Сделай Сам Свою Работу на 5

Какие же игрушки давать и как руководить их использованием?





Большое внимание в этом возрасте необходимо уделять игрушке моторной, тренировочной, способствующей развитию движений. Такие игрушки, как мяч, колеса, обручи, веревки, вожжи, заставляющие ребят бросать, бежать, поднимать, катить и пр., должны постоянно находиться в пользовании детей младшей группы, но пользование ими требует особого времени и места (зал, двор). Ежедневно один-два раза малыши должны пользоваться этими игрушками. Лучше всего игрушку большой моторики использовать на воздухе, во время прогулки. Однако педагог должен следить за тем, чтобы дети не утомлялись, чтобы движения их не были длительно однообразными, чересчур напряженными, чтобы дети чередовались в пользовании теми или иными игрушками, бережно обращались с ними, убирали их на места и т. и.

Дидактические игрушки небольшого размера требуют спокойного игрового процесса: складывание (мозаика), выкладывание и складывание (чашечки, уменьшающиеся но величине, вкладки, всевозможные лото, пирамиды по цвету, форме, величине, разрезные кубики и т. п.). Такие дидактические игровые материалы очень важны для малыша, требуют моментов спокойного, сосредоточенного внимания, поэтому ребята длительно и бесконтрольно ими пользоваться не могут. Нужно дозировать время и следить за утомляемостью, переключать ребят на другие, более моторные процессы (уборка, хозяйственные поручения или игры с более крупным и динамическим материалом).



Время для спокойных игр хорошо выбирать после подвижных игр, хозяйственного труда и т. п. В процессе игры требуется особое внимание воспитателя к каждому ребенку, контроль над тем, как он подобрал, сложил, правильно

ли различает цвет, форму, количество и т. д. Педагог может ставить контрольные вопросы, изредка проводить игры, проверяющие ориентировку и навыки детей в распознавании величин, форм, цвета, развитие их комбинаторных способностей (задания сложить определенные формы из мозаики, подобрать нужный цвет, форму, количество и т. п.). Вмешательство педагога, его вопросы ни в коем случае не должны срывать игрового настроения ребят и носить характер сухого урока. Напротив, настроение самого воспитателя, его интерес к работе ребенка, его готовность помочь — все это должно способствовать бодрому, радостному самочувствию ребенка.



Дидактические игрушки и игровые материалы обычно не связаны с образом и но вызывают сами по себе подражательных сюжетных игр. Однако не страшно, когда ребенок, немного утомившись, переключается на образ, например берет квадратик из мозаики, двигает его по столу и дудит: «У-у, паровоз поехал» — или здесь же начинает из материала создавать образ (домик, машину, автомобиль и т. п.). Эта игра воображения ценна педагогически и радостна для ребенка. Материалы, заключающие в себе дидактические свойства, вовсе не должны быть сухими и строго ограниченными по использованию.

Сюжетные игры, развертывающиеся благодаря образным игрушкам, ценны для детей дошкольного возраста. Они расширяют жизненный опыт детей. Для малышей в первую очередь необходимо дать отдельные образы животных (мишку, зайца и др.). Ребенок будет довольно длительно осваивать эти отдельные игрушки, играть с ними, не объединяя их в большой комплекс. Однако необходимо поддерживать стремление ребенка в игре использовать и другой материал, например брусочки, дощечки, палочки, чтобы построить домик, конюшню, клетку и т. п. Для игр с сюжетными игрушками следует иметь эти добавочные материалы и разрешать ими свободно пользоваться. Воспитатель должен следить за развертыванием игр, улавливать содержание и направленность игр, предлагая ребенку или группе ребят добавочные материалы, чтобы натолкнуть их па обогащение содержания игры, па коллективное использование игрушек. Если у детей понижается интерес к игре от бедности игрового материала или от неполадок с ребятами, педагог вносит добавочный игровой материал, уже знакомый ребятам, помогает уладить конфликт.



В середине игры вводить совсем новый материал нельзя, так как он привлечет внимание всех ребят, прервет наладившуюся игру, внесет хаос. Новые игрушки следует вносить в группу перед началом игры, дать ребятам их рассмотреть, потрогать, пощупать. Для малышей особенно важно давать не один экземпляр игрушки, а вводить их по нескольку штук, так как каждому хочется поиграть с новой игрушкой.

