Сделай Сам Свою Работу на 5

Интересны материалы для конструирования.





Деревянный крупный конструктор художника Сахарова, который дает возможность неограниченного количества комбинаций форм, очень удобен как транспортный конструктор: дает все виды транспорта, причем модель получается крупной, прочной, действующей.

Разборный двигатель того же художника. Из одних и тех же частей можно сложить ряд двигателей (паровоз, автомобиль грузовой, броненосец).

Со стороны художественно-технического оформления игрушка должна быть высококачественна. Она должна воспитывать художественный вкус ребенка, учить видеть выразительную форму, приучать к опрятности, технике, экономии и целесообразности в использовании материала и техники обработки. Игрушка как любимая вещь, которая постоянно находится в руках ребенка, безусловно может сыграть большую роль в развитии художественно-технических вкусов и навыков ребенка. Поэтому к созданию новой игрушки следует привлекать лучшие художественно-технические силы.

Игрушка должна быть гигиеничной и безопасной. Безусловно, не должны иметь места игрушки из меха, осыпанные толченым мелом, игрушки, окрашенные слезающими и вредными ядовитыми красками, с острыми, не заделанными краями металлических и деревянных частей и пр. Особые условия гигиены необходимо соблюдать в отношении игрушек для детей раннего возраста.



Основные типы игрушек

Ассортимент игрушек велик и разнообразен. Различные игрушки по характеру своему вызывают совершенно различные игры. В основном все игрушки можно разбить на следующие группы:

I. Игрушки моторно-спортивные и тренировочные,которые способствуют развитию детского организма — мускулов, зрения, ловкости движений, развитию глазомера, слуха, крупной моторики (мяч, обруч, прыгалки, кегли, бабки, чижик, крокет, волейбол и т. д.), развитию мелкой моторики, глазомера (бирюльки, блошки, мозаика и т. п.), развитию внимания, сосредоточенности, выдержки, организованности. Многие считают, что моторная игра и игрушка есть принадлежность младшего возраста. Моторной игрой с увлечением занимаются и взрослые. Такая игрушка, как мяч, является мировой игрушкой, обслуживающей все возрасты, меняется только характер игры, ее сложность. В игрушках данного типа совершенно обязателен учет сил ребенка, его возрастных особенностей. Моторная игрушка должна давать нормированную нагрузку на организм ребенка, только тогда она даст ему правильное развитие. Несомненно, что значение игр и игрушек данного типа чрезвычайно велико.



II. Игрушка сюжетная, игрушка-образ: люди, животные, транспорт, машины, мебель и пр. Основной задачей таких игрушек является не физическое развитие ребенка, а содействие творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт, расширяет его. Эти игрушки, методически правильно использованные педагогом, направляют внимание ребенка на те или иные явления окружающей жизни,определяют содержание игры, дают направленность интересам, переживаниям. Глядя на процесс детской игры с сюжетными игрушками, нельзя не заметить, как богато развертывается детская инициатива, работает творческое воображение. Ребенок становится более инициативным, наблюдательным, находчивым, эмоциональным.

III. Творчески трудовая игрушка— полуфабрикаты, из которых ребенок сам создает образ и затем играет. К этому типу игрушек относятся всевозможные строительные материалы, конструкторы, разборные модели, наборы полуфабрикатов. Процесс игры здесь осложнен творческим трудовым моментом, который выдвигается на первое место (сначала нужно сделать, потом играть). Процесс игры с таким типом игрушек своеобразен и не похож на два предыдущих.

Третий тип игровых материалов дает возможность широко упражнять и развивать конструктивные способности ребенка и техническое изобретательство, ребенок знакомится с технологией материала, с инструментом, приучается к труду, эти материалы приобретают особое значение вделе трудового, политехнического воспитания.



Связь конструирования с игрой дает большую продуктивность детской работе. Ребенок увлекается техникой, моделированием, расширяет свой технический кругозор, приобретает ценные технические навыки,

IV. Техническая игрушка — это игрушка, которая подводит детей к производству и технике, а именно: к изучению свойств материалов, к процессу и методу обработки, получению и использованию энергии и т. д. К технической игрушке мы также отнесем игрушку, которая развивает конструктивные способности и техническое изобретательство, подводит к определенным трудовым навыкам.

Требования к технической игрушке:

1) Игрушка прежде всего должна быть технически грамотной. Это значит —-соответствовать изображаемому предмету, быть вполне целесообразной, давать нужный эффект движения.

