослым (кукла прикреплялась на шест к дому, собирала взрослых на праздник)...

Величайшая правда и простота мироощущения, большая выразительность и целесообразность, стремление понять, окружающее и овладеть им обеспечивало игрушке все педагогические качества: она радовала, развивала творчество, учила понимать окружающую жизнь, учила владеть основными видами труда взрослых. Эти качества сохраняются в народной игрушке и в дальнейшем, с возникновением и развитием кустарного промысла.



В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение, — в этом большая сила се влияния на ребенка. Через народную игрушку кто-то совсем близкий и ласковый говорит с ребенком правдиво, мудро. Сила этой народной любви к ребенку говорит устами бабушки, забавляющей своего внучонка.

Какие же воспитательные ценности несет с собой народная игрушка? В народной игрушке много теплоты, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении: брызжущая красками глиняная дымковская игрушка, солнечная деревянная семеновская игрушка, праздничные, яркие, красные городецкие кони.

Народная русская игрушка бодрая, жизнерадостная. Много подлинного юмора вложил народ в свою игрушку (те же, барыни дымковские в огромных шляпах и кринолинах, замечательные свистульки: бойкая лошадка или петух, которым дуют в хвост, а иногда «в хвост и в гриву»). Художник Мезрина на таких лошадок сажает барина в цилиндре, комизм усиливается. Веселые клоуны, паяц на веревочке, бодающиеся бараны, летающие птички, с вращающимися при этом перышками на хвосте и многие другие приводят ребенка в восторг. И об этой радости, детском смехе от неожиданности движения, звучания знает мастер, и ему самому весело создавать эти игрушки.



Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Образом и незамысловатой, но остроумной техникой движения, звучания, своей сказочной, декоративной трактовкой. Многие игрушки — это подлинная сказка, Таковы все

дымковские звери, птицы (индюки и гуси в золоте и в ярких сборках, пятнистые и полосатые кони).

Народная игрушка говорит о том, что народ — топкий психолог, который умеет видеть и понимать ребенка таким, каков он есть, с его интересами и потребностями (см. цветную табл. 4).

Народная педагогика создала все основные типы игрушек для каждого возраста: погремушки для детей раннего возраста (с шумом, движением, яркой окраской); замечательные каталки для малыша 2—4 лет (городецкис коньки, семеновские петрушки, кировские вертушки и др.). Лошадей и других животных поставили на колеса, чтобы удовлетворить потребность ребенка в движении. Размер игрушки для детей этого возраста должен быть крупным, так как малыш в игре с игрушкой — центральное действующее лицо. Для более старших — наборы сложнее по содержанию (животные — богородские деревянные и загорские из папье-маше, разборные игрушки и т. д.).



Мяч, обруч являются древнейшими народными игрушками, созданными одновременно у разных народов. Их мы встречаем в древнем Египте, в античных игрушках. Бабенские токари создают своеобразные «дидактические» разборные игрушки: пирамидки, матрешки, складные яйца, бочонки и т. п. Эта игрушка по цвету, форме, размеру не имеет себе равной на западном рынке. В оформлении народной игрушки мы видим, что мастер учитывает особенности возраста детей: более упрощенная, условная по форме, цвету игрушка для малышей — свистулки, городецкие кони, и более реалистическая для старших — богородская резьба.

Народная игрушка не только радует, забавляет, по только эстетически развивает, она дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду и технике. Даже в веселой игрушке сплошь и рядом ребенку показываются сюжеты из трудовой жизни (кузнецы куют, хозяйка кормит кур и т. д.), не говоря о «самоделке», на которой ребенок учится работать с различными материалами и видами труда: шитье для кукол, создание мальчиками орудий для охотничьего, рыболовного промысла и игры с ними, всевозможное плетение корзинок, резьба узорных «бурачков», коробочек из бересты и т. п. Все это через игрушку постепенно вводит ребенка в трудовую жизнь взрослых.