Подбор нового ассортимента игрушки следует строить по принципу однородности материала. Например, дать серию разных животных, в следующий раз — серию двигателей, затем— людей и т. д. Такая подача игрушек внесет большую организованность и спокойствие в детские игры. Принцип внесения новой игрушки следует соблюдать в отношении всех типов игрушек (моторной, дидактической, сюжетной).

Строительный материал для детей младшего возраста имеет большое значение. Он развивает детское конструктивное мышление, дает навыки в стройке, ориентирует в форме, размере, весе, воспитывает чувство равновесия и устойчивости, дает богатые возможности в создании различных построек (домов, фабрик, мостов, двигателей, крупного масштаба). Вокруг игр-строек легко объединяются даже малыши, игра богато и увлекательно развертывается, действующими лицами являются сами дети. Так, дети четырех лот построили автомобиль. «Я шофер, я шофер, садись!» — говорит мальчик. Кто-то из ребят называет машину пожарным автомобилем. Все в восторге. «Скорее, скорее, пожар тушить едем! (Звонят.) Подъехали, вылезайте, кишку давай, подкатывай!» — кричат дети. Тут же находится толстый кусок веревки. Шкаф - воображаемый горящий дом. «Пожарники» суетятся. Группа девочек, игравшая в семью, приглашает «пожарников»: «И у нас пожар, приезжайте». «Вы по телефону вызывайте»,— напоминают другие дети. Вот так постепенно игра может охватить все большую группу детей.

Бывают моменты, когда чуть ли не вся группа малышей объединяется в общую игру благодаря строительному материалу. Поэтому воспитатель должен очень внимательно отнестись к использованию строительных материалов. Прежде всего их должно быть достаточно, чтобы большая часть ребят могла ими пользоваться одновременно. Вначале следует дать более простые формы, затем постепенно усложнять материал. Можно использовать несколько наборов игрушек-образов, но не слишком много, чтобы не отвлечь ребят от строительства, не переключить на игру в игрушки.

Параллельно с этим материалом можно дать простейшие типы конструкторов, например типа «Матадор» (деревянные с дырочками и палочками, но более крупного масштаба и простые по форме.). Конструкторы малышам следует давать.свободно, без чертежей, без альбомов, так как дети по ним еще не смогут строить. Здесь важны первые попытки свободных комбинаций. Идя от процесса случайного складывания, не задумывая образа, перекладывая, всовывая палочки в дырочку, ребенок сам исследует конструктор и постепенно начинает комбинировать части форм, ассоциируя форму с предметом. «Самолет!» —удивленно и радостно восклицает малыш, всунув палочку перпендикулярно в дырочку бруска. «Молоток»,— заявляет другой, надев на палочку маленький кубик. Таким путем развертывается конструктивная деятельность малыша, идя от формы к образу и постепенно переходя к развитию образа.

Важным вопросом в подаче материала в младшей группе является хранение игрушек. У малышей должен быть достаточный запас игрушек, который периодически сменяется. Хранить их следует вне группы, чтобы не создавать ненужных раздражителей.

В группе же необходимо постоянно иметь на несколько дней тот или иной набор, нужный для игры, убираемый здесь же в шкафы или на полки.

Хранение игрушек в средней и старшей группах иное, В данном возрасте внимание у .ребят более устойчиво, в своей деятельности ребенок ставит перед собой определенную цель, вся группа детей участвует в планировке занятий. Старшие ребята сами готовят материал под руководством воспитателя, хорошо зиают порядок и место каждой вещи, материалов, берут их по намеченному плану и т. д. Было бы искусственно и неверно для детей старшего возраста иметь лишь материал сегодняшнего дня, боясь отвлечения детей. Таким путем нельзя выработать в ребенке устойчивость, плановость действий, умение идти к цели, несмотря на препятствия. Все игрушки, вводимые в старшую группу, должны храниться здесь же, в порядке, рассортированные по типам, чтобы ребятам было удобно

и легко ими пользоваться. Если это загромождает группу, шкаф с некоторым ассортиментом может стоять в коридоре или в другой комнате. Ведают им сами дети, они знают, где что лежит, и берут игрушки, когда нужно.

Каковы особенности подбора игрушек для старшего и среднего возраста? В старшем возрасте ребята требуют игрушку более усложненную. Им не так важно сливаться в действии с игрушкой, сколько управлять ею, режиссировать, рассматривать, понимать технику, механизм, заставить его действовать, менять содержание набора. Для этого возраста крайне важны все конструктивные и технические свойства игрушки, позволяющие богато использовать их в игровом и познавательном смысле. Вся конструкция игрушки и технические детали должны приближаться к реальному предмету и быть действенны, обладать функциональными качествами. Деревянная сирена у автомобиля их разочаровывает: «Не настоящая»,— говорят ребята 6—7 лет.