2) Материал, из которого сделана техническая игрушка, может и не соответствовать реальному предмету (например, деревянный паровоз, автомобиль). Но в то же время особого произвола в подборе материала не должно быть. Тема, материал и способ оформления требуют целесообразного взаимодействия, экономного, выразительного и действенного технического образа. Отрицательными образцами, например, нужно считать аэросани или легковой автомобиль сделанные из толстых тяжелых досок, отчего они теряют легкость и подвижность. Отрицательной является всякого рода фальсификация (подделка) материала, например окраска дерева под металл, под глину и пр.

3) Механизм движения в технической игрушке должен быть хорошо действующим, прочным, доступным пониманию детей того возраста, на который игрушка рассчитана. Необходимо, чтобы механизм был открыт и его можно было рассмотреть, не ломая игрушки. Этих необходимых качеств обыкновенно нет в игрушке рынка: механизм ее бывает скрыт от глаз ребенка, плохо действует и моментально ломается. Хорошо в игрушке употреблять прочный резиновый мотор как простейший двигатель, часовой механизм как более сложный. Для ребят школьного возраста возможны двигатели внутреннего сгорания (бензиновый моторчик,
паровой двигатель). Для. дошкольников такие двигатели можно употреблять лишь под руководством педагога.

4) Если техническая игрушка подражает тому или иному производственному процессу, то приемы и трудовые навыки она должна давать правильные. Она должна вызывать у ребенка сознание необходимости соблюдать определенные условия. Например, в таких игрушках, как печатный станок, фотопечатание, ткацкий станок и пр., ход производственного процесса в основном должен быть правильным, причем вполне допустимо упрощение процесса, для того чтобы сделать игрушку более доступной ребенку.

5) Техническая игрушка должна развивать конструктивное творчество, техническое изобретательство (например, все игрушки третьего типа, см. ниже1: конструкторы, строительные материалы, полуфабрикаты, разборные модели).

6) Техническая игрушка в целом должна расширять технический кругозор ребят, направлять их интерес к строительству и технике.

Типы технической игрушки:

Первый тип — игрушки сюжетные, знакомящие с внешним видом технических предметов, дающие образ машины, станка, транспорта и т. п. Сюжетные игрушки не должны обременяться большим количеством технических деталей, сложным механизмом; в особенности это важно для дошкольника. Техническая деталь берет много внимания и тормозит общее сюжетное содержание игры.

Второй тип технической игрушки — игрушка, демонстрирующая физические законы или производственные процессы. Если предыдущий тип игрушки для развертывания игры требует набора, то данный тип игрушки содержит сам по себе достаточно материала для игры. К этому типу нужно отнести игрушечные фотоаппараты, подзорные трубы, калейдоскопы, набор для фотопечатания, игрушечный проекционный фонарь, летательные модели, игрушечное детское кино, формовки для глины, ткацкий станок, печатный станок и т. п.

Управляя механизмом таких игрушек, ребенок стремится получить все новые и новые комбинации, экспериментируя, исследуя или создавая продукцию (фотопеча-тание). В этих игрушках не столько важен внешний вид, сколько сам механизм, аппарат, который должен дать наилучший результат работы или наибольшее число комбинаций. Ряд игрушек указанного типа требует материала для переработки; пряжа для тканья, бумага и краски для печатания и т. п.

Третий тип технической игрушки — это конструкторы, строительные материалы и полуфабрикаты. Эта игрушка, рассчитана на детское конструирование и техническое изобретательство. Строительные материалы и конструкторы

изготовляются для детей различных возрастов: начиная от ясельного, кончая подростками. Тип материала, его сложность, количество частей, техника скрепления в конструкторе меняются с учетом возраста детей.

V. Настольные игры. Являются педагогически важным игровым материалом. Они организуют детский коллектив в играх с правилами (лото, парные картинки, квартеты, гуськи). Эти игры могут ставить разнообразные дидактические задачи (развитие сообразительности, находчивости,

внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счета). Настольные игры типа лото и парных картинок учат маленького ребенка распознавать предмет через картинку. Игры-путешествия, игры типа «гуськи» могут давать значительный познавательный материал и строиться па соревновании. Игры типа шашек и шахмат развивают логическое мышление ребенка. Обратить внимание следует на игровые процессы в настольных, играх. Они не всегда приемлемы. Отрицательными следует считать те, которые построены на голом спорте, азарте, на полной случайности удач и неудач. Не отрицая моменты случайности, неожиданности, которые повышают интерес к игре, вносят эмоциональность, необходимо в игровые правила вводить иную основу, требующую расчета, сообразительности, возможности преодолевать препятствия, моменты здорового соревнования, коллективизма.