Эстетическое в игрушке, без нарочитого намерения приспособляться к вкусам детей, песет ребенку большую художественную культуру народного творчества, развивает самобытные черты эстетики своего народа. Это дает народная игрушка каждой национальности. Русская народная игрушка полна традициями национального русского искусства: упрощенность и четкая ритмичность формы, декоративность росписи, орнаментальность: неудержимая яркость и благородная сдержанность в подборе цвета, которые связаны с местными традициями в оформлении.

Следует помнить, что, пожалуй, никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребенке национальных черт эстетического чувства, как народная игрушка, которую ребенок любит, с которой он активно и творчески действует. Техника народной игрушки всегда простая, доступная детскому разумению и часто очень остроумная, построена на простейших законах техники и механики. Это возбуждает в детях большой интерес и толкает на техническое изобретательство.

В народной русской игрушке интересно разрешена проблема реализма. Реализм в искусстве для детей — это то ценное начало, которое обеспечивает простое и правдивое искусство. Взволнованность автора и то чувство, часто наивное, но вполне искреннее, которое вкладывает мастер в свое произведение, дают здоровый реализм, на котором базируется и сказка, и декоративно праздничная нарядная дымковская игрушка, семеновская и Городецкая игрушка. Реальная основа сказки и здесь налицо. Упрощенность, неполнота изображения (городецкие коньки), яркость вовсе не лишают игрушку ощущения реального образа, даже напротив, делают его ощутимее, так как концентрируют внимание ребенка на основном и подают основное с предельной четкостью.

Народная педагогика, проникая в сущность детской игры, понимает, что наивный реализм этой игры достигается не столько внешне натуралистическими чертами формы, сколько обеспечением реальной динамики, присущей предмету. Например, игрушечный конь — на колесах (деревянная подставка с колесами), т. е. вводится зрительная условность, создающая жизненную реальность образа. Конь, который в руках ребенка «не бежит»,— не конь и не игрушка. «Плохой»,—заявляет ребенок. «Падает, таких конев не бывает».

Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, учит видеть и понимать окружающую жизнь. Эти качества, так ярко выступающие в русской народной игрушке (хотя многие из них принадлежат игрушкам разных народов), требуют от нас самого внимательного ее изучения, возрождения народной игрушки, широкого ее использования в педагогической практике.

Конечно, помимо ценных художественных и педагогических тенденций в дальнейшем развитии народной игрушки важно соблюсти принцип — близость к современной жизни. Художнику и педагогу в содружестве с мастером игрушки предстоит большая работа по обновлению и восстановлению народной игрушки. В этом деле необходимо подлинное знание народной игрушки (художественного и педагогического содержания), величайшее к ней уважение, большой такт (см. цветные табл. 1—5).

Необходимо установить преемственность традиций народной игрушки с фабричной, которая иногда страдает ан-тихудожествениостыо. Фабричную игрушку особенно нужно облагородить и оживить традицией народной игрушки, учитывая все своеобразие в организации труда и техники фабричного производства. И здесь велика роль художника и педагога.

Поэтому Научно-технический совет по игрушке должен постоянно собирать и изучать народные игрушки, их педагогические и художественные стороны.

Необходимо выделить группы народных игрушек, среди которых одни могут быть использованы детьми, другие — как предмет эстетического быта. Следует расширять тематику этих групп, тщательно изучать приемы и технику народной игрушки с целью ее использования при создании новых образцов.

Мы уверены в том, что народная игрушка является (при тщательном се изучении) неисчерпаемым источником мудрой и творческой народной педагогики.

Таким образом, задачи в развитии народной игрушки следующие: изучать и собирать народные игрушки, поддерживать развитие кустарного промысла народной игрушки, широко использовать эти игрушки в детских учреждениях и семье, укреплять традиции народной игрушки в производстве новой современной игрушки.

Е. Л. Флерина, Эстетическое воспитание дошкольника. Ы., Изд-во АПН РСФСР, 1961, стр. 261—267.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.