Из игрушек моторных следует давать тс, которые развивают более координированные движения, ритмические удары, бег, балансирование, попадание в цель, ловлю и т. п. (кегли, прыгалки, доска для балансирования, бильбоке, серсо и др.). Параллельно с игрушками для координации и ловкости движений следует вводить игрушку, развивающую мелкую моторику, топкую координацию движений, быструю приспособляемость, устойчивость, плановость в выполнении и т, п. (бирюльки, блошки, головоломки и др.).

Из игрушек-образов здесь нужны не отдельные крупные игрушки, а наборы на определенные темы, дающие простор сюжетной игре, отображающей современность с ее бытом, строительством, техникой. Такие игрушки закрепляют и расширяют опыт ребят, развивают их творческое воображение, объединяют коллектив и вносят большую радость в детскую жизнь.

Каковы особенности методики использования сюжетной игрушки? Игры с сюжетной игрушкой должны проходить организованно. Время на эти игры надо отводить регулярно, предоставлять возможность пользоваться всеми сюжетными игрушками и строительными материалами, из которых ребята строят необходимые здания как дополнение к игре. При этом, если детям не хватает тех или иных игрушек, фигур, педагог может предложить ребятам сделать их самим сейчас же (из картона, бумаги) или наметить изготовление более сложных самоделок (деревянные, из папье-маше и пр.), которые потребуют специального времени.

Роль педагога в процессе игр очень ответственна и активна. Он следит за содержанием, ходом игр, взаимоотношениями детей; вопросами, напоминаниями, советом, внесением добавочного материала способствует богатому и организованному процессу игры. В средней и старшей группе большое внимание должно быть уделено игрушкам третьего типа — строительным материалам, конструкторам, разборным моделям, полуфабрикатам.

Наряду с крупным строительным материалом необходимо дать более мелкий, по позволяющий отобразить новые архитектурные формы, современные архитектурные постройки; гиганты-дома, фабрики, гидростанции, элеватор, мосты и т. п.

Из конструкторов следует дать деревянный конструктор типа. «Матадор» (с дырочками и палочками), затем крупный конструктор художника Сахарова того же типа, но более богатый по формам и конструктивным возможностям. Для более мелкого конструирования хорошо дать фанерный конструктор Тверской,

Металлический конструктор можно приобрести для детей 6—7 лет. Но он труден, и больших результатов в работе с ним дети не получат. Однако начало пользования винтами, гайками, отдельными деталями металлического конструктора может иметь место уже в этом возрасте.

Конструктор следует давать планово. Организованность процесса, интерес самого педагога, предварительный просмотр конструкторов педагогом, подчистка и отточка частей, чтобы палочки хороню входили в дырочки (построгать ножом палочки),— все это будет способствовать повышению интереса у ребят. Первый этап пользования конструктором — это свободная ориентировка ребят: они рассматривают, пробуют соединять полученные конструкции, которые они придумывают. Постепенно начинают получаться интересные конструкции. Педагог помогает кому вытащить застрявшую палочку, кому подтесать, чтобы она вошла, живо реагирует на удачи, оказывает помощь советом, небольшим указанием в случаях затруднений, следит, не утомились ли ребята, и т. п.

Свободное конструирование должно практиковаться довольно часто, причем педагог постепенно стимулирует ребят к тому, чтобы они задумывали все более и более сложные формы и выполняли их. Но, конечно, не следует быть придирчивым и огорчать ребенка, если он в процессе конструирования отклонился от задуманной темы. Творческая мысль рождается часто в процессе деятельности, и если ребенок переключается — это неплохо. Важно лишь, чтобы он работал сосредоточенно, с интересом, не разбрасываясь.

Наряду со свободным конструированием воспитатель ставит задания, дает упражнения игрового порядка. Например, сделает сам конструкцию (несложную) и предложит детям воспроизвести ее (конструкция стоит перед ребятами) или, дав детям рассмотреть конструкцию, воспитатель убирает ее и предлагает сделать по памяти. Дети обычно любят такие игры-упражнения; педагог же может системой все более сложных конструкций значительно развить детское конструирование.