VI. Веселая игрушка. Все игрушки должны вызывать в ребенке бодрое, радостное настроение. Однако следует особо выделить игрушки, вызывающие веселый здоровый смех, дающие ребенку радость, воспитывающие чувство юмора,— игрушки-забавы. Для детей до 7 лет ИГ- Конек-горбунок. Игрушка-забава для малышей незамысловата: новый образ для старших неожиданное звучание, движение (прыгающий зайчик, кувыркающийся паяц на лесенке, крякающая утка, поющий соловей, птица с вертящимся хвостом и т. д.; (см цветную таблицу 8).

Для старших ребят веселая игрушка может быть и более сложной: смешной образ, шарада, карикатура и пр.

VII. Музыкальные игрушки: поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты (цимбалы, бубенцы и пр.), игрушки с музыкальной мелодией, музыкальные каталки, волчки, коробки и др.
Эти игрушки и подобные им доставляют детям большую радость и служат средством развития музыкального слуха. Производство таких игрушек необходимо увеличить. Причем они должны выпускаться с непременным требованием—добиться приятных звучаний, простых художественных мелодий. Из музыкальных игрушек не следует выбрасывать дудки, рожки, свистульки, трубы, губные гармошки. Необходимо лишь подумать о гигиене при их употреблении в коллективе
(дезинфекция, запасные мундштуки, чехлы, индивидуальное пользование и пр.).

VIII. Театральная игрушка:теневой театр, панорама, театр игрушек, марионеток, наборы для творческих инсценировочных игр ребят и пр. Все эти типы театральной игрушки заслуживают самого серьезного внимания. Они крайне занимательны для ребят, подводят к театральному зрелищу и к собственной театральной игре, могут чрезвычайно обогатить детское художественное восприятие и дать интересный материал по содержанию (см. цветную таблицу 9).

Созданию театральной игрушки и ее массовому производству необходимо уделить большое внимание.

Требования к оформлению игрушки

Игрушку нельзя смешивать с моделью.Игрушка сюжетная есть художественное произведение, которое дает выразительный, яркий образ, предназначенный не для любования (статики), а для действия. Все свойства выразительности обнаруживаются лишь в игре.

Игрушка должна стимулировать к действию в игре, обладать игровой динамикой. Игрушка действует прежде всего эмоционально. Познавательный материал, заключенный в ней, раскрывается попутно, через игру и на ее основе.

Модель — наглядное пособие — показывает предмет со всеми его деталями, дает его законченным, готовым. Модель не стимулирует, а вызывает познавательный процесс, анализ, усвоение.

Техническая игрушка для подростка, усложняясь в деталях, постепенно может перейти в модель и игровой процесс — в техническое любительство. Здесь ее важно дать не в готовом виде, а как сжатый материал для моделирования (конструкторы, полуфабрикаты).

Таким путем техническая игрушка переходит в техническое любительство, моделирование, конструктивное изобретательство.

Чем моложе ребенок, тем больше эмоциональности и игровой динамики должна заключать в себе игрушка.

Игровая динамика в игрушке достигается: 1) реальной подвижностью частей (например, в изображении человека—подвижность ног, рук, туловища, головы); 2) добавочными игровыми атрибутами, например снимающиеся у красноармейцев ружья, лыжи, трубы, барабан, флаги и пр., что чрезвычайно обогащает содержание игры, делая ее более динамичной; 3) выдержанностью масштабов в игрушках, позволяющей комбинировать, объединять различные игрушки в общую тему игры; 4) заводным, хорошо действующим механизмом, благодаря которому игрушка становится самодвижущейся; 5) механизмом звучания; 6) яркой, радостной окраской на основе реального образа; 7) соединением различных материалов в игрушке,— например, у собачки из папье-маше — мягкие ушки и хвостик (па проволоке), который можно загнуть колечком и опустить вниз, что изменяет настроение всей игрушки, наталкивает на различное действие.

В игрушке скульптурного типа (животные, люди) крайне важно отмежевать се от чистой скульптуры статуэточного типа. Статуэтка дает застывшую позу (часто динамическую, но неизменную), например, кошка, бросающаяся на мышь и никогда не могущая выполнить своего намерения; или свинья с морковкой во рту — держит и не может ее съесть. Все это в корне противоречит игре. Игрушка требует последовательного развертывания действия во времени и завершения его. Статуэтка тормозит действие. Свинья без морковки может больше дать игре, чем она же с морковкой (ребенок должен сам ее кормить, подносить ко рту и убирать, воображать, что она «поела», «сыта» и т. п.). Нейтральная поза животного (без напряженного движения) дает больше игровых возможностей, чем поза, полная динамики, но неизменная.

