Сделай Сам Свою Работу на 5

Какая игрушка нужна дошкольнику





Е. А. Флерина

ИГРА И ИГРУШКА

Пособие для воспитателя детского сада

Под редакцией Д. В. Менджерицкой

Москва „ПРОСВЕЩЕНИЕ" 1973

Составитель — Е. Г. Батурина, методист Художественно-методического совета но игрушке Министерства просвещения РСФСР.

 

Книга представляет собой сборник статей Е. А. Флериной — известного педагога в области дошкольного воспитания.

Материал статей освещает один из основных вопросов дошкольной педагогики — какая игрушка нужна нашим детям.

Приведенные иллюстрации свидетельствуют о большом разнообразии и богатстве игрушек, которые необходимо иметь каждому дошкольному учреждению.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Игрушка

Какая игрушка нужна дошкольнику .

Игрушка и требования к ней

Кукла и ее роль в воспитании ребенка

Ошибки в руководстве детской игрой

Место и роль строительного материала в дошкольном учреждении

Педагогика народной игрушки

О формализме и натурализме в игрушке

Идеи Е. А. Флериной в современной игрушке

Цветные таблицы:

(рисунки откроются в новом окне браузера)

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10



№11

№12

№13

№14

№15

№16

Чертежи таблицы с составом деревянных конструкторов

(рисунки откроются в новом окне браузера)

№1

№2

№3

№4

Предисловие

Игра и игрушка—обязательные спутники детства. Н. К. Крупская писала, что у каждого ребенка наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением знакомиться с окружающим, подражать взрослым, активно действовать. Игра — своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ освоения впечатлений жизни. «Малыши, ведь, подражают взрослым в своих играх. А самостоятельная подражательная игра, которая не помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большое, чем что-либо другое»,— отмечала Н. К. Крупская.

В игре происходит развитие всех сторон личности — умственных способностей, моральных качеств, творчества. В игре все эти качества формируются в единстве и взаимодействии. С одной стороны, от богатства замысла игры, степени увлеченности этим замыслом зависит сила эмоций, умственного и волевого усилия, организованность каждого участника игры. С другой стороны, без хорошей организации детского коллектива невозможно успешное развитие игры.



Развитие игрового творчества заключается прежде всего в формировании игрового замысла — умении сознательно выбирать игру, обдумывать ее, находить лучшие способы осуществления задуманного, применять знания, полученные детьми на занятии. В игре перед детьми можно ставить более сложные задачи, вводить более сложные правила поведения, чем на занятиях. Увлечение игрой, ее яркая эмоциональная насыщенность мобилизуют силы ребенка, заставляют его упорно стремиться к достижению цели.

Средства изображения в игре разнообразны: действия детей, создание образа движениями, поступками, мимикой, словами, употребление различных предметов, сооружение построек. Среди этих средств игрушка занимает большое место, она необходима для того, чтобы сделать действия детей реальными: «шоферу» нужен «автомобиль», «летчику»—«самолет». Все это связано с интересной психологической особенностью игры: в ней много воображаемого, условного, «понарошку», как говорят дети; но переживания играющих всегда искренние, настоящие и действия их реальны. Отсюда основное назначение игрушки — дать возможность активно действовать, выражать свои мысли и чувства.

Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это способствует развитию познавательных процессов. Опыт показывает, что, применяя в игре свои знания, дети часто стремятся получить дополнительные сведения, необходимые для развития игры, у них возникает много вопросов, ответы на которые они не могут получить только из наблюдений. Именно в практической деятельности обостряется интерес к знаниям.



Так, техническая игрушка в какой-то мере дает ответ об устройстве той или иной машины, ее действии. В развитии умственной активности особенно велика роль строительных материалов, конструкторов, материала для изготовления самодельных игрушек. Большое внимание развитию игры и использованию многообразия игрушек уделяла Евгения Александровна Флерина.

Е. А. Флерина была выдающимся педагогом, тонким знатоком психологии ребенка и в то же время талантливым художником. Это помогло ей глубоко и разносторонне подойти к изучению детской игры, руководить художниками, работающими над созданием игрушек для наших детей.

