Сделай Сам Свою Работу на 5

Результаты проведения аудита





Необходимость ИТ-аудита

Аудит — это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и предоставляющий результаты заинтересованным пользователям...".

Аудит ИТ — системный процесс получения и оценки объективных данных о текущем состоянии информационной системы, действиях и событиях, происходящих в ней, устанавливающий уровень их соответствия определенным критериям и предоставляющий результаты Заказчику.

Что интересует директора

· Почему информационная система (ИС) предприятия требует постоянных денежных вложений, а руководитель не получает из нее никаких полезных данных?

· Чем предлагаемое одним поставщиком ПО лучше аналогичного, предлагаемого другими?

· Насколько эффективна работает ИТ-служба предприятия? Можно ли разработать ИС силами собственной службы ИТ?

 

Вопросы, которые волнуют начальника службы ИТ

· если уволится ведущий специалист, не рухнет ли с его уходом существующее ПО

· если внедряется или приобретается новое ПО - сможем ли мы сопровождать, дорабатывать ПО своими силами



· если поизводится перевод АРМов на новое ПО - что будет с накопленными ранее данными

 

Что волнует бухгалтера

· Почему купленные программы надо постоянно дорабатывать? Стоят ли предлагаемые поставщиками услуги запрашиваемых денег?

· Действительно ли каждому сотруднику, работающему в управлении, нужен компьютер? Кому из них необходимо выделить более мощный компьютер? Насколько эффективно используется компьютерное оборудование?

ЧТО такое ISACA и ИТаудит?

 

ИТаудит - один из видов неэкономического аудита. ИТаудит - процесс определения соответствия существующей на предприятии информационной инфраструктуры (ПО, оргтехника, сети) требованиям и ожиданиям руководства в части эффективного получения информации для принятия управленческих решений.

 

Ассоциация Аудита и Контроля Информационных Систем (ISACA), к 2006 году объединяющая более 47 000 членов в 110 странах мира, является признанным мировым лидером в области управления, контроля и аудита информационных технологий.



Виды ИТ-аудита

 

Различают следующие виды ИТ-аудита по объектам анализа:

1. аудит безопасности информационных систем;

a. насколько система может повысить прозрачность деятельности и снизить негативное влияние человеческого фактора.

b. насколько система может предотвратить или уменьшить последствия намеренных злоупотреблений персонала

c. насколько система может противодействовать внешним угрозам – вторжения, вирусные атаки из ИНТЕРНЕТ, промышленный шпионаж

d. насколько система может противодействовать внутренним угрозам – инсайдеры, некорректные действия пользователей, действия в пользу конкурентов

 

2. аудит бизнес-приложений - программные платформы, базы данных. Включает:

a. Анализ эффективности программных платформ в решении задач бизнеса

b. Оценка совместимости необходимых приложений, анализ их настроек

c. Оценка стоимости эксплуатации системы

 

3. аудит рисков – анализ требований, невыполнение которых ведет к провалу внедрения информационных систем; Включает:

a. Оценка необходимости перестройки бизнес-процессов предприятия

b. Оценка потребности компетентных обслуживающих специалистов

c. Оценка возможности подстройки бизнес-логики под особенности предприятия

d. Оценка возможности поэтапного ввода в эксплуатацию функционала

e. Оценка зависимости от команды разработчиков

f. Оценка вероятности неудачного внедрения у системы, написанной с нуля

 

4. аудит информационной службы–анализ состава, квалификации и выполняемых функций сотрудниками ИТ подразделений. Включает:



a. Анализ эффективности структуры ИТ-подразделения

b. Оценка сложности выполняемых функций сотрудниками ИТ-подразделения

c. Оценка необходимости повышения квалификации персонала ИТ-подразделения

 

5. аудит инфраструктуры и производительности анализ инфраструктуры (вычислительная техника, локальная сеть, операционные системы, системы безопасности, телекоммуникации). Включает:

a. Анализ технического состояния вычислительной техники

b. Оценка состояния операционных систем, их совместимости, системного программного обеспечения, драйверов, систем безопасности.

c. Анализ архитектуры сети, оборудования, проверка соответствия стандартам, настройки протоколов, системных служб, оценка пропускной способности и паразитного трафика

 

6. аудит обеспечения непрерывности бизнеса и восстановления после сбоев;

a. возможность продолжения функционирования информационных систем при частичном разрушении инфраструктуры (программной и технической)

b. возможность восстановления функционирования информационных систем после сбоев или разрушения инфраструктуры без потери информации

c. возможность восстановления информации, потерянной в результате сбоев или разрушения инфраструктуры.