Об оформлении строительных материалов, конструкторов, полуфабрикатов нужно сказать, что данный тип игрушки нуждается в очень тщательной технической обработке, чтобы все формы сходились, дырочки у конструктора и палочки, и винтики точно соответствовали друг другу. Поверхность деревянных частей должна быть хорошо отделана, гладкой, удобной для конструирования и т. п.

Нужно ли окрашивать эти материалы? Лучше всего их оставлять совсем неокрашенными, по хорошо обработанными. Плохо, когда строительные материалы или конструкторы пестро окрашиваются в различные цвета. Цвет не должен мешать созданию той или иной формы, пестрота, безусловно, мешает, разбивает форму. Лишь некоторые формы или детали определенного назначения (например, колеса) могут быть окрашены, выделены.

В строительном материале все основные формы также должны оставаться неокрашенными; детали (мелкие формы), идущие на украшение построек, могут быть окрашены, но не ярко. Могут быть выделены также части дидактического значения (башня, лестница по типу игрушек Монтессори).

Игрушка в целом должна иметь радостный, привлекательный вид и тщательную техническую обработку.

Спорные игрушки

Как относиться к кукле?Кукла буржуазно-мещанского типа со всеми семейными атрибутами поглощала внимание девочек. Игра в «семью», «гости», битье детей, сплетни, ссоры, интерес к нарядам, мишуре и пр.— все это замыкало интересы девочек вокруг семейного очага, отвлекало внимание от игр более содержательных, богатых, расширяющих кругозор. Борьбу с куклой данного типа и с отрицательным содержанием семейных игр многие педагоги понимали как принципиальное запрещение куклы. Это неверно.

В кукле должен быть представлен облик ребят. Одежда куклы должна быть яркой, привлекательной, простой. Кроме куклы-одиночки, серьезное внимание следует уделить наборам, изображающим ребят детского сада (яслей), пионеров, рабочих, крестьян, солдат, детей и трудящихся разных стран и народностей СССР. Эти наборы небольшого масштаба обогащают детскую игру, дают ей определенную направленность, позволяют широко развернуть темы современности.

Нужны ли детям военные игрушки?С малых лет детей увлекают игры, в которых они подражают героическим поступкам советских воинов. Для этих игр требуются разнообразные военные игрушки.Такие игрушки развивают интерес к военной технике, содействуют патриотическому воспитанию.

Допустимы ли игрушки, отображающие домашнюю обстановку:мебель, посуда, плита, самовары и пр.? Было бы странно и нелепо предполагать, что ребенка в определенном возрасте не должны интересовать эти предметы. Предметы домашнего обихода являются наиболее близкими, и изображение их в игрушке малым ребятам интересно и полезно. Но аналогично кукле эти игрушки, даваемые бесконтрольно и обильно, приводят к тем же без конца повторяющимся играм в «семью» со всеми вышеуказанными отрицательными проявлениями.

Здесь важны мера, дозировка, руководство и важен характер этой семейной обстановки. Необходимо учесть, что дают игры детям с данными игрушками. Если ребенок в меру занят, повторяет жизненные процессы, отображает быт трудовой семьи, то чего же бояться? Но если игра отражает грубость, мещанство, закрепляет чувство собственности, то такую игру нужно переключить, внести новый материал, дать иное развитие и направление. Не следует из ассортимента игрушек детского сада исключать игрушки, изображающие семейную обстановку. Важно обратить внимание па их внешний вид.

Создавая игрушечную мебель, следует прежде всего подумать о мебели, оборудующей коллективный детский быт (детский сад, ясли). Такую мебель, как и семейную, хорошо дать разборную, складную, из простых конструктивных форм. Это не только поможет в развитии сюжетной игры, но и будет способствовать развитию конструирования.

Как относиться к игрушке, в которой дается карикатура?Здесь важно знать, какая карикатура (ее социально-педагогический смысл) и какому возрасту детей ее дать? Игрушка сама по себе слишком любима ребятами, и отрицательное отношение к тому или иному персонажу не всегда через нее может быть выражено. Неприятную, страшную игрушку ребенок-дошкольник не возьмет в руки и не станет с ней играть, если же и возьмет ее, то обратит ее в приятную.

Таким образом, в игрушках для детей дошкольного возраста шарж и карикатура неуместны.

Шарж в готовой пьесе (содержание игры), например в кукольном театре, иногда может быть дан и дошкольникам, если содержание пьесы простое и доступное, обеспечивает правильное отношение к тем или другим карикатурным образам.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.