Е. А. Флериной написан ряд статей, посвященных игре и игрушке, которые сыграли большую роль в создании теории и методики игры.

Статьи, помещенные в настоящем сборнике, написаны и опубликованы свыше тридцати лет назад, однако в них освещаются вопросы, которые и в настоящее время волнуют дошкольных работников. Многие методические советы Е. А. Флериной по подбору игрушек и руководству детскими играми и теперь окажут большую помощь работникам детских садов.

В данном сборнике статьи печатаются с некоторыми сокращениями и редакционными исправлениями.

Определяя место разного вида игрушек в детской игре, работая над созданием новых игрушек, Евгения Александровна прежде всего учитывала особенности ребенка, его потребности в игре. Она считала игру творческой деятельностью, необходимой для всестороннего развития ребенка, и правильно указывала, что дети, которые мало играют, плохо развиваются. Значение игры она понимала в том, что в ней ребенок реализует свои мысли и чувства в действии. Эта важная мысль подтверждена сейчас многими психологическими и педагогическими исследованиями: выражая в игре свои мысли и чувства, дети осваивают впечатления жизни, размышляют над ними, глубже проникают в их смысл.

Е. А. Флерина требовала внимания к творческой выдумке, инициативе ребенка, горячо возражая против игры под диктовку. Но также вредно, по ее мнению, «невмешательство» в детскую игру, которое было одним из принципов теории «свободного воспитания». «Воспитатель,— говорила она,— должен не только следить за игрой, но направлять ее, содействовать ее развитию». Необходимо плановое, систематическое руководство детской игрой, по руководство чуткое, тактичное, без грубого вмешательства. Вопросом, советом, подбором материала педагог направляет содержание и ход игры, помогает детям объединиться в игре.

Из такого педагогического руководства игрой вытекает значение игрушки, показанное Е. А. Флериной. Игрушку ребенок любит, она дает ему возможность активно действовать, создавать задуманные образы. Игрушка имеет большое общеобразовательное значение, побуждает к размышлениям, знакомит с качествами и свойствами разных материалов.

Е. А. Флерина работала над созданием таких игрушек, которые помогали бы детям отразить в игре окружающую действительность, способствовали бы воспитанию коллективизма, патриотических и гуманных чувств.

Классификация игрушек, разработанная Е. А. Флериной, и в настоящее время принята в теории и практике дошкольного воспитания и помогает подбору игрушек для детей разного возраста. Достоинство этой классификации в том, что она соответствует основным видам детских игр, обеспечивает их многообразие. Среди них игрушки: образные (куклы, животные, мебель, транспорт), технические (конструкторы, строительные материалы, игрушки из полуфабрикатов—дощечек, планок и т. д.), дидактические, веселые, музыкальные, театральные.

Е. А. Флерина считала, что эти игрушки помогают детям в разнообразных играх отражать окружающую действительность и нужны детям и раннего, и дошкольного, и даже младшего школьного возраста. По для каждого возраста характер игрушек должен быть особым. Малышам важно самим действовать — превращаться в автомобиль или паровоз, бегать, дудеть. Им нужна машина, которую можно возить за веревочку, нагружать, разгружать. А старшим интереснее игрушки с механизмами.

В играх детей всех возрастов большое место занимает кукла-любимая игрушка девочек. Игры детей с куклами привлекают внимание многих исследователей, среди них имеются и горячие .защитники кукол и такие же горячие противники.

В 20-х годах некоторые советские педагоги выступали против игры с куклой, считая, что она ограничивает интересы девочек, закрепляет пережитки старого быта, воспитывает чувство собственности, любовь к «тряпкам». Любимая игрушка была изгнана из детского сада.

Е. А. Флерина провела экспериментальную работу в детском саду: внесла куклы разного типа и наблюдала игры девочек и мальчиков. Выводы, сделанные ею на основе этого эксперимента, указывают на большое воспитательное значение игр с куклами. Здесь и игры в семью, для которых нужны куклы в образе маленьких детей. В этих играх дети усваивают навыки культурного быта семьи, подражают матери в ее заботе о малышах. Но для детей старшего возраста нужны также куклы, изображающие взрослых. Эксперимент показал, что и мальчики охотно, с большим интересом играют с куклами в виде милиционеров, красноармейцев, краснофлотцев.

