Сделай Сам Свою Работу на 5

I. ФИЛОСОФИЯ – СПОСОБ ДУХОВНОГО ОСВОЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ МИРА





НЕКРАСОВА Н.А.

НЕКРАСОВ С.И.

САДИКОВА О.Г.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ

ФИЛОСОФСКИЙ

СЛОВАРЬ

МОСКВА – 2009

ББК 1Ф

Г20

Печатается по решению редакционно-издательского совета Московского государственного университета путей сообщения

 

Некрасова Н.А., Некрасов С.И., Садикова О.Г.
Г20 Тематический философский словарь: Учебное пособие. – М.:

МГУ ПС (МИИТ), 2008. – 164 с.

 

 

Данное учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей всех форм обучения. Содержит основные требования (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста, бакалавра и магистра Государственного образовательного стандарта по циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин (по дисциплине «Философия»). Учебное пособие представляет собой свод необходимых сведений по основным понятиям курса философии. Особенностью данного учебного пособия является тематический подбор терминологического материала, что значительно облегчает подготовку студентов к занятиям. Пособие может быть использовано аспирантами и соискателями.



 

Рецензенты:д-р филос. наук Гаранина О.Д. (МГТУ ГА)

д-р филос. наук, проф. Кретов Б.И. (МГУ ПС (МИИТ)

 

 

ISBN© Московский государственный

университет путей сообщения

(МИИТ), 2009

 
 

СОДЕРЖАНИЕ


I. Философия – способ духовного освоения человеком мира….. 4

II. Становление философии в странах Древнего Востока ……....9

III. Античная философия …………………………………………..17

IV. Философия средних веков ……………………………………. 24

V. Философия эпохи возрождения ………………………………..33

VI. Философия нового времени и эпохи Просвещения ………….36

VII. Немецкая классическая философия …………………………. .41

VIII. Философия марксизма ………………………………………….46

IX. Русская философия ……………………………………………..50

X. Современная западная философия …………………………….56

XI. Проблема бытия в современной философии …………………63

XII. Теория развития ………………………………………………...73

XIII. Проблема сознания ……………………………………………..83

XIV. Философская гносеология ……………………………………...93



XV. Философские проблемы человека …………………………….112

XVI. Ценности и их роль в жизни человека и общества ………….133

XVII. Философия общества ………………………………………….144


I. ФИЛОСОФИЯ – СПОСОБ ДУХОВНОГО ОСВОЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ МИРА

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. «недоступный познанию») – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания объективного мира и доступность объективного мира, ограничивает роль науки лишь познанием явлений.

АКСИОЛОГИЯ (от греч. учение о ценностях) – раздел философских знаний, в котором исследуется учение о природе ценностей, их месте в реальном мире и о структуре ценностей

АНТРОПОЛОГИЯ(от греч. учение о человеке) – раздел философии, изучающий природу и сущность человека как социального существа.

ГЕНЕЗИС(от греч. происхождение) – процесс зарождения и развития явления, приводящий к определенному состоянию.

ГHOCEOЛОГИЯ (от греч. учение о познании) – раздел философии, в котором исследуется природа познания, его возможности, отношения знания к реальности, выясняются условия его достоверности и истинности, определяются методы и формы познавательного процесса.

ДИАЛЕКТИКА(от греч. искусство вести беседу) – понятие, обозначающее искусство аргументации, приём опровержения в дискуссии (субъективная диалектика); на современном этапе представляет собой философскую концепцию развития, противостоящую метафизическому методу (объективная диалектика).

ДОГМАТИЗМ. (от греч. мнение) – склонность к утверждению без обсуждения; доктрина, исходящая из предварительной очевидности и оперирующая неизменными понятиями и фактами без учёта новых данных практики и науки.



ДУАЛИЗМ (от лат. двойственный) – философское учение, в противоположность монизму, признающее два начала - дух и мате­рию, идеальное и материальное.

ИДЕАЛИЗМ (от греч. идея) – общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, духовное первично, а материя природа, физическое вторично. Философский термин «идеализм» не следует смешивать с употребляемым в обыденном языке, в повседневных рассуждениях словом «идеалист», которое происходит от слова «идеал» и обозначающее бескорыстного человека, стремящегося к достижению возвышенных целей. Различают две главные формы идеализма: объективный и субъективный.

ЛОГИКА –философская наука о законах и операциях правильного мышления.

МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. вещественный) – философское направление, противоположное идеализму; утверждает первичность материального, и вторичность ду­ховного, идеального; считает сознание продуктом материи, рассматривая его как отражение внешнего мира; утверждает познаваемость мира. Философский материализм следует отличать от термина «материалист», употребляемого в обыденном языке для обозначения человека, который материальные интересы ставит превыше духовных. В философии принято выделять три исторических типа материализма: 1) наивный (стихийный) материализм античности («линия Демокрита»); 2) метафизический (механистический) материализм XVII-XVIII вв.; 3) диалектический материализм, где материализм и диалектика органически соединены.

МЕТАФИЗИКА (от греч. то, что следует после физического) – 1) философский метод, противоположный диалектике, отрицающий качественное саморазвитие бытия; 2) философия, предметом которой являются сверхчувственные первопричины; 3) философия как учение о всеобщем, о начале всего существующего.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система обобщенного знания, которая для человека приоб­ретает значение собственного способа видения, понимания, оценки явлений, которое определяет характер отношения к ним, характер поступков и действии человека. Мировоззрение имеет свою структуру. Первоначально знания о мире добываются на основе эмоций и чувств, из которых складывается мироощущение. Целостные, наглядные представления и познавательные образы мира формируют мировосприятие, а целостный познавательно-интеллектуальный взгляд на явления составляет миропонимание. Выделяют следующие структурные уровни мировоззрения: элемен­тарный, концептуальный и методологический. Принято выделять также три основный исторических типа мировоззрения мифологическое, религиозное и философское.

МИФОЛОГИЯ (от греч. учение о преданиях) – способ понимания мира, характерный для ранних стадиях общественного развития, выступающий универ­сальной формой общественного сознания, для которого свойственно глубокое очеловечивание природы, окружающего мира, наделение его свойствами человеческого бытия и овеществление человека, основанный на генетическом первоначале мира. Историческими формами мифологии были: тотемизм (период охоты и собирательства), антропоморфизм – боги олицетворяют различные силы и стихии природы (период земледелия и скотоводства) и анимизм – индивидуализация богов (разложение родового строя и переход к классовому обществу).

МОНИЗМ (от греч. один единственный) – способ рассмотрения многообразия явлений мира, исходящий из одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего и построения на этой основе теории.

ОБЪЕКТИВНОСТЬ – характеристика явлений материального и духовного мира как существующих независимо от субъекта, противостоящих ему. Объективное противостоит субъективному как основанному только на частном опыте конкретного субъекта.

ОПТОЛОГИЯ (от греч. учение о бытии) – раздел философии, изучающим фундамен­тальные принципы бытия, наиболее общие сущности и понятия сущего.

ОСНОВНОЙ (ЦЕНТРАЛЬНЫЙ) ВОПРОС ФИЛОСОФИИ – вопрос об отношении мышления к бытию, созна­ния в природе: в зависимости от его решения трактуются определенным образом и все остальные вопросы мировоззрения. Принято различать две стороны этого вопроса: 1) что является первичным по происхождению – дух или материя? (онтологическая сторона); 2) может ли человеческий дух постичь, познать материальную действительность, то есть – познаваем ли мир? (гносеологическая сторона). При ответе на первый вопрос выделяется философский материализм и философский идеализм. При ответе на второй вопрос выделяют гносеологических оптимистов и агностиков. огоято различать две стороны основного вопроса философии:

РЕЛИГИЯ (от лат. благочестие, святыня) – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – небесный сверхъестественный, сверхчувственный. Основу религиозного сознания составляет вера в существование сверхъестественных сил.

СУБСТАНЦИЯ (от лат. сущность) – в обыденном понимании является синонимом материи, вещества, а в философском понимании – нечто неизменное, в противоположность меняющимся состояниям и свойствам, то, что существует благо­даря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом.

ФЕНОМЕН (от греч. являющееся) – явление, данное человеку в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, который является его сутью и основой и достигается разумом.

ФИЛОСОФИЯ (от греч. любить мудрость) – теоретическое сформулированная система самых общих теоретических взглядов на мир, на место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Возникла из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально обоснованном методе мышления действительности, в логике и теории познания. Зародилась в Индии, Китае, Египте, но своей классической формы достигает в Древней Греции. Первоначально была «пранаукой», со временем от философии отделились естественные науки, а затем гуманитарные и она обрела свой предмет – исследование основ мироздания, определение места человека в нем, то есть – взаимоотношение «человек – мир».

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ (от лат. исполнение) – обязанности, круг деятельности философии. К ним относятся: методологическая, методическая, гносеологическая, преобразовательно-прогностическо-эвристическая, гуманистическая и критическая.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.