Другим методическим приемом может быть конструирование по чертежу, по карточке. В процессе работы педагог должен чутко подходить к ребятам, поддерживать отстающих, всячески им помогать (но не делать за них) и не слишком выделять особо успевающих. Ребята, которые расстраиваются оттого, что у них «плохо выходит», отказываются работать, должны получить особую поддержку педагога и помощь. Таких ребят необходимо подбодрить, искренне веря тому, что они сумеют, если постараются. Помощь педагога, помощь ребят, показ работы коллективу, если ребенок достиг желаемого результата,— все это, безусловно, поддержит и углубит интерес к конструированию. Периодически следует просматривать всем коллективом работы ребят, обсуждать, критиковать, учитывая усилия и продвинутость каждого.

Хорошо, когда работы детой сохраняются на какое-то время. Ребята их рассматривают, показывают друг другу, учатся, играют с ними. Этим работам должна быть отведена специальная полка или место в шкафу. Во время игр дети могут свободно брать свои конструктивные работы, вводя их в сюжетную игру.

Наряду с конструкторами следует давать разборные игрушки. Разбирая и собирая модель, ребенок также практикуется в конструировании и усвоении форм, знакомится с частями предмета. Игра с разнообразными моделями может объединяться с конструированием, мелкой стройкой и работой с полуфабрикатами.

Полуфабрикаты — наборы частей, нарезанные кусочки дощечек, брусков, колеса, заготовки но формам строительных материалов из глины — дадут возможность ребятам мастерить разные игрушки и совершенно свободно и по прилагаемым чертежам. Работу с полуфабрикатами можно присоединить к столярничанию и к созданию игрушек из производственных отходов, дерева, глины.

Итак, умелое руководство педагога, без подавления инициативы детей, четкая группировка игровых материалов, забота о приобретении богатого, разнообразного ассортимента игрушек, плановая подача, связанная с организованным детским опытом,— все это должно поднять на должную принципиальную и практическую высоту проблему игры и игрушки, внести оживление и радость в быт дошкольных учреждений.

«Методическое пособие для дошкольных работников».

М., Учпедгиз, 1933.

Игрушка и требования к ней

Игрушка забавляет, радует ребенка, в то же время воспитывает его и развивает. Чем меньше возраст ребенка, тем больше он играет, тем более на него влияет игрушка. Она учит ребенка жить и действовать; в игре ребенок отражает и творчески перерабатывает свой жизненный опыт.

Одни игрушки дают разнообразие движений, упражняют, развивают весь организм ребенка (мяч, кегли, прыгалки, колеса, бильбоке и т. п.); другие — расширяют кругозор, закрепляют опыт ребенка (изображение людей, животных, транспорта, комплексные игрушки, отражающие широкие социальные темы); третьи — в занимательной форме знакомят ребенка с законами физики, химии, механики, с техникой (разнообразная техническая игрушка). Важны и игрушки полуфабрикатного типа: строительные материалы, конструкторы, наборы деталей и полуфабрикатов, которые учат ребят конструированию, техническому изобретательству. Нужны игрушки музыкальные, развивающие слух ребенка, пасторальные (кукольный театр «петрушки», теневой театр, бумажные панорамы и пр.). Совершенно необходимы для ребят игрушки, вызывающие смех, незамысловатые по тематике, но веселящие ребенка, воспитывающие чувство юмора. Все эти игрушки должны быть занимательны и хорошо, красиво оформлены. Игрушка антихудожественная и неряшливо оформленная вредна для ребенка. Большое внимание следует уделить игрушке для детского коллектива. Игрушка, объединяющая ребят в интересной коллективной игре, воспитывает умение вместе, дружно и творчески действовать.

Игрушка должна расширять кругозор ребят, увлекать образами современной действительности: показывать строительство, технику, знакомить с бытом трудящихся разных народов, с оборонной мощью нашей страны. Наряду с этим игрушка обогащает и уточняет представление ребят о природе, животных, труде и быте. Следует помнить, что игрушка способствует формированию художественного вкуса ребенка. Современная игрушка должна отвечать требованиям гигиены и безопасности: нельзя в широкое пользование пускать меховую игрушку, крайне осторожно подходить к окраске игрушки (особенно анилинами), необходима тщательная заделка краев металлической игрушки, поверхности деревянных частей и т. п.