Евгения Александровна подметила, что в старшем дошкольном возрасте появляются игры, которые она назвала «режиссерскими»; в них дети не сами разыгрывают роли, они не «актеры», а «режиссеры», вместо них действуют игрушки. Для таких игр она предлагает небольшие куклы — устойчивые фигурки в образе детей и взрослых разных профессий.

Кукла давно восстановлена в своих правах, в каждой группе любого детского сада можно увидеть кукол и кукольное хозяйство. Однако мысли Е. А. Флериной о воспитательном значении игр с куклой еще не нашли должного применения. Традиционная игра в дочки-матери часто остается вне педагогического руководства, недостаточно используется для воспитания навыков культурного поведения, заботы об окружающих. Недостаточно разнообразен тип кукол для детей старших групп, в которых кукла в основном дается в виде образа ребенка.

Е. А. Флерина указывала на большое педагогическое значение военных игрушек, которые помогают воспитанию патриотизма, смелости, организованности.

Правильно решает Евгения Александровна вопрос о технических игрушках, считает, что они в занимательной, доступной детям форме дают представление о технике, помогают воспитывать интерес к ней и реализовать этот интерес в игре.

К техническим игрушкам Флерина относит также строительные материалы, конструкторы, различные полуфабрикаты, из которых дети сами мастерят игрушки. Этот материал способствует развитию творчества, изобретательства.

Игры с полуфабрикатами, самостоятельное изготовление нужных для игры вещей очень важны для развития игрового творчества и для трудового воспитания детей. Здесь осуществляется: органическая связь игры с трудом.

Большое значение придавала Е. А. Флерина веселым, музыкальным и театральным игрушкам.

Веселые игрушки предназначены не для игры, а для забавы,, развлечения. Их нельзя применить в любой игре, так как у них. всегда законченный, неизменный образ: птицы только клюют, поросенок всегда танцует. Основное назначение их — вызывать веселый смех, развивать чувство юмора. Под руководством Е. А. Флериной были созданы многие веселые игрушки. Однако и в настоящее время их еще мало в детских садах.

Музыкальные игрушки доставляют ребятам большое удовольствие и служат развитию музыкального слуха. Но и сейчас этих игрушек недостаточно.

Театральные игрушки — теневой театр, панорама, театр петрушек, марионеток, наборы для детских творческих игр-драматизаций — заслуживают самого серьезного внимания. Они подводят детей к театральному зрелищу и собственной театральной игре,

Е. А. Флерина, выделяя дидактические и моторные игрушки, подчеркивает их общевоспитательное значение: они не только тренируют движения, глазомер, органы чувств, но и помогают организовать детский коллектив, воспитывают внимание, выдержку, находчивость.

Говоря о педагогической важности настольных игр, Евгения Александровна выдвигает вопрос о значении игровых правил, построенных не на одной случайности удач и неудач, а требующих сообразительности, возможности преодолеть препятствия, учитывающих моменты соревнования.

Велика заслуга Е. А. Флериной в создании строительного материала для детских игр. Она провела интересное экспериментальное исследование детского строительного творчества и в результате разработала строительный материал для детских садов, который до сих нор остается одним из лучших игровых материалов.

Е. А, Флерина рассматривает сооружение построек как своеобразный вид детского изобразительного творчества, органически связанного с игрой. Постройки делаются для игры или побуждают к игре. Дети сооружают постройки из песка, снега, досок, ящиков. Но наряду с этим нужен специально созданный, систематически подобранный строительный материал (крупный — для построек на полу и более мелкий — настольный). Под руководством Е. А. Флериной были созданы такие строительные материалы, которые развивают воображение, мышление, конструктивные способности ребенка, прививают навыки к сосредоточенной упорной деятельности. Флерина подробно проанализировала дидактические достоинства строительного материала. Он способствует культуре движений, ориентировке в пространстве, знакомит с геометрическими формами, величиной, весом, развивает чувство равновесия.