 

Виды аудитов в разрезе жизненых циклов информационной системы:

1. Предпроектный аудит -проводится по требованию заказчика. Результирующий документ - технические требования для тендера на проектирование (покупку) информационной системы. Включает в себя:

a. общее описание существующей информационной системы

b. требования к планируемой информационной системе

c. определение ресурсов для создания новой информационной системы

Цель: Определяется целесообразность модернизации существующей системы или построения новой информационной системы

 

2. Аудит проекта– проводится по требованию разработчика (поставщика) информационной системы. Включает в себя:

a. общее описание существующей информационной системы (если не выполнялся предпроектный аудит)

b. определение соответствия проекта техническим требованиям тендера (Заказчика)

c. определение организационно-технических мероприятий со стороны Заказчика, необходимых для успешного внедрения, определение всех видов затрат на создание (внедрение) новой информационной системы

d. анализ эффективности привлечения субподрядчиков (если они используются)

Цель: определение узких мест при внедрении и пути их устранения

 

3. Постпроектный аудит –проводится по требованию заказчика. Включает в себя:

a. выявление критически важных элементов ИТ, выявление и оценка факторов риска

b. определение необходимых затрат на поддержание внедренной (внедряемой) информационной системы (стоимость владения)

c. рекомендации по обеспечению бесперебойности функционирования ИТ

Цель: анализ соответствия внедренной (внедряемой) информационной системы требованиям бизнеса

Результаты проведения аудита

 

По результатам проведенного аудита составляются следующие документы:

Резюме для руководителей, включающее:

  1. краткую оценку текущей ситуации, основные рекомендации с указанием ожидаемого эффекта, сопутствующие риски и указание ориентировочной стоимости.

Документ предоставляется высшему руководству на уровне генерального директора, финансового директора, исполнительного директора.

 

Отчет о результатах аудита, который включает:

  1. анализ эффективности существующего прикладного ПО с точки зрения удовлетворения потребности бизнеса
  2. анализ эффективности существующей инфраструктуры для функционирования прикладного ПО
  3. анализ эффективности структуры ИТ-службы для решения задач бизнеса и обеспечения информационной безопасности

Документ предоставляется менеджерам среднего звена Заказчика

 

Протокол аудита, включающий

  1. выявленные несоответствия существующего прикладного по целям и задачам бизнеса, возмоные пути их устранения
  2. выявленные несоответствия инфраструктуры задачам эффективного функционирования прикладного ПО и пути их устранения
  3. выявленные несоответствия структуры ИТ-службы задачам поддержания и развития информационной системы и обеспечения информационной безопасности

Документ предоставляется руководителям ИТ-подразделения Заказчика.

 

Результаты аудита ИТ позволяют:

  1. Оценить соответствие ИТ требованиям бизнеса
    • Выявить недостатки и упущения;
    • Обосновать инвестиции в ИТ.
  2. Прогнозировать развитие ситуации
    • Эффективно планировать развитие ИТ-организации;
    • Понимать выгоды и риск при внесении изменений в информационную систему;
    • Прогнозировать возникновение проблемных ситуаций (проблем и инцидентов).
  3. Принимать решения
    • Обоснованно решать проблемы безопасности и контроля;
    • Обоснованно приобретать или модернизировать аппаратно-программные средства;
    • Планировать повышение квалификации сотрудников ИТ-подразделений.
  4. Контролировать исполнение решений
    • О приобретении услуг (аутсорсинг);
    • Управлять ИТ составляющей проектов (контролировать время и стоимость их реализации, оценивать полноту достижения целей);
    • Контролировать стоимость владения ИС.

 

Кроме того, получив заключение аудита ИС, предприятие может обосновать использование средств инновационных фондов при модернизации существующей ИС существенно снизив при этом налоговую нагрузку за счет отнесения НДС.

 

Выводы

Кто заинтересован в проведении аудита? Прежде всего, это коммерческие или бюджетные организации и предприятия для обоснования инвестиций в ИС, системные интеграторы, ИТ компании для оценки влияния ИС на основной бизнес-процесс и расширения спектра предлагаемых услуг.

Для компаний, проводящих финансовый аудит — аудит ИС, дополнительная услуга, которая способна повысить рейтинг компании на рынке.

Генеральным подрядчикам работ будет интересна возможность оценить работу субподрядчиков в сфере ИТ.

А также проведение аудита ИС по стандарту CoBiT будет интересно любым предприятиям и организациям, имеющим или планирующим создание ИС и которые заинтересованы в получении ответов на вопросы, приведенные выше.

Аудит Информационных процессов позволяет руководителю:

• Оценить степень соответствия ИС требованиям бизнеса.

• Определить приоритеты основных ИТ-процессов.

• Выявить критически важные элементы ИТ.

• Выявить и оценить факторы риска.

• Оценить степень защищенности компании от чрезвычайных происшествий и их последствий.

• Создать план работ по устранению недостатков и разработать способы их устранения.

 

Руководитель организации, заказавший аудит ИТ у внешней аудиторской компании, должен понимать, что через полгода-год (в зависимости от динамики развития) ситуация в организации изменится, результаты аудита потеряют свою актуальность.

 

Если в этот момент не провести повторный аудит для сравнения с предыдущими результатами, то деньги, вложенные в "первый" аудит, можно считать потерянными и придется проводить "первичный" аудит заново.

 

Основным преимуществом регулярного проведения аудита является накопление знаний организации, создание собственной базы знаний, которая позволит быстро и достоверно ответить на большинство вопросов, возникающих в организации.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.