Игрушку не следует смешивать с наглядным пособием, с моделью. Если модель является копией предмета (в миниатюре) со всеми деталями и рассчитана главным образом на учебное использование,, то образная игрушка есть произведение искусства, она действует прежде всего эмоционально. Познавательный материал, заключенный в ней, раскрывается и усваивается попутно в процессе игры. Поэтому образная игрушка должна обладать динамикой. В различных игрушках эта динамика выражена различно: а) подвижная часть; б) определенное количество добавочных частей; в) выдержанность масштаба, который позволяет объединять игрушку с другими в комплексную сюжетную игру; г) наличие заводного, хорошо действующего механизма; д) механизм звучания; е) яркая, радостная окраска, особенно в игрушке для младших возрастов;

ж) соединение различных материалов в игрушке (например, у животного из папье-маше сделаны мягкие уши, хвост или в игрушке технической — соединение металла, дерева, стекла — это оживляет, обогащает игрушку);

з) динамическая полуфабрикатная игрушка, которая требует от ребенка доделки, конструирования, сборки частей и т. п. Скульптурную игрушку также нельзя смешивать со статуэткой, игрушке несвойственна застывшая поза статуэтки.

Игрушка должна быть рассчитана на силы и возможности ребенка определенного возраста, иначе она будет либо скучна, либо перегрузит, утомит его и не доставит ему радости.

Для малых ребят преддошколыюго и младшего дошкольного возраста важно, чтобы игрушка давала повод для активного действия самого ребенка. Ему приятно двигаться, дудеть, шипеть, ползать и т. п. Ему гораздо интереснее за веревочку возить грузовик, нагружать его, выгружать, чем смотреть, как двигается сам заводной автомобиль.

Ритмическая четкость формы, простота конструкции (без излишних деталей), подвижность, яркость, условность окраски хорошо воспринимаются ребенком и радуют его.

Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста обладают большим опытом и организованностью, внимание их более устойчиво, в игре и работе они ставят перед собой цель, часто объединяются в игре небольшими группами, а иногда и большим коллективом. Игрушка их

интересует не только содержанием, но и техникой изготовления: как сделана, почему движется? С большим интересом дети относятся к заводной, самодвижущейся игрушке. Ребенок дошкольного возраста, играя с сюжетной игрушкой, не столько сам включается в действие, сколько управляет действием игрушек: ставит в позы, переставляет, строит, развертывая довольно сложные комплексные игры. Ребенка интересуют игры и игрушки с несложными правилами, требующие распределения ролей, сговора, чего нет в предыдущем возрасте. От оформления сюжетной игрушки ребенок данного возраста требует значительного сходства с изображаемым предметом. «Не похоже, такого цвета лошади не бывают»,— говорит семилетний ребенок, глядя на голубого коня с белыми яблоками.

Игрушка для данного возраста требует большого количества деталей четко реальной формы и окраски, хотя и в этом возрасте ребенка также радуют яркость цвета и ритмичность формы.

Средние и старшие школьники имеют более устойчивые интересы, значительный опыт, чем дети предыдущего возраста, особый интерес проявляют к игрушке технической, конструктивной. Их интересует проектировка моделей, изобретательство, придумывание конструкций, работа не чертежу и рисунку. Детей школьного возраста интересует игрушка энергетическая-— электродвигатели, паровые двигатели, турбины, игрушка оптическая — микроскоп, эпидиаскоп, кино и др. Дети этого возраста нуждаются в игрушке, содержащей большой познавательный материал. Вот почему детям интересны большие комплексные темы — общественно-производственные, исторические, этнографические и др.

Развертывая производство игрушек, создавая новые образцы в полном соответствии с задачами нашей советской педагогики, надо критически отнестись к использованию зарубежного опыта создания игрушки. Нельзя слепо копировать заграничные образцы, надо критически подходить к использованию этих образцов в каждом отдельном случае.

Растут культурные запросы миллионов трудящихся нашей страны. Растет массовый спрос на игрушку, как необходимейшее пособие в коммунистическом воспитании детей. У нас нет игрушки отдельно для мальчиков и девочек, нет игрушки отдельно для города и деревни, нет игрушки для богатых и бедных. Наша игрушка прежде всего едина по своему существу, она воспитывает человека-гражданина социалистического общества. Отсюда и все тематические, производственные, художественные и педагогические требования, какие мы предъявляем к игрушке. Тематика нашей игрушки рождается из живой грандиозно растущей действительности. Эта тематика идет к нам из новостроек, экспедиций, колхозов, тоннелей метро, стратосферы — она неисчерпаемо богата, как сама жизнь.

Игрушка, созданная из живых источников нашей социалистической жизни является подлинным орудием коммунистического воспитания.

Журнал «Советская игрушка», 1935, № 1.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.