Большое внимание уделяла Евгения Александровна руководству строительными играми и методам обучения детей конструированию. Она считала, что, кроме свободного конструирования, следует давать детям задания-упражнения в игровой форме: воспроизвести конструкцию по образцу, по памяти, по рисунку. И эта мысль оказалась плодотворной и получила дальнейшее развитие в исследованиях В. Г. Нечаевой, 3. В. Лиштван и других.

Е. А. Флерина четко сформулировала требования к игрушкам для детей. Она указывала, что игрушка должна быть но только занимательной, но и быть средством всестороннего развития ребенка.

Правильно решает Е. А. Флерина вопрос о реализме в игрушке. Она считает, что смысловое содержание и оформление игрушки должны находиться в полном единстве и соответствии с ее назначением. Образные игрушки дают реальное правдивое изображение людей, животных, разных предметов. Особые требования предъявляются к оформлению технической игрушки. Здесь нужна не только реальность образа, но и техническая грамотность. Иное дело — елочные игрушки. Их смысл в сказочности, внешнем эффекте, яркости, блеске.

Реализм игрушки сочетается с некоторой условностью, необходимой для того, чтобы ребенок мог активно действовать. Такая условность помогает раскрыть реальный образ. Например, конь ставится на колеса, к грузовику привязывается веревочка, чтобы удобно было возить его,—все это условное изображение, но именно эта условность дает возможность передавать движение коня и машины, т. е. их основное назначение.

Е. А. Флерина горячо возражала как против формализма, так и против натурализма в игрушке. «В погоне за оригинальностью,—-

пишет она,— некоторые авторы утрачивают связь с образом. В таких игрушках форма доминирует над содержанием». Натуралистические игрушки показывают предмет со всеми его деталями. Эти игрушки не учат видеть выразительные черты предмета, а засоряют восприятие ребенка, портят вкус, не воспитывают наблюдательности, умения подмечать характерные особенности.

Одна из последних работ Е. А. Флериной, посвященных игрушке, — доклад на Всероссийском совещании «Педагогика народной игрушки» (1943 г.). В этом докладе показана история народной игрушки, ее педагогические и художественные достоинства. Народная игрушка радует ребенка, забавляет его, в ней много юмора, жизнерадостности, и в то же время она будит мысль ребенка. Она помогает развивать эстетические чувства и воспитывает у детей любовь к национальному искусству.

Всероссийское совещание по игрушке проходило в годы Великой Отечественной войны; Даже в это тяжелое время наша страна проявляла величайшую заботу о детях, об их воспитании. Поэтому доклад Е. А. Флериной о народной игрушке, о великом значении национального искусства вызвал большой интерес. Ее призыв — собирать, изучать народные игрушки, развивать кустарный промысел игрушек — был горячо поддержан.

Д. В. Менджерицкая, кандидат педагогических наук.

Игрушка

Игрушка — предмет детских забав и развлечений — служит целям умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания — разностороннего развития детей. Игрушка способствует познанию ребенком окружающей действительности, развивает его мышление и речь, пробуждает творческую инициативу.

Тематика и формы игрушки находятся в непосредственной связи с материальной жизнью общества, с развитием его духовной культуры и педагогических взглядов. На ранних ступенях развития человеческого общества игрушке придавалось магическое значение. С древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, изготовлявшиеся из простейших природных материалов. С помощью таких игрушек, как, например, лук, стрелы, ловушки, нарты, оснащенные лодочки и др., сделанных в миниатюре, но технически правильно, воспитывались у мальчика навыки, необходимые для охотника, рыболова, скотовода-кочевника. Игра в куклы, пошивка для них одежды и обращение с предметами кукольного хозяйства приучали девочку к труду женщины-хозяйки.

По материалам археологических исследований и литературным источникам известны игрушки древнего Египта — куклы из дерева и ткани, стилизованные фигурки животных, мячи из кожи и др. (3-е тысячелетие до и. э.). От древнего Китая (раскопки кирпичных могил) до нас дошли глиняные игрушки: домик, ручная мельница, плита и посуда для приготовления пищи (III в. до н. э.). В детских погребениях античной эпохи (Греция, Рим) обнаружены художественные игрушки из слоновой кости, янтаря, терракоты (куклы, марионетки, предметы кукольного. хозяйства, фигурки животных и пр.). По свидетельству Плиния и Плутарха, в то время были известны игрушки с заводными механизмами. По заказу богатых рабовладельцев крупные художники делали игрушки из серебра и мрамора. В Афинах и Риме существовала развитая торговля игрушками. Среди народа были распространены простые самодельные игрушки — мячи из кожи, деревянные подвижные и примитивные куклы, бабки, волчки, кукольное хозяйство и др.

На территории Советского Союза древнейшие игрушки найдены среди предметов фатьяновской культуры (2-е тысячелетие до п. э.) -- глиняные топорики и посуда. К эпохе бронзы и раннего железа относятся игрушки из астрагалов (косточек) — погремушки, сосуды и др. Известны скифские игрушки —• всадники и повозки из глины (II в, до н. э.); глиняные фигурки конников и погремушки, найденные при раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья (VI—VIII вв. п. э.); глиняные свистульки-птички, кони, уточки, куклы, посуда—из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве (X—XVIII вв.).

В феодальном обществе стали развиваться кустарные промыслы игрушки. Игрушки детей феодалов, а позднее детей богатого дворянства и крупной буржуазии отличались небывалой роскошью (куклы в дорогих нарядах, кукольные дома с полной обстановкой, резная' мебель, ювелирные игрушки из серебра, слоновой кости, фарфора). Эти игрушки часто служили для украшения комнат и хранились как фамильные ценности. Некоторые игрушки предназначались для увеселения праздного общества взрослых (французские и немецкие заводные игрушки).

Для мальчиков создавались игрушки, прививавшие им интерес к военному делу, торговле, мореходству и технике (рыцари на конях в Германии XVI в., галеры из олова и серебра, лавки и др.),

Наиболее известными центрами производства игрушек, снабжавшими мировой рынок, явились города Нюрнберг, Страсбург, Лимож. Для народа вырабатывалась дешевая игрушка из гипса и дерева, отличавшаяся яркой расцветкой и простотой форм.

В России в XVII в. широкое развитие получила народная кустарная деревянная и гончарная игрушка. Хорошо известны центры гончарной игрушки — село Гжель Московской области, Дымковская слобода под г. Кировом, село Опошня на Украине и др. Крупнейшим центром кустарной игрушки из дерева, папье-маше, мастики в России был Сергиев посад (г. Загорск) с окрестными слободами.

Содержание народной игрушки составляют темы труда и быта народа, статичные образы окружающей природы, сказочные и былинные сюжеты. Народная игрушка отличается художественностью образов, выразительностью форм и расцветки (см. цветные таблицы 1 ,2, 3).

Поело Великой Октябрьской социалистической революции народная кустарная игрушка получила широкое развитие. Мастера создают новые но тематике советские игрушки, творчески развивая народные художественные традиции. В нашей стране созданы промышленные предприятия, вырабатывающие разнообразные игрушки (резиновые, целлулоидные, стеклянные, металлические, пластмассовые и др.; см. цветные таблицы).

К созданию игрушек привлекаются художники, педагоги, конструкторы. При Министерстве просвещения РСФСР создан Художественно-методический совет по игрушке. В Загорске существуют техникум, подготавливающий специалистов игрушечных производств, Музей игрушки и Научно-исследовательский институт игрушки (создай в 1932 г. в системе Всекомнромсовета), задачей которого является разработка тематики и образцов новой советской высокохудожественной реалистической игрушки, отвечающей задачам коммунистического воспитания детей. Таковы, например, игрушки, знакомящие детей с техникой («водоцентраль», «электроконструктор», «теплоход», «вездоход» и др.); отражающие труд и отдых советских людей («парк культуры и отдыха», «колхоз», «высотные дома» и т. д.); куклы, представляющие различные национальности и др. (см. цветные таблицы б, 7). Советской игрушке присущи реалистичность образов, художественность форм, декоративность, яркая, жизнерадостная расцветка.

Каково же педагогическое значение игрушки? Являясь спутником детства, игрушка в классовом обществе используется в качестве средства классового воспитания. Уже в рабовладельческом древнем Египте известна игрушка, изображающая хозяина, бьющего палкой своего раба (2-е тысячелетие до п. э.).

Особенно ярко выраженную направленность имеет игрушка в современных капиталистических странах. При помощи игрушки в этих странах внушаются детям с малых лет человеконенавистничество, шовинизм, милитаризм, мистицизм. В США, например, производится в огромных количествах главным образом военная игрушка, пропагандирующая атомные бомбы, реактивные самолеты-снаряды и другие орудия массового уничтожения людей.

Советская педагогика предъявляет к игрушке основные требования: содействовать коммунистическому воспитанию подрастающего поколения, быть средством всестороннего развития детей (умственного, нравственного, эстетического, физического, политехнического).

Познавательную силу игрушки высоко ценил А. М. Горький. Говоря о необходимости дать детям как можно больше знаний о мире, о своей стране, он подчеркивал, что это вполне возможно при наличии забавной, умной и просто написанной книги, а еще лучше может быть достигнуто интересной игрушкой.

Игрушка приучает ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивает мышление, память, воображение, внимание, вырабатывает выдержку, воспитывает волевые качества. Игрушки, богато отражающие социалистическую действительность, родную природу, способствуют формированию характера и интересов советского ребенка, помогают воспитывать его смелым, активным, творческим человеком, патриотом социалистической Родины.

Типы, характер, содержание и оформление игрушки определяются конкретными воспитательными задачами применительно к возрасту детей, с учетом их развития.

В грудном возрасте (до года) игрушка должна стимулировать движения (протягивание рук, хватание, бросание) и простейшую ориентировку у ребенка. Первыми игрушками являются костяные кольца, подвесные шарики, погремушки, которые привлекают детей звучанием, формой, цветом (см. цветную таблицу 10).

Для детей от 1 года до 3 — 4 лет игрушка усложняется, Развитию ходьбы и бега служат мячи крупного размера, катающиеся шары, всевозможные каталки с изображением животных и птиц, бабочек (с подвижными крыльями), грузовики, автобусы, трамваи, кони на колесах и др. Указанные игрушки развивают координацию движений, ориентировку, радуют ребенка возможностью активного действия, стимулируют детские творческие игры (см. цветную таблицу 5).

У детей от 3—4 до 5—6 лет большой любовью пользуются куклы, домашняя обстановка, посуда, животные, что позволяет детям в творческих играх отображать окружающую действительность. Полезны для детей этого возраста дидактические игрушки, служащие ориентировкой в форме, величине, цвете.

Для детей 6—7 лет большое значение приобретают тематические наборы. Дидактические наборы усложняются в отношении дифференцировки в распознавании формы, величины и цвета (принцип хроматизма); выдвигаются

задачи по систематизации и классификации предметов, что особенно ярко выражается в настольных печатных играх (лото, карты-картинки и пр.).

В играх детей школьного возраста значительное место занимает разнообразная техническая игрушка.

Игрушки многообразны.

Образные игрушки изображают людей (всевозможные куклы), различных животных, птиц, бытовые предметы и пр. Такие игрушки выполняются в виде отдельных предметов и тематических наборов. Особенно ценными в воспитательном отношении являются наборы: «Город», «Колхоз», «Парк культуры и отдыха», «Железная дорога», «Аэродром», «Порт», «Колхозное стадо», «Птицеферма».

Технические игрушки в занимательной, доступной пониманию детей форме дают представление о современной технике. Технические игрушки знакомят со строительной техникой, с видами транспорта, различными машинами (самоходные комбайны, электротракторы, подъемные краны, транспортеры, экскаваторы, грейдеры и др.), электротехникой (электромагнитные и соленоидные игрушки, динамо-машины, телефон, телеграф и др.), оптикой (детские киноаппараты, фотоаппараты, микроскопы, подзорные трубы, фильмоскопы, эпидиаскопы и др.). Среди технических игрушек наиболее распространены строительные материалы, конструкторы (наборы деталей из металла, дерева и других материалов) и полуфабрикаты для конструирования (дощечки, планки, гвозди, шурупы и т. п.), позволяющие детям самим строить и мастерить игрушки.

Игрушки-забавы—это «клюющие куры» (на балансе), «ходячий бычок», «танцующий поросенок» (заводной), «поющий петушок», хлопушка и многие другие. К данному типу игрушек относятся и праздничные, карнавальные игрушки-маски, элементы костюма, забавные сюрпризные значки, вертушки, пищалки и пр.

Дидактические игрушки —- это разнообразные пирамидки, вкладные мисочки, яички, матрешки и др. Эти игрушки учат детей распознавать величины предметов, их цвета и формы, вырабатывают глазомер и координацию движений и т. п. (см. цветную таблицу 5).

Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательное значение. Поэтому игрушка должна обладать динамическими свойствами: реальной подвижностью частей (например, шарнирные ноги и руки у куклы), механизмом движения (заводная игрушка), механизмом звучания и т. д. Игрушка нуждается также в привлекательном красочном оформлении, особенно игрушка для детей младшего возраста. Яркость повышает эмоциональное отношение к игрушке.

Важное значение в физическом развитии детей имеют такие игрушки, как мяч, обруч, прыгалки, вожжи, серсо, бабки, крокет и др. Эти игрушки объединяют и организуют детей для игр на воздухе.

Е. А. Флерина. Эстетическое воспитание дошкольника. М., Изд-во АПН РСФСР,

1961, стр. 240—243.

Какая игрушка нужна дошкольнику

Играют дети всех стран и народов. Играют дети с игрушками, с предметами. Если нет игрушек, они изобретают, мастерят игрушку. Любой предмет — лоскут, веревку, катушку, прутик, камушек, травку — ребенок использует в игре (камушки — «стадо», палочка — «пастух», коробка на двух катушках— «повозка» или «автомобиль» и т. п.).

Игра ребенку совершенно необходима для его роста и развития. Дети, которые мало играют, плохо развиваются.

Игрушка в игре занимает важное место, она зачастую определяет характер игры, ее содержание, наталкивает ребенка на определенные действия, переживания, возбуждает те или иные интересы, вырабатывает навыки. Есть игрушки, которые расширяют кругозор ребенка, активизируют его, развивают воображение, стимулируют к конструированию, изобретательству.

Будучи радостной и занимательной, игрушка должна быть ценной с идеологической и педагогической точки зрения.

Игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать его ярким, героическим материалом современности, пробуждать интерес к технике.

Помимо тематики, в игрушках важна динамичность, действенность, которая дает возможность богато использовать игрушку (подвижность частей, действенность механизма и пр.). К таким игрушкам можно отнести набор «Колхоз». Машины действуют, молотилка молотит, веялка веет, маслобойка сбивает масло. Движение дается либо ручным станком, либо приводом от ветряка. Люди сгибаются в поясе, двигают руками, могут стать в любую позу.

Игрушка должна стимулировать детей к коллективным играм. Это — важное свойство советской игрушки. Над такими игрушками нужно работать в первую очередь. Это, однако, не значит, что игрушек индивидуального пользования быть не должно,— напротив, ребенку часто хочется спокойно поиграть одному. Ребенок еще не в состоянии охватить большого комплекса сложных социальных тем и должен иметь отдельные игрушки, отображающие те или иные предметы.

Большое внимание должно быть уделено работе над технической игрушкой, расширяющей технический кругозор ребенка и дающий простор для творческого конструирования и изобретательства.

«Формовка» художника Могилевского — набор форм для создания небольшого кирпичного производства. Дети сами формуют из глины с песком кирпичи, бруски, цилиндры, кубы и прочие архитектурные формы, затем после просушки строят самые разнообразные современные, здания.

«Конвейер» художника Голицына демонстрирует сборку аэроплана, трактора, парохода, танка, автомобиля. Играют две бригады, соревнуясь, какая быстрее и лучше, без ошибок выполнит сборку. Один из ребят ручкой приводит в движение ленту, по которой движутся части собираемых машин. В конце стоит приемщик-браковщик, который оценивает работу бригад. Эта игра увлекает детей от 6 до 9—10 лет. Аналогичные игрушки можно придумать самим.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.